Мастер-класс «Технология продуктивного чтения при подготовке учащихся к ВПР по русскому языку с использованием краеведческого материала»
методическая разработка по русскому языку (6 класс)
Показаны приёмы, которые можно использовать при подготовке обучающихся к ВПР по русскому языку. В мастер-классе используется текст с краеведческим материалом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 23.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс на тему: «Технология продуктивного чтения при подготовке учащихся к ВПР по русскому языку с использованием краеведческого материала».
1. Приветствие.
- Добрый день, уважаемые коллеги! Рада вас всех видеть.
2. Определение темы мастер-класса.
- Как известно, современный человек, чем бы он ни занимался в жизни, всегда является читателем. Считаю, что в рамках подготовки к ВПР, нужно уделять большое внимание анализу текста, потому что умение работать с текстом, понимание его зависит от того, насколько у учащихся развиты творческие и аналитические способности.
С этой целью и была выбрана тема моего мастер-класса «Технология продуктивного чтения при подготовке к учащихся к ВПР по русскому языку с использованием краеведческого материала»
Как писал Ушинский: «Читать – это еще ничего не значит, ЧТО читать и КАК понимать прочитанное – вот в чём главное».
3. Работа по теме мастер-класса.
- Представьте, что Вам нужно выступить перед аудиторией. Можете ли сейчас ответить на вопрос, чтобы объяснить слушателям, что такое продуктивное чтение?
- Давайте сейчас мы с вами, используя метод шкалирования, определим на какой позиции находится каждый из вас? Это полноценное восприятие и понимание текста читателем, активная читательская позиция по отношению к тексту и его автору.
Целью технологии продуктивного чтения является формирование правильной читательской деятельности и умения самостоятельно понимать текст.
Данная технология включает в себя три этапа работы с текстом.
1 этап - работа с текстом до чтения. Предлагаю на этом этапе использовать приёмы технологии развития креативного мышления. (на слайде 2 приёма) Метод «Ключевые слова», «Визуализация»
- Итак, побудем в роли учеников. Перед вами на слайде ключевые слова, взятые из текста. Предположите содержание текста.
- Стройная дама;
- Маленький конверт с письмом;
- Значимые события;
- 16 тысяч страниц;
- бабушкины мемуары.
- Музей истории
А теперь давайте для полной ясности картины используем приём «Визуализация». Перед вами часть композиции с надписью.
«Иногда я просто жажду убраться отсюда и покончить со всеми заботами и неприятностями повседневной жизни...Но, в глубине души, я знаю, что нигде мне не будет так хорошо, как в этом неухоженном, но прекрасном месте. Ибо именно здесь прошла большая часть моей жизни»
- Кто догадался, о чём или о ком будет наш текст?
Фотография памятника
Переходим ко 2 этапу работы с текстом
2 этап – работа с текстом во время чтения. Приём «Инсерт», модель Фрейера.
Приём «Чтение с пометками» («Инсерт»)
Этот приём является средством, позволяющим ученику отслеживать своё понимание текста. Давайте попробуем его на практике. Во время чтения текста я предлагаю вам делать пометки. + - если вам известна эта информация; - если информация для вас оказалась новой, ? если вы хотели бы поподробнее узнать об этой информации.
Читается текст, делаются пометки.
- Поднимите карточку с – те, кто для себя нашёл новую информацию, озвучьте её. Поднимите карточку с ? те, кто чем-то заинтересовался и хотел бы узнать побольше.
В: Мы поработали с текстом и давайте определим тему текста. О чём он? (памятник, композиция памятника).
В: Почему именно этой женщине поставили памятник. Какая основная мысль текста? (её письма – это история Владивостока)
Правильно. Поэтому ей поставлена данная композиция.
А сейчас предлагаю вам поработать со словом композиция, используя модель Фрейера.
Эта модель позволяет обучающимся рассматривать понятие или событие с четырёх сторон, записывая его обязательные и необязательные характеристики, примеры и антипримеры.
Для примера давайте разберём слово связь. Перед вами модель Фрейера. В центре слово, взятое для анализа.
Это многозначное слово.
- Взаимные отношения.
- Близость, внутреннее единство.
- Общение (дружеское или деловое), сношения.
- Сообщение, сношение с помощью различных средств.
Те слова, которые объединяют все значения, я выписала в обязательные. Те слова, которые встречаются только в некоторых значениях, я выписала в необязательные. Пример из текста записывается в часть под названием «Примеры», а свой пример с другим значением я записала в антипример.
Перед вами 4 характеристики слова композиция. Предлагаю распределить их в модели Фрейера. Лексическое значения этого слова вы можете видеть на слайде.
3 этап – понимание текста на уровне смысла.
На этом этапе предлагаю использовать постерную технологию. Само слово постер пришло из полиграфии (от англ. poster) - обозначает плакат или афишу рекламного характера.
Алгоритм работы над постером:
1. Определение тематики постера.
2. Постановка задач.
3. Выбор материалов.
4. Создание творческого продукта
5. Презентация продукта.
Творческая группа. (5 человек) Используя фотографии и информацию из текста, создайте афишу с рекламой выставки «Письма из Владивостока» (формат А3). Представьте свои работы.
Материал: клей, ножницы, бумага, фотографии, фломастеры
Остальные смотрят видео.
4. Рефлексия.
- Вернемся к нашей шкале, определим на какой позиции находится каждый из вас на данный момент.
Поднимите руки, кто продвинулся вперёд по шкале и пополнил свои знания о продуктивном чтении.
Спасибо, это является оценкой моей работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самостоятельная подготовка учащихся по литературе и русскому языку поможет закрепить теоретический материал по важным подтемам, структурировать знания
1. вопросы к семинару (10 класс)2. вопросы к зачету (7,8 класс)3. творческие задания (6-10 класс)4. подготовка к ЕГЭ (11 класс)...
Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку с использованием информационных технологий.
Сегодня основная задача, которая стоит перед каждым учителем, - это как можно лучше подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ. В статье рассматриваются вопросы как развития языковых навыков и речев...
Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку с использованием ИКТ
Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку с использованием ИКТСтремительно развивающееся современное общество с его достижениями в области информационно-коммуникативных технологий предъявляет ...
Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку с использованием ИКТ
Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку с использованием ИКТСтремительно развивающееся современное общество с его достижениями в области информационно-коммуникативных технологий предъявляет ...
Статья "Использование фрагментов технологии продуктивного чтения для подготовки к ГИА по географии"
В статье приводятся примеры работы с текстом на уроках географии....
статья "использование здоровьесберегающих технологий при подготовке учащихся к ГИА по русскому языку."
В статье рассматривается актуальность данной темы, рассматриваются некоторые вопросы по использованию данной технологии. На практических примерах показаны отдельные способы и приёмы работы. Сделаны вы...
мастер-класс "Игроваяя технология как средство познавательной и творческой деятельности на уроках русского языка"
Дидактическая игра является самым действенныым методом для развития и совершенствования умственных, познавательных и творческих способностей детей. Целью обращения к игровым технологиям является приоб...