Игровой урок ПРОПОРЦИИ
план-конспект урока алгебры (6 класс) по теме
Урок-путешествие " Пропорции. Решение задач с помощью пропорций". Основная цель урока : развитие интереса к математике, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого мышления, математической речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_proporcii.doc | 930.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «СОШ №5» Заводского района г.Саратова
Конспект игрового урока в 6 классе
по теме «Пропорция»
Учитель Заикина Н.А.
2011 - 2012 уч.г
УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ
Пропорция.
Решение задач с помощью пропорции.
Образовательная цель урока: Проверить умение находить неизвестный член пропорции, решать задачи с помощью пропорции.
Развивающая цель урока: Развитие интереса к предмету, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого мышления, математической речи.
Воспитательная цель урока: Формирование навыков самостоятельной деятельности, воспитание коллективизма, духа соревнования.
Оборудование урока: Компьютер мультимедийная установка, фотографии и карта г.Саратова, карточки для самостоятельной работы, плакаты с заданиями, карточки для индивидуальной работы.
ХОД УРОКА:
Учитель: Ребята! Через пять лет вы закончите школу. Перед вами встанет вопрос: какую профессию выбрать? Профессий много, как же тут разобраться? Вы уже знакомы с профессиями своих родственников, с профессией учителя. Но ведь существует ещё много интересных профессий. Чтобы узнать как можно больше о них, на наших уроках мы можем иногда путешествовать, встречаясь с людьми разных профессий, которые работают на различных предприятиях, знакомиться с продукцией этих предприятий. А как мы это будем делать – вы сегодня увидите. Это не совсем обычный урок. Мы отправимся с вами в поездку по некоторым местам нашего города Саратова. Путешествуя, выясним, как вы усвоили тему «Пропорции». Ведь данная тема служит основой для решения многих задач практического характера. С задачами, решение которых сводится к составлению пропорций, встречаются люди любой профессии. Итак, в путь!
I. Станция «Университет».
Учитель. На нашем пути – студенческий городок. Заглянем в одну из аудиторий университета. Здесь идёт конференция по истории математики.
1. Историческая справка (сообщение делает ученик) Учёные в Древней Греции не признавали дробных чисел и из-за этого у них возникали трудности с измерением величин. Пришлось греческим учёным придумать способ, как обходиться в науке без того, чтобы выражать длины, площади и объёмы числами.
Так было создано учение об отношениях величин, о равенстве таких отношений.
Равенство двух отношений стали потом называть латинским словом «пропорция». С пропорциями имели дело строители уже в Древнем мире. Правильное соотношение размеров возводимых ими дворцов и храмов придавало этим зданиям ту необыкновенную красоту, которая и сегодня восхищает нас.
Учитель. А в другой аудитории идёт практическое занятие. Давайте примем в нём участие.
2. Работа по карточкам. Два человека работают на откидных досках, двое отвечают с места.
Карточка 1.
Найдите неизвестный член пропорции:
1. (у = 3)
2. 6, 4: (х+3) = (х = 2,7)
Карточка 2.
Найдите неизвестный член пропорции:
1. 4,2 : у = 5 : 1 (у = 1)
2. 3,5 : 0,4 = х : 1 (х = 20)
3. Устная работа.
1. Какие из данных равенств являются пропорциями? Почему?
а) 2,5 : 0,5 = 4 + 1; б) 30 : 5 = :
2. Допишите недостающие члены пропорции:
а) 104 : = 160 : 20; б) 10 : 5 = :
1) Какое из этих заданий имеют конечное множество решений? Бесконечное? Почему?
2) Проверьте составленную пропорцию в пункте б) двумя способами.
3) Прочитайте пропорцию в пункте а) тремя способами.
4) Назовите крайние и средние члены пропорции в пункте а).
3. Из чисел 4, 2, 5, 10 составьте пропорцию. Как из данной пропорции получить верную пропорцию?
4. Проверьте, правильно ли найден неизвестный член пропорции:
75: 9 = 9 : у
у = 75.
- Как найти неизвестный средний член пропорции?
- Как найти неизвестный крайний член пропорции?
Учитель. Так как следующие станции связаны с решениями задач практического характера, давайте ответим на следующие вопросы.
- Какие величины называются прямо пропорциональными?
- Какие величины называются обратно пропорциональными?
- Приведите примеры прямо пропорциональных величин.
- Приведите примеры обратно пропорциональных величин.
- Приведите примеры величин, не являющихся пропорциональными.
II. Станция «Хлебозавод им. Стружкина»
Один ученик решает у доски с объяснением. Остальные решают в тетрадях.
Задача. При выпечке хлеба из килограмма ржаной муки пекарь получает 1,4 кг хлеба. Сколько кг муки расходуется на выпечку 21 центнера хлеба?
Решение. Пусть х кг муки расходуется на выпечку 21 ц хлеба.
1 кг – 1,4 кг
х кг – 2100 кг
1,4* х = 1 * 2100 х = 1500 Ответ: 15 ц хлеба.
