Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе Слитное и раздельное написание - НЕ с именами существительными (по УМК М.М.Разумовской)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе Слитное и раздельное написание - НЕ с именами существительными (по УМК М.М.Разумовской)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkryt_urok.doc | 63.5 КБ |
slit_razdel_ne_s_sushch.pptx | 389.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе
Слитное и раздельное написание - НЕ с именами существительными
(по УМК М.М.Разумовской)
Урывская Светлана Александровна
учитель русского языка и литературы
МБОУ Поповской ООШ
Х. Поповка
2016 год
Цели урока:
- вспомнить правило, связанное с написанием НЕ с глаголами;
- познакомить с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с существительными;
- развитие познавательного интереса через создание проблемной ситуации, организацию работы в парах и группах; развитие логических операций:
- Оргмомент (приветствие, запись в тетради числа, классная работа. Свободную строчку оставляем для записи темы урока, которую мы сформулируем чуть позже, выполнив следующее задание).
- Исследование языкового материала
На доске слова? По какому признаку можно распределить слова в две группы? Распределите данные слова в две группы. Будьте внимательны, одно слово - лишнее (по вариантам: 1 в. - слитно, 2 в. - раздельно): слайд 2
(Не) годовать, (не)уважать, (не) любить, (не)волить, (не)приятель, (не) хотеть,
(не) чувствовать, (не)доумевать, (не)навидеть, (не) быть, (не)здоровится.
- Проверка выполнения задания по цепочке (со 2 варианта)
- Какое правило должны помнить о написании НЕ с глаголами? Сейчас Андрей прочитает нам стихотворение об этой очень известной орфограмме. слайд 3
НЕ с глаголом
Пиши раздельно
Например, не хотел, не знал, Только помни об исключении:
Ненавидел, негодовал.
- Почему не выписали слово НЕПРИЯТЕЛЬ? (это имя сущ.). А как напишем? Почему? (версии учащихся).
- Знаем ли мы условия слитного и раздельного написания имени существительного? (нет)
-Сформулируйте тему урока. (запись темы урока) Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться на уроке?
- Что нам для этого необходимо? (учитель: на уроке вы должны быть внимательными и находчивыми, любознательными и усидчивыми. Тогда у вас всё получится, и вы
найдёте ответы на многие вопросы).
3. Изучение нового материала.
- Посмотрите внимательно на доску и по обозначенным орфограммам попытайтесь
сформулировать правило слитного и раздельного правописания -НЕ с
существительными. слайд 4, 5, 6
несчастье (= горе)
Ненастье (не употребляется)
союз
Не друг, враг
- Сравним с материалом учебника на стр. 253, п. 91
- Итак, как же мы должны действовать, когда стоит вопрос о написании НЕ с
существительным? Составим план наших действий - алгоритм.
- Работа в группах (пользуясь правилом в учебнике, восстановить последовательность «Алгоритма применения правила -НЕ с существительными):
- Проверка выполнения задания (учитель на доску в определённом порядке, памятки - каждому).
1.Определи, употребляется ли существительное без -НЕ
- если не употребляется, то пиши слитно.
2.Проверить, есть ли противопоставление с союзом а или его нет
- если есть, пиши раздельно.
3. Замени существительное синонимом:
- если можно заменить, пиши слитно
- Итак, с правилом познакомились, алгоритм составили, а сейчас применим данное
правило на практике.
4. Закрепление изученного
- Работа в парах (по карточкам) - даны слова в 2 столбиках, найдите соответствия. слайд 7
(Не)зависимость Робость
(Не)былица Грубость
(Не)нависть Свобода
(Не)смелость Возмущение
(Не)вежливость Выдумка
(Не)годование Вражда
- Самопроверка по цепочке. Как одним словом можно назвать записанные пары слов? (синонимы)
Что такое синонимы? Какова их роль в русском языке? (наша задача - уметь пользоваться этим богатством и развивать свою речь).
- Запишите в тетрадь слова 1-го столбика, определите, чем является -НЕ в данных словах (1ч. к доске)
- К каким словам мы могли бы не подбирать синонимы, а объяснить их написание по-другому. Как именно?
- Упр. 714. Составить предложения из предложенных слов с - НЕ, объяснить правописание, опираясь на алгоритм применения правила.
5. Гимнастика для глаз, физкультминутка. Вы работали старательно, слушали
внимательно. Ваши глаза, наверное, устали. Проведём гимнастику для глаз.
Прослушайте внимательно стихотворение, в нём рассказывается о словах, которые без НЕ не употребляются. По ходу моего чтения, как только вы услышите слова, которые без -НЕ не употребляются в нашей речи, вы должны открыть глаза. Итак, закрываем глазки и оказываемся в удивительной стране, о которой рассказал нам в своём стихотворении Б.Заходер.
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица не.
Посмотрел я вокруг с доумением.
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И во всём была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная.
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне невстречу без всякого страха
Шёл умытый, причёсанный ряха.
