Конспект урока по русскому языку "Имя существительное как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему «Имя существительное как часть речи»
(По учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой)
Составила: Павлова Н.В.
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №10 г. Канаш Чувашской Республики
Цель урока: формировать представление о морфологическом богатстве имени существительного.
Задачи:
учебные:
- закрепить и обобщить сведения об имени существительном, изученные в начальной школе;
развивающие:
- развивать мышление, речь, умение сравнивать, классифицировать, оценивать свои результаты.
воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету, через упражнения прививать любовь к спорту, желание вести здоровый образ жизни.
Ожидаемые результаты:
предметные:
- вспомнить морфологические признаки имен существительных;
- выработать умения находить существительное в предложении;
- выявлять синтаксическую роль в предложении;
метапредметные:
- понимание информации устного и письменного сообщения;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
- умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
личностные:
- осознание роли имени существительного в русском языке;
- стремление к речевому самосовершенствованию;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Формы учебной деятельности: учебное сотрудничество, индивидуальная и совместная учебная работа, исследовательская деятельность, контрольно – оценочная и рефлексивная деятельность.
Тип урока: Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)
Технология: элементы технологии развивающего, проблемного, игрового, здоровьесберегающего обучения, ИКТ.
Методы и приемы, способствующие успешному формированию УУД:
- прием рефлексивной деятельности;
- метод конкретизации целей обучения;
- метод исследования;
- метод обсуждения новых знаний;
- метод решения и обсуждения проблемных задач и ситуаций, посильных опыту школьников.
Оборудование: карточки, презентация, раздаточный материал, учебники.
Ход урока
- Сегодня мы с вами проводим открытый урок русского языка, к нам пришли гости. Поприветствуем гостей улыбкой.
Прозвенел звонок и смолк, начинается урок, вы за парты тихо сели на меня все посмотрели
- С каким настроением вы пришли на урок? Покажите смайлики.
- Замечательно! Я желаю вам, чтобы ваше настроение осталось таким до конца урока. (А у кого настроение не очень хорошее, надеемся, что оно изменится в течение урока в лучшую сторону).
- Итак, начинаем урок.
Дети поднимают карточки с грустными и весёлыми смайликами
Создание благоприятной атмосферы
Личностные: интересуются изучением русского языка, традициями и ценностями родной культуры; создание ситуации успеха.
2. Создание проблемной ситуации
На доске карта, где странами являются разделы русского языка.
- Посмотрите на доску, что вы видите здесь?
- Эта карта необычная, она не похожа на те карты, с которыми вы работаете на уроках географии. В чем ее необычность?
- Правильно. Давайте вспомним, кто живет в этих странах.
-Карту.
- На этой карте странами являются разделы русского языка: Фонетика, Орфография, Морфемика, Лексика и т.д.
Разминка.
коммуникативные, познавательные
Создание благоприятной атмосферы заинтересованности, развитие монологической речи, работа над формированием логических умений
Игровая ситуация
- У меня в руках карточки, на которых записаны изученные нами лингвистические понятия – «жители» мира Русского языка. Я прошу каждого из вас сейчас выбрать карточку и, объяснив, поместить ее на карте в конвертик нужной страны
-Какая страна у нас осталась пустой, без жителей?
- Кто знает, кто живет в этой стране? Что изучается в разделе Морфология?
- Давайте послушаем, что же обозначает это слово?
- Как вы думаете, в каком из этих значений употреблено слово Морфология на нашей карте?
- Перечислите, какие же части речи живут в стране Морфология.
Карточки:
1. Синонимы, антонимы, омонимы. ( Лексика)
2. Словосочетание и предложение. (Синтаксис)
3. Звуки речи. (Фонетика)
4. Знаки препинания в предложениях (Пунктуация)
5. Правила постановки ударения. (Орфоэпия)
6. Правильное написание слов. (Орфография)
7. Алфавит. (Графика)
#1050;орень, приставка, суффикс, окончание. (Морфемика)
- Морфология
- Части речи
Заранее подготовленный ученик зачитывает словарную статью из словаря Ожегова.
