Слитное и раздельное написание не с именами существительными
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Урок русского языка в 6 классе. Изучение имени существительного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slitnoe_i_razdelnoe_napisanie_ne_s_imenami_sushchestvitelnymi.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф.И.О. Букалова Ольга Владимировна
Тема: Слитное и раздельное написание не с именами существительными
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Класс 6
Технологическая карта изучения темы
Тема | Слитное и раздельное написание не с именами существительными | ||||
Цели | Образовательные: научить правильно писать не с именами существительными, объяснять условия выбора написаний (устно) и обозначать их графически. | ||||
Предметные умения | Формировать УУД: | ||||
Планируемый результат | находить слова с орфограммой НЕ С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ, правильно писать слова с названной орфограммой, устно и графически объяснять условия выбора орфограммы. развитие чувства языка на основе конструирования языковых единиц. | - Личностные УУД | - Регулятивные УУД | - Коммуникативные УУД | - Познавательные УУД |
Осознавать ценность русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли.Развивать эмоциональную сферу личности, формировать интерес к языку как средству выражения собственных мыслей и чувств. | пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим), перерабатывать и преобразовывать информацию (вопросы, таблица), владеть разными видами аудирования. | Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи. Понимать точку зрения другого (в том числе автора), высказывать и обосновывать свою точку зрения. Для этого владеть правильным типом читательской деятельности; Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей. Владение устной и письменной речью. | Понимать, структуировать, информацию, представленную в виде текста, схем. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. | ||
Основные понятия | Части речи, существительное, орфограмма, алгоритм, кластер | ||||
Межпредметные связи | Культура речи, литература | ||||
Ресурсы | Учебник , презентация по теме. | ||||
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, группах |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1.Этап мотивации (самоопределения) учащихся к учебной деятельности. | Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! А чтобы начать урок, нам надо зарядиться (успехом) успешностью. Скажите себе: «Я буду успешным! У меня все получится! Я буду думать! Я буду стараться! Я буду доброжелательным! Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. | Запись числа и классной работы. | Слушают учителя, настраиваются на восприятие учебного материала Регулятивные УУД: 1.целеполагание 2.эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. Коммуникативные УУД: 1планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные УУД: 1мобилизация внимания, уважение к окружающим. |
2.Актуализация и пробное учебное действие | Задание. - Прочитайте предложенные предложения, объясните написание выделенных слов. Врагу (не)кланяйся, для друга жизни не жалей. (Не)имей сто рублей, а имей сто друзей. Крепкую дружбу и топором (не)разрубишь. Истинный друг радуется успехам ближнего, мнимый – за них его (не)навидит. Запишем в тетрадь эти примеры. | Объясняют написание выделенных слов: (Не кланяйся, не имей, не разрубишь – раздельно, потому что это глаголы; ненавидит – слитно, так как этот глагол без НЕ не употребляется.) Записывают глаголы в тетрадь. | Познавательные УУД: 1. Владеть разными видами чтения и аудирования. Коммуникативные УУД: 1. Владеть приемами рационального слушания. Личностные результаты 1. Осознавать ценность русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли. |