А за ряхой по травке свежей
Шёл суразный дотёпа и вежа.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась Царевна смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы не.
Глазки наши отдохнули, теперь расслабим мышцы плечевого пояса. Напишите в воздухе носом 2 слова, которые без НЕ не употребляются и пишутся с НЕ слитно.
- Запись предложений с доски. Задание: вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, объясните орфограммы и пунктограммы. слайд 8
(Не)вежду никакими лекарствами (не ) вылечиш....
А народ - то над ним насм..хался: «Поделом тебе, старый (не)вежа.
- Значение каких слов вам непонятно? Что обозначают слова «поделом», «невежа», «невежда»? Что мы должны сделать, чтобы узнать значение слова? (лингвист: поделом- справедливо, так и следует; инд. сообщение (работа с толковым и этимологическим словарём):
Невежда - необразованный человек, неуч. Невежа - невоспитанный человек, грубиян
- Что произошло с этими словами (произошло слияние -Не с корнем, поэтому эти слова без НЕ не употребляются, НЕ - часть корня).
- Объясните смысл пословицы «(Не)вежду никакими лекарствами (не )вылечиш......
- В каких произведениях на уроке литературы вы уже встречались с данными
словами? (басня И.Крылова «Свинья под дубом»)
Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все учёные труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
- Цифровой диктант: выписать № тех предложений, в которых-НЕ с существительными пишется 1в. - слитно 2 в. – раздельно сдайд 9,10
- Тот идёт вперёд, кто не боится (не) взгод. (1)
- (Не) работа сушит, а забота. (2)
- Лучше умереть, чем (не) правду терпеть. (1)
- Умный с одного слова поймёт, (не)вежде и тысяча впрок не идёт.(1)
- (Не) силой борются, а умением.(2)
- (Не) печь кормит, а руки. (2)
- Друзья в (не) счастье познаются. (1)
- (Не)везение способствует успеху, а труд и упорство (2)
- Пища утоляет голод, знания исцеляют (не)вежество. (1)
10. (Не) место красит человека, а человек место (2).
Ключ: 1в. - 1,3, 4, 7,9
2 в. -2, 5, 6, 8, 10
- Самопроверка по образцу.
- Каковы основные темы данных пословиц и поговорок?
- Работа в парах: давайте ещё раз обратимся к правилу, с которым познакомились сегодня на уроке. 1в. расскажите соседу правило, 2 в. - подкрепите каждый пункт правила своими примерами.
6. Работа в парах сменного состава.
1. Выберите в каждой строчке «лишнее» слово
а) (не)настье, (не)лепость, (не) счастье, (не)брежность
б) (не)дочёт, (не)присоединение, (не)воля, (не) зависимость.
в) (не) видимка, (не)весомость, (не)решительность, (не)забудка.
г) (не)грамотность, (не)вольник, (не)счастье, (не)вежливость
2. Выберите примеры раздельного написания -НЕ с существительными.
а) (Не) грамотность- признак некультурного человека
б) (Не) грамотность помогла тебе сегодня, а упорство
в) (Не) друг ты мне, а всего лишь попутчик.
г) (Не)друг не посочувствует.
3. Распределите существительные с -НЕ в 2 столбика: не - приставка, не - часть
корня:
(Не)видаль, (не)нависть, (не)правда, (не)лепость, (не)ожиданность,
(не)внимательность, (не)дуг.
4. Выберите примеры слитного написания -НЕ с существительными.
а) О (не)удаче сож...леть бе..полезно.
б) Это был (не) друг мой, а просто знакомый.
в) (Не)забудки цвели в поле и на опушке леса.
г) Глупость (не) порок, а беда.
В это время - 2 ч. («слабые» учащиеся) - упр. 715, составить с данными словами
предложения.
7. Итог урока: Ребята! Заканчивается наш урок. Что вы нового сегодня узнали об именах существительных? слайд 11,12, 13
Что является условием слитного написания -НЕ с существительными, раздельного?
Кто может сказать, что хорошо запомнил правило, у кого не было затруднений с
выполнением заданий. Остальным не стоит расстраиваться, завтра мы продолжим
отработку данного правила.
В русском языке много частей речи, мы сегодня говорили о правописании НЕ с
глаголом и именем существительным. Впереди нас ждёт знакомство с правилами
правописания -НЕ с другими частями речи.
- Д/3 слайд 14, п. 91, правило на стр.253, упр. 716.
Карточки для работы в парах
1. Выберите в каждой строчке «лишнее» слово
а) (не)настье, (не)лепость, (не) счастье, (не)брежность
б) (не)дочёт, (не)присоединение, (не)воля, (не) зависимость.
в) (не) видимка, (не)весомость, (не)решительность, (не)забудка.
г) (не)грамотность, (не)вольник, (не)счастье, (не)вежливость
2. Выберите примеры раздельного написания -НЕ с существительными.
