Технологические карты уроков
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание чередующихся гласных а и о в корнях -лаг- -лож-" 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karta_uroka_5_klass.doc | 761 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка 29.01.2019
Учитель Травушкина И.А.
Тема урока: «Буквы о и а в корнях – лаг-, -лож-».
Предмет | Русский язык | |
Класс | 5 | |
Базовый учебник | Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2/(Т.А. Ладыженская и др.) | |
Тема урока | Буквы О - А в корнях –лаг-, -лож-. | |
Тип урока | Изучение нового материала | |
Цель | Проведем внутреннее расследование и выясним истину написания в русском языке корней -лаг- и -лож- Открытие способа написания в русском языке букв О и А в корнях – лаг- и -лож | |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: видят орфограмму и объясняют ее написание; отличают корни с чередующейся гласной от омонимичных корней, знают правило написания букв о и а в корнях –лаг-,- лож-. Метапредметные: готовы слушать собеседника и вести диалог; излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения; определяют цели предстоящей учебной деятельности, умеют работать индивидуально и в группе, находят общие решения. Личностные: проявляют интерес к русскому языку и родной культуре; стремятся к речевому совершенствованию. | |
Технологии | проблемно-диалогическая. | |
Формы работы | Коллективная, групповая, творческая | |
Внутрипредметные связи | Развитие речи (формулирование правила в стихотворной форме) | |
Виды деятельности учителя | Организует, направляет, контролирует | |
Виды деятельности учащихся | находят и объясняют правописание орфограмм, исправляют орфографические ошибки | |
Виды используемых ИКТ | Компьютер, мультимедийная установка, презентация |
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Время (в мин.) | ИКТ | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) |
1. | Организа-ционный момент | 1 | Слайд 1 | Приветствует учащихся, создает комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку. -Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Громко скажем «Добрый день»! Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы с вами дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. | Приветствуют учителя, настраиваются на работу. | Слушают учителя. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. |
2 | Этап 2. Мотивационный этап | 3 | Слайд 2 | Учащиеся вспоминают, что изучает раздел языкознания «Морфемика», почему он связан с орфографией и орфоэпией. Орфоэпическая разминка. Задает вопросы по ранее изученному материалу (фронтальная работа): -Какой раздел науки о языке мы с вами изучаем? -Что изучает морфемика? -Какие морфемы знаете? -Что такое чередование звуков? (При образовании и изменении слов может происходить замена одних звуков другими в одной той же части слова, эта замена называется чередованием) Разговор двух гласных: -А, здравствуйте! - Извините, я не А, я О. - О, значит, тезка! А голос у тебя совсем как у А! - Стань на мое место, тогда посмотрим, какой у тебя будет голос! - Что же у тебя это за место такое? - Незаметное. Ты вот в центре, тебе все внимание, а обо мне кто вспомнит? Включает обучающихся во фронтальную предметно-практическую деятельность, вызывающую затруднения с целью самостоятельной постановки задачи: предлагает обучающимся вставить пропущенные буквы в словосочетания, написанные на доске.
(Проверяемые, непроверяемые, чередующиеся) Предлагаю вам выполнить следующее задание: разделите данные слова на группы, обоснуйте свое решение, вставьте пропущенные буквы:
Проверка по эталону: Какие новые корни вам встретились? Лаг, лож | Отвечают на поставленные вопросы Помощники-ученики | Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов. Дети не знают, как правильно написать корни с чередованием –ЛАГ, -ЛОЖ. |
2. | Актуализа-ция знаний | 3 | Слайд 3 | Послушаем стихотворение Создает проблемную ситуацию: В корнях -лаг-, -лож- - как различать, Корень -лаг- на корень -лож- Абсолютно не похож! Удареньем не проверишь, Как себя ты поведешь?
