Технологическая карта урока "Строение сложноподчиненного предложения" (9 класс).
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Урок усвоения новых знаний через работу с информативными источниками. Развитие критического мышления через чтение и письмо. Цели урока: - Познакомить со строением сложноподчиненного предложения. - Сформировать умение находить главное и придаточное (ые) предложения. - Сформировать умение расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении. - Развивать логическое мышление и языковое чутье. - Воспитывать умение внимательно слышать и слушать другое мнение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh.karta_._slozhnopodchinennoe_predlozhenie.docx | 24.07 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Средняя общеобразовательная школа №2
21510 Смоленская обл., г. Вязьма, Загородный пер., 23
Тел.: директор 4-28-82; учительская: 4-25-42; бухг.: 4-11-92
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: русский язык
Тема урока: Строение сложноподчиненного предложения
Перепелова Л.А.
Строение сложноподчиненного предложения
Предмет: русский язык
Класс: 9
Лексика урока: главное предложение; придаточное предложение; сложноподчиненное предложение; сложное союзное предложение; подчинительный союз.
Тип урока: урок усвоения новых знаний через работу с информативными источниками.
Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.
Методы: поисковый; репродуктивный (составление и запись таблицы с использованием знаний, полученных ранее и на уроке).
Формы: индивидуальная; работа в парах.
Оборудование: таблицы-схемы строения сложноподчиненного предложения.
Оформление доски: запись темы урока; таблицы-схемы; предварительно записанные 4 предложения (сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное, простое осложненное).
Педагогические цели:
- Познакомить со строением сложноподчиненного предложения.
- Сформировать умение находить главное и придаточное (ые) предложения.
- Сформировать умение расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
- Развивать логическое мышление и языковое чутье.
- Воспитывать умение внимательно слышать и слушать другое мнение.
Технологическая карта урока
Цели на каждом этапе | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Педагогические приемы | Система ожидаемых умений | |
Этап урока: ВЫЗОВ | |||||
| Объяснение цели предстоящей работы | Учащиеся индивидуально заполняют первую колонку таблицы «З-Х-У» записями о первоначальных знаниях о сложноподчиненном предложении | Составление таблицы «З-Х-У» | Умение систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках | |
| Заслушивание ответов учащихся, проверка первой колонки таблицы | Учащиеся вслух отчитываются о проделанной работе, по необходимости дополняют записи первой колонки ответами одноклассников | Фронтальный опрос | Развитие коммуникативных навыков. | |
| Постановка новой познавательной задачи: предлагается заполнить вторую колонку таблицы, определить цели урока. | Учащиеся заполняют вторую колонку таблицы (что бы хотели узнать нового о строении сложноподчиненного предложения), определяют цели урока. | Составление таблицы «З-Х-У», определение целей урока | Умение самостоятельно ставить новые задачи, определять цели урока. | |
Этап урока: ОСМЫСЛЕНИЕ | |||||
| Учитель предлагает выделить среди четырех записанных на доске предложений сложноподчиненное, аргументируя свой ответ. | Учащиеся находят сложноподчиненное предложение, составляют алгоритм нахождения сложноподчиненного предложения сначала индивидуально, потом в парах | Работа в парах. Составление алгоритма ответа | Умение слышать чужое мнение. Умение составлять алгоритм | |
| Учитель предлагает обратиться к приложению №1 и, проанализировав предложения, установить логическую закономерность в строении сложноподчиненных предложений: 1 ряд № 1,5,6,9; 2 ряд № 7,8,9,11; 3 ряд № 2,3,4,12; индивидуальное занятие № 3,14,15,16 | Учащиеся, проанализировав предложения, называют три возможные схемы строения сложноподчиненного предложения, делают вывод, что у сложноподчиненного предложения может быть более одного придаточного, выбирают на доске таблицу-схему, которая соответствует предложенным предложениям | Сопоставление опорных записей | Умение устанавливать причинно-следственные связи между блоками информации. Умение отслеживать материал. Умение делать выводы | |
