Разработка урока «Производные и непроизводные предлоги»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
В основу урока русского языка «Производные и непроизводные предлоги» положена технология организации исследовательской деятельности, форма организации – групповая.
Работа в группах организована под руководством консультантов, которые в листках достижений отмечают участие каждого в создании проектов. Время выполнения заданий регламентируется хронометражистами, которые следят за песочными двухминутными часами.
Поскольку тема для учащихся совершенно нова, было дано задание самостоятельно из разных источников подготовить информацию о непроизводных и производных предлогах, на уроке учащиеся пользовались материалом учебника, а также получили раздаточный материал по теме.
На фазе проектирования создана проблемная ситуация, которая прояснялась в процессе технологической фазы урока. Учащиеся анализировали, делали выводы. На этапе самодиагностики заполняли диаграмму Венна, аналитические карты. Работа осуществлялась от простого к сложному, от словосочетаний к предложениям, а далее к тексту. Материал урока основан на разговоре о героях с целью формирования патриотического воспитания, роста самосознания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proizvodnye_neproizvodnye_predl.docx | 29.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: урок русского языка «Производные и непроизводные предлоги» в 7 А классе,
21 февраля 2024 г.
Планируемые личностные результаты: становление ценностного отношения к России, сопричастность к героическому прошлому нашей страны, к боевым подвигам, воинской доблести, осознание ценности русского языка, проявление лидерских качеств, формирование самоконтроля и взаимоконтроля;
-метапредметные: находить закономерности и противоречия, делать умозаключения в процессе исследовательской деятельности, формирование навыков межличностного общения в группе, осуществление навыков коллективной деятельности;
-предметные: выявить грамматические особенности непроизводных и производных предлогов, научиться их различать, отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи, проводить сравнительный анализ, грамотно использовать предлоги в речи, сравнивать результат с исходной задачей, работать с различными источниками информации.
Тип урока открытие новых знаний
Технология организации исследовательской деятельности
Форма организации урока: групповая, в каждой группе консультанты, хронометражисты.
Оборудование: презентация урока, учебники, опорный конспект по теме «Предлог», песочные часы на 2 мин, раздаточный материал.
Ⅰ Этап. Фаза проектирования. Постановка темы и цели урока. Определение темы урока по предложениям, в которых нет предлогов. Определить, чего не хватает в предложениях, дополнить недостающими частями речи. 2 мин
Кто … мечом … нам придёт, … меча и погибнет произнёс новгородский князь Александр Невский когда враги поверженные … Ледовом побоище пришли просить мира. … … (много)вековой истории Россия была и остаётся могущественным государством.
Какие части речи отсутствуют в предложениях? В них нет предлогов С, К, ОТ, В ТЕЧЕНИЕ. А во 2 предложении какой предлог, к тому же составной?
Какими бывают предлоги по происхождению? По происхождению предлоги бывают непроизводными и производными.
Чему вы должны научиться на уроке? Что различать? - Мы должны научиться различать непроизводные предлоги от производных и правильно употреблять их в речи.
Записываем тему урока.
2. Записать предложения в исправленном виде, расставить знаки препинания. Предлоги заключить в прямоугольники. Прокомментировать пунктуацию. ( 2 мин ). Проверить !
«Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет», - произнёс новгородский князь Александр Невский, когда враги, поверженные в Ледовом побоище, пришли просить мира. В течение многовековой истории Россия была и остаётся могушественным государством.
3. Технологическая фаза. Теоретический устный опрос. На подготовку 1 минута
1гр - Какая часть речи называется предлогом?
2 гр - Как пишутся предлоги со словами ? Приведите примеры, когда предлог является омонимичной приставкой.
3 гр - Рассказать о непроизводных предлогах.
Ответы учащихся
Непроизводные предлоги – это первообразные предлоги, не образованные от других частей речи, с давних времён употребляются как предлоги, многозначные и однозначные, только простые по составу.
3 Задание по группам: устно определить значение непроизводных предлогов в словосочетаниях, надписать в листочках ( 1 мин )
1 гр Выйти на рассвете, доехать до границы, встретиться по необходимости.
