Выступление на педсовете "Педагогические технологии, способствующие более качественной подготовке обучающихся к ЕГЭ по русскому языку".
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Плюхина Наталья Евгеньевна

Выступление на педсовете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_tehnologii.docx17.19 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические технологии, способствующие более качественной подготовке обучающихся к ЕГЭ по русскому языку.

Как качественно подготовить учащихся к ЕГЭ и получить достойный результат? Поиск  ответа на этот вопрос привел ученых и практиков к попытке "технологизировать" учебный процесс, т.е. превратить обучение в своего рода производственно-технологический процесс с гарантированным результатом, и в связи с этим в педагогике появилось направление - педагогические технологии.

Рассмотрим некоторые технологии, которые способствуют более качественной подготовке обучающихся к ЕГЭ на уроках русского языка.

1.Вузовские технологии: уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-практикумы, уроки-зачеты.

 Урок-семинар – это форма самостоятельной работы, которая способствует углубленному изучению материала, развитию интеллектуальных способностей учеников, формированию навыка работы с литературой, совершенствованию коммуникативных навыков.

Урок-практикум, как правило, проводится в конце изучения темы с целью систематизации и обобщения знаний.

Уроки-зачёты  позволяют повторить и обобщить изученный материал не только по большой теме программы, но и за четверть или за весь учебный год, а также  осуществить  контроль  за знаниями учащихся.

Вузовские педагогические технологии обеспечивают мыслительную активность каждого ученика, развивают его самостоятельность.

2. Технология педагогического мониторинга при подготовке учащихся к ЕГЭ позволяет  оценить уровень  знаний, умений и навыков по предмету как отдельного ученика, так и класса в целом, а затем  спланировать учебный процесс на достижение конкретного результата для каждого конкретного ученика. На основании выявленных уровней знаний по предмету выстраивается индивидуальная траектория занятий с учащимися по подготовке к экзамену. Таким образом, осуществляется дифференцированный подход к обучению.

   Тестирование  уровней подготовленности учащихся включает в себя:

- диагностическое;

- оперативное (во время урока);

- контрольное (по завершению четверти);

- итоговое тестирование (в конце учебного года).

Остановлюсь на диагностическом тестировании. Диагностический тест обычно  соотнесён по формату и содержанию с контрольно-измерительными материалами ЕГЭ. Учащиеся получают реальную наглядную картину уровня подготовленности к экзамену.

Фрагмент сравнительной таблицы выполнения диагностического теста (18.10.2014 г. и 18.12.2014 г.):

Белых С.

52 (91%)

54 (95%)

Брюханов И.

32 (56%)

38(66%)

Димитриева В

48(84%)

51 (89%)

Миленин Р

43 (75%)

46(80%)

После каждого диагностирующего теста проводится  анализ ошибок, который помогает выявить пробелы в знаниях учащихся и скорректировать дальнейшую работу.

Диагностическая работа позволяет смоделировать «ситуацию успеха», когда ученик, основываясь на положительной  динамике знаний по предмету, получает дополнительный импульс в процессе подготовки к экзамену.

    3.Технология личностно ориентированного проектирования элективных курсов в условиях профильного обучения.

   Актуальность элективного курса «Комплексный анализ текста» заключается прежде всего в том, что полученные знания формируют умение грамотно выражать свои мысли и создавать собственные высказывания с учетом задач общения, позволяют подготовить обучающихся ко второй части  ЕГЭ по русскому языку.

   Для отработки теоретического материала на практике использовались следующие тренировочные упражнения:

- создание сочинения текста по схеме: вступление-проблема-комментарий к проблеме-позиция автора-согласие/несогласие с позицией автора-два аргумента-заключение.

- моделирование вступления;

- редактирование собственных текстов;

- написание мини-сочинений;

- анализ сочинения – рассуждения в соответствии с принятыми критериями (по  материалам для экспертов на сайте ФИПИ).        

   Эффективность системного подхода, а также использование педагогических технологий   в подготовке учащихся к ЕГЭ подтверждается результатами:

90 - 95  баллов – 7 чел.

80 - 87 баллов – 6 чел.

70-79 баллов - 23 чел.

60 – 69 баллов – 12 чел.

50 – 59 баллов– 3 чел.

49 баллов- 1чел.

В 2014-2015 учебном году средний балл - 74,3 (по России-65,8, по Липецкой области-64,66).

Таким образом, самое главное в любой методике– это желание, осознание важности работы самим обучающимся, кропотливая деятельность вместе с учителем. Недаром говорят: «Дорогу осилит идущий!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система непрерывной актуализации знаний при подготовке обучающихся к ЕГЭ по русскому языку

Единый государственный экзамен – это современная форма        государственной аттестации учащихся, оканчивающих среднюю школу. Тестирование по русскому языку позволя...

Подготовка обучающихся к ЕГЭ по русскому языку

Десять шагов подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Работа над частью С....

«Система работы по подготовке обучающихся к ЕГЭ по русскому языку»

       Имея опыт подготовки обучающихся к сдаче итоговой аттестации по русскому языку в форме единого государственного экзамена, могу сказать , что данная тема н...

Система подготовки обучающихся к ОГЭ по русскому языку

Теория к написанию изложения и сочинения...

Выступления на школьном МО "Система работы по подготовке обучающихся к ЕГЭ по русскому языку"

quot;Система работы по подготовке обучающихся к ЕГЭ по русскому языку"...

Реализация технологии смыслового чтения при подготовке обучающихся к ГИА по русскому языку и литературе

Как применять приёмы смыслового чтения при работе с заданиями ОГЭ и ЕГЭ...