Разработка урока по теме "Мягкий знак после шипящих на конце наречий", 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Цель урока: познакомить учащихся с орфограммой "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doc1.docx | 21.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"
Цель урока: познакомить учащихся с орфограммой "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"
Тип занятия: изучение нового материала.
Используемые методы: словесные; наглядно-иллюстративные; ЭОР; элементы проблемного обучения; учебный и творческий практикум, сопоставительный анализ.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |
1 | Мотивация к учебной деятельности. | Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня активно поработаем. Сегодня у нас необычный урок, потому что мы отправляемся в экспедицию. Что обозначает это слово? Кто мне подскажет? (ответы учащихся). Точное лексическое значение этого слова мы можем узнать по словарю. - Скажите, а в каком словаре подаётся лексическое значение слова? - С толковым словарём русского языка С.И.Ожегова работала ... (имя ученицы).
- Итак, отряд – это мы все, кто находится в нашем классе. Наше задание – подробнее разобраться в русском правописании и, по возможности, сделать интересные открытия. Участники экспедиции должны знать о предмете поиска?? Наречие | В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова подаётся такое объяснение: Экспедиция – это поход, поездка отряда со специальным заданием. | регулятивные УУД: целеполагание |
2 | Актуализация и пробное действие | - Очень часто в экспедиции возникают трудности, и участники похода должны научиться их с честью преодолевать. Вот и у нас первое испытание. Решить лингвистическую задачу. (СЛАЙД 2) 1. Привлеч(?) товарища; 2. Долго помниш(?); 3. Лесная глуш(?); 4. Пахуч(?) весной; 5. Открыты настеж(?). - Написание слова в каком из словосочетаний вы не можете объяснить? - Какова тема нашего урока? | Повторение темы «Ь после шипящих в разных частях речи» | коммуникативные УУД: - принимать участие в работе; - формулировать собственное мнение и позицию; - формировать умение грамотно строить устное монологическое высказывание. |
3 | Постановка задач | Попробуйте сформулировать тему урока (обучающие формулируют тему урока). (СЛАЙД 3) Тема урока: Мягкий знак после шипящих на конце наречий. Откройте тетради, запишите число, тему урока. - Какую проблему мы будем с вами исследовать ? | обучающиеся формулируют задачи урока: различать данную орфограмму в наречиях и других самостоятельных частях речи; выработать навык написания мягкого знака на конце наречий; совершенствовать орфографические навыки; расширять словарный запас и развивать речь. | регулятивные УУД: планирование |
4 | Первичное закрепление с проговариванием вслух | - Экспедиции снаряжаются, чтобы сделать новые открытия. Мы тоже можем совершить открытие для себя, если, конечно, постараемся. Думаю, без труда справимся с новым заданием: мы будем исследовать орфограмму. Наблюдение над материалом, побуждающий к открытию новых знаний. На доске появляется запись: (СЛАЙД 4) ПОДУМАЙ настежь уж наотмашь замуж навзничь невтерпёж сплошь вскачь - Какой частью речи являются эти слова? (это наречия). - Докажите, что это наречия? (неизменяемая часть речи , отвечает на вопрос как? обозначает признак действия... ) - После каких шипящих написан мягкий знак? (это ч, ж, ш ) - У скольких слов мягкого знака нет? ( у трёх ) - После какой буквы в словах уж, замуж, невтерпёж нет мягкого знака? (после буквы ж ). - Как называются слова, которые не подчиняются правилу? (слова – исключения.) ВЫВОД: - Итак, ребята, наша экспедиция только что провела лингвистическое исследование какой орфограммы? (Мягкий знак после шипящих в конце наречий). - Кто из вас постарается сформулировать правило о написании мягкого знака после шипящих у наречий? - Чтобы убедиться в правильности сделанного вывода прочитаем правило в учебнике на стр. 125. Может быть что-то не сказали. Проверим. (Дети открывают учебники и один из уч-ся читает правило вслух). ВЫВОД: наше исследование закрепим рифмовкой. (СЛАЙД 5) Вставьте необходимые ключевые слова из правила и запишите вывод: «Во всех наречиях ты … найдешь, кроме … слов: … , … , …». Ключевые слова: мягкий знак, трёх, уж, замуж, невтерпеж. (СЛАЙД 6) Правила написания наречий запомнить легко: Во всех наречиях ты мягкий знак найдёшь, кроме трёх слов: УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЁЖ. - Запишите эту рифмовку себе в тетрадь. | Ответы учащихся (Во всех наречиях после шипящего пишется мягкий знак. Исключение составляют только три наречия: уж, замуж, невтерпёж). - записи в тетради | познавательные УУД: - - поиск и выделение необходимой информации, -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; -анализ, - умение доказывать; |
5 | Самостоятельная работа с самоконтролем | Орфограмму "Мягкий знак после шипящих в конце наречий" мы исследовали. А теперь (для полного исследования) нам надо усовершенствовать орфографические навыки на изученное правило. Задание 1. Выполнить упражнение 304, стр.125. Читаем задание. Задание 2. Продолжаем работу экспедиции: совершенствовать орфографические навыки. Мягкий знак очень капризный житель страны Грамматика. Вот и сегодня он убежал от некоторых частей речи и спрятался в других словах. Помогите найти беглеца. | Выполняют упражнение по учебнику в тетради. Самопроверка – по презентации. | регулятивные УУД: саморегуляция |
6 | Рефлексия | https://edu.skysmart.ru/student/fobavoduzi дз. Параграф 23. Упр.306 | https://edu.skysmart.ru/student/fobavoduzi выполнение заданий . 5 минут | регулятивные УУД: рефлексия |
Самоанализ урока русского языка в 7 классе
Самоанализ урока русского языка, проведённого 11.02.2022 года в 7 «Г» классе.