2 гр Бороться за победу, спуститься с горы, наблюдать с минуту.
3 гр Переплыть через реку, сказать по секрету, устал с непривычки.
1 гр Выйти на рассвете (вр), доехать до границы(место), встретиться по необходимости (цель).
2 гр Бороться за победу(цель), спуститься с горы(место), наблюдать с минуту(время).
3 гр Переплыть через реку(место), сказать по секрету(цель), устал с непривычки (прич).
4. Работа с деформированным текстом. 4 мин В чем особенность употребления непроизводных предлогов? Исправить ошибки, записать в исправленном варианте, прокомментировать. 2 минуты на обсуждение и вывод: соответствие предлогов: «в»-«из», «на»-«с». При предлоге «по» в значении «после чего-нибудь» существительные стоят в предложном падеже . Вывод сделать.
1 гр – Вернуться из задания, рассказать по возвращению.
2 гр – Наградить по завершению боя, выйти с огня.
3 гр - Находиться на окопе, увидеться по выполнению приказа.
Исправленный вариант
1 гр – Вернуться с задания, рассказать по возвращении.
2 гр – Наградить по завершении боя, выйти из огня.
3 гр - Находиться в окопе, увидеться по выполнении приказа.
5. Рассказать о производных предлогах. (2 мин на подготовку) Работа с учебником,
§ 54, стр 139, а также ознакомьтесь в группе и обсудите теоретический материал. Производные предлоги образуются от разных знаменательных частей речи, которые теряют лексическое значение и морфологические признаки, производные предлоги только однозначные, по составу бывают простыми и составными.
Раздать печатный материал.
Список производных предлогов обширен. Приведем некоторые примеры производных предлогов в соответствии с их типами:
ИменнЫе, образованные от имен существительных (отымЁнные), выражают различные обстоятельственные и объектные отношения: ввиду, в заключение, за исключением, по мере, вместо, внутри, в области, по окончании, в отличие от, наподобие, по поводу, по прибытии, по приезде, по причине, в продолжение, на протяжении, вроде, в связи, вследствие, по случаю, в соответствии, в течение;
Глагольные, образованные от деепричастий (отглагольные) выражают причинные, уступительные и временные отношения. : благодаря, спустя, исключая, несмотря на, не считая, включая, начиная, невзирая, исходя из, судя по;
Наречные, образованные от наречий, имеют наибольшее распространение и образуют словосочетания с обстоятельственными и объектными отношениями: вблизи, вдоль, внутри, возле, вокруг, впереди, мимо, около, наперекор, напротив, позади, после, против, сбоку, сверх, снизу, сквозь, согласно, соответственно с.
6. В предложениях определить производный предлог, надписать значение, заключить в прямоугольник. Определить омонимичную самостоятельную часть речи, её синтаксическую роль, подчеркнуть как член предложения. К каким словам можно задать вопрос ? (2 мин) Сделать вывод о грамматических особенностях производных предлогов.
1 гр 1. Дмитрий Донской накануне призвал Пересвета. 2. Сойдясь в поединке накануне битвы, оба витязя упали замертво.
2 гр 1. Благодаря сноровке и находчивости Петр Кошка в одиночку взял в плен троих французов, увел коня. 2. Мы вспоминаем о нем, благодаря за подвиг.
3 гр. 1. В течение Севастопольской обороны воины проявили необыкновенную доблесть. 2. В течении Черного моря обнаружены два круговорота.
Вывод 1гр: в 1 предложении слово «накануне» является наречием, во 2-ом – производным предлогом времени. Кроме того, вследствие мужества Пересвета Куликовское сражение было выиграно.
Вывод 2 гр: в 1 предложении слово «благодаря» является предлогом, выражает значение причины, во 2 предложении – деепричастием, имеет прямое значение.
Вывод 3 гр: в 1 предложении словосочетание «в течение» является предлогом значения времени, во 2 предложении – именем существительным в творительном падеже, поэтому пишется окончание - И.
