Технологическая карта урока по русскому языку 5 классе "Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Цель урока: Открытие правила «Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными» и формирование навыка его использования
Задачи урока:
Образовательные: применение правила о правописании НЕ с именами существительными; умение составлять алгоритм действия, умение находить орфограмму в тексте
Развивающие: развитие учебной мотивации, умение анализировать, делать выводы, развитие навыка выделять главное
Воспитательные: формирование связей русского языка с литературой, умение представить выводы перед классом, формирование уважительного отношения к одноклассникам
Скачать:
Предварительный просмотр:
Веселова Юлия Валерьевна, МБОУ «Гимназия № 1», г.Кемерово
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе
Тема урока: Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными
Класс:5
Цель урока: Открытие правила «Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными» и формирование навыка его использования
Задачи урока:
Образовательные: применение правила о правописании НЕ с именами существительными; умение составлять алгоритм действия, умение находить орфограмму в тексте
Развивающие: развитие учебной мотивации, умение анализировать, делать выводы, развитие навыка выделять главное
Воспитательные: формирование связей русского языка с литературой, умение представить выводы перед классом, формирование уважительного отношения к одноклассникам
Оборудование: компьютер учителя, интерактивная доска, раздаточный материал для обучающихся.
Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. | 2 мин | Приветствие, проверка готовности к уроку, | Приветствие учителя, подготовка к уроку, запись в тетради числа, классная работа | Коммуникативные планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение цели, функций участников, способов взаимодействия; формирование положительной мотивации к уроку |
2.Постановка проблемы. Исследование языкового материала. Формирование темы и целей урока. | 10 мин | На интерактивной доске слова. Учащимся предлагается распределить слова в две группы Вопрос: По какому признаку распределим? Будьте внимательны, одно слово - лишнее (слитно\раздельно): (Не) годовать, (не)уважать, (не) любить, (не)волить, (не)приятель, (не) хотеть, (не) чувствовать, (не)доумевать, (не)навидеть, (не) быть, (не)здоровится. Проверка выполнения задания по цепочке (меняем слайды на каждое правильно распределенное слово) Вопрос: Какое правило должны помнить о написании НЕ с глаголами? Почему не выписали слово НЕПРИЯТЕЛЬ? (это имя сущ.). А как напишем? Почему? Знаем ли мы условия слитного и раздельного написания имени существительного? Сформулируйте тему урока. Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться на уроке? Что нам для этого необходимо? | Учащиеся самостоятельно распределяют слова в тетради. По очереди называют правильное написание слова. Один из учеников озвучивает правило «Правописание НЕ с глаголами». Версии учащихся о написании существительного. Формулировка темы урока и цели. Запись темы урока. Настрой на внимательное слушание учителя и активную работу на уроке. | Познавательные - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; Коммуникативные - постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; Регулятивные - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; - планирование- определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; |
3.Изучение нового материала. | 10 мин | Создание условий для построения гипотезы и формирование вывода. 1 шаг. Нам нужно выяснить, как правильно пишутся существительные с НЕ. Для этого каждая группа должна выполнить задание. Задание: Проанализируйте слова, которые лежат перед вами и попытайтесь определить условия написания этих слов. 1 группа: ненависть, ненастье, негодование, неуклюжесть. 2 группа: нерешительность, нескромность, несчастье, необразованность. 3 группа: не правда, а ложь; не решительность, а робость; не внимательность, а рассеянность; не приветливость. А грубость. 4 группа: это был не тигр; он не владелец дачи; не ветер ветку клонит; это не книга лежит на столе. 2 шаг. Презентация работ групп. Появляется нужный пункт слайда в презентации. 3 шаг. Составление алгоритма правила. 1.Определи, употребляется ли существительное без -НЕ Если не употребляется, то пиши слитно. 2.Проверить, есть ли противопоставление с союзом а или его нет Если есть, пиши раздельно. 3.Замени существительное синонимом: Если можно заменить, пиши слитно 4 шаг. Работа с учебником. Сверим это правило с правилом из учебника. Читаем правило. | Выполняют задания, делают вывод, обсуждают в группах, выступают с сообщениями. Составляют алгоритм. Соотносят получившийся алгоритм с правилом в учебнике. Запись алгоритма со слайда. | Познавательные - поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных инструментов ИКТ и источников информации; - смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные - разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; - управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. Регулятивные - прогнозирование- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; |
4.Первичное закрепление изученного. | 10 мин | Работа с электронным тренажером, даны слова в 2 столбиках, нужно найти соответствия. (Не)зависимость Робость (Не)былица Грубость (Не)нависть Свобода (Не)смелость Возмущение (Не)вежливость Выдумка (Не)годование Вражда Как одним словом можно назвать записанные пары слов? (синонимы) Что такое синонимы? Какова их роль в русском языке? Запишите в тетрадь слова 1-го столбика, определите, чем является -НЕ в данных словах (1ч. к доске) К каким словам мы могли бы не подбирать синонимы, а объяснить их написание по-другому. Как именно? Работа в группе Игра «Собери пословицы». (Каждой группе раздаются карточки с половинками пословиц. Задача – правильно их собрать и записать в тетрадь.
