Реализация технологии смыслового чтения при подготовке обучающихся к ГИА по русскому языку и литературе
презентация к уроку по русскому языку

Елисеева Ольга Анатольевна

Как применять приёмы смыслового чтения при работе с заданиями ОГЭ и ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priyomy_smyslovogo_chteniya_pri_podgotovke_k_gia.pptx984.53 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Реализация технологии смыслового чтения при подготовке обучающихся к ГИА по русскому языку и литературе Выступление на ШМО у чителей русского языка и литературы

Слайд 2

Актуальность ▪ Информатизация общества; ▪ Увеличение объема текстовой информации; ▪ Изменение требований к выпускникам; ▪ Успешное прохождение ГИА; ▪ ФГОС ▪ Нежелание школьников читать;

Слайд 3

Смысловое чтение – это..  вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста  осознанное чтение, позволяющее извлекать из текста информацию в соответствии с учебной задачей.  умение воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию).  такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.  Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

Слайд 4

Технология смыслового чтения включает в себя 3 этапа работы с текстом : 1. Работа с текстом до чтения . 2. Работа с текстом во время чтения . 3. Работа с текстом после чтения .

Слайд 5

Применение приемов предтекстовой деятельности при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку  Поскольку и на ЕГЭ, и на ОГЭ по русскому языку в контрольных измерительных материалах для анализа даны адаптированные тексты, представляющие собой отрывки из произведений, использование большинства предтекстовых приемов довольно затруднительно . Однако многие тексты легко идентифицируются, так что можно восстановить заглавие самостоятельно и использовать прием «Рассечение вопроса» («прогноз по заголовку») . К числу таких текстов относятся, к примеру, «Святая ложь», «Куст сирени» и «Чуде сный доктор» А . И . Куприна, «Не пускайте Рыжую на озеро» Е . Габовой, рассказы А . П . Чехова, Б . Екимова и т . д . Кроме того, информация об авторе, данная после текста, тоже может помочь в выявлении тематики и проблематики произведения, особенностей творчества того или иного писателя .

Слайд 6

Применение приемов предтекстовой деятельности при подготовке к итоговому собеседованию по русскому языку  Данный этап работы можно рассмотреть на примере текста КИМ о Ю . Никулине . Задание к тексту : «Выразительно прочитайте вслух текст об известном актере, артисте цирка Юрии Владимировиче Никулине (1921- 1997 )» - уже предвосхищает, обобщает, концентрирует основное содержание текста, выражает его суть, является своеобразным кодом, расшифровка которого открывает возможности «осмысленной» работы читателя с произведением . Здесь тоже уместно применение приемов «прогнозирования» или «рассечение вопроса» с опорой на читательский опыт учащихся : «О чем, как вы думаете, пойдет речь в тексте? Что вы знаете об этом человеке?» Можно составить список слов, с которыми ассоциируется данный текст, используя прием «глоссария» : актер, артист цирка, выдающийся деятель культуры, знаменитый клоун, комик, участник ВОВ и т . п .

Слайд 7

Кроме того, всегда нужно обращать внимание учащихся на формулировку заданий – это ведь тоже текст, который учащиеся должны прочитать и понять, что от них требуется. К сожалению, на практике очень часто можно услышать от учащихся: «Я не то прочитал».  Например, задание 23 на ЕГЭ по русскому языку может формулироваться следующим образом: «Какие из перечисленных утверждений являются верными?» (вариант 1), «Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными?» (вариант 6). Задание 21 чаще всего формулируется так: «Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?» (вариант 1). Однако может быть дана и такая формулировка: «Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста?» (вариант 14). Или даже такая: «На какие вопросы в тексте нет ответа?». То же самое касается, к примеру, задания 15, где необходимо указать все цифры, на месте которых пишется НН или Н.

Слайд 8

Работа с формулировкой задания  Реже подобные задания встречаются и на ОГЭ по русскому языку. Так, задание 7, включающее анализ средств выразительности, может включать следующие формулировки: «Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм» (вариант 31), «Укажите варианты ответов, в которых не содержится фразеологизма» (вариант 36). И, несмотря на то что составители заданий графически (жирным шрифтом) выделяют ключевое слово в таких заданиях, зачастую выпускники игнорируют и это, читая задание поверхностно.

Слайд 9

Работа с формулировкой задания  Выделение ключевых слов необходимо при чтении любого задания на ГИА. При разборе заданий ОГЭ и ЕГЭ по литературе следует обратить внимание выпускников на то, что вопросы включают два элемента: 1) то, что известно (предпосылка вопроса); 2) то, что неизвестно и требуется узнать на основе определённых информационных источников. Например: «Кто больше заслуживает характеристики «великодушный государь»: Екатерина II, простившая Гринева, или Пугачев, пощадивший его? (По роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»).