7 Аналитическая деятельность. Заполнить таблицу, нарисовать диаграмму Венна, указав различия и тождество непроизводных и производных предлогов.
1гр, 3 гр – заполнить концептуальную таблицу
Особенности + - | Служеб- ная часть речи | Образуются от других частей речи | Много- знач- ные | Одно-знач- ные | Глаголь- ные | Нареч-ные | Имен-ные | Составные | Про-стые |
Непроизводные предлоги | + | + | + | ||||||
Производные предлоги | + | + | + | + | + | + | + |
2 гр - нарисовать диаграмму Венна (два круга)
Непроизводные предлоги общее производные
9 Чтение текста. Какова основная мысль текста? В выделенных словосочетаниях указать производные предлоги, определить особенности их употребления.
Великий полководец Александр Суворов произнёс однажды ставшую знаменитой фразу: «Запомни, сынок: героями не рождаются, героями становятся».
В годы Великой Отечественной войны девятнадцатилетний автоматчик Александр Матросов по причине невозможности уничтожения врага закрыл своей грудью дзот (дерево-земляная огневая точка). Его подвиг повторили более четырёхсот человек. Благодаря мужеству и отваге бойца воины были спасены, а боевая задача решена. Летчик Николай Гастелло направил самолет навстречу вражескому эшелону. Вместе с ним погибли и его товарищи.
Российский патриотизм отличается исторической преемственностью, державностью. Наперекор врагу вставали русские дружины на Куликовом поле в 1380 году, полки императорской армии сражались под Бородино в 1812 году, дивизии народного ополчения воевали под Москвой в 1941 году. И всегда наши воины знали, во имя чего жертвуют собой.
И сегодня герои живут среди нас, совершая воинские задачи СВО. Они поступают согласно воинскому долгу. 23-летний Влад Комаров, тяжело раненный, продолжал бой, в котором погиб. Танкист Андрей Хомутовский вступил в бой, закрыв боевой машиной раненых. Уничтожил три боевые машины и личный состав противника, получил ранение, несовместимое с жизнью. 22-летний Казанков Владислав спас троих товарищей, но сам получил смертельное ранение.
Мы сделаем всё, чтобы память о наших героях жила в сердцах каждого из нас.
Какие словосочетания выделены в тексте? Кто может сказать, в чем особенность употребления данных производных предлогов: благодаря, согласно, вопреки, навстречу, наперекор. (Эти производные предлоги употребляются с существительными в дательном падеже).
9 Вывод. Итак, что вы узнали на уроке? Поняли ли вы тему? Какую отметку себе поставите?
Рефлексия на листочках.
Понятна ли тема урока? | |
Узнал сам или с помощью товарищей? | |
Какую отметку за работу на уроке себе поставите ? | |
Нравится ли работать в группе ? |
10 Д/З § 54, упр 338
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Производные и непроизводные предлоги. 7 класс
Урок знакомства с новым материалом, на котором ребята познакомятся с правописанием производных и непроизводных предлогов, научатся отличать омонимичные производным предлогам самостоятельные части речи...
"Производные и непроизводные предлоги
Разработка урока, карточки...
Конспект урока "Производные и непроизводные предлоги"
Конспект к уроку по теме "Производные и непроизводные предлоги"...
методическая разработка урока "Производная и её применение"
Разработка урока...
урок "Производные и непроизводные предлоги"
Урок русского языка в 7 классе «Производные и непроизводные предлоги»Тема урока: «Производные и непроизводные предлоги»Тип урока: Изучение нового материалаФорма урока: Урок отк...
Самостоятельные и служебные части речи (обобщение). Предлог как служебная часть речи. Понятие о производных и непроизводных предлогах.
Цели:обобщить знания учащихся о самостоятельных частях речи; дать понятие о предлоге как служебной части речи и отличии самостоятельных частей речи от служебных;ознакомить с производными и н...
Презентация урока «Производные и непроизводные предлоги»
В основу урока русского языка «Производные и непроизводные предлоги» положена технология организации исследовательской деятельности, форма организации – группова...