Технологическая карта урока по теме "Восклицательные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Технологическая карта урока русского языка по теме "Восклицательные предложения". 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnol._karta_uroka_po_teme_vosklitsatelnye_predlozheniya.docx | 37.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок: Восклицательные предложения
Цель деятельности учителя | Познакомить с понятием «восклицательные предложения», активизировать знания о способах и средствах связи предложений в тексте |
Тип урока | Урок объяснения нового материала |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать виды предложений по интонации, правила пунктуационного оформления повествовательных и побудительных восклицательных предложений; уметь распознавать виды предложений по интонации; правильно расставлять знаки препинания в них. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученный знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне. Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования |
Методы и формы обучения | Наблюдение над языком, эвристический метод, индивидуальная, групповая, фронтальная. |
Образовательные ресурсы | http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://festival.1 september.ru/subjects http://som.fsio.ru/subject.asp?id= 10000192 |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем |
Основные понятия | Текст, интонационная окраска предложения, средства связи предложений в тексте |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
1. Мотивация к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению нового материала | Вступительное слово. - Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами отправимся в поход в лес, во время которого повторим все, что изучили о предложении, и выполним проверочную работу. А сейчас… | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку. | Фрон тальная | Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу Регулятивные: планируют необходимые действия | Листы обратной связи |
2. Актуализация и пробное учебное действие | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа, просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока | - Давайте представим, что мы с вами вышли на улицу и увидели большую серую тучу на небе, Но это не простая туча, ведь из нее падают не капли дождя, а слова. Давайте прочитаем их. См. слайд 2 Пушистые, землю, на, тихо, снежинки, падают - Что вы можете сказать об этих словах? (Эти слова разных частей речи: «пушистые»-прил., «землю» и «снежинки»-сущ., «на»-предлог, «тихо»- нареч., «падают»-глаг. Из этих слов можно составить предложение: «На землю тихо падают пушистые снежинки».) См. слайд 3. Из тучки падают снежинки - Докажите, что записанная фраза – предложение. (Предложение состоит из нескольких слов, связанных по смыслу. Оно выражает законченную мысль.) - Ребята, на нашем пути препятствие – упавшее дерево. Надо убрать его с дороги и двигаться дальше. - А чтобы убрать его с дороги, мы должны найти записанные на нем предложения. См. слайд 4. 1. Здесь играет. 2. Звезды отражались в воде. 3. Светит довольно ярко. 4. Падают листья. - Предложения под номерами 2 и 4, т. к. в них выражается законченная мысль. -Ребята, почему вы решили, что фразы, записанные под номерами 1 и 3, не являются предложением? (В них мысль не завершена, предложения требуют продолжения. - Давайте придумаем продолжение, чтобы получилось предложение. (Здесь играет музыка. Лампочка светит довольно ярко.) | Смотрят презентацию, отвечают на вопросы. Строят высказывания. Записывают предложение с комментированием | Фронтальная, индивидуальная | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, классификации, устанавливают причинно-следственные связи; могут понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модальной форме, использовать знаково-символичные средства для решения учебных задач Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Устные ответы, письменные работы |
3.Выявление места и причины затруднения | Беседа, обсуждение результатов предыдущего этапа. | - Прежде чем дать характеристику этого предложения, давайте вспомним, какие бывают предложения по цели высказывания? (По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и побудительные.) - Когда мы используем повествовательные предложения? Приведите примеры. (Чтобы сообщить о чем-то. Идет дождь. Летит самолет.) С какой целью мы пользуемся вопросительными предложениями? Приведите примеры. (Чтобы о чем-то спросить. Ты выучил стихотворение?) - Побудительные предложения? (Чтобы побудить к действию, выразить совет, просьбу, приказ. Войдите!) - А все ли эти предложения мы произносим с одинаковой интонацией? (Нет, одни из них произносим с повышением интонации, другие – спокойно.) | Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов. | Индивидуальная, групповая. | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации | Вопросы для уточнения информации |
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам. Ознакомление с заданием | Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися. - Итак, ребята, повествовательные, вопросительные и побудительные предложения могут произноситься со спокойной интонацией, без эмоций, а могут произноситься с особой интонацией, выражающей сильные чувства. - Какие бывают предложения по интонации? (Восклицательные и невосклицательные.) См. слайд 5 Например: Наступила золотая осень. Как красив ранней осенью лес!) - Ребята, а чем отличаются восклицательные предложения от невосклицательных? (Восклицательные предложения произносятся с сильным, чувством, с особой интонацией. В конце такого предложения ставится ! - Кроме того, в русском языке есть специальные «восклицательные средства»: слова ну и, вот (частицы), ах, ох, эх (междометия), кто, как, каков, сколько (местоименные слова). См. слайд 6 Например: Ну и денек! Ах, я так рад вас видеть! Каков плут! - Ребята, прослушайте предложения, какие эмоции (чувства) выражаются в них? См. слайд 7 Например: 1. Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло! (А. Пушкин) (Выражение злости, зависти.) См. слайд 8 2. Что за диво! Все так чисто и красиво. (А. Пушкин) (восхищение.) См. слайд 9 3. Хорошо живет на свете Винни-Пух! Оттого поет он эти Песни вслух! (Б. Заходер) (Чувство радости.) - Может ли побудительное предложение быть восклицательным? (Да. Например: «Умойся сейчас же!») - А невосклицательным побудительное предложение может быть? (Да. Например: «Иди спать».) | Формулируют цель учебной деятельности под руководством учителя. Работают с заданием. Отвечают на вопросы, | Индивидуальная, групповая | Личностные: осознают свои возможности в учении. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют знания. Регулятивные: действуют по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания | Устные ответы |
5. Практическая деятельность | Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике | - Вы правы. Давайте распределим предложения по двум колонкам. Повест. предлож. / Побудит. предлож. 1. Перестань сейчас же! 2. От твоей музыки уши болят! 3. Уходи отсюда со своей противной трубой! 4. Я протестую! 5. Какой сегодня чудесный день! 6. Продолжать наблюдение! | Смотрят презентацию, работают с заданием, отвечают на вопросы | Индивидуальная, групповая | Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении задачи. | Записи в тетрадях |
Физкультминутка | Потрудились – отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать, Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. | Выполняют элементарные физические упражнения | Фронтальная | Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье | ||
6. Первичное закрепление с комментированием. | Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике | Выполняют упражнения, отвечают на вопросы, выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями | Индивидуальная, групповая | Личностные: приобретают новые знания, совершенствуют имеющиеся Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебника | Устные ответы, письменные работы | |
7.Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону | Выполнение упражнений, обсуждение результатов, работа в парах | - Итак, ребята, на нашем пути река. Чтобы ее перейти, надо выполнить следующее задание. - Мы запишем графический диктант. Перед вами предложения, в конце которых нет знаков. Вы записываете только знак препинания, который нужно поставить в конце каждого предложения. Готовы? См. слайд 10 Осень. Как красивы наши рощи осенью! Приходилось ли тебе бывать там на рассвете? Слышал ли ты хрустальный звон прохладного осеннего утра? Многие люди ходят в рощи дышать свежим воздухом. Попробуй и ты! Взаимопроверка См. слайд 11 | Самостоятельно выполняют упражнения | Индивидуальная, групповая | Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля, и успешно используют его в решении учебных задачи Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы | |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Заключительная беседа по вопросам | - Над какой темой работали на уроке? - Каких предложений в нашей речи больше: восклицательных или невосклицательных? Почему? Д/з.: & 30, упр. 151 | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. | Индивидуальная, групповая работа | Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. | Оценивание работы на уроке |
Литература
1. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч./ [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др; науч. ред. Н. М. Шанский].- 8-е изд. - М.: Просвещение, 2018
2. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 классе: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Г. А. Богданова. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2011
3. Русский язык. 5 класс: технологические карты уроков по учебнику Т.А. Ладыженской и др. I часть / авт.-сост. Г.В. Цветкова. – Изд. 2-е, испр. – Волгоград: Учитель, 2017
4. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – 3-е изд. – М.: ВАКО, 2017
5. Потапова Г.Н. Зачетные работы по русскому языку: 5 класс: к учебнику Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс». ФГОС (к новому учебнику) / Г. Н. Потапова. – 2-е изд. перераб. и доп. – М. – Изд-во «Экзамен», 2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока "Однородные члены предложения"
Технологическая карта урока "Однородные члены предложения"...
Технологическая карта урока "Второстепенные члены предложения. Обстоятельство. Виды обстоятельств" 5 класс
Технологическая карта урока "Второстепенные члены предложения. Обстотельство. Виды обстоятельств". УМК "Школа 2100". Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. 5 класс...
Технологическая карта урока русского языка «Предложение»
Технологическая карта урока русского языка «Предложение»Тема урока: Предложение5 классЦель: познакомиться с определением предложения, понять отличие предложения от словосочетания;уме...
Технологическая карта урока "Строение сложноподчиненного предложения" (9 класс).
Урок усвоения новых знаний через работу с информативными источниками. Развитие критического мышления через чтение и письмо. Цели урока: - Познакомить со строением сложноподчиненного предложения. - Сфо...
Технологическая карта урока "Типы сложных предложений и средства связи между их частями" 9 класс
ТемаТипы сложных предложений и средства связи между их частями.КлассУчебник9 классРусский язык: учебник для 9 класса общеобразовательных организаций. / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, ...
Технологическая карта урока. Второстепенные члены предложения.
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Второстепенные члены предложения....
Технологическая карта урока Главные члены предложения.
Технологическая карта...