"Производные и непроизводные предлоги
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Производные и непроизводные предлоги
Цель:
- Познакомиться с производными и непроизводными предлогами
- Научиться отличать предлоги от других частей речи
- Уметь подбирать предлоги – синонимы
Ход урока:
- Взаимопроверка Д/З
2а. Самостоятельная работа (№293) – составить словосочетания, ставя в нужном падеже выделенное существительное)
2б. Работа по карточкам: Карточка 1.
Направиться на работу - уйти ... работы; выехал в город - приехал ... города; поступил на завод - уволился ... завода; спешить в театр - вернуться ... театра; поступить на.курсы - уйти ... курсов; бежать в школу - бежать ... школы; родился в Армении -приехал ... Армении; родился на Кавказе - приехал ... Кавказа.
Карточка2.
Вернуться ... школы; приехать ... города; уйти ... цеха; выйти ... завода; прийти ... театра; выехать ... деревни; отправиться ... станции; выйти ... помещения; приехать ... института.
Карточка 3.
Составьте словосочетания с глаголами.
Раскинуть (что?), раскинуть (на чем?), отпилить (что?), отпилить (от чего?), положить (что?), положить (на что?), принести (что?), принести (для кого?), прятать (что?), прятать (где?).
Карточка 4.
Составьте словосочетания с данными глаголами. В каких словосочетаниях не может быть предлогов? Почему?
Положить, следить, принести, спилить, бежать, работать, озябнуть, раскинуть, передать, отломить.
Карточка 5.
Исправьте ошибки, записав верный вариант предложения.
1) Саша оплатил за коньки и получил их. 2) Отец обещал своим сыновьям о поездке к бабушке. 3) Учитель указал Володе его ошибки. 4) Завод гарантирует о выполнении заказа в срок. 5) Вожатый рассказал нам цель работы. 6) Кассир разъяснил об условиях лотереи. 7) Тренер подчеркнул о необходимости регулярных занятий. 8) Миша доказал о своей правоте.
3. Работа с классом по теме.
1. В о п р о с ы (беседа, устно).
- Что такое предлог?
- Для чего предлог служит?
- Какие отношения выражает?
- Перечислите предлоги, которые употребляются только с одним падежом; с несколькими падежами (см. таблицу предыдущего урока).
- Какому стилю речи свойственны предлоги благодаря, согласно, вопреки!
- Какому стилю речи свойственны предлоги насчет, вроде!
1вариант II вариант
расположенный между... подошли к ...
гулял с ... встретил на...
рассказал о ... видел на...
сидел под ... стоять подо...
скучал по ... горюет по ...
приблизительно ... величиной с ...
порхают надо ... затерялся меж ...
Внимание! При глаголах «чувства» (плакать, тужить, горевать, скучать, соскучиться и т. п.) предлог по употребляется с дательным падежом (тужить по сыну, горевать по отцу, тосковать по Родине), но
личные местоимения первого и второго лица при указанных глаголах чаще ставятся в предложном падеже (плачет по вас, горюет по нас).
- после глаголов «движения» (ходить, бежать, гулять и т.д.) предлог употребляется с дательным падежом: гулял по полю, по лесу, бежать по берегу;
- предлог по с предложным падежом употребляется со значением «после чего-нибудь»:
по окончании
по прибытии
по истечении
по приезде
по выходе
V. Сообщение темы и целей урока.
1.Чтение материала учебника (с. 136).
- Как образуются производные предлоги?
- Как отличить производный предлог от других частей речи?
2.Анализ предложений.
(В) продолжени.. целого часа мы наблюдали зеленые огни на воде (Новиков-Прибой).
(В) продолжени.. беседы он (ни)разу (не)улыбнулся.
(В) продолжени.. книги мы обнаружили интересные факты.
Запись в тетрад я х (после анализа предложений):
- К предлогу нельзя поставить вопрос.
- У предлога нет самостоятельной роли, он выражает зависимость одних слов от других.
- К предлогу можно подобрать синоним.
- Внимание: у предлога в продолжение на конце пишется е.
VI. Закрепление темы.
1. Выполнение упражнения 296 (устно). В выделенных предлогах укажите производные. От каких частей речи они образованы?
2.Выполнение упражнения 299.
- В каких предложениях допущена ошибка? Исправьте ее, употребив предлог с причинным значением.
3. 3амени производные предлоги непроизводными.
Вследствие дождя (из-за), в течение дня (за), спустя несколько
лет (через), ввиду приближения каникул (из-за), пробираться сквозь заросли (через), сидеть возле костра (у).
4. Выполнение упражнения 298 (на доске).
- Подберите подходящие по смыслу предлоги, ставя существительные в скобках в нужном падеже (дательном).
- Подберите к выделенному слову однокоренные слова разных
частей речи.
- Выполните морфологический разбор слова улыбающийся.
5. Спишите. Устно объясните, в каких сочетаниях использован производный предлог, а в каких - другие, самостоятельные части речи.
Отсутствовать на занятиях (в) течени.. недели; наблюдать изменения (в) течени.. реки; болеть (в) продолжени.. месяца; читать о судьбе героя (в) продолжени.. книги; не пойти (на) прогулку (в) следстви.. дождя; (в) следстви.. использованы показания свидетелей.
VII. Подведение итогов урока.
- Как отличить предлог от самостоятельной части речи?
~ В чем отличие производных предлогов от непроизводных?
Д/З правило, №301, 302
Производные и непроизводные предлоги
Цель:
- Познакомиться с производными и непроизводными предлогами
- Научиться отличать предлоги от других частей речи
- Уметь подбирать предлоги – синонимы
Ход урока:
- Взаимопроверка Д/З
2а. Самостоятельная работа (№293) – составить словосочетания, ставя в нужном падеже выделенное существительное)
2б. Работа по карточкам
3. Работа с классом по теме.