а) (Не) грамотность- признак некультурного человека
б) (Не) грамотность помогла тебе сегодня, а упорство
в) (Не) друг ты мне, а всего лишь попутчик.
г) (Не)друг не посочувствует.
3. Распределите существительные с -НЕ в 2 столбика: не - приставка, не - часть
корня:
(Не)видаль, (не)нависть, (не)правда, (не)лепость, (не)ожиданность,
(не)внимательность, (не)дуг.
4. Выберите примеры слитного написания -НЕ с существительными.
а) О (не)удаче сож...леть бе..полезно.
б) Это был (не) друг мой, а просто знакомый.
в) (Не)забудки цвели в поле и на опушке леса.
г) Глупость (не) порок, а беда.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
(Не) годовать , (не)уважать, (не)любить, (не) волить , (не)приятель, (не)хотеть, (не)чувствовать, (не) доумевать , (не) навидеть , (не)быть, (не)здоровится.
НЕ с глаголом пиши раздельно. Например, не хотел, не знал. Только помни об исключении: Ненавидел, негодовал.
правда – не правда счастье – не счастье друг – не друг Понаблюдайте за особенностями другой группы. правда – не правда ( ложь ) счастье – не счастье ( горе ) друг – не друг ( враг ) Сравни пары слов. Какой смысл слову придаёт не ? Чем можно заменить существительные с не ? Сделайте 2-й вывод о слитном написании существительных с не . синонимом Продолжим наблюдения Чем является не в данных словах?
не настье не взгоды не вежда Прочитайте слова без не . Понаблюдайте за особенностями группы слов. … настье … взгоды … вежда Сделайте вывод, когда не с существительными пишется слитно . Чем является не в приведённых словах? ? Продолжим наблюдения
Решаем проблему, открываем новые знания Не печь кормит, а руки. Какой смысл вносит не в эти предложения? Это не галка, не сорока, не ворона. противопоставление отрицание Сделайте вывод, когда не с существительными пишется раздельно.
(не)зависимость Робость (не) былица Грубость (не) нависть Свобода (не)смелость Возмущение (не)вежливость Выдумка (не) годование Вражда
Словарная работа Невежа, невежда – - вед - «ведать», «знать». В современном русском языке «невежа» значит «грубиян», «невежда» – «несведущий», «необразованный человек».
Тот идёт вперёд, кто не боится (не) взгод . (Не) работа сушит, а забота. Лучше умереть, чем (не) правду терпеть. Умный с одного слова поймёт, (не)вежде и тысяча впрок не идёт. (Не) силой борются, а умением. 6. (Не) печь кормит, а руки. 7. Друзья в (не) счастье познаются. (Не)везение способствует успеху, а труд и упорство. Пища утоляет голод, знания исцеляют (не) вежество . 10. (Не) место красит человека, а человек место.
Ключ слитно - 1,3, 4, 7,9 раздельно -2, 5, 6, 8, 10
не настье не взгоды не вежда не правда не счастье не друг не _печь, а руки не _галка, не _сорока, не _ворона Сделайте общий вывод о слитном и раздельном написании существительных с не . Сравните свои выводы с правилом в учебнике.
Попробуйте представить правило в виде схемы. Не с именами существительными Проверьте себя. СЛИТНО РАЗДЕЛЬНО 1. Не употребляется без не. 2. Можно заменить синонимом (близким по значению выражением). 1. Есть противопоставление. 2. Имеет отрицательное значение.
Итог урока: «Сегодня на уроке я узнал…» «Сегодня на уроке я научился…» «Сегодня на уроке мне было легко…» «Сегодня на уроке мне понравилось…» «Сегодня на уроке мне было сложно…»
Домашнее задание: § 91, правило (стр.253) Упр. №716
Спасибо за урок ! Вы молодцы! С вами интересно работать!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе на тему "Имя существительное" (урок-обобщение)
Конспект открытого урока...
План конспект открытого урока по русскому языку в 6м классе по теме Словообразование имен прилагательных
Цель урока: - закрепить умения определять способ словообразования;- учить распознавать способ образования прилагательных;- закрепить умения определять значение суффиксов;- развивать умение строить сло...
Открытый урок по русскому языку в 5 классе на тему :" Три склонения имен существительных."
Урок по русскому языку в 5 классе на тему "Три склонения имен существительных"...
Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Обобщение знаний об имени существительном, 2 класс
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Обобщение знаний об имени существительномЦели деятельности учителя: актуализация знаний по теме «Имя существительное», совершенствование умения правильно...
Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе Тема: «Повторение имени числительного»
Конспект открытого урока по русскому языку...
Конспект открытого урока по русскому языку, 5 класс. "Падеж имен существительных".
Данный конспект урока предоставлен для проведения открытого урока....
Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Раздельное написание НЕ с деепричастиями"
Конспект открытого урока с рабочей презентацией, построенный с учётом требований обновлённых ФГОС ООО....