Моя методическая тема: "Стратегии смыслового чтения: развитие творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы"
учебно-методический материал по литературе по теме
Материал представляет собой накопленное количество приемов смыслового чтение, которые вызывают интерес у учащихся к чтению, развивают воображение, формируют речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
medodicheskaya_tema_strategii_smyslovogo_chteniya.zip | 632.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Стратегии смыслового чтения: развитие творческого потенциала учащихся на уроках
русского языка и литературы
В настоящее время перед учителями русского языка и литературы наиболее остро стоит проблема снижения читательской грамотности у детей. А ведь именно от этого зависит успешность ребенка в целом, его развитие и становление. Дело в том, что умение читать еще не дает основания говорить о его уровне интеллекта, способности к самообразованию и саморазвитию. Читать – не значит мыслить. Можно читать бегло и с выражением, но при этом не понимать о чем читаешь. Именно поэтому интерес к чтению пропадает вовсе. Важнейшей задачей перед нами стоит пробуждение интереса к чтению, в решении этой проблемы нам помогут стратегии смыслового чтения.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования, предъявляя требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы, в качестве обязательного компонента выделяет «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».
Чтение является метапредметным результатом, и составляющие его части есть в структуре всех универсальных учебных действий:
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять смысл использованных слов русского языка, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.
Для работы с текстом читатель выбирает свои стратегии.
Стратегии смыслового чтения - это различные приемы, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.
Данный подход учит анализировать, отбирать, интегрировать и воспитывает независимого, мыслящего читателя. Каждый ученик запоминает свои способы и переносит их в другие ситуации, что делает стратегию универсальной.
Стратегии смыслового чтения базируются на приёмах современных образовательных технологий, таких как технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология проектной деятельности, модульная технология, кейс-технология.
Технология смыслового чтения включает в себя три этапа:
Фазы деятельности по пониманию текста | Стратегии смыслового чтения |
I этап. До чтения. | 1. Поиск информации и понимание прочитанного. |
II этап. Во время чтения. | 2. Преобразование и интерпретация информации. |
III этап. После чтения. | 3. Оценка информации. |
Предтекстовые стратегии (приемы) нацелены на постановку задач чтения, актуализацию предшествующих знаний и опыта, а также на создание мотивации к чтению. К наиболее распространенным, которые используются мной, относятся стратегии «Глоссарий», «Мозговой штурм», «Ассоциативный куст», «Ориентиры предвосхищения», «Лови ошибку».
Прием «Глоссарий» необходим для актуализации и повторения имеющейся информации, расширения словарного запаса. Данная стратегия пробуждает мотивацию деятельности учащихся, вызывает интерес к чтению, заставляет учащегося мыслить самостоятельно, развивает воображение.
Например, перед чтением баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» предлагаю учащимся тему текста и список слов (Олег, конь, кудесник, старец, хазары, враги, жребий, предсказание, змея, смерть), которые относятся к этой теме. Ребята до чтения отмечают те слова, которые, с их точки зрения, встретятся в тексте, размышляют о возможном развитии сюжета. После чтения возвращаются к списку слов и переосмысливают тему и сюжет текста.
Приемы «Мозговой штурм» и «Ассоциативный куст» позволяют за короткий промежуток времени, используя интеллектуальный потенциал каждого ученика, решить поставленные задачи. К данным приемам прибегаю для коллективного поиска решения проблемы, вовлечения в работу как можно большего числа учащихся.
Например, перед анализом стихотворения Г.Р. Державина «Памятник» девятиклассникам было предложено записать свои ассоциации к слову «Памятник». Так мы создали «Ассоциативный куст». Ребята назвали такие слова, как память, статуя, вечная, слава, высокий, честь, заслуга, уважение и т.д.
