Мягкий знак после шипящих на конце наречий
план-конспект урока (русский язык, 7 класс) по теме
Работа представляет собой конспект урока, проводимого в форме презентации. На уроке использованы игровые технологии как средства, обеспечивающие высокий уровень мыслительной, эмоциональной и поведенческой активности учащихся. В процессе ознакомления с новым материалом проводится сопутствующее закрепление пройденного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
Цели урока: познакомить учащихся с орфограммой «Мягкий знак после шипящих на конце наречий».
Задачи:
I.Образовательные:
1.Формирование навыка написания мягкого знака после шипящих на конце наречий.
2.Повторение орфограмм, связанных с написанием мягкого знака после шипящих в различных частях речи.
3.Повторение орфограмм, связанных с дефисным, слитным написанием наречий.
4.Употребление наречий в тексте.
5.Активизация словаря учащихся.
6.Повторение фразеологизмов.
II.Воспитательные:
1.Воспитание любви к русскому языку.
2.Формирование навыков контроля и самоконтроля.
3.Формирование познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.
III.Развивающие:
1.Развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык.
2.Развитие умения аргументировать, доказывать.
3.Расширение кругозора, познавательного интереса.
4.Развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.
Оборудование урока:
1.На рабочем столе учащихся : учебник, тетради, ручки и карандаши.
2.Таблица «Буква Ь после шипящих на конце слова».
3.Портрет Царя, Царевны, Царевича (работы учащихся).
4.Материал для самостоятельной работы.
5.СD-ROM «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия.7 класс.»
6.Презентация урока.
Структура урока:
I.Организационный этап.(2мин.)
II.Этап проверки домашнего задания.(8 мин.)
III.Объяснение нового материала.(5 мин.)
IV.Закрепление нового материала:
1.Выполнение упражнения из учебника.(2 мин.)
2.Тренировочные упражнения:
А) Запись слов в соответствующий столбик (5 мин.).
Б) Объяснение орфограмм в стихотворении (2 мин.).
В) Употребление фразеологизмов, содержащих наречия (2 мин.).
Г) Включение в предложение нужного по смыслу наречия (2 мин.).
Д) Использование наречий в речи (3 мин.).
Е)Чтение «древней рукописи» (2 мин.)
3.Самостоятельная работа (3 мин.)
V.Подведение итогов урока, домашнее задание.(3 мин.)
I.Организационный этап. (2мин.)
-Добрый день, ребята. Садитесь. Сегодня на уроке мы побываем в тридевятом царстве, тридесятом государстве, в котором жил-был Царь. (Показать портрет Царя, нарисованный учащейся). Он очень любил свой язык, иногда сочинял стихи. Послушайте одно из них:
Открываешь настежь двери.
Прогоняешь скуку прочь.
Вскачь пускаешься и веришь,
Что напишешь всё точь- в – точь.
Так, как надо: вот шипящий,
Вот за ним есть настоящий,
Без подделки мягкий знак-
Без него нельзя никак.
Так в конце он засияет,
Что кому-то «пять» поставят.
-Ребята, сегодня нам предстоит изучить новую тему: «Мягкий знак после шипящих на конце наречий». Найдите в данном стихотворении наречия с мягким знаком на конце после шипящих (настежь, прочь, вскачь, точь-в-точь). На уроке мы познакомимся с правописанием таких слов.
II.Этап проверки домашнего задания.(8 мин.)
- Царь в тридевятом царстве, тридесятом государстве в свободное от чтения книг и сочинения стихов время любил ловить рыбу, да необычную. Сегодня нам придётся помочь Царю в этом деле. Проверяем домашнее задание. (Показать иллюстрацию). Вам необходимо поймать рыбу, положив её в ведро, где «Ь» написан и не написан «Ь». Объясните свой выбор . (Один из учеников объясняет правописание слова. Другие должны «поймать» рыбу на эту же орфограмму.)
-Самостоятельно сформулируйте правила написания Ь после шипящих на конце слова.
( Во время проверки домашнего задания учащимися составляется таблица.)
Слова для «рыбной ловли».
1.Линюч, горяч, свеж, пахуч, хорош.
2.Дач, задач, туч, рощ.
3.Назначь, умножь, намажь.
4.Стричь, печь, жечь, уберечь.
5.Муж, пейзаж, камыш.
6.Мелочь, тишь, глушь.
7.Едешь, спишь, молчишь.
Буква Ь после шипящих на конце слова |
Часть речи | Пишется | Не пишется |
Имя существительное | женский род, единственное число, 3-е склонение: рожь, ночь, глушь, вещь | мужской род, единственное число: нож, врач, шалаш, товарищ |
Краткие имена прилагательные |
| свеж, пахуч, хорош |
Глаголы | 2-е лицо, единственное число: умываешь – умываешься; |
|
Наречия | настежь, навзничь, сплошь | уж, замуж, невтерпеж |
-Когда пишется Ь после шипящих на конце имён существительных? (Ь пишется на конце имён существительных женского рода 3 склонения).