| Размышляют и находят подходящие приемы. Помощники-ученики | Познавательные: структурирование знаний. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. |
3. | Целеполагание | 2 | Слайд 4 | Задает вопросы: -Итак, у нас есть цель? И есть проблема! Скажите мне скорей Какой же будет тема? (- Какие затруднения? Почему они возникли? - Может мы чего-то не знаем? - Какова наша с вами учебная задача? - Какую цель преследуем на уроке? - Что сегодня предстоит нам выяснить?) Напишите цель урока на контрольных листах - Итак, Проведем внутреннее расследование и выясним истину написания в русском языке корней -лаг- и -лож- Учитель читает содержание слайда: Безударный – хитрый гласный: Слышим мы его прекрасно. А в письме какая буква? Здесь поможет нам наука… - Ребята, а как мы можем с вами узнать правило написания корня с чередованием –ЛАГ, -ЛОЖ? | Формулируют цель урока: - Выяснить правила написания корней -лаг- и -лож- Формулируют тему урока: - Правописание чередующихся гласных О - А в корнях -лаг-, (- Не совсем, возникли затруднения. -Не знаем, как правильно написать корни с чередованием –ЛАГ, -ЛОЖ. Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем, высказываются.) Узнают о сюжетной линии урока. - Мы можем прочитать в учебнике, а можем понаблюдать за словами и самостоятельно выявить определенные закономерности. | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: формулирование темы Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.. |
5. | Учебная деятельность | 10 | Слайд 5 | Подводит учащихся к формулировке правила. Посмотрите на слова, записанные на доске (слайде). Как вы думаете, как и в какой последовательности нужно действовать при выборе орфограммы. - Обратите внимание на слова, записанные на доске. Располагать Расположить Излагать Изложить Прилагать Приложить
На доске: лага –лож (нет а).
(Воспользуемся эталоном). (В слове предположение нужно вставить букву О, потому что нет согласной Г и далее нет суффикса А, в слове слагаемое написана А – перед Г и далее следует суффикс А)
| Выдвигают версии выбора орфограммы Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. 1 группа: с корнем –лаг-, 2 группа с корнем – лож- Дети приходят к выводу | Регулятивные: систематизация. Коммуникативные: формулирование правила Дети проговаривают шаги алгоритма. -выделить корень, -подчеркнуть согласную корня: перед «г» пишем «а», перед «ж» - «о», -можно выделить суффикс: если есть суффикс «а», то и в корне пишем «а». Дети высказываются. Ученики проговаривают в парах условия написания корней -ЛАГ,-ЛОЖ и осуществляют взаимопроверку. |
Слайд 6 | - Ребята, давайте составим алгоритм, чтобы легче запомнить правило. - А теперь откроем учебник, прочитаем правило и сопоставим с нашим алгоритмом. - Выполним упражнение на новое правило из учебника № 449. Настоящие следопыты очень внимательны! Сейчас мы будем выбирать самого быстрого и внимательного. Задание №2 Упр.447 письменно (Составьте и запишите словосочетания с существительными и с глаголами. Обозначьте корень в именах сущ.) | Называют порядок действий при выборе орфограммы Работают самостоятельно | ||||
Слайд 7
| Теперь давайте проверим по эталону. Изменить положение, закончить изложение, уменьшить слагаемое, высказать предположение, просклонять прилагательное, произвести сложение. | Под руководством учителя проводят расследование (анализируют написание слов) и повторяют правило. | ||||
6. | Физминутка | 3 | Слайд 8
| Создает проблемную ситуацию: Ребята, теперь поработаем в группах. Ученики-помощники приготовили Вам словари. Ваша задача: найти в словаре слова с корнем -лож- в значении ложить? (Вывод: дети не находят и приходят к выводу, что этот глагол не используется без приставки) Ребята, мне бы хотелось, чтобы вы знали, что глагол «ложить» без приставки не употребляется, кроме словосочетания «ложиться спать». Как правильно говорить? Класть. | Ищут слова в словарях. | Познавательные: структурирование знаний. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: самокоррекция. |
7. | Закрепление изученного | 1 | Слайд 9 | Первичная проверка понимания. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Результатом этого этапа будет самоконтроль и самооценка, каждый для себя делает вывод, что он уже умеет. Ученик проговаривает алгоритм действия «про себя».