3.Введение в тему с последующей постановкой цели и задач урока. Выявление места и причины затруднения. | 1.Работа с презентацией. Чтение примеров. 2.- Встретились ли в данных предложениях случаи написания слов с НЕ? А с какой частью речи7 -Какая же орфограмма объединяет эти предложения? 3.- Сформулируйте тему нашего урока. Итак, знание правила об имени существительном и о правописании не с глаголом поможет нам справиться с новой темой, которая звучит так: «Слитное и раздельное написание не с именами существительными». Запишите её в тетрадь. -Можем ли мы с вами объяснить почему одни сущ. пишутся слитно, а другие отдельно? 5.Но вначале предлагаю вам выполнить словарную работу. Ребята, а кто такие невежа и невежда? Каких людей мы так называем? (Ответы учеников). Изучение нового материала. Правильно! Вот мы и вывели первое правило. Но в русском языке есть ещё и другие слова, которые не употребляются без не. Я вам сейчас прочитаю сказку, а вы постараетесь найти эти слова. (Учитель читает грамматическую сказку Ф.Кривина. В те сказочные времен, когда все слова свободно употреблялись без «НЕ», жили в одной стране просвещённые люди - вежды. Король у них был Годяй, большой человеколюб, а королева – Ряха, аккуратистка в высшей степени. Вежды глубоко навидели своего короля Годяя. Да и как было не навидеть его, когда во всём королевстве сплошная разбериха, постоянные взгоды, урядицы и поладки,- когда всё хорошее может употребляться без «НЕ» и поэтому остаётся хорошим? Какие слова вы услышали? Как они пишутся с не? | 1.Читаю вслух И волны, и суша покорны тебе; завидует недруг столь дивной судьбе. (А.С.Пушкин) Вновь наступило ненастье. Не имя красит человека, а человек имя. (Пословица) О край дождей и непогоды, кочующая тишина…(С.Есенин) 2.- В этих предложениях встретились случаи написания НЕ с существительными. 3. Дети формулируют тему урока. 4.Задачи: вывести правило слитного и раздельного написания не с именами существительными; узнать новый вид орфограммы, выявить условия написания не с именами существительными, научиться писать существительные с не и т.д.) 5. Рассуждают, кто такие «невежа, невежда» . Записывают их в тетрадь.
( Неряха, негодяй и др.). | Регулятивные УУД: 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать тему урока и его цель (задачи). Познавательные УУД: 1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения. 2. Извлекать информацию из разных источников, преобразовывать ее из одной формы в другую (таблицу в текст, текст в схему). Коммуникативные УУД: 1. Задавать вопросы, работать в группе, паре. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. 4. Строить связное монологическое высказывание. Личностные результаты: Развивать эмоциональную сферу личности, формировать интерес к языку как средству выражения собственных мыслей и чувств. Регулятивные УУД: 1.Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. |
4. Открытие новых знаний. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта. | 1. А сейчас я предлагаю вам побывать в роли исследователей и самим добыть ответ на вопрос: «При каком ещё условии не с существительным пишется слитно, а при каком – раздельно?» Для этого мы будем работать в парах. У каждого на столах лежат карточки с примерами. Задание у всех одно: это ответ на поставленный вопрос: «При каком ещё условии не с существительным пишется слитно, а при каком – раздельно?» А вот пути решения у вас могут быть разные. Работаете самостоятельно в парах, просите подсказку у учителя или в помощь тебе даётся учебник. 2. Ответы учащихся После наблюдений учащиеся делают самостоятельно вывод о написании не с именами существительными. 3. Наблюдение по учебнику. Чтение текста правила в рамке после стр. 51, сравнение с собственными выводами. – Сколько условий слитного написания не с существительными? Сколько – раздельного? – Какие из условий являются главными, определяющими? (Не употребляется без не, противопоставление.) – Как называется орфограмма? | 1.Отвечают на вопрос Каждой группе даны файлы с заданиями (распечатаны слайды для наблюдения над орфограммой) Слитно Раздельно 1)Невежа 1)Не правда, а ложь 2)Неправда 2)Не стол Алгоритм написания не с существительными. 1.Определи, употребляется ли существительное без не: А)если не употребляется, то пиши слитно; Б)если употребляется, то 2)проверь, есть ли противопоставление с союзом а или нет: А)если есть противопоставление, пиши раздельно; Б)если нет , то 3)замени существительное синонимом или близким по значению выражением: А)если можно заменить, пиши слитно, б)если нельзя заменить, пиши раздельно. 2. После наблюдений учащиеся делают самостоятельно вывод о написании не с именами существительными.