-Когда пишется Ь на конце имён прилагательных и глаголов? (Ь пишется в неопределённой форме глагола, в окончании глаголов 2 лица единственного числа, в повелительном наклонении. На конце имён прилагательных Ь не пишется.)
III.Объяснение нового материала.(5 мин.)
-Молодцы, помогли столько много рыбы поймать на очень красивом озере, которое находится не так далеко от владений Царя. Но Царю пришлось спускаться с небольшой горы, а подниматься с тяжёлой ношей нелегко. И всегда, поднимаясь в гору, он вспоминает пословицу:
С горы вскачь, а в гору хоть плачь.
-Объясните в данной пословице правописание слова «плачь». (Глагол повелительного наклонения, пишем Ь). В каком случае в данном слове не пишется Ь ? (Если это будет существительное мужского рода.)
-Скажите, ребята, какой частью речи является слово «вскачь»? (Наречие, обозначает признак действия и отвечает на вопрос как?). Это слово содержит орфограмму, с которой мы должны познакомиться на уроке.
-В русском языке существует не так много наречий, оканчивающихся на шипящую. Чтобы запомнить, как они пишутся, нужно выучить любое из двух правил.
Первое. На конце наречий после шипящих пишется Ь, кроме трёх исключений: уж, замуж, невтерпёж. Предположим, нам надо решить, нужен или не нужен Ь на конце слова «вскачь». Мы должны лишь проверить, нет ли нашего слова среди исключений. Если нет – поставить Ь.
Рассуждение по второму правилу. Мы должны посмотреть, какая шипящая на конце. Если это буквы Ш или Ч, то Ь нужен, если это буква Ж (кроме настежь), то не нужен.
Оба правила приводят к одному и тому же результату, давайте проверим.
IV.Закрепление нового материала:
1.Выполнение упражнения из учебника.(2 мин.)
-Ребята, сейчас мы выполним упражнение 263 на странице 120.
Найдите среди данных словосочетаний то, в котором есть наречие с лексическим значением
- распахнув совсем, до конца;
-целиком, без промежутков;
-скачками, очень быстро;
-стать чьей-нибудь женой;
-в сторону, дальше от кого-нибудь, чего-нибудь;
-опрокинувшись на спину, вверх лицом;
-сильно размахнувшись.
Мчатся вскачь, открывается настежь, сплошь усыпано, выйти замуж, уйти прочь, ударить наотмашь, упасть навзничь.
Объясните орфограммы в словах мчатся (они), усыпано.Объясните лексическое значение слов «наотмашь» (сильно размахнувшись), «навзничь»(опрокинувшись на спину, вверх лицом).
2.Тренировочные упражнения (18 мин.).
А) Запись слов в соответствующий столбик (5 мин.).
Царя дома с рыбалки ждала единственная дочь, которая выросла на его глазах и очень часто стала повторять отцу : «Уж, замуж, невтерпёж». (Показать портрет Царевны). Он ждала приезда заморского Царевича, чтобы быстрее выйти за него замуж. Но Царь решил устроить Царевичу испытания, прежде чем тот станет мужем её дочери. Нам нужно будет помочь Царевичу, чтобы соединились любящие сердца.
Царевич отправил Царевне письмо, в котором сообщал о своём ближайшем приезде. Но Царь перепутал все конверты. Поможем Царевне разобрать конверты и прочитать письмо Царевича.
(Учащиеся заполняют таблицу в тетради).
Слова:
1.Тягуч, колюч, скрипуч.
2.Настежь, невмочь, уж, точь- в- точь.
3.Смерч, врач, брошь, полночь, сторож.
4.Срежь, уберечься, стеречь, удивляешь.
Ь пишется Ь не пишется
настежь тягуч
невмочь колюч
брошь скрипуч
полночь врач
срежь уж
стеречь смерч
точь-в-точь сторож
Б)Объяснение орфограмм в стихотворении (2 мин.).
-Молодцы. Справились с заданием. Помогли Царевне найти письмо Царевича. А в конверте оказалось ещё и такое вот стихотворение:
Ты мне снишься в несбыточном сне
про весенний Париж:
по-кошачьи сидишь на окне
и по-рыбьи молчишь.(М.Алексеева)
-Объясните орфограммы в данном стихотворении : снишься, несбыточном, по-кошачьи, по-рыбьи, молчишь. Царевна прочитала письмо Царевича.
В) Употребление фразеологизмов, содержащих наречия (2 мин.).
-Какое было настроение у Царя, вы можете узнать, отгадав изображённые на рисунке фразеологизмы, в которых есть наречия:
1.Волосы встают дыбом – становится невыносимо страшно.
2.Голова идёт кругом – кто-либо теряет способность соображать от множества дел, забот, переживаний.
3.Дальше ехать некуда - крайний предел чего-либо.
4.Жить припеваючи – вести беззаботный образ жизни.
Г) Включение в предложение нужного по смыслу наречия (2 мин.).
