Разработка урока русского языка "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
Разработка урока по русскому языку на тему:«Мягкий знак после шипящих на конце наречий».
Разработка урока предполагает изучение материала по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце наречий». Цель урока заключается в систематизации знаний правописания мягкого знака после шипящих. Использованы разнообразные методы и приёмы обучения, направленные на активизацию коммуникативной деятельности учащихся с применением информационных технологий. Используются разные формы работы: словарная, работа с этимологическими словарями. Предлагаемые стихотворения активизируют познавательные процессы, развивают творческие способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Русский язык 7 класс | 19.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока русского языка по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце наречий».
Тема: «Мягкий знак после шипящих на конце наречий». (Подготовка к единому государственному экзамену.)
Цели урока:
- обучающие: познакомить учащихся с правилом написания мягкого знака после шипящих на конце наречий; знать условия выбора употребления мягкого знака после шипящих на конце наречий; уметь правильно писать слова с изученным видом орфограмм; группировать слова, связанные с употреблением и неупотреблением мягкого знака после шипящих, формирование умения находить данную орфограмму; подготовка к ГИА;
- развивающие: развивать орфографическую зоркость, память, логическое мышление;
- воспитывающие: формирование коммуникативных умений учащихся, воспитывать интерес к изучению предмета.
Оборудование:
- Учебник. Русский язык под редакцией Н.М. Шанского. Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов. Москва, «Просвещение» 2009 год.
- КИМ. Русский язык: Сост. Н.В.Егорова. - М.:ВАКО, 2011.
- Этимологический словарь.
- Компьютер.
- М.В.Фёдорова «Уроки русского языка в 7 классе». Книга для учителя. Москва, «Просвещение», 2001.
- «Материалы к проверке качества знаний по русскому языку», Т.О. Скиргайло, Г.Х. Ахбарова, О.В. Волкова. Казань: Издательство МО и НРТ, 2011.
Межпредметная связь: связь с русской литературой
Тип урока: изучение новой темы.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Сообщение об организации учебной деятельности.
- Оформление записи в тетрадях.
2. Заглянем мы, как Пушкин встарь, в этимологический словарь.
Словарная работа проводится с целью, чтобы научить учащихся пользоваться словарями.
- Асфальт - искусственная чёрная смолистая масса, употребляемая для заливки дорог и др. Заимствовано во второй половине19 века из французского. В греческом языке – asphaltos - «горная смола» - образовано суффиксальным способом от глагола «ashyalizo»-укрепляю, сковываю».
Прогресс - заимствовано в 19 веке из немецкого, в котором оно передаёт латинское «progressus» - «идти вперёд».
3. Проверка домашнего задания.
Проверим выполнение домашнего задания. Систематизируется ранее изученный материал.
Блиц-опрос:
- Какие наречия пишутся через дефис?
- Какими способами образуются наречия?
- В каких случаях на конце наречий пишется о, а в каких– а?
Утопая в листве по колено,
Снов… осень стоит у двора. (Исаковский)
Бежит тропинка через луг,
Ныряет влев…, вправ… (Суриков)
- Раскрыть скобки, составить словосочетания или предложения с предложенными словами:
(По)зимнему, (в)верх, (на)встречу.
4. Повторение.
- Чтобы знания были впрок, следует повторить урок.
(Прежде, чем перейдём к новой теме, повторим орфограммы, связанные с употреблением и неупотреблением мягкого знака после шипящих в наречиях, существительных, прилагательных, глаголах.)
- Вставить пропущенные буквы, сформулировать правило. (Повторение орфограмм, связанных с употреблением и неупотреблением мягкого знака после шипящих в наречиях, существительных, прилагательных, глаголах, самостоятельно переходим к новой теме.)
- Не затем на смерть идёш…,
Чтобы кто-нибудь увидел. (А.Т. Твардовский)
- Что в детстве приобретено, на то в старости обопрёш…ся.
Не видит неуч… собственной вины, грехи друзей давно им сочтены.
Почувствовать фальш.., нареж…те хлеба, много туч… Опоздавший помоч… до еды охоч…
- Известно, что поле шипящих,
В конце наречия стоящих,
Как правило, мы пишем мягкий знак.
К примеру: «Темень сплошь»,
К примеру: «Навзничь ляг».
А если кто запамятовал всё ж,
Напомню, пока точки не поставил,
Что случай: «уж»…, «замуж»…, «невтерпёж» -
Есть жизнеисключение из правил.
Подведение итогов работы:
- На конце каких наречий после шипящих пишется мягкий знак?
Ь после шипящих
Ь нет ь
Сущ. 3 скл. (ночь) Сущ. не 3 скл. (шалаш)
Глагол 2-го л.ед.ч. Сущ. в род. пад. во мн. ч. (много задач)
Неопр.ф. (беречь) Крат. прил. (могуч)
Повел. накл. (ешь) Наречие: после ж (замуж)
Наречия: настежь (искл.) (Уж, замуж, невтерпёж)
После Ч и Ш (вскачь, сплошь)
Правописание ь знака после шипящих на конце наречий - новая тема, правило сформировали учащиеся. Сейчас обратимся к учебнику П.44, орфограмма № 63 – прочитать правило.
6. Тема урока: «Мягкий знак после шипящих на конце наречий»
П.44, орфограмма № 63 – чтение.
