Технологическая карта урока русского языка в 9 классе
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Монгуш Чайзат Альбертовна

 

Технологическая работа урока русского языка в 9 классе по теме : "Простое предложение и его грамматическая основа".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_po_russkomu_yazyku.docx27.2 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в  9 классе

Тема урока: Простое предложение и его грамматическая основа.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Реализуемая программа:  по русскому языку для  5-9 классов .Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский и др./ Москва.:Просвещение 2015

УМК:    Русский язык. 9 кл.: учебник для общеобразовательных  учреждений. В 2ч. Авторы: Т.А.Ладыженкая, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба, Н.В.Ладыженская.

Цели:

Личностные: осознавать эстетическую ценность русского языка, стремиться к речевому самосовершенствованию, развивать языковые творческие способности.

Метапредметные:  перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (план, таблицу, схему, ключевые слова).

Предметные: уметь различать простые предложения и выделять грамматическую основу;

Методы и формы обучения: поисковый метод, индивидуальная, групповая, фронтальная формы

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • мультимедийная презентация к уроку.                     

                                                                         

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

Цель этапа: эмоциональная и психологическая подготовка учащихся к деятельности

Доброе утро, ребята! Прежде чем начать урок давайте, друзья, улыбнемся друг другу, вы готовы к уроку?

Тогда за работу, удачи желаю я вам!

Молодцы! Все улыбнулись!

Демонстрируют готовность к уроку.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

2. Актуализация знаний.

Цель этапа: воспроизведение ранее изученного, применение прежних знаний в новой ситуации, организация осознания ими внутренней потребности к новым знаниям о предложении

   Сегодня наш урок  мы начнем   с синтаксической разминки (слайд 1)

Внимательно посмотрите на доску, прочитайте, пожалуйста, данное стихотворение:

Красною нитью

Рябина зажглась

Падали листья

Я родилась

Спорили сотни колоколов

День был субботний:

Иоанн Богослов

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть

-Кто автор стихотворения? (Марина Цветаева)

-О чем это стихотворение?

-Благодаря чему достигается выразительность? (Благодаря средствам выразительности речи)

-Ребята, найдите словосочетания, определите их по главному слову.

-Будет ли «Падали листья» словосочетанием, почему?

-Почему грамматическая основа не может быть предложением?

Отвечают на вопросы. Строят доказательный ответ.

Познавательные: выполняют учебно- познавательные действия, осуществляют для решения учебных сравнение, классификация

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Коммуникативные: отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

3. Формулирование темы и целей урока.

Цель этапа:

 Постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации

Посмотрите еще раз на доску:

ветер поднимается

Осенний в лесах.

-Будут ли записанные слова предложением? Чего не хватает?

Открываю грамматическую основу.

- А сейчас перед вами предложение? Почему?

-Какое это предложение по количеству грамматических основ?

Правильно, простое. Давайте сформулируем тему нашего сегодняшнего урока.

 Записать в тетрадях число,  тему. (слайд2)

Опираясь на тему, сформулируйте цель урока, используя для этого опорные фразы: (слайд3)

Цели:

1) познакомиться с . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2) научиться правильно…………. ………….

Формулируют тему и цели урока.

Регулятивные: формулируют цели и задачи учебной деятельности, планируют деятельность

Коммуникативные: сотрудничают в выборе информации

Личностные: осознают свои возможности в учении.

4. Открытие новых знаний.

 Цель этапа:

усвоение учащимися нового материала

Перед вами предложения. Давайте запишем их в тетрадь и подчеркнем  грамматические основы.

В наиболее чистом виде русское деревянное зодчество сохранилось на севере России. Там северяне строили большие, массивные, уютные, добротные избы. Стоит такая изба лицом к проезжей дороге, реке или озеру. Она поблескивает на солнце высоко поднятыми над землей окнами. Под ее кровом жили деды, отцы, сыновья и внуки. Простая деревенская изба.(Слайд 4)

-Итак, проверяем. Какие предложения в тексте нам встретились?

-Правильно, молодцы. Какие предложения называются односоставными, а какие двусоставными? Давайте посмотрим в учебнике.

Ребята, мы узнали, какие предложения называются односоставными, а какие двусоставными. Давайте сделаем с вами еще одно задание. Распределите данные предложения в подходящие колонки.

Пришла дождливая осень. Рано наступает темнота. По утрам сохраняются холода. Осень. Уже рано темнеет. По утрам холодно.

Односоставные предложения

Двусоставные

?

?

Проверьте, какая получилась схема  (слайд 5)

-Какой же вывод мы можем сделать? Какие предложения бывают по наличию главных членов?

-Правильно. Молодцы!

Зачитывают предложения, выделяют грамматическую основу. Анализируют таблицу.

Знакомятся с теоретическим материалом учебника, в парах составляют схему, представляют результаты работы

Проводят самопроверку, взаимопроверку, делают выводы.

Работа в парах.

Регулятивные:  проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы.

2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую, соотносить информацию, представленную в разных формах (таблица, текст, схема).

Коммуникативные УУД

1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

2. Слушать и слышать других.

3. Осуществлять совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

5. Физкультминутка.

А сейчас немного отдохнем, чтобы с новыми силами продолжить нашу успешную работу.

Встали.

Я буду называть предложения, если оно односоставное, то вы делаете наклоны, а если оно двусоставное, то-приседания.

Завтра идем в поход. Строители возводят здание. В доме шумели. Почтальон принес газету. Тишина. Я тороплюсь. Принесу книгу. Соловья баснями не кормят.

-Молодцы, садитесь.

6.Закрепление нового материала.

А теперь  небольшая проверка знаний. Работать будем в группах. Первая группа записывает предложения и подчеркивает в них подлежащее, а вторая – сказуемые.

I группа - Редела тень. Провожающие собрались на перроне. Мы с родителями побывали в музее. Трое вышли на улицу. Я помню чудное мгновенье. Жить – Родине служить. Стаи воробьев купались  луже.

II группа – Деревья быстро пожелтели. Мальчик начал волноваться сильнее. Кинофильм очень интересный. Утро было раннее. Озеро как зеркало. Два плюс три будет пять.

Проверьте себя (самопроверка) (слайд 7)

-Молодцы. Все у нас с вами получилось. Давайте обменяемся тетрадями и оценим работы друг друга. (слайд 8)

Самопроверка и взаимооценивание.

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы.

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной форме, владеть разными видами монолога и диалога.

2. Оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль.

7. Рефлексия

Цель этапа: 

осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

(слайд 10)

  1. Какая была цель урока?  Достигли мы цели?
  2. Чему научились на уроке?
  3. Какие трудности встретились, что было  легко?

Как бы вы оценили свою работу?

Осуществляют  оценку  урока  и  самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

 

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Опираясь на критерии самооценки, определять степень успешности работы.

8. Домашнее задание

(слайд 11)

Инструктаж выполнения домашнего задания.

1. Выписать 5 двусоставных и 5 односоставных простых предложения из повести «Бедная Лиза». Подчеркнуть грамматические основы предложений.

2. Упражнение 30, стр. 16

-Спасибо за урок, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....

технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"

Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...

технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.

Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....

Технологическая карта урока русского языка. 6 класс

Технологическая карта урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 6 класс. Программа Шанского Н.М. по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...