Затем прочитали текст стихотворения и посмотрели, адекватна ли информация, данная ими тому, что мы узнали из текста. Здесь согласно приему «Мозговой штурм» записываю всё, что предлагается детьми. Каждая идея, каждый факт важны и должны быть зафиксированы. Записываем в краткой форме, если возникает необходимость прояснить какую либо идею, можно дать возможность ее автору высказаться после завершения «Мозгового штурма». Роль учителя состоит в том, чтобы «погрузить» учащихся в проблему, объединить их в процессе коллективной деятельности. Этот приём может быть индивидуальным, парным или групповым, всё зависит от типа урока.
Прием «Мозгового штурма» можно также применить вначале урока литературы. Например, изучая творчество И.А.Крылова в 6 классе, ребятам предлагается выдвинуть гипотезы в форме вопросов: Каким человеком был И.А. Крылов? Какие книги любил читать? Помогал ли он людям? В чем заключалась эта помощь?
На уроке русского языка в 7 классе при изучении темы «Краткие причастия» использовала прием «Ориентиры предвосхищения».
1. Учащимся необходимо прочитать суждения и отметить те, с которыми они согласны (V).
До чтения | Суждения | После чтения |
| 1.Все причастия имеют полную и краткую форму. 2. Действительные причастия имеют полную и краткую форму. 3.Действительные причастия имеют полную форму. 4.Страдательные причастия имеют только полную форму. 5. Страдательные причастия имеют полную и краткую форму. 6. В суффиксах кратких причастий пишется буква Н. 7. Краткие причастия в предложении являются сказуемым. |
|
2. Затем отметить их ещё раз после прочтения текста параграфа. Если ответ изменился, объяснить, почему это произошло.
Целью стратегии «Лови ошибку» является формирование умений читать вдумчиво, связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, на основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность имеющейся информации.
Заранее подготавливаю текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагаю учащимся выявить допущенные ошибки. Ребята анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.
Далее предлагаю изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.
Такой материал можно предложить и для анализа, и для творческой переработки текста, и для синтеза собственного мнения.
Например, учащимся 7 класса при изучении темы «Причастие» было предложено задание выявить в тексте допущенные ошибки.
1.Причастие - это служебная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? что сделав? что делая? Причастия бывают совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени. В предложениях обычно бывают обстоятельствами, реже - сказуемыми.
К стратегиям текстовой деятельности относятся приёмы, которые помогают управлять процессом осмысления текста во время чтения. Мною в работе с обучающимися используются следующие:
1.Стратегия «Граф-схема» помогает систематизировать и структурировать полученные знания. Во время чтения текста учащиеся выписывают существенные понятия, факты, примеры и т.д., относящиеся к теме, и соединяют стрелками с центральным понятием и с другими понятиями. Например, схема на уроке русского языка по теме «Сложносочиненное предложение» может выглядеть так:
2. Стратегия «Попеременное чтение», целью которой является проверка понимания читаемого вслух текста. Текст читают попеременно по абзацам, остальные слушают его и задают вопросы чтецу, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют. Первым всегда читает учитель, он передаёт первому ученику, затем второму и т.д.
3. Стратегия «Чтение с остановками» применяется при чтении текстов различных типов речи. Её цель – управление процессом осмысления текста во время его чтения.
На уроке литературы в 6 классе при изучении рассказа В. М. Шукшина «Критики» говорю учащимся, что мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы, одни из них направлены на проверку понимания текста, другие — на предполагаемое развитие дальнейших событий.
- Ребята, что такое уважение, забота? Можете ли Вы обидеть близкого или чужого человека? Сегодня будем читать рассказ Василия Шукшина «Критики». Как Вы думаете, кто такие критики?
Далее обучающиеся читают отрывок и отвечают на вопросы к нему до перехода к чтению следующего. Вопросы должны быть направлены на контроль общего понимания прочитанного отрывка и прогнозирование содержания следующего. Например, что объединяло деда и внука? С какой целью автор дает им характеристику? На чем может возникнуть конфликт в семье? Как дальше будут развиваться события? Кто виноват в ссоре близких людей? Отчего Петька несчастлив?
Ребята с удовольствием работают, высказывают свои мнения, учатся мыслить, анализировать, размышлять и синтезировать сказанное.