| Учитель предлагает прочитать параграф 205 (учебник «Русский язык. Теория. 5-9» под редакцией В.В. Бабайцевой) с использованием приема «инсерт» | Учащиеся читают информационный текст с использованием приема «инсерт», делают записи в тетради. Учащиеся озвучивают новую информацию вслух | «Инсерт» (маркировка текста) | Умение работать с научным текстом. Умение отслеживать материал. Активизация внимания | |
Учитель предлагает оформить полученные знания в третью колонку таблицы «З-Х-У» | |||||
| Учитель просит обратиться к приложению №2 и распределить предложения в 2 колонки: предложения с вводными конструкциями и сложноподчиненные предложения | Учащиеся выполняют задание и записывают в таблицу новый вывод, полученный экспериментальным путем. Учащиеся выполняют упражнение | Сопоставление записей. Фронтальный опрос. Взаимопроверка | Умение делать выводы, расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении, строить схемы | |
| Учитель просит выполнить упражнение №67 (учебник «Русский язык. Практика. 9» под редакцией Ю.С. Пичугова) | ||||
Этап урока: РЕФЛЕКСИЯ | |||||
| Учитель просит подготовить по таблице «З-Х-У» сообщение о сложноподчиненном предложении | Учащиеся готовят монологические ответы по теме, дополняют записи в таблице | Взаимопроверка | Умение целостно обобщать и систематизировать информацию | |
Учитель предлагает выполнить В7 тестовой части сборника ЕГЭ. Русский язык. Государственная (итоговая) аттестация (в новой форе). Практикум по выполнению типовых тестовых заданий /Г. Егораевой. М.: изд. «Экзамен», 2009 г. | Умение находить сложноподчиненное предложение или части сложноподчиненного предложения в тестовых заданиях ГИА |
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
- На каникулах, в самом начале лета, мы отправились в экспедицию, которая давно была запланирована нами.
- Отец вернулся из экспедиции в тот день, когда началась война, и сразу ушел на фронт.
- Крутые склоны гор, что поднимались справа, были опасны для восхождения.
- Книга, что дала мне хозяйка, потрясла меня.
- Бывают такие дни, когда с особой силой чувствуешь красоты природы, окружающей нас.
- Я не знал, когда мы сожжем встретиться вновь.
- Когда Архип проснулся, он увидел Дубровского и низко поклонился ему.
- Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.
- Вода в озере блестела так ярко, что глазам было больно.
- Если бы мне иметь сто жизней, они не насытили бы жажды познания.
- Пока он говорил, Щавинский внимательно наблюдал за ним.
- Начальник отряда, когда мы готовились выехать на стройку, договаривался с мастером об условиях работы.
- Марья Дмитриевна не много больше мужа занималась Лизой, хотя она и хвасталась перед Лаврецким, что одна воспитала детей своих.
- Я хочу рассказать, как прекрасен цветущий утром луг, чтобы вы сами захотели это увидеть.
- Не надо хвалиться, коли не знаешь, как рожь родится.
- Кому приходилось странствовать по тайге, тот знает, что значит во время непогоды найти зверовую фанзу.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
- Глеб, насколько я знал, учился в брянской гимназии.
- Мой старший брат, когда учился в институте, стал печататься в журнале «Юность».
- В прошлом году, как рассказывал мне дед, лавиной снесло домик у дороги.
- Несмотря на то что солнце уже поднялось, в степи было тихо, пасмурно.
- Это обстоятельство, как мне тогда показалось, должно было осложнить наш дальнейший путь.
Самоанализ урока
«СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ», 9 класс
Урок по теме «Строение сложноподчиненного предложения» открывает раздел «Сложноподчиненное предложение». На занятии по данной теме у учащихся формировались умения: отличать сложноподчиненное предложение от других видов сложного предложения, находить главное и придаточное предложения, расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении, строить схемы предложений, аргументировать свою точку зрения. Данные умения и навыки стали базовыми при изучении данной темы.
