Урок "Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными"
методическая разработка по русскому языку (5, 6 класс)
Данный материал содержит технологическую карту урока в пятом/шестом классе и презентацию к нему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока | 51.79 КБ |
Презентация к уроку | 2.74 МБ |
Предварительный просмотр:
1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
ФИО разработчика | Чупахина Злата Дмитриевна |
Место работы | МАОУ «СОШ №2 с углублённым изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза Н. А. Тимофеева» городского округа Бронницы |
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс | 6 |
Место урока (по тематическому планированию ПРП) | II триместр. Имя существительное. Орфография |
Тема урока | Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными |
Уровень изучения | базовый |
Тип урока | урок освоения новых знаний и умений |
Планируемые результаты (по ПРП). | |
Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; сформированность потребности в самовыражении и самореализации, позитивной моральной самооценки, потребности к поиску путей решения проблемы; умение работать индивидуально, в паре и в группе, находить общие решения; умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать действия; готовность выразить свою позицию; готовность к работе над ошибками; осознание своей социальной роли и умение её придерживаться; умение слушать; осознавать смысл обучения по теме. | |
Метапредметные:
| |
Предметные: знать условия и алгоритм выбора слитного и раздельного написания частицы НЕ с именем существительным, уметь применять этот алгоритм; уметь различать НЕ – приставку, частицу, часть корня; уметь исправлять ошибки в употреблении слитного и раздельного написания частицы НЕ с именем существительным. | |
Ключевые слова: орфография, имя существительное, правописание с НЕ, частица, морфема, корень, приставка, синоним. | |
Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы): Описываемый урок является первым из двух внутри данной темы. В его ходе ученики знакомятся с правилом, составляют алгоритм действий при определении правильного написания, учатся применять этот алгоритм с помощью упражнений, выполняют групповую творческую работу. Используется технология развития критического мышления через чтение и письмо, групповая технология (обучение в сотрудничестве). Средства обучения (традиционные и электронные): учебник (Русский язык. 6 класс. Учебник в 2 ч. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.), компьютер, проектор, колонки, доска, раздаточный материал, презентация, аудиофайл. Цифровые средства обучения: ЦОС «Моя Школа» (). |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
0. Организационный этап. |
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Этап Мотивирование на учебную деятельность |
Учитель: приветствие, создание благожелательной атмосферы, проверка готовности к уроку, приём фантастическая добавка (придумать названия фантастическим животным с картинок (слайд 1), используя существующие словообразовательные модели). К последней картинке: знаете ли вы, из каких на самом деле существующих животных создан этот фантастический зверёк? (габонская гадюка, малая гимнура и водяной олень или болотная кабарга; слайд 2) Ученики готовятся к уроку, настраиваются на работу с помощью приёма фантастическая добавка. Форма организации взаимодействия – фронтальная. |
Этап Актуализация опорных знаний, пробное учебное действие. Создание проблемной ситуации |
Учитель: постановка наводящих вопросов, приём дай информацию (консультация, контроль) к слову «олень». Организация ситуации индивидуального затруднения. На доске записано предложение «Это же (не)олень, а кабарга!» (слайд 3). Ученики воспроизводят ранее изученное об имени существительном, подключая память и мышление с помощью приёма дай информацию, пробуют решить задачу, записав предложение и обсудив написание, приходят к выводу о необходимости новой информации. Форма организации взаимодействия – фронтальная, коллективная. |
Этап Выявление места и причины затруднения. Построение проекта выхода из затруднения. Целеполагание |
Учитель: постановка наводящих вопросов в форме подводящего диалога. Помощь ученикам в определении темы, постановке цели урока. Ученики анализируют свои действия, фиксируя место затруднения и его причину, определяют тему, формулируют цель урока (слайды 4-5), выбирают средства для построения нового знания (правило, алгоритм, упражнения). Форма организации взаимодействия – фронтальная, коллективная. |
УУД на данном этапе: Личностные: осознание своей социальной роли и умение её придерживаться; сформированность потребности в самовыражении и самореализации, позитивной моральной самооценки; формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия, потребности к поиску путей решения проблемы, готовность выразить свою позицию. Познавательные: способность к анализу объектов с целью выделения признаков; умение извлекать необходимую информацию в соответствии с задачей; умение формулировать проблему, умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации; умение строить высказывания в соответствии с задачей; способность использовать речь для регуляции своих действий, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: способность к саморегуляции; способность определять и осознавать усвоенное, прогнозировать; способность к анализу собственных действий, способность к целеполаганию, планированию. |
