Технологическая карта урока. Второстепенные члены предложения.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Труш Юлия Сергеевна

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Второстепенные члены предложения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе

учителя русского языка и литературы

МБОУ «Лицей №28» Труш Юлии Сергеевны
Тема урока:
  Второстепенные члены предложения.

Цели урока: формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по определению второстепенных членов в предложении, в ходе группового и парного взаимодействия.

Формы работы на уроке: групповая, самостоятельная.

Оснащение урока: доска, учебник, раздаточные материалы.

Структура и ход урока

Тема: Второстепенные члены предложения

Тип: урок –закрепление знаний

Задачи: Создать условия для развития положительной мотивации к учению, стимулировать раскрытие творческих возможностей учащихся.

Организовать деятельность учащихся по ознакомлению и первичному закреплению знаний по теме «Второстепенные члены предложения»

Развивать способности учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе актуализации знаний по данной теме

Воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи.

Планируемые результаты

Предметные: научить узнавать второстепенные члены предложения, отличать их от главных,

дать понятие о «подчинении» второстепенных членов  главным и другим второстепенным членам.

Метапредметные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и по родовидовым признакам установления аналогий и причинно-следственных связей, построения, рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Личностные: создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности, создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу, воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников, привитие учащимся интереса к урокам русского языка.

Межпредметные связи: литература

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы подытожим наши знания по теме «Второстепенные члены предложения». И я предлагаю вам применить все ваши знания на практике. А эпиграфом к нашему уроку я выбрала слова Л.Н.Толстого:

«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.»

Актуализация необходимых знаний

Словарный диктант

Из реки(Р.п.), по воде(Д.п.),в постели(П.п.),из избушки(Р.п.), по комнате(Д.п.),на стекле(П.п.), в степи(П.п.)

Выделяем падежные окончания имен существительных и определяем падеж.

Организация познавательной деятельности

Изучение нового материала

  1. Перед нами простое односоставное предложение: Зима. Давайте сделаем из него простое двусоставное предложение. Например: Наступила зима.

А теперь простое распространенное со второстепенным членом – обстоятельством:

В городе наступила зима.

Добавим определение:

В городе наступила долгожданная зима.

Добавим и дополнение:

В городе наступила долгожданная детьми зима.

А теперь добавим однородные определения:

В городе наступила долгожданная детьми и взрослыми зима.

Ну, а теперь давайте сделаем из этого предложения сложное:

В городе наступила долгожданная детьми и взрослыми зима, и снег засыпал дома.

В каждом предложении выделяем главные и второстепенные члены предложения. Работа происходит в парах, учитель записывает все на доске.

А теперь я предлагаю пофантазировать вам самостоятельно. А потом мы послушаем ваши работы и оценим их.

Ребята очень увлеченно работают с творческими заданиями, допускается парная работа. Учитель оказывает помощьтем ребятам, кто нуждается в ней. Работа по образцу (образец остается на доске).  

  1. Работа со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Парус». Ребята получают текст стихотворения в печатном виде и работают на листочках.

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..

Играют волны — ветер свищет,

И мачта гнется и скрыпит…

Увы! он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

- Давайте подчеркнем главные и второстепенные члены предложения.

Главные члены : белеет парус, он ищет, он кинул, играют волны, ветер свищет, мачта гнется и скрыпит…и.т.д. Определения : одинокий, голубом, далекой… и т.д.

  1. Самостоятельная работа с тестом (Приложение №1) на определение второстепенных членов предложения. За данную работу все ребята получат оценки путем взаимопроверки.

Закрепление нового материала

Закрепить наши знания я предлагаю при помощи методики 6 шляп (технология критического мышления):

Шесть учащихся выбирают по шляпе и высказывают свое мнение по теме. Белая шляпа – ученик говорит факты. То ,что нам было известно и понятно.

Например,  «в русском языке существуют главные и второстепенные члены предложения». Шляпу, по желанию, можно передать товарищу, если он тоже хочет рассказать известный ему факт.

Желтая шляпа – что интересно в этой теме, что не вызывает трудностей.

Например, «я с легкостью нахожу в предложении определение».

Черная шляпа- что сложно дается, что не понятно.

Например, «мне сложно дается находить дополнение».

Красная – что в этой теме огорчает или доставляет удовольствие.

Синяя шляпа – конкретные факты, итог подводит, делает выводы.

Похожее изображение    C:\Users\Администратор\Desktop\цос\vU72xyspuPE.jpg

 Такая ролевая игра очень нравится школьникам, раскрепощает их и дает возможность самому увидеть свои пробелы.

Подведение итогов

Ребята получают оценки за урок. В качестве домашнего задания ребята должны составить предложения на тему «Зима» с использованием схемы построения предложения. От односоставного к сложному. Второстепенные члены обязательно подчеркнуть.

Например:

Снег. Пошел снег. Пошел долгожданный снег. Наконец-то пошел долгожданный снег. Наконец-то с неба пошел долгожданный снег.  (Работа ученика 5е класса  Назара А.)

Дополнительный материал:  Учебные таблицы 5-11 класс. Малюшкин А.Б.

Диагностика достижения планируемых результатов:

Ребята должны чувствовать себя более уверенно при нахождении второстепенных членов. Умело использовать их как в письменной, так и в разговорной речи.

Домашнее задание, дополнительные творческие задания: На дополнительную оценку можно предложить ребятам составить синквейн на тему «Обстоятельство», «Дополнение», «Определение».

Например (работа ученицы 5е класса Софьи М.):

Определение.

Красочное, второстепенное.

Украшает, распространяет, обозначает.

Второстепенный член.

Признак.

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения

При использовании методов критического мышления ребята не боятся высказывать свои мысли, с удовольствием берутся за творческие задания.

Прежде, чем переходить к заданиям творческим, основные знания по теме у учащихся должны быть. Определения второстепенных членов дети должны уже знать хорошо.

Приложение №1.

  1. Укажите, каким второстепенным членом предложения является выделенное слово:

Белый кот с громким шипением сорвался с дерева.

А) определение;

Б) дополнение;

В) обстоятельство;

  1. Укажите, каким второстепенным членом предложения является выделенное слово:

Наш пароход вплотную подошел к пристани.

А) определение;

Б) дополнение;

В) обстоятельство;

  1. Укажите, каким второстепенным членом предложения является выделенное слово:

Детишки играли во дворе в различные шумные игры.

А) определение;

Б) дополнение;

В) обстоятельство.

Правильные ответы:

1

2

3

а

в

б


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Второстепенные члены предложения. Дополнение».

Предмет: русский язык       Класс: 5 г       Учебник: «Русский язык. 5 класс»...

Технологическая карта урока "Однородные члены предложения"

Технологическая карта урока "Однородные члены предложения"...

Технологическая карта урока "Второстепенные члены предложения. Обстоятельство. Виды обстоятельств" 5 класс

Технологическая карта урока "Второстепенные члены предложения. Обстотельство. Виды обстоятельств". УМК "Школа 2100". Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. 5 класс...