Производные и непроизводные предлоги. 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Сейдалиева Татьяна Петровна

Урок знакомства с новым материалом, на котором ребята познакомятся с правописанием производных и непроизводных предлогов, научатся отличать омонимичные производным предлогам самостоятельные части речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx19.01 КБ
Файл predlogi.pptx184.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Производные и непроизводные предлоги. 7 класс.

Цели урока: обучающие:

 - актуализировать знания учащихся о предлоге как части речи;

- познакомить учащихся с производными и непроизводными предлогами.

развивающие:

- научить различать производные предлоги от непроизводных и самостоятельных омонимичных частей речи;

- продолжить работу по развитию связной речи учащихся.

воспитывающая:

- прививать уважение к русскому языку, в котором все явления и факты подчинены правилам и закономерностям и свидетельствуют о его точности, изяществе, системности.

Методы и приёмы:

Объяснительно-иллюстративный метод, приёмы: беседа, слово учителя, опрос.

Эвристический метод, приёмы: наблюдение над языковым материалом.

Репродуктивный метод, приёмы: тренировочные упражнения.

Оборудование: доска, учебник, раздаточный материал.

Виды учебной деятельности: синтаксический разбор предложения, работа с учебником и тетрадью, самостоятельная работа, редактирование предложения, словарная работа.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.

1.        Фронтальный опрос по изученному материалу:

-Дать определение предлога.

-Чем предлоги отличаются от самостоятельных частей речи? Как отличить предлог от приставки? Приведите примеры (входить - в лесу).

2. Словарная работа.

-Какие словосочетания вы составили,  используя словарные слова?

- Записать транскрипцию словарных слов.

III. Синтаксическая пятиминутка.

Мы с вами знаем, что неправильное употребление предлогов приводит к речевым ошибкам в предложениях. Прочитайте предложения, устраняя недочёты в употреблении предлогов.

Возвращаясь со школы мы посетили каток.

Нельзя ездить на трамвае и на троллейбусе не оплатив за проезд.

Из неисправности мотора пароход вскоре остановился.

Выписать словосочетания «гл.+сущ.с предл.», выполнить синтаксический разбор по рядам (от каждого ряда по одному ученику у доски, остальные работают самостоятельно), вставить знаки препинания, объяснив их постановку). С какими падежными формами употреблены предлоги? Взаимопроверка.

IY. Изучение нового материала.

  1. Мотивационный момент. Объяснение нового материала.

Сегодня мы продолжаем знакомство с секретами предлогов и познакомимся с новыми понятиями: производные и непроизводные предлоги. Данная тема очень важна,  т.к. ни один текст не  обходится без предлогов.

Для этого рассмотрим предложения.  (Слайд 3)

Не рассчитывай на встречу с друзьями.

-Какие предлоги встретились в предложении? Докажите свою точку зрения.

Не рассчитывай (на что?) на (долгожданную) встречу; на встречу (с кем?) с (близкими) друзьями.

- Выполните ту же работу с другими примерами:

Цветы тянутся навстречу солнцу. Тянутся (навстречу чему?)  навстречу (яркому) солнцу.

- Какие слова из рассмотренных предложений являются предлогами? (на, с, навстречу)

- Что мы можем сказать о предлогах на, с? О предлоге навстречу?

- Как вы думаете, из какой части речи появился такой предлог?

- Придумайте предложение с наречием навстречу.

-Чем отличаются однозначные предлоги от многозначных? Подтвердите свой ответ примерами из домашнего упражнения.

2. Выполнение самостоятельной работы по аналогии.
Найдите производный и непроизводный предлоги в следующих предложениях, объясните свою точку зрения.

Я зайду к вам после. Я расскажу тебе это после урока.

- Определите, какой частью речи является слово после в первом предложении, докажите.

Вывод: непроизводные предлоги - обычные предлоги, не образованные из самостоятельных частей речи. Производные предлоги образуются путём перехода из самостоятельных частей речи, утрачивая при этом свои лексические, грамматические и морфологические признаки.

3.        Работа с учебником.

Прочитайте, что о производных и непроизводных предлогах сказано в параграфе 50.