На уроке реализовывались познавательная цель: познакомить со строением сложноподчиненного предложения; развивающие цели: развивать логическое мышление и языковое чутье, развивать критическое мышление через чтение информационных источников; воспитательные цели: развивать дух толерантности, воспитывать умение слушать и слышать чужое мнение.
Урок по данной теме проводился в классе с хорошими способностями. Отличительной особенностью большинства коллектива является инициативность, стремление к самостоятельной работе, умение работать с учебной литературой, поэтому при выборе стратегии и приемов урока учитель ориентировался на учебные возможности класса. Данный урок проводился в технологии критического мышления и соответствует структуре урока в данной технологии (вызов- осмысление- рефлексия).
На этапе вызова учителем ставилась следующая задача: актуализация имеющихся знаний, пробуждение личного интереса к получению новой информации, активизация деятельности учащихся. Для решения данной задачи использовалась следующая стратегия: "ЗНАЮ - ХОЧУ ЗНАТЬ - УЗНАЛ" (заполнение колонок "ЗНАЮ", "ХОЧУ ЗНАТЬ"), позволяющая ученикам вспомнить и систематизировать уже полученные знания по данной теме, высказывать свою точку зрения свободно, не боясь ошибиться, активно участвовать в учебном процессе. Роль учителя на данном этапе состояла в том, чтобы стимулировать деятельность учеников, давать возможность фиксировать услышанную информацию.
На этапе осмысления ставились задачи получить новую информацию, сформировать собственную позицию по заданной теме, сформировать уверенность в ценности своих идей, с уважением выслушивать различные мнения. Для успешной реализации поставленных задач использовались стратегия "ЗНАЮ - ХОЧУ УЗНАТЬ - УЗНАЛ" (заполнение последней колонки), прием "инсерт", прием прогнозирования, позволяющие устанавливать причинно-следственные связи между блоками информации, работать с научным текстом, систематизировать учебный материал в виде опорных записей, активизировать внимание.
На этапе рефлексии учащиеся закрепляли полученные знания. Задача данного этапа - целостно обобщить материал. Для этого использовалась работа с тестовыми заданиями ГИА, позволяющая понять значимость изучаемого материала, заслушивались монологические ответы учащихся по теме, развивающие коммуникативные навыки учащихся.
Цели и задачи урока достигнуты. Стратегия, использованная на уроке, ориентирована на развитие навыков вдумчивой самостоятельной работы с учебной литературой, познавательного интереса у учащихся, на умение самостоятельно ставить цели и поэтапно их достигать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическа карта "Бессоюзное сложное предложение"
Разработка урока повторения и обобщения по теме "Бессоюзное сложное предложение"....
Технологическая карта урока в 5 классе по теме "Обобщение по теме главные и второстепенные члены предложения"
Технологическая карта ...
Технологическая карта урока: Восклицательные предложения. 5 класс.
урок русского языка...
Технологическая карта урока "Сложное предложение", 5 класс
Технологическая карта урока "Сложное предложение", 5 класс...
Презентация и технологическая карта урока в 5 классе по теме "Предложение. Грамматическая основа предложения".
Данный урок открытия нового знания предназначен для обучающися 5 класса по учебнику Русский язык. 5 класс.Ладыженская Т.А, Баранов Т.А., Тростенцова Л.А. и др.; М.: Просвещение, 2014. Данный урок из р...
Технологическая карта урока "Виды предложений" в 5 классе
В методической разработке представлена подробная технологическая карта - конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Виды предложений". Основные понятия: простое предложение, восклицат...
Технологическая карта урока в 8 классе "Неопределенно-личные предложения."
Данный конспект урока помогает создать условия для обучения распознаванию неопределенно-личных предложений, нахождению их главного члена, определению способа его выражения, разграничению неопред...