Разработка урока "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Цели данного урока: познакомить с правилом правописания «Мягкий знак после шипящих на конце наречий», повторить написание Ь после шипящих в различных частях речи, сформировать умение применять правила на практике, активизировать интерес к познавательной деятельности, формировать навык контроля и самоконтроля.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Историю цивилизации можно выразить в шести словах: чем больше знаешь, тем больше можешь. Э. Абу
Маршрутный лист Критерии оценивания: «5» - 0 ошибок, « 4» - 1 ошибка, « 3» - 2 ошибки, « 2» - 3 ошибки. Работа с таблицей Упр. 287 (стр. 118) Лингвистическая задача Четвёртый лишний Распредели правильно Итог
1. РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ Не тот хорош?, кто лицом пригож?, а тот хорош?, кто на дело гож?. Семь раз отмерь – один раз отреж ?. Воду в ступе толоч ? – вода и будет. На помощ ? надейся, а сам не плошай. После дождя и туч? снова солнца луч?.
1. Работа с таблицей Не тот хорош?, кто лицом пригож?, а тот хорош?, кто на дело гож?. Семь раз отмерь – один раз отреж ?. Воду в ступе толоч ? – вода и будет. На помощ ? надейся, а сам не плошай. После дождя и туч? снова солнца луч ?. Мягкий знак после шипящих Часть речи Ь пишется Ь не пишется Существительное Краткие прилагательное Глагол Наречие
1. РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ Не тот хорош?, кто лицом пригож?, а тот хорош?, кто на дело гож?. Семь раз отмерь – один раз отреж ?. Воду в ступе толоч ? – вода и будет. На помощ ? надейся, а сам не плошай. После дождя и туч? снова солнца луч ?. Мягкий знак после шипящих Часть речи Ь пишется Ь не пишется Существительное помощь туч, луч Краткие прилагательное Глагол Наречие
1. РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ Не тот хорош?, кто лицом пригож?, а тот хорош?, кто на дело гож?. Семь раз отмерь – один раз отреж ?. Воду в ступе толоч ? – вода и будет. На помощ ? надейся, а сам не плошай. После дождя и туч? снова солнца луч ?. Мягкий знак после шипящих Часть речи Ь пишется Ь не пишется Существительное помощь туч, луч Краткие прилагательное хорош, пригож, гож Глагол Наречие
1. РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ Не тот хорош?, кто лицом пригож?, а тот хорош?, кто на дело гож?. Семь раз отмерь – один раз отреж ?. Воду в ступе толоч ? – вода и будет. На помощ ? надейся, а сам не плошай. После дождя и туч? снова солнца луч ?. Мягкий знак после шипящих Часть речи Ь пишется Ь не пишется Существительное помощь туч, луч Краткие прилагательное хорош, пригож, гож Глагол отрежь, толочь Наречие
Историю цивилизации можно выразить в шести словах: чем больше знаешь, тем больше можешь. Э. Абу
1. РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ Не тот хорош?, кто лицом пригож?, а тот хорош?, кто на дело гож?. Семь раз отмерь – один раз отреж ?. Воду в ступе толоч ? – вода и будет. На помощ ? надейся, а сам не плошай. После дождя и туч? снова солнца луч ?. Мягкий знак после шипящих Часть речи Ь пишется Ь не пишется Существительное помощь туч, луч Краткие прилагательное хорош, пригож, гож Глагол отрежь, толочь, знаешь, можешь Наречие
Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
Мягкий знак после шипящих на конце наречий. Повторить … Узнать ... Отработать …
1. РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ Не тот хорош?, кто лицом пригож?, а тот хорош?, кто на дело гож?. Семь раз отмерь – один раз отреж ?. Воду в ступе толоч ? – вода и будет. На помощ ? надейся, а сам не плошай. После дождя и туч? снова солнца луч ?. Мягкий знак после шипящих Часть речи Ь пишется Ь не пишется Существительное помощь туч, луч Краткие прилагательное хорош, пригож, гож Глагол отрежь, толочь, знаешь, можешь Наречие всегда пишется уж, замуж, невтерпёж
2. Словарная работа Настежь – Сплошь – Замуж – Прочь – Наотмашь – Навзничь –
2. Словарная работа Настежь – распахнуть совсем, до конца. Сплошь – Замуж – Прочь – Наотмашь – Навзничь –
2 . Словарная работа Настежь – распахнуть совсем, до конца. Сплошь – без промежутков, по всей поверхности, целиком . Замуж – Прочь – Наотмашь – Навзничь –
2. Словарная работа Настежь – распахнуть совсем, до конца. Сплошь – без промежутков, по всей поверхности, целиком . Замуж – стать чьей-то женой . Прочь – Наотмашь – Навзничь –
2. Словарная работа Настежь – распахнуть совсем, до конца. Сплошь – без промежутков, по всей поверхности, целиком . Замуж – стать чьей-то женой . Прочь – в сторону, дальше от кого или чего-нибудь, долой . Наотмашь – Навзничь –
2. Словарная работа Настежь – распахнуть совсем, до конца. Сплошь – без промежутков, по всей поверхности, целиком . Замуж – стать чьей-то женой . Прочь – в сторону, дальше от кого или чего-нибудь, долой . Наотмашь – сильно размахнувшись . Навзничь –
2. Словарная работа Настежь – распахнуть совсем, до конца. Сплошь – без промежутков, по всей поверхности, целиком. Замуж – стать чьей-то женой. Прочь – в сторону, дальше от кого или чего-нибудь, долой. Наотмашь – сильно размахнувшись. Навзничь – опрокинувшись на спину, вверх лицом . Ничком, ниц –
2. Словарная работа Настежь – распахнуть совсем, до конца. Сплошь – без промежутков, по всей поверхности, целиком. Замуж – стать чьей-то женой. Прочь – в сторону, дальше от кого или чего-нибудь, долой. Наотмашь – сильно размахнувшись. Навзничь – опрокинувшись на спину, вверх лицом . Ничком, ниц – упасть вниз лицом.
3. Лингвистическая задача ... Раздался ужасный треск, кувшин разбился, и комната наполнилась дымом. Али без чувств упал навзничь, Рашид, теряя сознание, повалился ничком, Хасан и Абдуррахман с воплями пали ниц. Когда дым рассеялся, все оставались в тех же позах. Чьё лицо (чьи лица) увидел джинн? 1. Хасана и Абдуррахмана ; 2. Али; 3. Рашида; 4. Рашида и Али; 5 . Хасана, Абдуррахмана и Рашида.
3. Лингвистическая задача ... Раздался ужасный треск, кувшин разбился, и комната наполнилась дымом. Али без чувств упал навзничь, Рашид, теряя сознание, повалился ничком, Хасан и Абдуррахман с воплями пали ниц. Когда дым рассеялся, все оставались в тех же позах. Чьё лицо (чьи лица) увидел джинн? 1. Хасана и Абдуррахмана ; 2. Али; 3. Рашида; 4. Рашида и Али; 5 . Хасана, Абдуррахмана и Рашида.
4. Игра «Четвертый лишний» 1. сплош ?, мыш ?, сургуч?, читаеш ? 2. невтерпёж?, задач?, кипуч?, береч ? 3. вовлеч ?, проч ?, стереч ?, стрич ? 4. наотмаш ?, точ ?-в- точ ?, уж?, проч ?
4. Игра «Четвертый лишний» 1. сплошь, мышь, сургуч , читаешь 2. невтерпёж?, задач?, кипуч?, береч ? 3. вовлеч ?, проч ?, стереч ?, стрич ? 4. наотмаш ?, точ ?-в- точ ?, уж?, проч ?
4. Игра «Четвертый лишний» 1. сплошь, мышь, сургуч , читаешь 2. невтерпёж, задач, кипуч, беречь 3. вовлеч ?, проч ?, стереч ?, стрич ? 4. наотмаш ?, точ ?-в- точ ?, уж?, проч ?
4. Игра «Четвертый лишний» 1. сплошь, мышь, сургуч , читаешь 2. невтерпёж, задач, кипуч, беречь 3. вовлечь, прочь , стеречь, стричь 4. наотмаш ?, точ ?-в- точ ?, уж?, проч ?