БЛОК 2. Освоение нового материала |
Этап Осуществление учебных действий по освоению нового материала (Реализация построенного проекта) |
Учитель: контроль действий учеников, контроль понимания правила с помощью вопросов. Ученики используют учебник для поиска правила, читают его вслух. Форма организации взаимодействия – фронтальная, коллективная. |
Этап Проверка первичного усвоения |
Учитель: контроль действий учеников. Приём составление алгоритма. Ученики строят по правилу схематический алгоритм «Правописание НЕ с существительными» в парах; возвращаются к предложению и показывают орфограмму графически (исправляют ошибки). Форма организации взаимодействия – фронтальная, парная. |
УУД на данном этапе: Личностные: готовность к работе над ошибками. Познавательные: умение извлекать информацию из источника и преобразовывать её в иные формы представления; умение структурировать знания. Коммуникативные: готовность к сотрудничеству. Регулятивные: способность к анализу собственных действий, способность к целеполаганию, планированию. |
БЛОК 3. Применение изученного материала |
Этап Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
Учитель: руководство процессом работы с заданием. Ученики, используя алгоритм, определяют правильное написание НЕ с существительными в задании (с проговариванием обоснования его применения). Форма организации взаимодействия – фронтальная. Задание на ЦОС «Моя Школа». Блок «Изучи новое». |
Этап Систематизация знаний и умений |
Учитель: направление работы с упражнениями, контроль, оценка и коррекция. Ученики, используя алгоритм, определяют правильное написание НЕ с существительными в заданиях раздаточного материала. Форма организации взаимодействия – фронтальная, индивидуальная. Устное задание (слайд 11). Часто ли вы допускаете лексические повторы при написании сочинений? Устно как можно быстрее подберите к данным словам синонимы с НЕ. При затруднении пользуйтесь словами для справок: негодование, непогода, нездоровье/недуг, невнимательность, неправда, неприятель, несчастье, неволя, недоверчивость, неуверенность, нелепость. Ложь, беда, противник, глупость, рабство, рассеянность, возмущение, слякоть, сомнение, болезнь, подозрительность. Задание в раздаточном материале (слайд 12). «НЕ» потерялась. Допишите приставку, часть корня или частицу в места пропусков. Объясните свой выбор графически. С двумя существительными, которые без НЕ не употребляются, составьте два простых предложения. ___складность фигуры, сказать явную ___правду, ___трудоспособность, а инвалидность, ___вежда в музыке, какая ___вежливость, ___годование, ___здоровье младенца, настоящий ___поседа, ___разбериха, ___брежность в работе, оказаться ___вежей, ___урожай зерновых, ___вежливость, а грубость в общении, большие ___взгоды, ___точность в расчётах, и вовсе это ___правда, а наглая ложь. |
Минутка отдохновения. |
Закройте глаза (говорить медленно, мягким и низким голосом; если есть возможность, лучше выключить свет). Представьте, что находитесь в прекрасном лесу (здесь включается сопровождающий аудиофайл). Ощутите лёгкий ветерок на своей коже. Не открывая глаз, посмотрите на траву под ногами, почувствуйте шелест. Посмотрите по сторонам, представьте в красках, какие вас окружают растения, животные. Глубоко вдохните, медленно выдохните. Ещё разочек. Теперь, набравшись сил, откройте глаза. Посмотрите на своего соседа, улыбнитесь. Готовы работать дальше? |
Этап Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ) |
Учитель: направление и контроль работы с парным заданием. Ребята, вы помните, что в девятом классе всем предстоит сдать ОГЭ. Я уверяю: кое-что вы можете решить уже сейчас. Проверим? Ученики выполняют задание типа ОГЭ в парах: один выполняет задание, второй оценивает, потом дети меняются местами. Форма организации взаимодействия – фронтальная, парная. Задание в раздаточном материале (слайд 10). Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите последовательность цифр. 1) НЕБЫЛИЦА – НЕ пишется слитно с именем существительным, которое не употребляется без НЕ. 2) НЕПРАВДА – имя существительное пишется с НЕ слитно, потому что слово не употребляется без НЕ. 3) НЕСЧАСТЬЕ – имя существительное пишется с НЕ слитно, так как его можно заменить синонимом без НЕ. 4) НЕНАСТЬЕ – НЕ пишется с существительным слитно, поскольку является приставкой. |
Этап Развитие функциональной грамотности |