4. Цель стратегии «Двухчастный дневник»: сформировать умение задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом. Данную стратегию удобно применять при изучении как эпических, так и лирических произведений.
При изучении комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» предлагаю учащимся разделить тетрадь на две части. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые вызвали различные эмоции, поразили, удивили, напомнили о каких-то фактах; в правой – написать комментарий: почему именно этот момент заинтересовал, удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.
Моменты, которые меня поразили, удивили (цитаты, которые произвели наибольшее впечатление) | Комментарий: почему именно этот момент меня удивил? |
«Счастливые часов не наблюдают…» | Когда человек влюблен, мир вокруг него преображается, а время пролетает незаметно. |
«Служить бы рад – прислуживаться тошно…» | Герой готов служить во имя высоких целей, а не угождать начальникам |
5. Стратегия «Преобразование информации» важна при выявлении во время чтения наиболее важной информации, необходимой для решения учебно-практических или учебно-познавательных задач.
Например, изучая тему «Предания» в 7 классе, предлагаю задание: закончите предложения, используя статью учебника.
1.Предания - это устный рассказ, который содержит…
2.Предания возникают…
3. Герои преданий…
4.Основные темы преданий…
5. В каждом из преданий отразился…
Целью послетекстовых стратегий является применение, использование материала в самых различных ситуациях, формах, сферах, включение его в другую, более масштабную деятельность. Стратегии связаны с усвоением, обсуждением прочитанного, происходит корректировка читательской интерпретации авторским смыслом. Из стратегий послетекстовой деятельности ребята с удовольствием работают с приёмами: «Вопросы после текста», «Ромашка Блума», «Толстые и тонкие вопросы», «Тайм-аут».
Цель стратегии «Тайм-аут»: самопроверка и оценка понимания текста путём обсуждения его в парах и в группе.
Например, учащимся 8 класса при изучении темы «Строение и грамматическое значение словосочетаний. Связь слов в словосочетании» предложено было прочитать самостоятельно про себя параграф текста. Дальше ребята работали в парах, затем задавали друг другу вопросы уточняющего характера, отвечали на них. Если у учащихся не было уверенности в правильности ответа, то им необходимо было вынести свои вопросы на обсуждение всей группы после завершения работы с текстом.
Очень занимательна и познавательна стратегия «Ромашка Блума», ее вариант «Кубик Блума». Данная стратегия развивает речь, воображение учащихся, способствует целостному осмыслению текста, учит выслушивать точку зрения одноклассников. «Ромашка Блума» состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов.
Рассмотрим шесть типов вопросов:
- Простые вопросы.
- Уточняющие вопросы.
- Вопросы-интерпретации.
- Оценивающие вопросы.
- Творческие вопросы.
- Практические вопросы.
Простые вопросы — это вопросы, отвечая на которые нужно получить какие-то конкретные сведения, вспомнить и воспроизвести некую информацию: «Что?», «Когда?», «Где?», «Как?». Вопросы, которые требуют от нас знания фактического материала и ориентированы на работу памяти.
Уточняющие вопросы обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?»
Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Некоторые философы считают, что сущность человеческого восприятия состоит в постоянной интерпретации происходящего. То, что мы воспринимаем, мы перед этим себе объясняем. Просто это происходит так быстро, что мы не успеваем порой отдать себе в этом отчет.
Побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений. Начинаются, как правило, со слова «почему».
Оценочные вопросы помогут вам дать предельно точную оценку связанным с вашей проблемой предметам, событиям, фактам. Эти вопросы являются лучшим инструментом выбора наиболее выигрышных из имеющихся у вас идей и вариантов решения проблемы.
Например: «Какие чувства вызывает у тебя этот отрывок?», «Как ты относишься к этому герою?», «Что ты чувствуешь, решив эту задачу?»
Творческие вопросы— это вопросы, в формулировке которых присутствуют элементы условности, предположения, прогноза. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу «бы», элементы условности, предположения, прогноза: «Что изменилось бы …», «Что будет, если …?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после…?». Когда ученик преобразует, видоизменяет учебный материал, он тем самым присваивает его.