4. Игра «Четвертый лишний» 1. сплошь, мышь, сургуч , читаешь 2. невтерпёж, задач, кипуч, беречь 3. вовлечь, прочь , стеречь, стричь 4. наотмашь, точь-в-точь, уж , проч ь
5. Распредели правильно 1) отвлеч ? внимание 9 ) мчался вскач ? 2) множество неудач ? 10 ) ужасно тощ ? 3) военная мощ ? 11 ) ничего не помниш ? 4) удачный розыгрыш ? 12 ) выйти замуж ? 5) кактус колюч ? 13 ) наотмаш ? 6) зарево пожарищ ? 14 ) открыл настеж ? 7) сумел увлеч?ся 15 ) камыш ? 8) быстро уничтож ? Ь пишется Ь не пишется
5. Распредели правильно 1) отвлечь внимание 9 ) мчался вскачь 2) множество неудач 10 ) ужасно тощ 3) военная мощь 11 ) ничего не помнишь 4) удачный розыгрыш 12 ) выйти замуж 5) кактус колюч 13 ) наотмашь 6) зарево пожарищ 14 ) открыл настежь 7) сумел увлечься 15 ) камыш 8) быстро уничтож ь Ь пишется Ь не пишется 1, 3, 7, 8, 9, 11, 13, 14
5. Распредели правильно 1) отвлечь внимание 9 ) мчался вскачь 2) множество неудач 10 ) ужасно тощ 3) военная мощь 11 ) ничего не помнишь 4) удачный розыгрыш 12 ) выйти замуж 5) кактус колюч 13 ) наотмашь 6) зарево пожарищ 14 ) открыл настежь 7) сумел увлечься 15 ) камыш 8) быстро уничтож ь Ь пишется Ь не пишется 1, 3, 7, 8, 9, 11, 13, 14 2, 4, 5, 6, 10, 12, 15
Историю цивилизации можно выразить в шести словах: чем больше знаешь, тем больше можешь. Э. Абу
Домашнее задание 1. П. 46, упр. 289. 2. Составить текст, используя разные части речи с мягким знаком на конце.
Предварительный просмотр:
Тема: Мягкий знак после шипящих на конце наречий
Ц ель:
- Познакомить с правилом правописания «Мягкий знак после шипящих на конце наречий»,
- повторить написание Ь после шипящих в различных частях речи,
- сформировать умение применять правила на практике,
- активизировать интерес к познавательной деятельности,
- формировать навык контроля и самоконтроля.
Ход урока:
- Орг. момент:
Здравствуйте, ребята! Французский писатель-публицист 19 века Эдмонд Абу сказал:
«Историю цивилизации можно выразить в шести словах: чем больше знаешь, тем больше можешь».
- Прочтите внимательно высказывание.
- Найдите ту часть предложения, в которой заключена главная мысль цитаты.
- Давайте прочтём эти ключевые слова выразительно.
- Как вы их понимаете? (Знания делают человека сильным)
- А вы хотите быть по-настоящему сильными? Тогда приступим к работе.
2. Актуализация опорных знаний.
- Сегодня на уроке нас с вами будет сопровождать маршрутный лист. Посмотрите, какие этапы мы сегодня с вами должны пройти. Обратите внимание, что в пустых клетках вы должны будете поставить себе оценку.
Оценивать себя вы будем по таким критериям:
«5» - 0 ошибок,
«4» - 1 ошибка,
«3» - 2 ошибки,
«2» - 3 ошибки.
Маршрутный лист
Ф.И. | |||||
Работа с таблицей | Упр. 287 стр. 118 | Лингвистическая задача | Четвёртый лишний | Рыбалка | Итог |
- Работа по теме урока.
А) Работа с таблицей
На слайде написаны предложения, прочтите их про себя, а затем выразительно вслух.
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.
Семь раз отмерь - один раз отрежь.
Воду в ступе толочь - вода и будет.
На помощь надейся, а сам не плошай.
После дождя и туч снова солнца луч.
Мягкий знак после шипящих | ||
Часть речи | Ь пишется | Ь не пишется |
Существительное | ||
Краткие прилагательное | ||
Глагол | ||
Наречие |
- Что объединяет все эти предложения? (пословицы)
- Всем понятен смысл этих пословиц?
- У вас на партах лежит пустая таблица. Рассмотрите её, что вы можете о ней сказать?
- Какое задание вас сейчас ожидает?
- Связаны ли слова в предложениях с таблицей? Все?
Задание: Выписать слова из предложений, вставить пропущенные буквы заполнить ими таблицу.
