Смысловое чтение-условие для достижения результатов на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Небольшая статья в помощь учителям русского языка и литературы. Какие новые формы смыслового чтения предлагают требования ФГОС
Скачать:
Предварительный просмотр:
Смысловое чтение-условие для достижения результатов на уроках русского языка и литературы
Чтению и работе с текстом в школе всегда уделялось большое внимание.
Требования ФГОС подразумевают несколько изменить старые формы работы на новые. Чтение относится к базовым умениям, необходимым для продуктивной работы, для свободного общения с людьми, для владения компьютером.
Сегодня необходим грамотный читатель, способный не просто быстро читать, а способный сразу понимать прочитанное, осмысливать, анализировать полученный текст.
Термин «смысловое чтение» подразумевает понимание читающим той информации, с которой он работает.
Виды чтения достаточно разнообразны :
-ознакомительное, то есть быстрое чтение с пониманием основных смысловых частей, но без установки на последующее воспроизведение.
-изучающее, то есть точное понимание информации, и ее воспроизведение.
-просмотровое, способное выделить необходимую часть или разделить текст на части.
Смысловое чтение-это метапредметный результат освоения образовательной программы. Все универсальные действия задействованы в смысловом чтении. В личностные входят мотивация чтения, отношение к себе и другим. В познавательные – логическое мышление, творческое воображение, увеличение запаса слов и др. В регулятивные – способность выполнить поставленную учебную задачу и выбор формы деятельности. В коммуникативные - научиться работать в группе или коллективе.
Современная школа использует довольно разнообразные методы развития смыслового чтения
Работа с текстом включает в себя три этапа:
-работа с текстом до чтения;
-работа с текстом во время чтения;
-работа с текстом после чтения.
Одним из самых распространенных приемов является прием «Толстых и тонких» вопросов. Работа по составлению таких вопросов хорошо идет в любом классе. Учащиеся посильнее составляют «толстые» вопросы, требующие понимания прочитанного . Слабые учащиеся способны составить «узкие», для ответа на которые требуется только знание текста.
Прием «Составления записей» тоже достаточно прост и понятен, он может быть в любой удобной для учащегося форме, вплоть до рисунков или простых таблиц.
Известна форма «Ромашки Блума», где на каждом лепестке пишутся вопросы для уточнения того, что сказал учени , или объясняющие вопросы, или творческие вопросы. Лепестков может быь столько, сколько удобно учителю.
Прием «Инсерт» требует пометки в тексте : V-уже знал; +- новое ; -- думал иначе;-?- не понял
Прием «Чтение в кружок» подразумевает от каждого читающего предельного внимания, так как экземпляр текста только один . Слушающие задают вопросы тому, кто прочел очередной абзац, проверяя , как он понял прочитанное, и так работа идет по кругу.
Приемов для смыслового чтения сегодня вполне достаточно для того, чтобы учитель выбрал те из них, которые подходят для работы с тем или иным классом
Использованные ресурсы:
- Логвина И., Рождественская Л. Формирование навыков функционального чтения.
- Приёмы продуктивного чтения несплошных текстов . Статья. Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова , журнал «Начальная школа», 2013.
- http://proza-pravoslavie.narod.ru/ravnodushie.html
- http://www.narva.ut.ee/sites/default/files/nc/materjal.pdf
- Сметанникова Н.Н. Воспитание читателя в культуросозидающей модели образования / http://mcbs.ru/files/File/smetannikova(1).pdf
- Смысловое чтение / http://wiki.tgl.net.ru/index.php/%D0%A1%D0%BC%D1%8B%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D1%87%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
- http://www.narva.ut.ee/sites/default/files/nc/materjal.pdf
- http://wiki.tgl.net.ru/index.php/%D0%A1%D0%BC%D1%8B%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D1%87%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебные задания для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов на уроках русского языка и литературы
Учебные задания для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов на уроках русского языка и литературы в 6 классе...
Моя методическая тема: "Стратегии смыслового чтения: развитие творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы"
Материал представляет собой накопленное количество приемов смыслового чтение, которые вызывают интерес у учащихся к чтению, развивают воображение, формируют речь....
Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках русского языка и литературы
В условиях перехода к новой модели образования, соответствующей требованиям информационного общества, функция оценивания приобретает новый смысл, меняются цели оценивания. Теперь оценивание долж...
Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках русского языка и литературы
В условиях перехода к новой модели образования, соответствующей требованиям информационного общества, функция оценивания приобретает новый смысл, меняются цели оценивания. Теперь оценивание долж...
Формирование навыков смыслового чтения и работа с текстом на уроках русского языка и литературы.
Методическая разработка о формировании смыслового чтения на уроках русского языка и литературы...
Стратегии смыслового чтения и работа с текстом на уроках русского языка и литературы
Главным источником развития человека является способность читать информацию, предоставленную нам окружающим миром. В широком смысле слово «читать» понимается как умение объяснять, истолков...
Система оценивания достижений учащихся на уроках русского языка и литературы
Главные вопросы в оценочной деятельности: как оценивать, что оценивать, с какой целью оценивать работу ученика на уроке....