-Во 2 значении
Учащиеся перечисляют знакомые им части речи
учебное сотрудничество
индивидуальная и совместная учебная работа
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, извлекают необходимую информацию из ответов высказываний одноклассников
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
- Сегодня мы с вами совершим путешествие в 1 из городов Морфологии, который называется ПРЕДМЕТИНСК.
Как вы думаете, кто живет в этом городе? Правильный ответ поможет нам определить тему урока.
-Правильно. Откройте тетради, запишите число, «классная работа» и тему сегодняшнего урока – «Имя существительное как часть речи»)
- Чтобы совершить экскурсию, нам нужно определить маршрут, т.е. цели нашего урока. С именем существительным вы знакомы с начальных классов. Учитывая это, давайте попробуем сформулировать цели урока.
- Сегодня на уроке вы расширите свои знания об этой части речи: вспомните, что обозначает имя существительное, выявите его морфологические признаки и синтаксическую роль.
Слово Предметинск имеет корень -предмет-, а предмет обозначает имя существительное, значит в этом городе живут имена существительные, и наша тема –Имя существительное).
Ответ учащегося
метод решения и обсуждения проблемной задачи и ситуаций, посильных опыту школьников
Метод конкретизации целей обучения
Умение самостоятельного осуществления учебной деятельности под руководством учителя
3. Актуализация знаний
-Итак, начинаем нашу экскурсию, поближе познакомимся с жителями г.Предметинск.
И 1 задание такое: на слайде вы видите слова. Давайте прочитаем их и объясним правописание пропущенных букв:
Коньки, л..довый, соревноваться, лыжня, катание, зимний, спускат…ся с горы, сп…ртсмен, фигурист, горнолыжный, хоккеист, ледяная площа…ка, чемпион.
- Какой темой объединены данные слова?
- Мы не случайно обратились к этой теме, ведь в феврале, в России отмечается День зимних видов спорта.
- Какие зимние виды спорта вам известны, и что вы о них знаете?
Объясняют орфограммы
- Все эти слова связаны с темой «Зимние виды спорта»
- Ответы детей сопровождаются показом слайдов
Метод обсуждения новых знаний
Личностные:
осознают свои возможности в учении, трудности и стремятся к их преодолению;
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, извлекают необходимую информацию из ответов высказываний одноклассников и из мультимедийной презентации , делают выводы;
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: обсуждают, задают вопросы с целью получения необходимой информации.
Самостоятельная работа с самопроверкой и взаимопроверкой по шаблону.
- А сейчас вернемся к нашим словам (на слайде).
Задание: выпишите только те слова, которые обозначают предмет в 2 столбика: 1) КТО? и 2) ЧТО?
-Проверим. Как называются слова 1 столбика? …2 столбика?
-Какой вывод о существительных можно сделать из этого упражнения?
Имена существительные отвеч. на вопр. кто? или что?, обозначают предмет, бывают одушевленными и неодушевленными
индивидуальная и совместная учебная работа
Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации
Физминутка
Физкультминутка
1. Мы на лыжах в лес идем, (Дети машут руками)
Мы взбираемся на холм. Работают лыжными палками.
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога.
Вдруг поднялся сильный ветер,(Вращение туловищем)
Он деревья крутит, вертит ( вправо и влево).
И среди ветвей шумит.
Снег летит, летит, летит.
По опушке зайчик скачет, Прыжки.
Словно белый мягкий мячик.
Раз прыжок и два прыжок –
Вот и скрылся наш дружок!
Хоть приятно здесь кататься,
Надо снова заниматься.
Здоровьесберегающий
Работа с текстом
Текст
Катание на коньках – один из самых красивых и сложных видов зимнего активного отдыха. Оно доставляет многим огромное удовольствие. И не только!
Катание на свежем морозном воздухе закаляет организм. Иммунитет начинает лучше справляться с болезнями и инфекциями. Повышается выносливость, человек учится управлять своим телом. Кроме того, коньки очень полезны для осанки и суставов.
Таким образом, выбирая катание на коньках, человек не только получает массу положительных эмоций, но и укрепляет свое здоровье.
- Прочитайте текст.
-Определите тему и основную мысль текста.
-Определите тип текста, Докажите.
