Разработка урока по теме "Мягкий знак после шипящих на конце наречий", 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Гармаева Гелена Васильевна

Цель  урока:  познакомить учащихся с  орфограммой "Мягкий знак после шипящих на конце наречий" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doc1.docx21.4 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"  

Цель  урока:  познакомить учащихся с  орфограммой "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"  

Тип занятия: изучение нового материала.

Используемые методы: словесные; наглядно-иллюстративные; ЭОР;  элементы  проблемного  обучения; учебный  и  творческий  практикум,  сопоставительный  анализ.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1

Мотивация к учебной деятельности.

Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что  мы  с вами  сегодня активно  поработаем.

Сегодня у нас необычный урок, потому что мы отправляемся в экспедицию. Что обозначает это слово? Кто мне подскажет? (ответы  учащихся).

  Точное  лексическое значение  этого слова мы можем узнать по словарю.

 -  Скажите,  а  в каком словаре подаётся  лексическое значение слова?

- С толковым словарём  русского языка С.И.Ожегова  работала   ... (имя ученицы).

 

    - Итак, отряд – это мы все, кто находится в нашем классе.

      Наше задание – подробнее разобраться в русском правописании и, по возможности, сделать интересные открытия.

Участники экспедиции должны знать о предмете поиска?? Наречие

В толковом словаре  русского языка С.И.Ожегова   подаётся такое объяснение:  

         Экспедиция – это поход, поездка  отряда со специальным заданием.

регулятивные УУД: целеполагание

2

Актуализация и пробное действие

   - Очень  часто в экспедиции возникают трудности, и участники похода должны  научиться  их с честью преодолевать. Вот  и  у  нас  первое  испытание.

Решить  лингвистическую    задачу.        (СЛАЙД 2)

1. Привлеч(?)  товарища;            

2. Долго  помниш(?);                    

3. Лесная  глуш(?);                        

4. Пахуч(?)  весной;                      

5. Открыты   настеж(?).            

-  Написание слова в каком из словосочетаний вы не можете объяснить?

-  Какова тема нашего урока?

Повторение темы «Ь после шипящих в разных частях речи»

коммуникативные УУД:

   - принимать участие в работе;

   - формулировать собственное мнение и позицию;

   - формировать умение грамотно строить устное монологическое высказывание.

3

Постановка задач

Попробуйте  сформулировать  тему  урока  (обучающие  формулируют  тему урока).   (СЛАЙД 3)

Тема урока:  Мягкий  знак  после  шипящих  на  конце  наречий.

Откройте  тетради, запишите  число, тему   урока.

-  Какую проблему  мы будем  с  вами  исследовать ?

обучающиеся формулируют  задачи  урока:  различать  данную  орфограмму  в наречиях и других  самостоятельных  частях речи; выработать  навык  написания  мягкого  знака на конце наречий;  совершенствовать орфографические  навыки; расширять словарный запас и развивать речь.

регулятивные УУД: планирование

4

Первичное закрепление с проговариванием вслух

-  Экспедиции снаряжаются, чтобы сделать новые открытия. Мы тоже можем совершить открытие для себя, если, конечно, постараемся.  Думаю,  без труда справимся с новым заданием:   мы  будем  исследовать орфограмму.  

 Наблюдение над материалом, побуждающий   к   открытию новых знаний.

    На доске появляется запись:              (СЛАЙД  4)

                                                ПОДУМАЙ  

                      настежь                                 уж                                  

                      наотмашь                             замуж

                      навзничь                              невтерпёж

                      сплошь

                      вскачь

  -  Какой частью речи являются эти слова? (это наречия).

 - Докажите, что это наречия? (неизменяемая часть  речи , отвечает на вопрос  как? обозначает признак действия... )

 -  После каких шипящих написан мягкий знак? (это ч, ж, ш )              

    - У скольких слов мягкого знака нет?  ( у трёх )

    -  После какой буквы в словах  уж, замуж, невтерпёж нет мягкого знака? (после буквы ж ).

    -  Как называются слова, которые не подчиняются правилу? (слова – исключения.)

ВЫВОД: - Итак, ребята,  наша экспедиция  только  что     провела  лингвистическое  исследование  какой  орфограммы?

   (Мягкий  знак  после  шипящих  в  конце  наречий).

- Кто из  вас   постарается  сформулировать  правило  о написании мягкого знака после шипящих у наречий?  

     - Чтобы  убедиться в правильности сделанного вывода  прочитаем  правило  в учебнике на стр. 125. Может быть  что-то не сказали.  Проверим.

(Дети открывают учебники и один из уч-ся читает правило вслух).

ВЫВОД:  наше исследование закрепим  рифмовкой.   (СЛАЙД  5)

  Вставьте  необходимые   ключевые  слова  из правила и запишите вывод:

 «Во всех  наречиях  ты   …   найдешь,  кроме  …  слов:  … ,  … ,  …».

Ключевые  слова:   мягкий  знак, трёх, уж, замуж, невтерпеж.

(СЛАЙД  6)        

Правила   написания  наречий  запомнить  легко:

Во всех наречиях ты мягкий знак найдёшь, кроме трёх слов: УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЁЖ.

          -  Запишите эту рифмовку  себе в тетрадь.        

Ответы учащихся

(Во всех  наречиях после шипящего пишется  мягкий знак.  Исключение составляют только три наречия: уж, замуж, невтерпёж).          