Учитель: разделение на группы, направление и контроль работы с групповым заданием на сочинение текста в раздаточном материале (подтипы игры «Чепуха», учителю нужно выбрать одно из двух предложенных заданий). Обязательное условие – содержание изученных орфограмм «правописание НЕ с именами существительными» и «правописание НЕ с глаголами». Лучшая «чепуха» должна быть оценена отметкой в журнале (определяются лучшие коллективно, можно устроить короткое голосование с одним условием: не голосовать за себя). Ученики работают в группах с раздаточным материалом, составляя небольшое сочинение-чепуху с заданным условием, используют алгоритм в ходе работы, представляют свою групповую работу, оценивают работы одноклассников. Форма организации взаимодействия – фронтальная, групповая. «Рассказ наоборот». Как иногда сложно бывает найти интересную книгу для чтения! Но всё поправимо. Напишите свой рассказ, приведя действие к заданному концу. Используйте слова с пройденной орфограммой. Как работать: участники по кругу сочиняют рассказ, добавляя по одному предложению, причем первым сообщается окончание сюжета, и всё действие постепенно продвигается к началу: «Больше Вася не ходил в тот дом», «Повсюду были лягушки с номерами на спинках», «Он хотел что-то пробормотать в свое оправдание», «Ведьма обиделась не на шутку». Что же было раньше? Учитель может немного помочь, задав вопросы (Когда? Где? Что случилось? Кто был свидетелем? и т. д.) или установив тему. «Невыдуманная история, о которой невозможно молчать». Вы работаете над серьёзным проектом: необходимо срочно передать статью о вчерашнем происшествии в печать, но не готово ни строчки, потому что команда никак не может договориться. Как, всё-таки, важно всем работать сообща, а не порознь! Давайте посмотрим, что будет, если… Никто из вас не будет знать, о чём пишет другой. И помните об обязательном условии редактора: содержание в статье слов с орфограммами «правописание НЕ с именами существительными» и «правописание НЕ с глаголами». Да, странное условие. Но с редакторами не спорят. Участникам нужно составить совместный рассказ при том, что никто не знает, о чем пишут другие. Для этого первый сочиняет начальное предложение и занимает им только одну строку, а последнее слово переносит на следующую. Затем он отгибает назад верхний край листа с первой строчкой, таким образом скрывая ее от остальных. Второй «писатель», получая лист, видит на нем только одно, последнее, слово из написанного предложения. Ориентируясь лишь на него, он продолжает рассказ подобным же образом. Учитель может немного помочь, задав вопросы (Когда? Где? Что случилось? Кто был свидетелем? и т. д.) или установив тему. |
УУД на данном этапе: Личностные: готовность выразить свою позицию; развитие самооценки личности; способность управлять поведением партнера, умение работать не только самостоятельно, но и как часть группы. Познавательные: умение применять полученные знания на практике; умение выбрать наиболее эффективные способы решения задач; умение решать учебные задачи в группе; умение активировать воображение и творческое мышление в ходе решения учебной задачи. Коммуникативные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачей; умение объяснять собственные действия; способность к построению высказываний, умение договариваться и высказывать свою позицию в группе. Регулятивные: способность учитывать правило в планировании и контроле способа решения, различение способа и результата действия; способность к самостоятельному контролю, оценке, коррекции; способность к контролю, оценке, коррекции работы в группе. |
БЛОК 4. Подведение итогов, домашнее задание |
Этап Рефлексия |
Учитель: руководство деятельностью учащихся, подведение итогов, выставление отметок. Ученики выполняют работу по рефлексии в раздаточном материале (составление небылицы, коллективный обмен небылицами) по одному из примеров (слайды 14-15). Форма организации взаимодействия – фронтальная, индивидуальная. |
Этап Домашнее задание |
Учитель: выдача дифференцированного д\з (слайд 16), индивидуального и группового заданий по желанию, инструктаж о выполнении. Ученики воспринимают информацию о д\з. Форма организации взаимодействия – фронтальная. |
УУД на данном этапе: Личностные: осознавать смысл обучения по теме; умение слушать. Познавательные: способность к осознанию пройденного материала; умение проводить рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение высказывать суждения, составлять уточняющие вопросы; умение высказывать суждения, составлять уточняющие вопросы. Регулятивные: умение оценивать усвоенное и свою работу; умение планировать. |
5. Организационный этап. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
габонская гадюка или касса́ва водяной олень или болотная кабарга малая гимнура
Это же (не)олень, а кабарга!
Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными Урок 1
Цель урока – у знать условия выбора слитного или раздельного написания НЕ с существительными, научиться применять правило на практике.
Правописание НЕ с существительными Употребляется без НЕ? Нет. Да. Пишем слитно. Можно ли к нему подобрать синоним без НЕ? Да. Есть логически подчёркнутое отрицание или противопоставление с союзом А? Пишем раздельно. Нет.
Это же не олень , а кабарга́! ч.
Не было бы счастья, да н ес частье помогло. = беда
Определите верное написание существительного с НЕ в каждом случае. А) (Не)грамотность - признак некультурного человека. Б) (Не)грамотность помогла тебе сегодня, а упорство. А) (Не)друг ты мне, а всего лишь попутчик. Б) (Не)друг не посочувствует. А) (Не)счастье я испытал, а минутную слабость. Б) (Не)счастье спутало все наши планы .