Всем задание понятно? Приступаем к работе.
Давайте проверим!
- Проверяем первую графу «Имя существительное»
(дети проговаривают правило)
- Вторая графа «Краткие прилагательные» (дети проговаривают правило)
- 3 графа « Глагол» (дети проговаривают правило)
- Все ли правила написания ь знака после шипящих на конце глаголов мы отразили в таблице? Может мы забыли какое-то правило?
- Обратите внимание на эпиграф урока, есть ли в нём слова, которые помогут нам заполнить таблицу. Запишите их.
Итак, у нас с вами должна получиться вот такая таблица. Сверьте, всё ли у вас верно? Оцените себя.
Б) Определение темы урока. Целеполагание.
Скажите, ребята, можем ли мы заполнить последнюю графу таблицы? Почему? Определите тему урока.
«Мягкий знак после шипящих на конце наречий»
Тему мы определили, а каковы задачи урока. Пользуясь опорными словами, сформулируйте задачи.
Повторить …
Узнать ...
Отработать …
- Какую задачу мы с вами наполовину решили?
- К какой задаче приступим? Что нам поможет решить эту задачу? (учебник)
4. Изучение нового материала
А) Работа с правилом.
Откройте учебник на странице 117. Познакомьтесь с правилом. Всё ли вам понятно? Давайте проверим. Я задам вам по правилу вопрос, а вы полным ответом постараетесь на него ответить:
- В каких наречиях на конце после шипящих пишется ь? (после ш, ч и в слове настежь)
- В каких наречиях на конце после шипящих ь не пишется? (после Ж)
Есть ли в правиле пример на этот случай? (да, замуж)
Б) Работа с упр. 288
Прочитайте стихотворение Якова Козловского, найдите наречия, в которых на конце после шипящих мягкий знак не пишется. Назовите их (Уж замуж невтерпёж)
В) Заполним 4 графу таблицы по правилу. Проверим (открывается слайд с таблицей).
-Достигли ли мы 2 цели нашего урока? К какой задаче теперь приступим?
5. Отработка навыка правописания.
А) Упр. 287.
Прочтите первую часть задания. Всё ли вам понятно? Тогда приступаем к работе (один у доски, остальные в тетради).
Взаимопроверка. Оцените друг друга. Занесите оценку в маршрутный лист.
Б) Словарная работа.
Значения всех ли наречий вам понятны? Я попросила вас приготовить сообщение о некоторых словах. Давайте их внимательно послушаем, так как следующее задание связано со значением наречий.
Настежь – распахнуть совсем, до конца.
Сплошь – без промежутков, по всей поверхности, целиком.
Замуж – стать чьей-то женой.
Прочь – в сторону, дальше от кого или чего-нибудь, долой.
Наотмашь – сильно размахнувшись.
Навзничь – опрокинувшись на спину, вверх лицом.
- А как сказать, если упал вниз лицом? (Ничком, ниц (книжн.).
В) Лингвистическая задача
...Раздался ужасный треск, кувшин разбился, и комната наполнилась дымом. Али без чувств упал навзничь, Рашид, теряя сознание, повалился ничком, Хасан и Абдуррахман с воплями пали ниц. Когда дым рассеялся, все оставались в тех же позах. Чьё лицо (чьи лица) увидел джинн?
1. Хасана и Абдуррахмана;
2. Али;
3. Рашида;
4. Рашида и Али;
5. Хасана, Абдуррахмана и Рашида.
Г) Игра «Четвёртый лишний»
1) Сплош_, мыш_, сургуч_, читаеш_ (сущест. без ь)
2) невтерпёж_, задач_, кипуч_, береч_ (глагол с ь)
3) вовлеч_, проч_, стереч_, стрич_ (наречие)
4) наотмаш_, точ_-в-точ_, уж_, проч_ (нареч. без ь, сущ. 2 скл.)
Д) Распредеи правильно
1) отвлеч_ внимание
2) множество неудач_
3) военная мощ_
4) удачный розыгрыш_
5) кактус колюч_
6) зарево пожарищ_
7) сумел увлеч_ся
8) быстро уничтож_
9) мчался вскач_
10) ужасно тощ_
11) ничего не помниш_
12) выйти замуж_
13) наотмаш_
14) открыл настеж_
15) камыш_
Ь пишется | Ь не пишется |
Какие правила мы с вами повторили, закрепили?
