Слитное и раздельное написание не с именами существительными
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Технологическая карта урока, 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slitnoe_i_razdelnoe_napisanie_ne_s_imenami_sushchestvitelnymi.docx | 43.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока Русский язык, 5 класс. Автор: Разумовская М.М., Львова С.И. и др., 2015г. | |||
Урок № 136 | Дата урока | ||
Тема урока: Слитное и раздельное написание не с именами существительными. §91 | Тип урока: Урок усвоения новых знаний | ||
Цель урока: Знать и уметь применять способ определения тех случаев, когда НЕ является отрицанием, а когда частью слова, сопровождая свои действия примерами. В пределах положительных оценок верно писать существительные с НЕ | |||
Планируемые результаты | |||
Предметные Знать и уметь применять способ определения тех случаев, когда НЕ является отрицанием, а когда частью слова, сопровождая свои действия примерами. В пределах положительных оценок верно писать существительные с НЕ | метапредметные Уметь разграничивать написание, использовать алгоритм при выполнении заданий | личностные Уметь планировать учебное сотрудничество; осознавать ответственность за общее дело | |
Ход урока | |||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности ученика | Формируемые УУД | |
| |||
- Здравствуйте, ребята. Запишите предложение для разбора: Перед ним молва бежала, быль и небыль разглашала. | Демонстрируют готовность к уроку. производят синтаксический разбор простого предложения. обдумывают ответы на вопросы. | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | |
| |||
- Прочитайте название §91. - Какое значение имеет частица НЕ? - Как пишется НЕ с глаголами? Приведите примеры. - Какое слово из записанного предложения нас будет интересовать? – Как могут писать имена существительные с частицей НЕ? - Какой части речи слово НЕБЫЛЬ? - Почему оно написано слитно? - Значит, чему нам сегодня предстоит научиться? | Формулируют совместно с учителем учебные цели урока. Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что у них недостаточно знаний для полных ответов. | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать знания, умения, навыки, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции. Коммуникативные: работают в парах, обмениваются мнениями | |
| |||
- Прочитайте самостоятельно правило на стр. 253. Составьте схему написания слитного и раздельного Не с существительными. Посмотрите на мою. Что вам понятно, а с чем надо разобраться?
- Скажите, употребляются ли эти слова без НЕ? (пробуем убрать частицу). Что это значит? (без НЕ слово теряет свое самостоятельное лексическое значение, таких слов в литературном языке просто нет). - Делаем вывод: НЕ с существительными пишется слитно, если оно без НЕ не употребляется. (смотрим схему) - Закрепим. Я диктую вам слова, запишите их в два столбика: без НЕ не употр. и остальные слова, объясните их значение. Невнимание, невежа, небылицы, негодование, неграмотность, незнакомка, невидимка, невежда, недомогание, незабудка, несчастье. - Делаем вывод по первому положению. Послушайте стихотворение-сказку. Побывал я однажды в стране, Где исчезла частица НЕ. Посмотрел я вокруг с доумением. Что за лепое положение! Но кругом было тихо-тихо, И во всем была разбериха, И на взрачной клумбе у будки Голубые цвели забудки. И погода стояла настная, И гуляла собака счастная И, виляя хвостом уклюже, Пробегала пролазные лужи. Мне навстечу без всякого страха Шел умытый, причесанный ряха. А за ряхой по травке свежей Шел суразный дотепа и вежа. И навстречу всем утром рано Улыбалась царевна смеяна. Очень жаль, что только во сне Есть страна без частицы НЕ.
- Как можно назвать записанные слова? (антонимы). Можно ли заменить слова с НЕ другими словами - синонимами, не имеющими приставки НЕ? (неправда – ложь, несчастье – горе, неприятель – враг, непогода – ветер, дождь) - Делаем вывод и закрепляем: запишите слова и подберите к ним синонимы с НЕ. Вымысел – неправда, рассеянность – невнимательность, раб, пленник – невольник, возмущение – негодование, изъян – недостаток, враг – недруг, порицание – неодобрение, ложь – неправда. 3. Обратимся к третьему положению правила, когда НЕ пишется раздельно. Запишите : не друг, а враг; неправда, а ложь; не терпение, а слабость. Делаем выводы по 3 положению | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы | Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебных задач. | |
| |||
упр. 714 (устно) | выполняют задание учителя. | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза. Устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | |
| |||
стр. 255, правило, упр. 716; подготовиться к словарной диктовке. | |||
| |||
- Что осталось непонятным? - На что нужно обратить внимание? - С каким настроением вы уходите с урока? | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. | Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Совершенствование умения определять части речи.
Тип урока: повторительно-обобщающий. Цели урока 1) Обучающие: совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор 2) Развивающие: систематизировать и обобщать правила...
Конспект урока с презентацией "Слитное и раздельное написание НЕ с наречием"
Материал для урока "Слитное и раздельное написание НЕ с наречием"...
Слитное и раздельное написание НЕ и НИ со словами
Эта презентация поможет ученикам разобраться в этом трудном вопросе, охватывающем разные части речи и их правописание с НЕ и НИ. Собранный воедино схематично изложенный материал с практическими задани...
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями
Урок русского языка в 7 классе, урок усвоения новых знаний....
Слитное и раздельное написание не с причастиями.
Урок по русскому языку в 7 классе по теме "Слитное и раздельное написанипе не с причастиями"....
"Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями" (урок-презентация)
Методическая разработка урока-презентации по теме "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями". Третий урок по теме....
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями
Повсеместное распространение компьютерной техники и связанных с ней информационных и телекоммуникационных технологий порождает новые направления информатизации деятельности человека практически в любо...
- Мне нравится (1)