Учитель: Гармаева Г.В.
Класс обучается по программе М.М. Разумовской
Тема урока: "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"
Цель урока: познакомить учащихся с орфограммой "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"
личностные – формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
метапредметные – умение выявлять проблему, определять цель работы; умение грамотно строить устное монологическое высказывание; умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат;
Образовательные : формировать представления об основных грамматических признаках наречия, развивать умения определять морфологические признаки и синтаксическую роль слов разных частей речи, различать части речи в тексте; определять правописание Ь в разных частях речи, отработка навыков написания мягкого знака после шипящей на конце наречий.
Развивающие : создание положительной мотивации на уроке; содействовать развитию коммуникативной культуры личности; вовлечение класса в активный процесс познания; обеспечение творческого развития и заинтересованности учащихся в приобретении знаний; развитие воображения;
Воспитательные : прививать умение слушать учителя и своих одноклассников, уважение друг к другу необходимое для работы в группе и команде; повышение уровня познавательного интереса к предмету, любви к русскому языку.
Тип занятия: изучение нового материала, урок- экспедиция
Используемые методы: словесные; наглядно-иллюстративные; ЭОР; элементы проблемного обучения; учебный и творческий практикум, сопоставительный анализ.
Урок был выстроен с использованием элементов игровых технологий, в занимательной форме дети могут легко обобщить и систематизировать изученный материал по теме «Морфология».
Тема урока сформулирована для детей доступно, изложены задачи урока.
Содержание урока вполне соответствует теме, цели и задачам урока.
На уроке были использованы различные методы и приёмы: рассказ учителя, фронтальная, индивидуальная работа, самостоятельная работа на платформе skysmart, демонстрация в форме презентации.
Были применены следующие педагогические технологии:
-информационно-коммуникативные технологии я использовала с целью формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, соблюдая правила речевого поведения.
На организационном этапе урока создала эмоциональный настрой к предстоящей работе (вступительное приветствие).
На уроке были использованы цифровые образовательные ресурсы, которые позволили выяснять степень осознанности учебного материала.
Учебная работа на уроке была разнообразна: актуализация и пробное действие, беседа, работа с таблицей, индивидуальная работа, самостоятельная работа, взаимопроверка, самопроверка.
Новизна урока прослеживается в использовании информационных технологий, исследовательский характер учебной деятельности при обобщении материала, что способствует формированию критического мышления обучающихся.
Создан нужный для работы психологический микроклимат, характер общения с учащимися доброжелательный.
В ходе урока дети усвоили новое для себя правило: правописание Ь после шипящих на конце наречий. Оценки учащимся объявлены. Думаю, что цели урока достигнуты через плодотворное сотрудничество, о чем говорят результаты рефлексии.
Поставленные задачи удалось реализовать на уроке. Большинство детей справились со всеми заданиями, выявили трудности в работе, оценили свою деятельность на уроке, что является важным компонентом регулятивных УУД. Цель урока достигнута.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"
Разработка урока по русскому языку на тему:«Мягкий знак после шипящих на конце наречий».Разработка урока предполагает изучение материала по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце ...
Урок по русскому языку по теме "Мягкий знак после шипящих на конце наречий", 7 класс
Урок разработан в соответствиии с требованиями ФГОС....
Конспект урока русского языка в 7 классе с использованием обучающих структур сингапурской методики обучения Тема: Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
Конспект урока русского языка в 7 классе с использованием обучающих структур сингапурской методики обучения Тема: Мягкий знак после шипящих на конце наречий. ...
Конспект урока русского языка "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"
Урок предназначен для учащихся 7 класса...
Разработка урока "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"
Материал содержит сценарий урока, приложение, презентацию и самоанализ....
Конспект открытого урока по русскому языку в 7 классе на тему: "Мягкий знак после шипящих на конце наречий".
Урок на тему "Мягкий знак после шипящих на конце наречий" в 7 классе проходил в форме открытого урока. Разработка по УМК М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской....
Тема:«Мягкий знак после шипящих на конце наречий».
Цель деятельности учителя:познакомить учащихся с новой орфограммой и систематизировать их знания по теме «Буква ь на конце наречий и слов разных частей речи»; формирование умений и на...