- Тема – катание на коньках, основная мысль – «катание на коньках – приятный и полезный вид спорта»
Тип текста – рассуждение. Здесь есть ТЕЗИС - Катание на коньках – один из самых красивых и сложных видов зимнего активного отдыха, ДОКАЗАТЕЛЬСТВА – почему катание на коньках полезно и приятно,
ВЫВОД – последнее предложение
метод обсуждения новых знаний;
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, извлекают необходимую информацию из ответов высказываний одноклассников и из мультимедийной презентации , делают выводы;
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: обсуждают, задают вопросы с целью получения необходимой информации.
Работа с учебником.
- Поработаем с учебником. Откройте стр. 46. Прочитайте правило, которое здесь дается.
- Что еще вы вспомнили о сущ., прочитав правило?
Задание по тексту:
- Вернемся к нашему тексту. Следующее задание по рядам: выписать существительные в той форме, в которой они употреблены в тексте.
1 ряд выписывает 3 сущ. м.р. ;
2 ряд – 3 сущ. ж. р.,
3 ряд -3 сущ. ср.р.
-Определите падеж и число у выписанных слов.
Выявление морфологических признаков существительного
Выявление синтаксической роли существительного
- Имена существительные живут в городе Предметинске, в стране Морфология. А работают в государстве Синтаксис, где на них всё держится. Они всё могут! Могут быть и подлежащими, и сказуемыми, и дополнениями, и обстоятельствами.
- Давайте выпишем из текста первое предложение 2 абзаца и разберем его по членам.
- Какой вывод о существительных можно сделать из этого упражнения?
- Они бывают м.р., ж.р, ср.р., изменяются по падежам и числам, в предложении бывают любым членом
- Давайте сделаем вывод о существительных из этого упражнения. (Существительные бывают ж., м. и ср. рода
Проверка
В предложении существительные чаще всего бывают подлежащим, дополнением и обстоятельством
Самостоятельная работа
Учебное сотрудничество, индивидуальная и совместная учебная работа
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, извлекают необходимую информацию
личностные:
осознают свои возможности в учении, трудности и стремятся к их преодолению;
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, извлекают необходимую информацию из ответов высказываний одноклассников и из мультимедийной презентации , делают выводы;
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: обсуждают, задают вопросы с целью получения необходимой информации.
4. Работа в группах. Подготовка к устной части ОГЭ
- А сейчас поработаем в группах.
Перед вами фотографии. (Каждая группа получает фотографию по теме «Зимние виды спорта»)
- Вам нужно устно описать ее по плану, который дается под фотографией.
Работа в группах
совместная учебная работа
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.
- Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Что нового узнали на уроке?
- Какие трудности у вас появились в процессе работы?
- Как вы их преодолевали?
- Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?
- Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.
(Выставляет оценки)
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют маршрутный лист.
индивидуальная работа
Регулятивные: оценивают свою работу.
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.
- Домашнее задание
Выполнить упражнение 473 или 474, стр. 45 ( по выбору)
Записывают в дневник
индивидуальная работа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Союз как часть речи"
Цель урока: 1. Дать понятие о союзе как о служебной части речи;2. Показать основные функции союзов в предложении и тексте.3. Формировать умение ставить знаки препинания в сложных союзных п...
Конспект урока по русскому языку "Глагол как часть речи", 5 класс
Конспект урока по русскому языку по теме"Глагол как часть речи" (5 класс) по своему типу относится к урокам повторения и закрепления темы. Конспект содержит основные цели урока, оборудование; урок сос...
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Части речи"
Конспект урока...
Конспект урока по русскому языку «Местоимение как часть речи»
Тема: Местоимение как часть речи. Метапредметная тема: определение и понятие.Класс: 6УМК: Львова С. И. Львов В. В. Русский язык: 6 класс: 3 ч. : Учебник для общеобразовательных учреждений....
Конспект урока по теме: "Имя существительное как часть речи"
План-конспект урока русского языка...
конспект урока по теме "Имя существительное как часть речи".
Конспект предназначен для студентов 1 курса колледжа, составлен по учебнику Н.Г. Голцовой, И.В. Шамшина, М.А. Мищериной....
Конспект урока по русскому языку "Глагол как часть речи" 5 класс
Конспект урока по русскому языку "Глагол как часть речи" 5 класс...