1). Предлагаю написать буквенный диктант. (о-а). Тот обучающийся, который правильно написал буквы в продиктованных словах и соединил букву «О», тот поучит какую-то букву… («П») Значит, вы усвоили правило и не сделали ни одной ошибки. Учитель показывает (с помощью ПК) правильный ответ.
1. изложить, положить, изложение О О О 2. выложить, излагать, заложить О А О 3. приложить, прилагательное, наложить. О А О П - пять | Выполняют упражнения на снятие статического напряжения. | |
8. | Обобщение изученного Контроль усвоения материала. | 5 | Слайд 11 | Вы успешно справились с выполнением этого упражнения. Предлагаю проверить себя, насколько прочно вы усвоили сегодняшний материал и выполнить выборочный диктант. Выписать слова с данной орфограммой (-лаг-, -лож-) Караул! У меня незавидное пол_жение: сегодня пишем изл_жение! Текст надо изл_гать подробно. Все части распол_жить в соответствии с планом. Пол_гаться на товарища не могу, потому что распол_жился я как раз перед учителем. А учитель читает предл_жение за предл_жением. Пол_гаясь на свои знания, я старательно все изл_гаю. Грамотно изл_женный текст – залог успеха. Отл_жить работу не могу: двойку поставят и родителей вызовут. А уж они-то устроят дома сражение, так что придется мне перейти на осадное пол_жение. Критерии оценивания:«5» - все слова написаны правильно «4» – 1-2 ошибки «3» - 3-4 ошибок «2»- 5 ошибок
-Какие трудности вы испытали при выполнении этих заданий? (Рекомендации) | Слушают и выполняют рекомендации учителя по выполнению упражнения. Получают карточки и выполняют задание. Проводят самоанализ и взаимопроверку | Познавательные: структурирование знаний, поиск информации. Личностные: смыслообразование. Регулятивные: контроль, коррекция. Регулятивные: контроль, самоконтроль. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, понимать учебные задачи. |
9. | Подведение итогов урока | 1 | Слайд 12 | Анализирует работу учащихся на уроке. Дает рекомендации и памятки к правилу. | Анализируют свою работу и работу пары на уроке. | Регулятивные: саморегуляция. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. |
10. | Дифферен-цированное домашнее задание | 1 | Слайд 13 | Я рекомендую выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности: 1.Кто научился проверять гласную в корне –лаг-, -лож-, но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните упр. № 449 из параграфа 84. 2.Кто научился проверять гласную в корне –лаг-, -лож-, но не уверен, что самостоятельно сможет отличить корни с чередованием от проверяемых гласных ударением, то скажите себе «Я работал хорошо!» и выполните упр. 448. 3.Кто научился проверять гласную в корне – лаг-, -лож- и может объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!» и придумайте 5-6 предложений по рисунку упр. 450. 4. По толковому словарю Ожегова узнайте, что означает слово полог. Найдите в нем корень. Подберите 5-6 примеров по теме из программного произведения по литературе, которое изучаете в настоящее время. Восстановите текст выборочного диктанта по словам, которые выписали. | Записывают домашнее задание в дневники. | Регулятивные: планирование. Личностные: самоопределение. |
12. | Рефлексия | 2 | Слайд 14 Слайд 15 | Предлагает ответить на вопросы: 1.Чему был посвящен урок? (Правописанию безударных гласных в корнях –лаг-, -лож-). 2.В чем суть правописания данных корней? (В корне А перед Г есть суффикс А; в корне О перед Ж нет суффикса А). 3.Какие затруднения мы испытали? (Не всегда правильно выделяем корень слова). 4.Что помогло нам их преодолеть? (Новое правило проверки гласных в чередующихся корнях). 5.Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой. • Мне было трудно (почему)… • Моя оценка атмосферы на уроке… • Для меня было недостаточно… | Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока. | Познавательные: рефлексия деятельности. Личностные: самоопределение, самооценка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Технологическая карта урока на тему "Географическая карта". 5 класс
Технологическая карта урока .ФГОС....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.
Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...
Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)
Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...