Слайд 10

Работа с формулировкой задания  При подготовке к итоговому сочинению полезным нам представляется сравнение похожих вопросов, например: «Можно ли простить измену?» и «Когда можно простить измену?». Очевидно, что ответ на первый вопрос предполагает вариативность (да/нет), а ответ на второй вопрос должен иллюстрировать тезис о том, что измену простить можно. Такая работа способствует более точной формулировке идеи сочинения.

Слайд 11

Работа с текстом во время чтения нацелена на понимание текста и создание его читательской интерпретации, обобщение части прочитанного текста, постановку вопросов обобщающего характера, высказывание предположений по дальнейшему развитию сюжета и роли героев в композиции текста и т.д.  Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста всеми доступными средствами.

Слайд 12

Наиболее распространенные приемы текстовой деятельности :  «Чтение вслух»  «Чтение про себя с вопросами»  «Чтение с остановками»  «Чтение про себя с пометкой»  «Чтение в кружок»  «Чтение с вопросником»

Слайд 13

Как Вы понимаете значение выражения МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение - рассуждение на тему « В чем проявляется материнская любовь ?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.  (1)Однажды в начале октября, рано утром, уходя в гимназию, я забыл ещё с вечера приготовленный матерью конверт с деньгами. (2)Их нужно было внести за обучение в • Когда происходит действие в тексте? (осенью, в начале октября, рано утром) • От какого лица ведется повествование в тексте? Какое местоимение используется? (от первого лица, местоимение «я») • Как мы обычно называем того, от чьего имени ведется повествование? (рассказчик, повествователь, герой-повествователь) • Чем вы обычно занимаетесь осенью, в начале октября, рано утром? (ходим в школу, собираемся в школу) первом полугодии.

Слайд 14

Как Вы понимаете значение выражения МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему « В чем проявляется материнская любовь ?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.  (1)Однажды в начале октября, рано утром, уходя в гимназию, я забыл ещё с вечера приготовленный матерью конверт с деньгами. (2)Их • Где учится рассказчик? (в гимназии) • Что такое гимназия, чем гимназия отличается от обычной школы? (гимназия – элитное учебное заведение) • О каком событии рассказывает герой - повествователь? (он забыл дома конверт с деньгами, приготовленный матерью с вечера) • А как характеризует мать то, что она нужно было внести за приготовила конверт с деньгами заранее, с обучение в первом полугодии. вечера? (она заботливая, заботится о сыне) • В чем проявляется ее любовь к сыну? (в заботе, внимании)

Слайд 15

Чтение с остановками необходимо и при разборе текста для выполнения задания 27 (сочинения) в ЕГЭ по русскому языку. • От какого лица ведется  Когда где-нибудь в доме отдыха целый день забиваешь козла или когда в выходной выедешь с ребятами за город и тоже целый день собираешь землянику, то потом, ночью, когда земляника уже давно съедена или костяшки убраны, все равно перед глазами долго еще мелькают красные ягодиночки или белые очочки, и никак от них не избавишься. Так было и сейчас. Что бы я ни делал, в голове моей мерно взлетали лопаты. Лопаты. Лопаты. Лопаты. Они погружались в мягкую глинистую почву, сочно чавкающую под режущим лезвием. Они отрывали комья, цепляющиеся за родной пласт, они несли на себе землю, эти непрерывно движущиеся лопаты, они качали землю в своих железных ладонях, баюкали ее или резали аккуратными ломтями. повествование в тексте? Какое местоимение используется? (от первого лица, местоимение «я») • Как мы обычно называем того, от чьего имени ведется (рассказчик, герой - повествование? повествователь, повествователь) • Почему рассказчик всегда видит перед собой лопаты? (он все время копает землю) • Почему рассказчик употребляет множественное число, говоря о лопатах? (он выполняет эту работу не один)

Слайд 16

Чтение с остановками необходимо и при разборе текста для выполнения задания 27 (сочинения) в ЕГЭ по русскому языку. Фактическая информация:  Когда где-нибудь в доме отдыха целый день забиваешь козла или когда в выходной выедешь с ребятами за город и тоже целый день собираешь землянику, то потом, ночью, когда земляника уже давно съедена или костяшки убраны, все равно перед глазами долго еще мелькают красные ягодиночки или белые очочки, и никак от них не избавишься. Так было и сейчас. Что бы я ни делал, в голове моей мерно взлетали лопаты. Лопаты. Лопаты. Лопаты. Они погружались в мягкую глинистую почву, сочно чавкающую под режущим лезвием. Они отрывали комья, цепляющиеся за родной пласт, они несли на себе землю, эти непрерывно движущиеся лопаты, они качали землю в своих железных ладонях, баюкали ее или резали аккуратными ломтями. Люди копают землю. Причем делают это постоянно, весь день, так что даже перед сном, закрывая глаза, видят эти лопаты, врезающиеся в землю.