-Даже ночью Царю снились кошмарные сны.
Царю приснилось, что он был Дон- Кихотом. Он вскочил на своего деревянного коня и вскачь понёсся по царству. Ему было невтерпёж сразиться со злыми волшебниками, которые убегали от него прочь и прятались в зарослях крапивы. Он наотмашь рубил крапиву, пока не споткнулся и не упал навзничь.
-Вставьте в предложение нужное по смыслу наречие. Кто такой Дон-Кихот? (Дон-Кихот –фантазёр, оторванный от жизни, вступающий в борьбу с кажущимся злом, не сознающий, что борьба бесполезна). Несчастен тот, в ком нет крупицы от Дон-Кихота.
- Какое из данных слов несвойственно литературной речи, является просторечным выражением? (Невтерпёж).
Д) Использование наречий в речи (2 мин).
-Царь был грустным, выдавал Царевну замуж, она должна была уехать заграницу (иностранное государство, зарубежные страны). Какой частью речи является слово «заграницу»? (Наречие.) Царевич примчался в тридевятое царство, чтобы просить руки Царевны у её отца.
Давайте послушаем разговор Царя и Царевича. Двое учащихся читают диалог. На голове одного из них корона, у другого – сабля. Как называется разговор двух лиц? (Диалог)
-Как живёте?
-Нормально.
-А с царством как?
-Нормально.
-Вы, говорят, болели простудой? Теперь всё в порядке?
-Нормально.
-Хорошо, значит?
-Ну , я же говорю - нормально.
-Странно вы говорите…
-Почему? Нормально.
-Вы считаете – нормально?
-Нормально.
«Да-а,- грустно подумал я. – Странно…А ведь когда- то был вполне нормальный человек.» (А.Шибаев)
-Что значит слово «нормально»? (Нормально : соответствующий норме, обычный; психически здоровый). Почему его нельзя использовать так, как в диалоге Царя и Царевича?
Е) Чтение «древней рукописи» (2 мин.).
-После данного разговора Царь подумал, что Царевич плохо владеет русским языком. Царь решил отдать Царевну за Царевича при одном условии : если тот сможет найти в задании строчку, в которой во всех словах не пишется Ь, и прочитать текст «древней рукописи». Поможем Царевичу справиться с этим заданием.
Представьте, что вы нашли древнюю рукопись на забытом языке. Грамматика этого языка такая же, как у нас теперь, а смысл большинства слов утрачен. Попробуйте догадаться, где нужно поставить Ь.
Мелестная девеж.. притясла комейный боромож..
Лусый морош.. увертал чуленую велоч..
-Молодцы. Вот и сказке конец, а Царевич ведёт Царевну под венец.(Показать иллюстрацию).
3.Самостоятельная работа (2 мин.).
- Найдите строчку , в которой все слова пишутся с Ь:
1.Извлеч.., багаж.., сплош.., отдаш..
2.Стереч.., кроиш.., врач.., навзнич..
3.Сжеч.., спешиш.., свеж.., вскач..
4.Сбереч.., несёш.., проч.., дрож..
V.Подведение итогов урока, домашнее задание (3 мин.).
-Поможет подвести итоги нашей работы на уроке тестирование на компьютере.
1.Какая часть речи в правиле написания Ь после шипящих имеет исключения? Наречие.
2.Какие согласные русского языка называются шипящими? Ш,Щ,Ч,Ж.
3.Почему в глаголах шипящая и Ь могут оказаться не на конце слова? Постфикс.
4.Сколько в русском языке частей речи, в которых на конце слова возможна шипящая?6 частей речи: имя сущ., имя прил., глаг., нар., местоим., частица.
(Программа выставляет оценку учащимся).
И нет у нас иного достояния!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страдания,
Наш дар бессмертный – речь. (И.Бунин)
Дополнительно:
Развитие речи: подберите синонимы-наречия, оканчивающиеся на шипящие.
Очень быстро - вскачь.
Уйти в сторону - прочь.
Распахнуть - настежь.
Ударить с размаху – наотмашь.
Упасть вверх лицом – навзничь.
Открыть до конца – настежь.
Отсутствие терпения – невтерпёж.
Густо засыпать – сплошь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
Тема урока: Мягкий знак после шипящих на конце наречий.( § 44 учебника Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и др. )...
Разработка урока русского языка "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"
Разработка урока по русскому языку на тему:«Мягкий знак после шипящих на конце наречий».Разработка урока предполагает изучение материала по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце ...
Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"
Конспект урока русского языка в 7 классе по обучению правописанию мягкого знака после шипящих на конце наречий....
Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"
Обучающая презентация к уроку русского языка в 7 классе "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"...
Правописание наречий. Мягкий знак после шипящих на конце наречий
Правописание наречий. Мягкий знак после шипящих на конце наречий...
Мягкий знак после шипящих на конце наречия
Мною представлена подробная разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"....
Урок Правописание наречий. Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
Уроу объяснения нового материала с использованием современных информационных технологий....