Технологическая карта урока. Второстепенные члены предложения.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Второстепенные члены предложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока. Второстепенные члены предложения. | 98.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе
учителя русского языка и литературы
МБОУ «Лицей №28» Труш Юлии Сергеевны
Тема урока: Второстепенные члены предложения.
Цели урока: формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по определению второстепенных членов в предложении, в ходе группового и парного взаимодействия.
Формы работы на уроке: групповая, самостоятельная.
Оснащение урока: доска, учебник, раздаточные материалы.
Структура и ход урока
Тема: Второстепенные члены предложения | Тип: урок –закрепление знаний | |||
Задачи: Создать условия для развития положительной мотивации к учению, стимулировать раскрытие творческих возможностей учащихся. Организовать деятельность учащихся по ознакомлению и первичному закреплению знаний по теме «Второстепенные члены предложения» Развивать способности учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе актуализации знаний по данной теме Воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи. | ||||
Планируемые результаты | ||||
Предметные: научить узнавать второстепенные члены предложения, отличать их от главных, дать понятие о «подчинении» второстепенных членов главным и другим второстепенным членам. | Метапредметные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и по родовидовым признакам установления аналогий и причинно-следственных связей, построения, рассуждений, отнесения к известным понятиям. | Личностные: создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности, создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу, воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников, привитие учащимся интереса к урокам русского языка. | ||
Межпредметные связи: литература | ||||
Ход урока | ||||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | |||
Мотивация познавательной деятельности | ||||
Организационный момент | -Здравствуйте, ребята! Сегодня мы подытожим наши знания по теме «Второстепенные члены предложения». И я предлагаю вам применить все ваши знания на практике. А эпиграфом к нашему уроку я выбрала слова Л.Н.Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.» | |||
Актуализация необходимых знаний | ||||
Словарный диктант | Из реки(Р.п.), по воде(Д.п.),в постели(П.п.),из избушки(Р.п.), по комнате(Д.п.),на стекле(П.п.), в степи(П.п.) Выделяем падежные окончания имен существительных и определяем падеж. | |||
Организация познавательной деятельности | ||||
Изучение нового материала |
А теперь простое распространенное со второстепенным членом – обстоятельством: В городе наступила зима. Добавим определение: В городе наступила долгожданная зима. Добавим и дополнение: В городе наступила долгожданная детьми зима. А теперь добавим однородные определения: В городе наступила долгожданная детьми и взрослыми зима. Ну, а теперь давайте сделаем из этого предложения сложное: В городе наступила долгожданная детьми и взрослыми зима, и снег засыпал дома. В каждом предложении выделяем главные и второстепенные члены предложения. Работа происходит в парах, учитель записывает все на доске. А теперь я предлагаю пофантазировать вам самостоятельно. А потом мы послушаем ваши работы и оценим их. Ребята очень увлеченно работают с творческими заданиями, допускается парная работа. Учитель оказывает помощьтем ребятам, кто нуждается в ней. Работа по образцу (образец остается на доске).
Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?.. Играют волны — ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит… Увы! он счастия не ищет И не от счастия бежит! Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой… А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой! - Давайте подчеркнем главные и второстепенные члены предложения. Главные члены : белеет парус, он ищет, он кинул, играют волны, ветер свищет, мачта гнется и скрыпит…и.т.д. Определения : одинокий, голубом, далекой… и т.д.
| |||
Закрепление нового материала | Закрепить наши знания я предлагаю при помощи методики 6 шляп (технология критического мышления): Шесть учащихся выбирают по шляпе и высказывают свое мнение по теме. Белая шляпа – ученик говорит факты. То ,что нам было известно и понятно. Например, «в русском языке существуют главные и второстепенные члены предложения». Шляпу, по желанию, можно передать товарищу, если он тоже хочет рассказать известный ему факт. Желтая шляпа – что интересно в этой теме, что не вызывает трудностей. Например, «я с легкостью нахожу в предложении определение». Черная шляпа- что сложно дается, что не понятно. Например, «мне сложно дается находить дополнение». Красная – что в этой теме огорчает или доставляет удовольствие. Синяя шляпа – конкретные факты, итог подводит, делает выводы.
Такая ролевая игра очень нравится школьникам, раскрепощает их и дает возможность самому увидеть свои пробелы. | |||
Подведение итогов | ||||
Ребята получают оценки за урок. В качестве домашнего задания ребята должны составить предложения на тему «Зима» с использованием схемы построения предложения. От односоставного к сложному. Второстепенные члены обязательно подчеркнуть. Например: Снег. Пошел снег. Пошел долгожданный снег. Наконец-то пошел долгожданный снег. Наконец-то с неба пошел долгожданный снег. (Работа ученика 5е класса Назара А.) | ||||
Дополнительный материал: Учебные таблицы 5-11 класс. Малюшкин А.Б. | ||||
Диагностика достижения планируемых результатов: Ребята должны чувствовать себя более уверенно при нахождении второстепенных членов. Умело использовать их как в письменной, так и в разговорной речи. | ||||
Домашнее задание, дополнительные творческие задания: На дополнительную оценку можно предложить ребятам составить синквейн на тему «Обстоятельство», «Дополнение», «Определение». Например (работа ученицы 5е класса Софьи М.): Определение. Красочное, второстепенное. Украшает, распространяет, обозначает. Второстепенный член. Признак. | ||||
Самоанализ | ||||
Достижения | Сложности | Предложения | ||
При использовании методов критического мышления ребята не боятся высказывать свои мысли, с удовольствием берутся за творческие задания. | Прежде, чем переходить к заданиям творческим, основные знания по теме у учащихся должны быть. Определения второстепенных членов дети должны уже знать хорошо. |
Приложение №1.
- Укажите, каким второстепенным членом предложения является выделенное слово:
Белый кот с громким шипением сорвался с дерева.
А) определение;
Б) дополнение;
В) обстоятельство;
- Укажите, каким второстепенным членом предложения является выделенное слово:
Наш пароход вплотную подошел к пристани.
А) определение;
Б) дополнение;
В) обстоятельство;
- Укажите, каким второстепенным членом предложения является выделенное слово:
Детишки играли во дворе в различные шумные игры.
А) определение;
Б) дополнение;
В) обстоятельство.
Правильные ответы:
1 | 2 | 3 |
а | в | б |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: «Второстепенные члены предложения. Дополнение».
Предмет: русский язык Класс: 5 г Учебник: «Русский язык. 5 класс»...
Презентация к уроку "Второстепенные члены предложения"
Обобщающий урок....
Технологическая карта урока "Однородные члены предложения"
Технологическая карта урока "Однородные члены предложения"...
Открытый урок "Второстепенные члены предложения. Односоставные и неполные предложения"
Открытый урок в групах СПО, русский язык, синтаксис....
Технологическая карта урока "Второстепенные члены предложения. Обстоятельство. Виды обстоятельств" 5 класс
Технологическая карта урока "Второстепенные члены предложения. Обстотельство. Виды обстоятельств". УМК "Школа 2100". Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. 5 класс...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Тема урока: "Второстепенные члены предложения. Дополнение"
Данная технологическая карта урока по русскому языку разработана по ФГОС...
Технологическая карта урока Главные члены предложения.
Технологическая карта...