Часто ли вы допускаете лексические повторы при написании сочинений? Устно как можно быстрее подберите к данным словам синонимы с НЕ. При затруднении пользуйтесь словами для справок. Ложь – Беда – Противник – Глупость – Рабство – Рассеянность – Возмущение – Слякоть – Сомнение – Болезнь – Подозрительность – неправда несчастье неприятель нелепость неволя невнимательность негодование непогода неуверенность недуг недоверчивость Слова для справок : негодование, непогода, нездоровье/недуг, невнимательность, неправда, неприятель, несчастье, неволя, недоверчивость, неуверенность, нелепость.
«НЕ» потерялась. Допишите приставку, часть корня или частицу в места пропусков. Объясните свой выбор графически. С двумя существительными, которые без НЕ не употребляются , составьте два простых предложения . ___складность фигуры, сказать явную ___правду , ___трудоспособность, а инвалидность, ___вежда в музыке , какая ___вежливость , ___ годование , ___здоровье младенца, настоящий ___ поседа , ___ разбериха , ___ брежность в работе, оказаться ___вежей, ___урожай зерновых, ___вежливость , а грубость в общении, большие ___ взгоды , ___точность в расчётах , и вовсе это ___правда , а наглая ложь.
«НЕ» потерялась. Допишите приставку, часть корня или частицу в места пропусков. Объясните свой выбор графически. С двумя существительными, которые без НЕ не употребляются, составьте два простых предложения. Не складность фигуры, сказать явную не правду , не трудоспособность, а инвалидность, не вежда в музыке , какая не вежливость , не годование , не здоровье младенца, настоящий не поседа , не разбериха, не брежность в работе, оказаться не вежей, не урожай зерновых, не вежливость, а грубость в общении, большие не взгоды , не точность в расчётах, и вовсе это не правда, а наглая ложь.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите последовательность цифр . 1) НЕБЫЛИЦА – НЕ пишется слитно с именем существительным, которое не употребляется без НЕ. 2) НЕПРАВДА – имя существительное пишется с НЕ слитно, потому что слово не употребляется без НЕ. 3 ) НЕСЧАСТЬЕ – НЕ пишется слитно с именем существительным, так как его можно заменить синонимом без НЕ. 4) НЕНАСТЬЕ – НЕ пишется с существительным слитно, поскольку является приставкой.
Составьте небылицу. Используйте слова с НЕ Однажды я шел летом по лесу. Вдруг мимо меня пробежал заяц с шишкой в зубах. Он быстро забрался на дерево и спрятал ее в дупло. Хорошо, что не коровы по деревьям у нас бегают. А иначе бы все деревья лежали бы на земле. https://ucthat-v-skole.ru/biblioteka/nebylitsy/130-nebylitsy-pridumannye-detmi
Лингвистическая небылица Вчера на уроке русского языка мы пытались спрягать прилагательные. И так спрягали, и сяк – не получалось. Они от нас всё время убегали. А потом Даша поняла, что не прилагательные надо было спрягать, а существительные! Как только она это сказала, имена переглянулись и захихикали, показывая всем свою не воспитанность .
Домашнее задание. Творческое оформление приветствуется . (одно по выбору) 1) Выполните упр. 291 (из учебника). 2) Составьте сказку о превращениях НЕ из частицы в приставку (и наоборот). (по желанию) Изобразите на листе большого формата сегодняшний алгоритм для его использования в классе. Снимите короткометражный фильм по составленному в классе рассказу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 6 классе на тему "Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными"
Данная разработка помогает легко и доступно донести до детей орфографическое правило написания НЕ с существительными....
Технологическая карта урока по теме: "Слитное и раздельное написание Не с именами существительными".
Цель: Образовательная: научить правильно писать не с именами существительными, объяснять условия выбора написаний (устно) и обозначать их графически....
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе Слитное и раздельное написание - НЕ с именами существительными (по УМК М.М.Разумовской)
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе Слитное и раздельное написание - НЕ с именами существительными (по УМК М.М.Разумовской)...
Слитное и раздельное написание не с именами существительными
Технологическая карта урока, 5 класс...
Слитное и раздельное написание не с именами существительными
Урок русского языка в 6 классе. Изучение имени существительного....
Урок русского языка в 5 классе. Слитное - раздельное написание не с именами существительными
Презентация предназначена для дистанционного урока в 5 классе по УМК. под ред. М.М Рзумовской, П.А.Леканта, - 5 -е изд., стереотип. -М.: Дрофа, 2016....
Технологическая карта урока по русскому языку 5 классе "Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными"
Цель урока: Открытие правила «Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными» и формирование навыка его использованияЗадачи урока: Образовательные: применение правила о право...