Выступление на педсовете "Педагогические технологии, способствующие более качественной подготовке обучающихся к ЕГЭ по русскому языку".
учебно-методический материал по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Педагогические технологии, способствующие более качественной подготовке обучающихся к ЕГЭ по русскому языку.
Как качественно подготовить учащихся к ЕГЭ и получить достойный результат? Поиск ответа на этот вопрос привел ученых и практиков к попытке "технологизировать" учебный процесс, т.е. превратить обучение в своего рода производственно-технологический процесс с гарантированным результатом, и в связи с этим в педагогике появилось направление - педагогические технологии.
Рассмотрим некоторые технологии, которые способствуют более качественной подготовке обучающихся к ЕГЭ на уроках русского языка.
1.Вузовские технологии: уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-практикумы, уроки-зачеты.
Урок-семинар – это форма самостоятельной работы, которая способствует углубленному изучению материала, развитию интеллектуальных способностей учеников, формированию навыка работы с литературой, совершенствованию коммуникативных навыков.
Урок-практикум, как правило, проводится в конце изучения темы с целью систематизации и обобщения знаний.
Уроки-зачёты позволяют повторить и обобщить изученный материал не только по большой теме программы, но и за четверть или за весь учебный год, а также осуществить контроль за знаниями учащихся.
Вузовские педагогические технологии обеспечивают мыслительную активность каждого ученика, развивают его самостоятельность.
2. Технология педагогического мониторинга при подготовке учащихся к ЕГЭ позволяет оценить уровень знаний, умений и навыков по предмету как отдельного ученика, так и класса в целом, а затем спланировать учебный процесс на достижение конкретного результата для каждого конкретного ученика. На основании выявленных уровней знаний по предмету выстраивается индивидуальная траектория занятий с учащимися по подготовке к экзамену. Таким образом, осуществляется дифференцированный подход к обучению.
Тестирование уровней подготовленности учащихся включает в себя:
- диагностическое;
- оперативное (во время урока);
- контрольное (по завершению четверти);
- итоговое тестирование (в конце учебного года).
Остановлюсь на диагностическом тестировании. Диагностический тест обычно соотнесён по формату и содержанию с контрольно-измерительными материалами ЕГЭ. Учащиеся получают реальную наглядную картину уровня подготовленности к экзамену.
Фрагмент сравнительной таблицы выполнения диагностического теста (18.10.2014 г. и 18.12.2014 г.):
Белых С. | 52 (91%) | 54 (95%) |
Брюханов И. | 32 (56%) | 38(66%) |
Димитриева В | 48(84%) | 51 (89%) |
Миленин Р | 43 (75%) | 46(80%) |
После каждого диагностирующего теста проводится анализ ошибок, который помогает выявить пробелы в знаниях учащихся и скорректировать дальнейшую работу.
Диагностическая работа позволяет смоделировать «ситуацию успеха», когда ученик, основываясь на положительной динамике знаний по предмету, получает дополнительный импульс в процессе подготовки к экзамену.
3.Технология личностно ориентированного проектирования элективных курсов в условиях профильного обучения.
Актуальность элективного курса «Комплексный анализ текста» заключается прежде всего в том, что полученные знания формируют умение грамотно выражать свои мысли и создавать собственные высказывания с учетом задач общения, позволяют подготовить обучающихся ко второй части ЕГЭ по русскому языку.
Для отработки теоретического материала на практике использовались следующие тренировочные упражнения:
- создание сочинения текста по схеме: вступление-проблема-комментарий к проблеме-позиция автора-согласие/несогласие с позицией автора-два аргумента-заключение.
- моделирование вступления;
- редактирование собственных текстов;
- написание мини-сочинений;
- анализ сочинения – рассуждения в соответствии с принятыми критериями (по материалам для экспертов на сайте ФИПИ).
Эффективность системного подхода, а также использование педагогических технологий в подготовке учащихся к ЕГЭ подтверждается результатами:
90 - 95 баллов – 7 чел.
80 - 87 баллов – 6 чел.
70-79 баллов - 23 чел.
60 – 69 баллов – 12 чел.
50 – 59 баллов– 3 чел.
49 баллов- 1чел.
В 2014-2015 учебном году средний балл - 74,3 (по России-65,8, по Липецкой области-64,66).
Таким образом, самое главное в любой методике– это желание, осознание важности работы самим обучающимся, кропотливая деятельность вместе с учителем. Недаром говорят: «Дорогу осилит идущий!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система непрерывной актуализации знаний при подготовке обучающихся к ЕГЭ по русскому языку
Единый государственный экзамен – это современная форма государственной аттестации учащихся, оканчивающих среднюю школу. Тестирование по русскому языку позволя...
Подготовка обучающихся к ЕГЭ по русскому языку
Десять шагов подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Работа над частью С....
«Система работы по подготовке обучающихся к ЕГЭ по русскому языку»
Имея опыт подготовки обучающихся к сдаче итоговой аттестации по русскому языку в форме единого государственного экзамена, могу сказать , что данная тема н...
Система подготовки обучающихся к ОГЭ по русскому языку
Теория к написанию изложения и сочинения...
Применение ИТК-технологий на уроках русского языка при подготовке обучающихся к ОГЭ по русскому языку
Использование современных технологий при подготовке к ОГЭ...
Выступления на школьном МО "Система работы по подготовке обучающихся к ЕГЭ по русскому языку"
quot;Система работы по подготовке обучающихся к ЕГЭ по русскому языку"...
Реализация технологии смыслового чтения при подготовке обучающихся к ГИА по русскому языку и литературе
Как применять приёмы смыслового чтения при работе с заданиями ОГЭ и ЕГЭ...