Мастер-класс «Технология продуктивного чтения при подготовке учащихся к ВПР по русскому языку с использованием краеведческого материала»
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Воронина Наталья Геннадьевна

Показаны приёмы, которые можно использовать при подготовке обучающихся к ВПР по русскому языку. В мастер-классе используется текст с краеведческим материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx23.09 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс на тему: «Технология продуктивного чтения при подготовке учащихся к ВПР по русскому языку с использованием краеведческого материала».

1. Приветствие.

- Добрый день, уважаемые коллеги! Рада вас всех видеть.

2. Определение темы мастер-класса.

- Как известно, современный человек, чем бы он ни занимался в жизни, всегда является читателем. Считаю, что в рамках подготовки к ВПР, нужно уделять большое внимание анализу текста, потому что умение работать с текстом, понимание его зависит от того, насколько у учащихся развиты творческие и аналитические способности.

С этой целью и была выбрана тема моего мастер-класса «Технология продуктивного чтения при подготовке к учащихся к ВПР по русскому языку с использованием краеведческого материала»

Как писал Ушинский: «Читать – это еще ничего не значит, ЧТО читать и КАК понимать прочитанное – вот в чём главное». 

3. Работа по теме мастер-класса.

- Представьте, что Вам нужно выступить перед аудиторией. Можете ли сейчас ответить на вопрос, чтобы объяснить слушателям, что такое продуктивное чтение?

- Давайте сейчас мы с вами, используя метод шкалирования, определим на какой позиции находится каждый из вас? Это полноценное восприятие и понимание текста читателем, активная читательская позиция по отношению к тексту и его автору.

Целью технологии продуктивного чтения является формирование правильной читательской деятельности и умения самостоятельно понимать текст.

Данная технология включает в себя три этапа работы с текстом.

1 этап - работа с текстом до чтения. Предлагаю на этом этапе использовать приёмы технологии развития креативного мышления. (на слайде 2 приёма) Метод «Ключевые слова», «Визуализация»

- Итак, побудем в роли учеников. Перед вами на слайде ключевые слова, взятые из текста. Предположите содержание текста.

- Стройная дама;

- Маленький конверт с письмом;

- Значимые события;

- 16 тысяч страниц;

- бабушкины мемуары.

- Музей истории

А теперь давайте для полной ясности картины используем приём «Визуализация». Перед вами часть композиции с надписью.

«Иногда я просто жажду убраться отсюда и покончить со всеми заботами и неприятностями повседневной жизни...Но, в глубине души, я знаю, что нигде мне не будет так хорошо, как в этом неухоженном, но прекрасном месте. Ибо именно здесь прошла большая часть моей жизни»

- Кто догадался, о чём или о ком будет наш текст?

Фотография памятника

Переходим ко 2 этапу работы с текстом

2 этап – работа с текстом во время чтения. Приём «Инсерт», модель Фрейера.

Приём «Чтение с пометками» («Инсерт»)

Этот приём является средством, позволяющим ученику отслеживать своё понимание текста. Давайте попробуем его на практике. Во время чтения текста я предлагаю вам делать пометки. + - если вам известна эта информация; - если информация для вас оказалась новой, ? если вы хотели бы поподробнее узнать об этой информации.

Читается текст, делаются пометки.

- Поднимите карточку с – те, кто для себя нашёл новую информацию, озвучьте её. Поднимите карточку с ? те, кто чем-то заинтересовался и хотел бы узнать побольше.

В: Мы поработали с текстом и давайте определим тему текста. О чём он? (памятник, композиция памятника).

В: Почему именно этой женщине поставили памятник. Какая основная мысль текста? (её письма – это история Владивостока)

Правильно. Поэтому ей поставлена данная композиция.

А сейчас предлагаю вам поработать со словом композиция, используя модель Фрейера.

Эта модель позволяет обучающимся рассматривать понятие или событие с четырёх сторон, записывая его обязательные и необязательные характеристики, примеры и антипримеры.

Для примера давайте разберём слово связь. Перед вами модель Фрейера. В центре слово, взятое для анализа.

Это многозначное слово.

  1. Взаимные отношения.
  2. Близость, внутреннее единство.
  3. Общение (дружеское или деловое), сношения.
  4. Сообщение, сношение с помощью различных средств.

Те слова, которые объединяют все значения, я выписала в обязательные. Те слова, которые встречаются только в некоторых значениях, я выписала в необязательные. Пример из текста записывается в часть под названием «Примеры», а свой пример с другим значением я записала в антипример.

Перед вами 4 характеристики слова композиция. Предлагаю распределить их в модели Фрейера. Лексическое значения этого слова вы можете видеть на слайде.

3 этап – понимание текста на уровне смысла.

На этом этапе предлагаю использовать постерную технологию. Само слово постер пришло из полиграфии (от англ. poster) - обозначает плакат или афишу рекламного характера.

Алгоритм работы над постером:

1. Определение тематики постера.

2. Постановка задач.

3. Выбор материалов.

4. Создание творческого продукта

5. Презентация продукта.

Творческая группа. (5 человек) Используя фотографии и информацию из текста, создайте афишу с рекламой выставки «Письма из Владивостока» (формат А3). Представьте свои работы.

Материал: клей, ножницы, бумага, фотографии, фломастеры

Остальные смотрят видео.

4. Рефлексия.

- Вернемся к нашей шкале, определим на какой позиции находится каждый из вас на данный момент.

Поднимите руки, кто продвинулся вперёд по шкале и пополнил свои знания о продуктивном чтении.

 Спасибо, это является оценкой моей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная подготовка учащихся по литературе и русскому языку поможет закрепить теоретический материал по важным подтемам, структурировать знания

1. вопросы к семинару (10 класс)2. вопросы к зачету (7,8 класс)3. творческие задания (6-10 класс)4. подготовка к ЕГЭ (11 класс)...

Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку с использованием информационных технологий.

Сегодня основная задача, которая стоит перед каждым учителем, -  это как можно  лучше подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ. В статье рассматриваются вопросы как развития языковых навыков и речев...

Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку с использованием ИКТ

Подготовка учащихся  к ЕГЭ по русскому языку с использованием ИКТСтремительно развивающееся современное общество с его достижениями в области информационно-коммуникативных технологий предъявляет ...

Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку с использованием ИКТ

Подготовка учащихся  к ЕГЭ по русскому языку с использованием ИКТСтремительно развивающееся современное общество с его достижениями в области информационно-коммуникативных технологий предъявляет ...

статья "использование здоровьесберегающих технологий при подготовке учащихся к ГИА по русскому языку."

В статье рассматривается актуальность данной темы, рассматриваются некоторые вопросы по использованию данной технологии. На практических примерах показаны отдельные способы и приёмы работы. Сделаны вы...

мастер-класс "Игроваяя технология как средство познавательной и творческой деятельности на уроках русского языка"

Дидактическая игра является самым действенныым методом для развития и совершенствования умственных, познавательных и творческих способностей детей. Целью обращения к игровым технологиям является приоб...