Учитель. Итак, где мы сегодня побывали? О какой профессии узнали из этой задачи?
III. Станция «Саратовский домостроительный комбинат»
Два ученика решают на «крыльях» доски, остальные решают самостоятельно с последующей проверкой.
Задача. Пять каменщиков могут закончить работу за 9 дней. Инженер попросил ускорить работу и для этого добавил ещё 10 каменщиков. За какое время они закончат работу, считая, что все каменщики будут работать с одинаковой производительностью?
Решение. Пусть за х дней каменщики закончат работу.
5 кам. – 9 дн.
15 кам. – х дн.
15 х = 45; х = 3 Ответ: 3 дня
Вопрос классу: Каким свойством пользовались при решении задачи? Сформулируйте.
Учитель: В какой организации мы с вами побывали? Чем занимается эта организация? С какими профессиями мы познакомились?
IV. Станция «Фермерское хозяйство «Еремеевка»
В Саратовской области выращивают сахарную свёклу, из которой потом делают сахар на предприятиях пищевой промышленности.
Решим задачу (один ученик решает у доски с объяснением, остальные – в тетрадях).
Задача. В сахарной свёкле содержится 18,5 % сахара. Сколько сахара содержится в 50 тоннах сахарной свёклы?
Решение. Пусть х тонн сахара содержится в 50 т сахарной свёклы
50 т – 100%
х т – 18, 5 %
50 | = | 100 |
х | 18,5 |
х = 9, 25 Ответ: 9, 25 тонны
Работа с плакатом. Вопросы классу:
- Что вы видите на доске? (Краткая запись задачи и краткая запись обратной задачи)
- По краткой записи обратной задачи сформулируйте условие.
Условие. В сахарной свёкле содержится 18,5% сахара. Сколько надо взять сахарной свёклы, чтобы получить из неё 9,25 тонн сахара?
ПЛАКАТ
50 т – 100% | х т – 100% |
х т – 18,5% | 9,25 т – 18,5 % |
Учитель: Где мы сегодня побывали? Какой продукт там изготавливается? Из чего получается сахар?
V. Самостоятельная работа.
По итогам путешествия предлагается самостоятельная работа с взаимопроверкой учениками в конце урока; ответы проецируются с помощью кодоскопа на доску.
ВАРИАНТ 1.
1. Найдите неизвестный член пропорции.
2,8 : 3,2 = 2,1 : х (х = 2,4)
2. Найдите неизвестный член пропорции.
х : = : (х = )
3. Решите задачу.
На 20 км пути машина расходует 3 л горючего. Сколько горючего машина израсходует на 50 км пути? Ответ: 8 л
ВАРИАНТ 2.
1. Найдите неизвестный член пропорции.
у : 2,1 = 4,5 : 3,5 (у = 2,7)
2. Найдите неизвестный член пропорции.
х : = ( )
3. Решите задачу.
Участок клубники 24 человека пропололи за 6 дней. За сколько дней выполнят ту же работу 36 человек, если будут работать с такой же производительностью? (4 дня)
VI. Подведение итогов урока: Комментирование оценок.
Задание на дом. Придумать и красочно оформить 2 задачи на прямую и обратную пропорции. Записать их решение.
КАРТА ПУТЕШЕСТВИЯ
УНИВЕРСИТЕТ
ШКОЛА
ХЛЕБОЗАВОД
Фермерское хозяйство
Саратовский
ДомСтройКомбинат
ПРИЛОЖЕНИЯ:
Творческие работы учеников 6-ых классов.
Использованные ресурсы:
1.Виленкин и др. «Математика», 6 класс,
М. «Мнемозина», 2008
2. Газета «Математика», Издательский Дом
« Первое сентября», 2003 год.
3. Творческие работы учениц Плотниковой Алены и Рождественской Анастасии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Пропорция"
Конспект урока на ткму "Пропорция"...
Урок_Пропорция_6_класс
Конспект урока по теме : "Пропорции" математика 6 класс и презентация к этому уроку....
Урок "Пропорция"
Тема урока "Пропорция"...
Тема урока: «Пропорции. Основное свойство пропорции»
Тема урока:«Пропорции. Основное свойство пропорции»...
урок "Пропорция" 6 класс
урок с презентацией...
Технологическая карта урока к уроку_ Учитель: ИЗО и технологии Предмет:ИЗО Класс: 7 Тема урока: ПРОПОРЦИИ И СТРОЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА. ВЫПОЛНЕНИЕ АППЛИКАЦИИ
Технологическая карта урока к уроку_ Учитель: ИЗО и технологииПредмет:ИЗОКласс:7 Тема урока:ПРОПОРЦИИ И СТРОЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА. ВЫПОЛНЕНИЕ АППЛИКАЦИИ...
Игровой урок-повторение "Своя игра. Отношения и пропорции"
Данный материал поможет организовать на уроке математики в 6 классе итоговое повторение по темам "Отношения", "Пропорции", "Окружность и круг", "Вероятность события...