Самопроверка
6. Рефлексия.
Какие задачи мы ставили перед собой в начале урока?
Добились ли мы их?
Какие трудности возникли у вас по теме урока?
Какие впечатления у вас сложились об уроке, о своей работе?
1. На уроке я работал | активно / пассивно |
2. Своей работой на уроке я | доволен / не доволен |
3. Урок для меня показался | коротким / длинным |
4. За урок я | не устал / устал |
5. Мое настроение | стало лучше / стало хуже |
6. Материал урока мне был | понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен |
- Почувствовали ли вы себя хоть чуть-чуть сильнее? Почему?
- Что делает человека сильным?
- Обратимся к маршрутному листу. Посчитайте сумму ваших оценок. Разделите на количество оценок.
- Поставьте себе итоговую оценку.
7. Домашнее задание
Параграф 46, упр. 289 или
составить текст, используя разные части речи с мягким знаком на конце.
Предварительный просмотр:
Маршрутный лист____________________________________________
|
(стр. 118) |
|
|
| Итог |
Критерии оценивания:
«5» - 0 ошибок, «4» - 1 ошибка, «3» - 2 ошибки, «2» - 3 ошибки.
____________________________________________________________________________________________
- Работа с таблицей
Не тот хорош?, кто лицом пригож?, а тот хорош?, кто на дело гож?.
Семь раз отмерь - один раз отреж?.
Воду в ступе толоч? - вода и будет.
На помощ? надейся, а сам не плошай.
После дождя и туч? снова солнца луч?.
Мягкий знак после шипящих | ||
Часть речи | Ь пишется | Ь не пишется |
Существительное | ||
Краткие прилагательное | ||
Глагол | ||
Наречие |
_______________________________________________________________________________________
- Упражнение 287
_______________________________________________________________________________________
- Лингвистическая задача
...Раздался ужасный треск, кувшин разбился, и комната наполнилась дымом. Али без чувств упал навзничь, Рашид, теряя сознание, повалился ничком, Хасан и Абдуррахман с воплями пали ниц. Когда дым рассеялся, все оставались в тех же позах. Чьё лицо (чьи лица) увидел джинн?
1. Хасана и Абдуррахмана;
2. Али;
3. Рашида;
4. Рашида и Али;
5. Хасана, Абдуррахмана и Рашида.
_______________________________________________________________________________________
4. Игра «Четвертый лишний»
1. сплош?, мыш?, сургуч?, читаеш?
2. невтерпёж?, задач?, кипуч?, береч?
3. вовлеч?, проч?, стереч?, стрич?
4. наотмаш?, точ?-в-точ?, уж?, проч?
_______________________________________________________________________________________
5. Распредели правильно
1) отвлеч? внимание
2) множество неудач?
3) военная мощ?
4) удачный розыгрыш?
5) кактус колюч?
6) зарево пожарищ?
7) сумел увлеч?ся
8) быстро уничтож?
9) мчался вскач?
10) ужасно тощ?
11) ничего не помниш?
12) выйти замуж?
13) наотмаш?
14) открыл настеж?
15) камыш?
Ь пишется | Ь не пишется |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мягкий знак после шипящих на конце наречий
Работа представляет собой конспект урока, проводимого в форме презентации. На уроке использованы игровые технологии как средства, обеспечивающие высокий уровень мыслительной, эмоциональной и поведенче...
Разработка урока русского языка "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"
Разработка урока по русскому языку на тему:«Мягкий знак после шипящих на конце наречий».Разработка урока предполагает изучение материала по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце ...
Правописание наречий. Мягкий знак после шипящих на конце наречий
Правописание наречий. Мягкий знак после шипящих на конце наречий...
Урок Правописание наречий. Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
Уроу объяснения нового материала с использованием современных информационных технологий....
Разработка урока "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"
Материал содержит сценарий урока, приложение, презентацию и самоанализ....
Методическая разработка "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"
В данной методической разработке представлены: конспект урока по русскому языку в 7 классе "Мягкий знак после шипящих на конце наречий", презентация, кроссворд....
Разработка урока по теме "Мягкий знак после шипящих на конце наречий", 7 класс
Цель урока: познакомить учащихся с орфограммой "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"...