После букв Ш и Ч на конце наречий пишется мягкий знак. После буквы Ж мягкий знак пишется только в слове настежь.
7. Тренировочные упражнения.
На практике проверить можно точно, кто смог теорию усвоить прочно.
1) Выполнение упр.№265. Вспомните виды орфограмм, связанных с правописанием мягкого знака после шипящих на конце слова, сгруппируйте по ним слова. Заполните таблицу «Употребление и неупотребление мягкого знака после шипящих на конце слов». Какие клетки остались незаполненными? Почему?
Самостоятельная работа.
Помощ…, стереч…, пустош…, горяч…, спряч…, много туч…, съёжиш…ся, дремуч…, съеш…те, плющ…, невтерпёж…, чертёж…, улыбнёш…ся, мимо рощ…, свеж…, кирпич…,из груш…, ландыш…, пахуч…, замаж…те, монтаж…, меч…, стрич…, много луж…, не собьёш…ся.
2. Работа в группах. Составьте предложения (письменно).
- Составьте 3 сложных предложения, подчеркните основы предложений.
- Составьте 3 предложения с однородными членами, подчеркните основы предложений.
- Составьте простые распространённые предложения, подчеркните основы предложений.
- Синтаксический разбор предложений. Построить схемы, расставить знаки препинания, объяснить. (2 ученика работают у доски.)
1) Неожиданно кончился лес, и, распахнувшись до дальнего синего неба, ударила в глаза росистая яркость лугов.
2) С годами люди всё сильнее привыкали к тому, что почта всегда к их услугам.
8. Физкультминутка.
Мелькнуло солнце из-за туч,
И был горяч последний луч.
Стал вечер ясен и хорош.
Чуть-чуть заметна листьев дрожь.
Бил под горой студёный ключ.
Цвёл ландыш, нежен и пахуч,
Вдруг на поляну вышел ёж.
Спросить его мне невтерпёж:
«Кому спешишь ты, ёж, помочь?..»
9. Подготовка к ГИА. Поставьте ударение.
- МЕльком, донЕльзя, дО смерти, тОтчас, без Умолку, Изредка, спЕреди, щекОтно, дОверху, пО двое, пОтрое,нимАло, никАк.
- Замените фразеологизмы одним словом (наречием):
Во всё горло (громко).
Хоть пруд пруди (много).
Спустя рукава (плохо).
При царе Горохе (давно).
Хоть глаз выколи (темно).
Из рук вон (плохо).
Кот наплакал (мало).
- Подберите антонимы:
Бескорыстный – жадный.
Достоинства – недостатки.
Активный – пассивный.
Веселиться – тосковать, грустить.
Откровенный – скрытный.
Скромность – зазнайство.
Ссориться – мириться.
10. Тест.
А1.В каком наречии не пишется на конце ь знак?
1. Проч…
2. Невтерпёж…
3. Наотмаш…
4. Настеж…
А2. В каком наречии пишется на конце ь знак?
1.Певуч…
2. Хорош…
3.Вскач…
4. Уж…
А3. Какое наречие пишется через дефис?
1.Видимо(невидимо)
2. (С)разбегу.
3. Бок(о)бок.
4. (До)сыта.
А4. В каком слове ударение падает на первый слог?
1) красивее;
2) арбуз;
3) столяр;
4) средства.
А5. В каком ряду все выделенные слова являются наречиями?
1) в пустую комнату, пришли впустую;
2) по весеннему лесу, в весенний день;
3) разговаривать тихо, хмурый по-осеннему;
4) шел медленно, медленный полет.
А6. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
1) груш…й, ключ…м
2) врач…м, стуж…й
3) дверц…й, калач…м
4) сургуч…м, пыльц…й
А 7. Укажите слово с проверяемой гласной в корне слова.
1) ф…милия;
2) к…снуться;
3) ист…рический;
4) выр…сти
11. Рефлексия.
Я сегодня узнал, что…
Я понял…
Я научился, я смог.
12.Чтобы упрочить ваши знания, даю домашнее задание.
Дифференцированное домашнее задание.
- П.44-повторить,
- 1гр., учащиеся со стандартным мышлением: упр.272 (озаглавить, сложные наречия подчеркнуть как члены предложения).
- 2 гр., учащиеся с более развитым логическим мышлением: написать 3-4 фразеологизма и заменить наречиями.
-3 гр., с творческими способностями: сочинить сказку на тему «Наречие - интересная часть речи».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"
Конспект урока русского языка в 7 классе по обучению правописанию мягкого знака после шипящих на конце наречий....
Правописание наречий. Мягкий знак после шипящих на конце наречий
Правописание наречий. Мягкий знак после шипящих на конце наречий...
Урок Правописание наречий. Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
Уроу объяснения нового материала с использованием современных информационных технологий....
Разработка урока "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"
Материал содержит сценарий урока, приложение, презентацию и самоанализ....
Методическая разработка "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"
В данной методической разработке представлены: конспект урока по русскому языку в 7 классе "Мягкий знак после шипящих на конце наречий", презентация, кроссворд....
Разработка урока по теме "Мягкий знак после шипящих на конце наречий", 7 класс
Цель урока: познакомить учащихся с орфограммой "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"...
Разработка урока "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"
Цели данного урока: познакомить с правилом правописания «Мягкий знак после шипящих на конце наречий», повторить написание Ь после шипящих в различ...