| Регулятивные УУД: 1. Искать пути решения проблемы. Познавательные УУД: 1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения. 2. Извлекать информацию из разных источников, преобразовывать ее из одной формы в другую (таблицу в текст, текст в схему). |
ФИЗМИНУТКА | |||
5.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи |
Развивается умение писать не с именами существительными с опорой на алгоритм, объяснять условия выбора написания. Выполняется письменно (на доске 2–3 примера) с устным комментированием, затем (по цепочке), оставшиеся самостоятельно. Взаимопроверка. | 1.(Не)настье, (не)доразумение, (не)друг; (не)друг, а враг; (не)знайка, (не)погода, (не)досол, (не)вежливость; (не)вежливость, а грубость; (не)урожай, (не)счастье; (не)счастье, а горе; (не)приятель, (не)нависть, (не)дочет, (не)развитость, (не)доумение, (не)ряха, (не)рушимость; (не)задача, а пример, не)решительность, (не)брежность; (не)слон, (не)лесть, а правда. | Познавательные УУД: 1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. 2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать. 3. Преобразовывать информацию (текст в алгоритм), действовать по алгоритму. Коммуникативные УУД: 1.Создавать собственный текст соответствующего стиля и типа речи. 2.Выступать перед аудиторией сверстников с небольшими текстами-сообщениями. |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Упр.№132 | Записывают в тетрадь выбранные слова | Регулятивные УУД: 1.умение осуществлять проверку знаний, сверяясь с эталоном. Познавательные УУД : 1.анализ, классификация; 2.понимание текстов, извлечение необходимой информации. |
7.Включение в систему знаний и повторение | Тест с самопроверкой (на печатной основе) | Выполняют тест. | Регулятивные УУД: 1.коррекция; 2.контроль и оценка процесса и результатов деятельности, подведение итогов. Личностные УУД: 1.самоопределение |
8.Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности | Упражнение «Верно-неверно». При верном утверждении учащиеся поднимают руку, при неверном не поднимают. Верно ли, что 1)имена существительные обозначают предмет; 2)не с существительными всегда пишется слитно; 3)не с существительными пишется раздельно, если есть противопоставление; 4)есть существительные, которые без не не употребляются; 5)не – это только приставка. – Приведите примеры, иллюстрирующие все пункты правила правописания не с существительными. – Прочитайте ключевые слова темы. Объясните их. – Какими словами вы могли бы их дополнить? – Были ли трудности? – Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок? | Регулятивные УУД: 1.саморегуляция осознание качества и уровня усвоения знаний; Личностные УУД: 1.оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности Коммуникативные УУД: 1.умение выражать свои мысли. 2.инициатива в выборе задачи, поиск и сбор информации. | |
Д.З. 1.П.81, выучить правило 2.. Упражнение № 133 или выписать из художественной литературы 6 предложений со словами на изучаемую орфограмму. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 6 классе на тему "Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными"
Данная разработка помогает легко и доступно донести до детей орфографическое правило написания НЕ с существительными....
Технологическая карта урока по теме: "Слитное и раздельное написание Не с именами существительными".
Цель: Образовательная: научить правильно писать не с именами существительными, объяснять условия выбора написаний (устно) и обозначать их графически....
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе Слитное и раздельное написание - НЕ с именами существительными (по УМК М.М.Разумовской)
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе Слитное и раздельное написание - НЕ с именами существительными (по УМК М.М.Разумовской)...
Слитное и раздельное написание не с именами существительными
Технологическая карта урока, 5 класс...
Технологическая карта урока по русскому языку 5 классе "Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными"
Цель урока: Открытие правила «Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными» и формирование навыка его использованияЗадачи урока: Образовательные: применение правила о право...
Тема «Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными»
Тема: «Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными».Тип: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.Цели:Деятельностная: научить детей новым способа...
Урок "Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными"
Данный материал содержит технологическую карту урока в пятом/шестом классе и презентацию к нему....