1). (Не) работа сушит, а забота. 2). (Не) печь кормит, а руки. 3). Глупость (не) порок, а беда. 4). Дружба крепка (не) лестью, а правдой и честью. 5). (Не) друг поддакивает, а друг спорит. 6) Попытка (не) пытка, а спрос (не) беда. Запись предложений с доски (слайд меняется). Задание: вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, объясните орфограммы и пунктограммы. (Не)вежду никакими лекарствами (не) вылечиш.... А народ - то над ним насм..хался: «Поделом тебе, старый (не)вежа». Значение каких слов вам непонятно? Что обозначают слова «невежа», «невежда»? Что мы должны сделать, чтобы узнать значение слова? Обращение к словарю (выход в Интернет, информация на интерактивной доске) Невежда - необразованный человек, неуч. Невежа - невоспитанный человек, грубиян Что произошло с этими словами (произошло слияние -Не с корнем, поэтому эти слова без НЕ не употребляются, НЕ - часть корня). Объясните смысл пословицы (Не)вежду никакими лекарствами (не) вылечиш...... В каких произведениях на уроке литературы вы уже встречались с данными Невежда также в ослепленье Бранит науки и ученье, И все учёные труды, Не чувствуя, что он вкушает их плоды. | Ученики по вызову учителя выходят к доске и находят соответствия слов. Отвечают на вопросы учителя. Делают выводы. Записывают слова в тетрадь. Применяют правило. Работа в группах по 4 человека (по 2 парты) с раздаточным материалом. Подбирают части пословиц, записывая в тетрадь, один из группы называет результат, второй – объясняет смысл пословицы. Запись предложений со слайда. Ответы на вопросы. Рассуждение по этимологии слов. Актуализация знаний с урока литературы. | Познавательные - структурирование знаний; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; Коммуникативные - управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. Регулятивные - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; - коррекция - внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата; |
5. Физкультминутка. | 3 мин | Ребята, вы внимательно работали, давайте проведем гимнастику для глаз. Я прочитаю стихотворение Б.Заходера, а вы будете зажмуривать глазки, когда услышите слово, которое без НЕ не употребляется. Побывал я однажды в стране, Где исчезла частица не. Посмотрел я вокруг с доумением, Что за лепое положение! Но кругом было тихо-тихо, И во всем была разбериха, И на взрачной клумбе у будки Голубые цвели забудки. И погода стояла настная, И гуляла собака счастная. И, виляя хвостом уклюже, Пробегала пролазные лужи. Мне навстречу без всякого страха Шел умный, причесанный ряха. А за ряхой по травке свежей Шел суразный дотепа и вежа. И навстречу всем утром рано Улыбалась Царевна смеяна. Очень жаль, что только во сне Есть страна без частицы не | Выполняют гимнастику для глаз. | |
6. Включение правила в систему знаний. | 7 мин | Работа в парах Задание для «сильных» учащихся: 1. Выберите в каждой строчке «лишнее» слово а)(не)настье, (не)лепость, (не) счастье, (не)брежность б)(не)дочёт, (не)присоединение, (не)воля, (не) зависимость. в) (не) видимка, (не)весомость, (не)решительность, (не)забудка. г)(не)грамотность, (не)вольник, (не)счастье, (не)вежливость 2.Выберите примеры раздельного написания -НЕ с существительными. а) (Не) грамотность- признак некультурного человека б) (Не) грамотность помогла тебе сегодня, а упорство в) (Не) друг ты мне, а всего лишь попутчик. г) (Не)друг не посочувствует. 3. Распределите существительные с -НЕ в 2 столбика: не - приставка, не - часть (Не)видаль,(не)нависть,(не)правда,(не)лепость,(не)ожиданность, (не)внимательность, (не)дуг. 4. Выберите примеры слитного написания -НЕ с существительными. а) О (не)удаче сож...леть бе..полезно. б)Это был (не) друг мой, а просто знакомый. в) (Не)забудки цвели в поле и на опушке леса. г) Глупость (не) порок, а беда. В это время «слабые» учащиеся выполняют упр. В учебнике. | Деление на пары по указанию учителя. Работа в тетради с раздаточным материалом или с учебником. Сдают тетради. | Познавательные выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Коммуникативные - управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий; Регулятивные - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; |
7. Рефлексия учебной деятельности. | 3 мин | Вопросы: Что вы нового сегодня узнали об именах существительных? Какую проблему решали? Чему научились? Что является условием слитного написания НЕ с существительными, раздельного? Кто может сказать, что хорошо запомнил правило? На следующем уроке мы продолжим отработку данного правила. Учитель задает домашнее задание. | Отвечают на вопросы. Записывают домашнее задание. | Познавательные - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Коммуникативные - разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; Регулятивные - оценка- выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 6 классе на тему "Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными"
Данная разработка помогает легко и доступно донести до детей орфографическое правило написания НЕ с существительными....
Технологическая карта урока по теме: "Слитное и раздельное написание Не с именами существительными".
Цель: Образовательная: научить правильно писать не с именами существительными, объяснять условия выбора написаний (устно) и обозначать их графически....
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе Слитное и раздельное написание - НЕ с именами существительными (по УМК М.М.Разумовской)
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе Слитное и раздельное написание - НЕ с именами существительными (по УМК М.М.Разумовской)...
Слитное и раздельное написание не с именами существительными
Технологическая карта урока, 5 класс...
Слитное и раздельное написание не с именами существительными
Урок русского языка в 6 классе. Изучение имени существительного....
Урок русского языка в 5 классе. Слитное - раздельное написание не с именами существительными
Презентация предназначена для дистанционного урока в 5 классе по УМК. под ред. М.М Рзумовской, П.А.Леканта, - 5 -е изд., стереотип. -М.: Дрофа, 2016....
Урок "Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными"
Данный материал содержит технологическую карту урока в пятом/шестом классе и презентацию к нему....