  1. Какие самостоятельные части речи могут перейти в предлоги?
  2. Что при этом происходит с такими частями речи?
  3. Чем же различаются производные и непроизводные предлоги?
  4. Как отличить предлог от самостоятельной части речи?

Y.      Тренировочные упражнения.

1.        Непроизводные предлоги можно заменить производными
синонимичными, выражающими те же отношения.

р.п.        р.п.

ZB: Стоять у стола — около стола.

- Замените непроизводные предлоги синонимичными производными:

Выполнить за другого (вместо), из-за болезни (вследствие), ходить у дома (возле). Через речонку лежало бревно.  (Поперёк речонки лежало бревно).

- С какими падежными формами употреблены предлоги?

2.        Упражнение 296 с комментированием.

- Прочитайте задание. Выписать словосочетания с производными предлогами.

3. Самостоятельная работа.

Записать предложения, найти производные предлоги и омонимичные им части речи. Графически объяснить свой выбор.

Проверка выполненных работ.

YI. Итоги урока.  Рефлексия.

- Что нового мы узнали сегодня на уроке о предлогах?

-Из каких самостоятельных частей речи могут образоваться производные предлоги? Приведите примеры.

- Какими по значению чаще всего могут быть производные предлоги?

-На следующем уроке мы продолжим эту тему и поговорим, о других секретах предлогов.

YII. Домашнее задание. Параграф 50, правило, упр.297. Индивидуально: найти 5 предложений с производными  предлогами  в художественных текстах.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Производные и непроизводные предлоги. Приложение к уроку русского языка в 7 классе. Выполнила: Сейдалиева Татьяна Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Успенская ООШ МО « Ахтубинский район»

Слайд 2

Исправьте речевые ошибки. Возвращаясь со школы мы посетили каток. Нельзя ездить на трамвае и на троллейбусе не оплатив за проезд. Из неисправности мотора пароход вскоре остановился.

Слайд 3

Попробуем разобраться. Не рассчитывай на встречу с друзьями. Не рассчитывай (на что?) на (долгожданную) встречу; на встречу (с кем?) с (близкими) друзьями . Цветы тянутся навстречу солнцу

Слайд 4

Подберите синонимы Выполнить за другого- … из-за болезни - … ходить у дома - … Через речонку лежало бревно . - … вместо вследствие возле Поперёк речонки лежало бревно.

Слайд 5

Рефлексия. - Что нового мы узнали сегодня на уроке о предлогах? -Из каких самостоятельных частей речи могут образоваться производные предлоги? Приведите примеры. - Какими по значению чаще всего могут быть производные предлоги?

Слайд 6

Домашнее задание. 1. Параграф 50, правило , 2. Упр.297. 3. Индивидуально: найти 5 предложений с производными предлогами в художественных текстах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Производные и непроизводные предлоги" 7 класс

Урок позволяет проверить знания по теме "Предлог"....

Презентация к уроку русского языка в 7 классе на тему "Производные и непроизводные предлоги".

Данная презентация предназначена при изучении темы "Производные и непроизводные предлоги". Она поможет учителям-филологам доступно объяснить данную тему семиклассникам....

Технологическая карта "Производные и непроизводные предлоги" 7 класс

Технологическая карта и презентация к первому уроку по теме "Производные и непроизводные предлоги". автор учебника Т.М.Ладыженская...

Урок для 7 класса. Производные и непроизводные предлоги

Урок для 7 класса. Производные и непроизводные предлоги...

Урок по теме "Производные и непроизводные предлоги" по ФГОС 7 класс

Цели урока: обучающие: - актуализировать знания учащихся о предлоге как части речи;- познакомить учащихся с производными и непроизводными предлогами.развивающие:- научить различать производные пр...

Открытый урок по русскому языку 7 класс Производные и непроизводные предлоги

Урок построен с основными требованиями, предъявляемыми ФГОС.К конспекту прилагается презентация....

Самостоятельные и служебные части речи (обобщение). Предлог как служебная часть речи. Понятие о производных и непроизводных предлогах.

Цели:обобщить знания учащихся о само­стоятельных частях речи; дать понятие о предлоге как служебной части речи и отличии самостоятельных частей речи от служебных;ознакомить с производ­ными и н...