1. Вопросы (беседа, устно).
- Что такое предлог?
- Для чего предлог служит?
- Какие отношения выражает?
- Перечислите предлоги, которые употребляются только с одним падежом; с несколькими падежами?
- Какому стилю речи свойственны предлоги благодаря, согласно, вопреки?
- Какому стилю речи свойственны предлоги насчет, вроде?
1вариант II вариант
расположенный между... подошли к ...
гулял с ... встретил на...
рассказал о ... видел на...
скучал по ... горюет по ...
приблизительно ... величиной с ...
порхают надо ... затерялся меж ...
Внимание! При глаголах «чувства» (плакать, тужить, горевать, скучать, соскучиться и т. п.) предлог по употребляется с дательным падежом (тужить по сыну, горевать по отцу, тосковать по Родине), но
личные местоимения первого и второго лица при указанных глаголах чаще ставятся в предложном падеже (плачет по вас, горюет по нас).
- после глаголов «движения» (ходить, бежать, гулять и т.д.) предлог употребляется с дательным падежом: гулял по полю, по лесу, бежать по берегу;
- предлог по с предложным падежом употребляется со значением «после чего-нибудь»:
по окончании
по прибытии
по истечении
по приезде
по выходе
4. Новая тема
1.Чтение материала учебника (с. 136).
2.Анализ предложений.
(В) продолжени.. целого часа мы наблюдали зеленые огни на воде (Новиков-Прибой).
(В) продолжени.. беседы он (ни)разу (не)улыбнулся.
(В) продолжени.. книги мы обнаружили интересные факты.
Запись в тетрадях (после анализа предложений):
Внимание: у предлога в продолжение на конце пишется е.
5. Закрепление темы.
1. Выполнение упражнения 296 (устно). В выделенных предлогах укажите производные. От каких частей речи они образованы?
2.Выполнение упражнения 299.
3. 3амени производные предлоги непроизводными.
Вследствие дождя, в течение дня, спустя несколько лет, ввиду приближения каникул, пробираться сквозь заросли, сидеть возле костра.
4. Выполнение упражнения 298
- Подберите подходящие по смыслу предлоги, ставя существительные в скобках в нужном падеже (дательном).
- Подберите к выделенному слову однокоренные слова разных частей речи.
- Выполните морфологический разбор слова улыбающийся.
5. Спишите. Устно объясните, в каких сочетаниях использован производный предлог, а в каких - другие, самостоятельные части речи.
Отсутствовать на занятиях (в) течени.. недели; наблюдать изменения (в) течени.. реки; болеть (в) продолжени.. месяца; читать о судьбе героя (в) продолжени.. книги; не пойти (на) прогулку (в) следстви.. дождя; (в) следстви.. использованы показания свидетелей.
VII. Подведение итогов урока.
- Как отличить предлог от самостоятельной части речи? В чем отличие производных предлогов от непроизводных? Д/З правило, №301, 302
Карточка 1.
Направиться на работу - уйти ... работы; выехал в город - приехал ... города; поступил на завод - уволился ... завода; спешить в театр - вернуться ... театра; поступить на курсы - уйти ... курсов; бежать в школу - бежать ... школы; родился в Армении -приехал ... Армении; родился на Кавказе - приехал ... Кавказа.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Карточка2.
Вернуться ... школы; приехать ... города; уйти ... цеха; выйти ... завода; прийти ... театра; выехать ... деревни; отправиться ... станции; выйти ... помещения; приехать ... института.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Карточка 3.
Составьте словосочетания с глаголами.
Раскинуть (что?) , раскинуть (на чем?) , отпилить (что?) , отпилить (от чего?) , положить (что?) , положить (на что?) , принести (что?) , принести (для кого?) , прятать (что?) , прятать (где?) .
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Карточка 4.
Составьте словосочетания с данными глаголами. В каких словосочетаниях не может быть предлогов? Почему?
Положить,
следить,
принести,
спилить,
бежать,
работать,
озябнуть,
раскинуть,
передать,
отломить
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Карточка 5.
Исправьте ошибки, записав верный вариант предложения.
1) Саша оплатил за коньки и получил их. 2) Отец обещал своим сыновьям о поездке к бабушке. 3) Учитель указал Володе его ошибки. 4) Завод гарантирует о выполнении заказа в срок. 5) Вожатый рассказал нам цель работы. 6) Кассир разъяснил об условиях лотереи. 7) Тренер подчеркнул о необходимости регулярных занятий. 8) Миша доказал о своей правоте.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Производные и непроизводные предлоги. 7 класс
Урок знакомства с новым материалом, на котором ребята познакомятся с правописанием производных и непроизводных предлогов, научатся отличать омонимичные производным предлогам самостоятельные части речи...
Урок на тему: "Производные и непроизводные предлоги"
Урок на тему: " Производные и непроизводные предлоги"...
Презентация к уроку по теме "Производные и непроизводные предлоги"
Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме "Производные и непроизводные предлоги"...
Конспект урока "Производные и непроизводные предлоги"
Конспект к уроку по теме "Производные и непроизводные предлоги"...
Конспект урока по теме "Производные и непроизводные предлоги" 7 класс
Урок позволяет проверить знания по теме "Предлог"....
Диктант-молчанка по теме "Производные и непроизводные предлоги".
Диктант-молчанка по картинкам....
Самостоятельные и служебные части речи (обобщение). Предлог как служебная часть речи. Понятие о производных и непроизводных предлогах.
Цели:обобщить знания учащихся о самостоятельных частях речи; дать понятие о предлоге как служебной части речи и отличии самостоятельных частей речи от служебных;ознакомить с производными и н...