- записи в тетради

познавательные УУД: - - поиск и выделение необходимой информации,

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

-анализ,

- умение доказывать;

5

Самостоятельная работа с самоконтролем

Орфограмму "Мягкий  знак  после  шипящих  в  конце  наречий"  мы  исследовали.  А теперь   (для полного  исследования) нам  надо усовершенствовать  орфографические  навыки  на  изученное  правило. 

Задание 1. Выполнить  упражнение 304, стр.125.  Читаем  задание.

Задание 2. Продолжаем работу экспедиции: совершенствовать   орфографические  навыки. Мягкий знак очень капризный житель страны Грамматика. Вот и сегодня он убежал от некоторых  частей  речи и спрятался в других словах. Помогите  найти  беглеца.

Выполняют упражнение по учебнику в тетради.

Самопроверка – по презентации.

регулятивные УУД: саморегуляция

6

Рефлексия

https://edu.skysmart.ru/student/fobavoduzi

дз. Параграф 23. Упр.306

https://edu.skysmart.ru/student/fobavoduzi

выполнение заданий . 5 минут

регулятивные УУД: рефлексия

Самоанализ урока русского языка в 7  классе

Самоанализ урока русского языка, проведённого 11.02.2022 года в 7 «Г» классе.

Учитель: Гармаева Г.В.

Класс обучается по программе М.М. Разумовской

Тема урока: "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"  

Цель  урока:  познакомить учащихся с  орфограммой "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"  

личностные – формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

метапредметные – умение выявлять проблему, определять цель работы; умение грамотно строить устное монологическое высказывание; умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат;

Образовательные : формировать представления об основных грамматических признаках наречия, развивать умения определять морфологические признаки и синтаксическую роль слов разных частей речи, различать части речи в тексте; определять правописание Ь в разных частях речи, отработка навыков написания мягкого знака после шипящей на конце наречий.

Развивающие : создание положительной мотивации на уроке; содействовать развитию коммуникативной культуры личности; вовлечение класса в активный процесс познания; обеспечение творческого развития и заинтересованности учащихся в приобретении знаний; развитие воображения;

Воспитательные : прививать умение слушать учителя и своих одноклассников, уважение друг к другу необходимое для работы в группе и команде; повышение уровня познавательного интереса к предмету, любви к русскому языку.

Тип занятия: изучение нового материала, урок- экспедиция

Используемые методы: словесные; наглядно-иллюстративные; ЭОР; элементы  проблемного  обучения; учебный  и  творческий  практикум,  сопоставительный  анализ.

Урок был выстроен с использованием элементов игровых технологий, в занимательной форме дети могут легко обобщить и систематизировать изученный материал по теме «Морфология».
Тема урока сформулирована для детей доступно, изложены задачи урока.
Содержание урока вполне соответствует теме, цели и задачам урока.
На уроке были использованы различные методы и приёмы: рассказ учителя, фронтальная, индивидуальная работа, самостоятельная работа на платформе skysmart, демонстрация в форме презентации.

Были применены следующие педагогические технологии:

-информационно-коммуникативные технологии я использовала с целью формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, соблюдая правила речевого поведения.

На организационном этапе урока создала эмоциональный настрой к предстоящей работе (вступительное приветствие).

На уроке были использованы цифровые образовательные ресурсы, которые позволили выяснять степень осознанности учебного материала.

Учебная работа на уроке была разнообразна: актуализация и пробное действие, беседа, работа с таблицей, индивидуальная работа, самостоятельная работа, взаимопроверка, самопроверка.

Новизна урока прослеживается в использовании информационных технологий, исследовательский характер учебной деятельности при обобщении материала, что способствует формированию критического мышления обучающихся.

Создан нужный для работы психологический микроклимат, характер общения с учащимися доброжелательный.

В ходе урока дети усвоили новое для себя правило: правописание Ь после шипящих на конце наречий. Оценки учащимся объявлены. Думаю, что цели урока достигнуты через плодотворное сотрудничество, о чем говорят результаты рефлексии.

Поставленные задачи удалось реализовать на уроке. Большинство детей справились со всеми заданиями, выявили трудности в работе, оценили свою деятельность на уроке, что является важным компонентом регулятивных УУД. Цель урока достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"

Разработка урока по русскому языку на тему:«Мягкий знак после шипящих на конце наречий».Разработка урока предполагает изучение материала по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце ...

Урок по русскому языку по теме "Мягкий знак после шипящих на конце наречий", 7 класс

Урок разработан в соответствиии с требованиями ФГОС....

Конспект урока русского языка в 7 классе с использованием обучающих структур сингапурской методики обучения Тема: Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

Конспект урока русского языка в 7 классе с использованием обучающих структур сингапурской методики обучения Тема: Мягкий знак после шипящих на конце наречий. ...

Разработка урока "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"

Материал содержит сценарий урока, приложение, презентацию и самоанализ....

Конспект открытого урока по русскому языку в 7 классе на тему: "Мягкий знак после шипящих на конце наречий".

Урок на тему "Мягкий знак после шипящих на конце наречий" в 7 классе проходил в форме открытого урока. Разработка по УМК М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской....

Тема:«Мягкий знак после шипящих на конце наречий».

Цель деятельности учителя:познакомить учащихся с новой орфограммой и систематизировать их знания по теме «Буква ь на конце наречий и слов разных частей речи»; формирование умений и на...