Слайд 17

Чтение с вопросником при подготовке к итоговому собеседованию (задание1, 2)  «Ю ́ рий Нику ́ лин родился 18  Вопросы: декабря 1921 года в Деми ́ дове, • С какой датой ассоциируется бывшем Поре ́ чье, Смоленской этот отрывок? (дата рождения, губернии, куда его родителей 18 декабря 1921г) занесла Гражданская война. Ещё в детстве первый поход в • Какие здесь звучат слова собственные? (Демидов, цирк оставил в душе Никулина Поречье, Смоленская неизгладимые впечатления: он губерния). даже попросил как-то нарядить его в клоуна, когда его пригласили на день рождения» • О каком историческом событии говорится? (Гражданская война) • Что произвело неизгладимое впечатление в детстве на Никулина? (поход в цирк)

Слайд 18

Работа с текстом после чтения нацелена на корректировку читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом. Главная задача - обеспечить углубленное восприятие и понимание текста, беседа, результатом которой должно стать понимание авторского смысла.

Слайд 19

Наиболее распространенные приемы послетекстовой деятельности :  «Отношения между вопросом и ответом»  «Тайм-аут»  «Проверочный лист»  «Вопросы после текста»  «Ромашка Блума»  «Синквейн»  «Кластер»  «Толстые и тонкие вопросы»

Слайд 20

 Найдите и  Как вы понимаете выражения: 1) в полной мере хлебнуть лиха; 2) выпавшего на долю; 3) попал в поле зрения; 4) целый букет разнообразных болезней. подчеркните в тексте предложение, которое подтверждает, что Ю. Никулин: 1) актер ; 2) артист цирка 3) блокадник . Примеры заданий послетекстового чтения при подготовк е к итоговому собеседованию

Слайд 21

Примеры заданий послетекстового чтения при подготовк е к итоговому собеседованию  Подберите  Восстановите последовательность текста, расставив номера. 1) 18 ноября 1939 года Юрия Никулина призвали в Красную Армию. 2) На 1960-е годы приходится пора творческого синонимы к словам: занесла, определили (в зенитный полк), (творческий) расцвет. расцвета Юрия Никулина. 3) Ю ́ рий Нику ́ лин родился в Деми ́ дове, бывшем Поре ́ чье. 4) Вскоре Никулин попал в поле зрения Карандаша, самого популярного в 1940 - 1950-е годы клоуна в стране. 5) Юрий Никулин выступал на манеже до 60 лет.

Слайд 22

Заключение  Смысловое чтение формирует познавательный интерес, умение сопоставлять факты и делать умозаключения, активизирует воображение, развивает речь, мышление, также учит работать с информацией. Изложенные стратегии универсальны и могут применяться всеми учителями – предметниками. Активное внедрение стратегий смыслового чтения, технологий всеми учителями различных учебных дисциплин позволит выпускникам успешно сдать государственную итоговую аттестацию и стать полноценными членами нового информационного общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя методическая тема: "Стратегии смыслового чтения: развитие творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы"

Материал представляет собой накопленное количество приемов смыслового чтение, которые вызывают интерес у учащихся к чтению, развивают воображение, формируют речь....

Реализация технологии смыслового чтения на уроках географии в курсе «Экономической географии России»

Технология смыслового или продуктивного чтения – ведущая составляющая современной школы. Ее активное применение на уроках педагогами различных школьных курсов предопределено требованиями обществ...

Формирование навыков смыслового чтения и работа с текстом на уроках русского языка и литературы.

Методическая разработка о формировании смыслового чтения на уроках русского языка и литературы...

Стратегии смыслового чтения и работа с текстом на уроках русского языка и литературы

Главным источником развития человека является способность читать информацию, предоставленную нам окружающим миром. В широком смысле слово «читать» понимается как умение объяснять, истолков...

Смысловое чтение-условие для достижения результатов на уроках русского языка и литературы

Небольшая статья в помощь учителям русского языка и литературы. Какие новые формы смыслового чтения предлагают требования ФГОС...

Мастер-класс «Технология продуктивного чтения при подготовке учащихся к ВПР по русскому языку с использованием краеведческого материала»

Показаны приёмы, которые можно использовать при подготовке обучающихся к ВПР по русскому языку. В мастер-классе используется текст с краеведческим материалом....