Слитное и раздельное написание не с именами существительными
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Мельник Наталья Владимировна

Технологическая карта урока, 5 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Русский язык, 5 класс. Автор: Разумовская М.М., Львова С.И. и др., 2015г.

Урок № 136

Дата урока

Тема урока: Слитное и раздельное написание не с именами  существительными. §91

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Цель  урока: Знать и уметь применять способ определения тех случаев, когда НЕ является отрицанием, а когда частью слова, сопровождая свои действия примерами. В пределах положительных оценок верно писать существительные с НЕ

Планируемые результаты

Предметные

Знать и уметь применять способ определения тех случаев, когда НЕ является отрицанием, а когда частью слова, сопровождая свои действия примерами. В пределах положительных оценок верно писать существительные с НЕ

метапредметные

Уметь разграничивать написание, использовать алгоритм  при выполнении заданий

личностные

Уметь планировать учебное сотрудничество; осознавать ответственность за общее дело

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

Формируемые УУД

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

- Здравствуйте, ребята.  Запишите предложение для разбора: Перед ним молва бежала, быль и небыль разглашала.

Демонстрируют готовность к уроку.

производят синтаксический разбор простого предложения.

обдумывают ответы на вопросы.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные:  принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

  1. Целеполагание и постановка учебной задачи

- Прочитайте название §91.

- Какое значение имеет частица НЕ?

- Как пишется НЕ с глаголами? Приведите примеры.

- Какое слово из записанного предложения нас будет интересовать?

 – Как могут писать имена существительные с частицей НЕ?

- Какой части речи слово НЕБЫЛЬ?

- Почему оно написано слитно?

- Значит, чему нам сегодня предстоит научиться?

Формулируют совместно с учителем учебные цели урока.

Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что у них недостаточно знаний для полных ответов.

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать знания, умения, навыки, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные:  планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах, обмениваются мнениями

  1. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)

- Прочитайте самостоятельно правило на стр. 253. Составьте схему написания слитного и раздельного Не  с существительными.

Посмотрите на мою. Что вам понятно, а с чем надо разобраться?

  1. Запишите вслед за мной слова: ненависть, ненастье, небрежность.

- Скажите, употребляются ли эти слова без НЕ?  (пробуем убрать частицу). Что это значит? (без НЕ слово теряет свое самостоятельное лексическое значение, таких слов в литературном языке просто нет).

- Делаем вывод: НЕ с существительными пишется слитно, если оно без НЕ не употребляется. (смотрим схему)

- Закрепим. Я диктую вам слова, запишите их в два столбика: без НЕ не употр. и остальные слова, объясните их значение. Невнимание, невежа, небылицы, негодование, неграмотность, незнакомка, невидимка, невежда, недомогание, незабудка, несчастье.

- Делаем вывод по первому положению. Послушайте стихотворение-сказку.

Побывал я однажды в стране,

Где исчезла частица НЕ.

Посмотрел я вокруг с доумением.

Что за лепое положение!

Но кругом было тихо-тихо,

И во всем была разбериха,

И на взрачной клумбе у будки

Голубые цвели забудки.

И погода стояла настная,

И гуляла собака счастная

И, виляя хвостом уклюже,

Пробегала пролазные лужи.

Мне навстечу без всякого страха

Шел умытый, причесанный ряха.

А за ряхой по травке свежей

Шел суразный дотепа и вежа.

И навстречу всем утром рано

Улыбалась царевна смеяна.

Очень жаль, что только во сне

Есть страна без частицы НЕ. 

  1. Обратимся ко второму положению: НЕ является частью слова (приставкой) и служит для образования новых слов. Запишите примеры: правда – неправда, счастье – несчастье, приятель – неприятель, погода – непогода. 

- Как можно назвать записанные слова? (антонимы). Можно ли заменить слова с НЕ другими словами -  синонимами, не имеющими приставки НЕ? (неправда – ложь, несчастье – горе, неприятель – враг, непогода – ветер, дождь)

- Делаем вывод и закрепляем: запишите слова и подберите  к ним синонимы с НЕ. Вымысел – неправда, рассеянность – невнимательность, раб, пленник – невольник, возмущение – негодование, изъян – недостаток, враг – недруг, порицание – неодобрение, ложь – неправда.

3. Обратимся к третьему положению правила, когда НЕ пишется раздельно.

Запишите : не друг, а враг; неправда, а ложь; не терпение, а слабость. 

Делаем выводы по 3 положению

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения,

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы

Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении.

Познавательные:  извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные:  строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебных задач.

  1. Первичное закрепление во внешней речи

упр. 714 (устно)

выполняют задание учителя.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза. Устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

  1. Информация о домашнем задании

стр. 255, правило, упр. 716; подготовиться к словарной диктовке.

  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

- Что осталось непонятным?

- На что нужно обратить внимание?

- С каким настроением вы уходите с урока?

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать  свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Совершенствование умения определять части речи.

Тип урока: повторительно-обобщающий. Цели урока 1) Обучающие: совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор 2) Развивающие: систематизировать и обобщать правила...

Конспект урока с презентацией "Слитное и раздельное написание НЕ с наречием"

Материал для урока "Слитное и раздельное написание НЕ  с наречием"...

Слитное и раздельное написание НЕ и НИ со словами

Эта презентация поможет ученикам разобраться в этом трудном вопросе, охватывающем разные части речи и их правописание с НЕ и НИ. Собранный воедино схематично изложенный материал с практическими задани...

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

Урок русского языка в 7 классе, урок усвоения новых знаний....

Слитное и раздельное написание не с причастиями.

Урок по русскому языку в 7 классе по теме "Слитное и раздельное написанипе не с  причастиями"....

"Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями" (урок-презентация)

Методическая разработка урока-презентации по теме "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями". Третий урок по теме....

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

Повсеместное распространение компьютерной техники и связанных с ней информационных и телекоммуникационных технологий порождает новые направления информатизации деятельности человека практически в любо...