Практические вопросы устанавливают взаимосвязь между теорией и практикой: «Как можно применить …?», Что можно сделать из …?», «Где вы в обычной жизни можете наблюдать …?», «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».
Суть стратегии «Ромашка Блума»: в классе организуются рабочие группы из 4-5 человек, их должно быть 6. Представитель каждой группы выходит и выбирает категорию вопросов. Далее в группе решается полученный вопрос, и каждая группа сначала предлагает свои задания, а затем, выслушав одноклассников, отвечают сами. Оценивается работа всех участников диспута, умение выслушивать, не повторяться.
Например, в 6 классе при изучении «Дубровского» к 1 главе шифрую следующие вопросы:
1.С кем из героев мы знакомимся в первой главе произведения? Что мы узнаём об их жизни?
2. Чем занимался Троекуров, как проводил время? Что давала ему власть?
3. Почему Троекуров, надменный в отношениях с другими людьми, уважал Дубровского?
4. Проанализируйте сцену, которая послужила причиной ссоры между Троекуровым и Дубровским.
5. Какие черты характера Дубровского проявляются в случае на псарне?
6. Мог ли Троекуров попытаться сгладить конфликт? Как для этого ему следовало поступить?
Стратегия «Толстые и тонкие вопросы». «Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы – вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа. Стратегия позволяет формировать умение формулировать вопросы и умение соотносить понятия. После изучения темы учащимся предлагаю сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
Например, вопросы по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель», изучаемой в 7 классе.
Толстые вопросы | Тонкие вопросы |
Почему станционный смотритель гордился дочерью? | Кто такие станционные смотрители? |
Что, по-вашему, чувствовала Дуня, узнав о гибели отца? | Какие картины висели в доме Самсона Вырина? |
Почему Самсон Вырин погиб? | Какого звания был жених Дуни? |
Ответы на поставленные вопросы, высказывание своей точки зрения, приведение доводов как в поддержку высказанного утверждения, так и в его опровержение, объяснение различных ситуаций с помощью текста, - пути, обеспечивающие развитие умений смыслового чтения, овладение школьниками различными механизмами чтения.
Использование той или иной стратегии смыслового чтения зависит от текста, его структуры. Каждую стратегию надо отрабатывать на уроках в ходе совместной деятельности учителя и учащихся.
Возвращаясь к началу своего выступления, где говорилось о цели смыслового чтения, могу сказать, что постоянная и терпеливая работа с текстом на любом уроке и учебном предмете научит ребёнка максимально точно и полно понимать содержание текста, улавливать все детали и практически осмысливать извлечённую информацию, работать с художественными, научно-популярными, деловыми текстами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние информационных технологий на развитие творческого потенциала обучающихся на уроках русского языка и литературы.
Информационные технологии на уроках литературы - помощники учителя...
Обобщение опыта работы по модулю "Формирование творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы"
Обобщение опыта работы по теме самообразования "Формирование творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы через применение развивающих педагогических технологий и ИКТ"Работа с...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.
В данной статье представлен опыт работы с учащимися в форме творческого проекта. Представлены индивидуальный творческий проект, коллективный долгосрочный творческий проект для разновозрастных учащихся...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.презентация к статье
презентация к статье РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ....
Развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы.
Статья обзорно представляет из опыта работы приемы и формы организации учебного труда по развитию мыслетворчества учащихся в интеграции музыки, изобразительного искусства, медиасредств....
Развитие творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы в рамках реализации требований ФГОС
Проблема творчества - проблема века, так как разбуженное в какой-либо области знаний творческое начало служит импульсом к более многостороннему развитию и стимулом творческого подхода к лю...
Развитие творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы.
Я считаю, что развитие информационных технологий и новых стандартов обучения требует от нас, работников образования, создать условия для воспитания творческой личности, имеющей активную жизненную пози...