Технологическая карта урока по русскому языку (с элементами проектной деятельности)
план-конспект урока по русскому языку
Целевые установки на достижение результата:
- Личностные: осознание богатства и насыщенности, разнообразия русского языка, интереса к его истории, позитивная моральная самооценка, учебно-познавательный интерес к самостоятельному и групповому изучению нового материала, умение управлять своими эмоциями и состоянием на уроке, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, развитие умений и желания работать в группах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh_karta_ruskiy_yazyk.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по русскому языку (с элементами проектной деятельности)
Предмет: Русский язык
Класс: 6
УМК: Русский язык. Ладыженская Т. А. - Бархударов С. Г
Тема урока: Местоимение как часть речи
Тип урока: урок открытия новых знаний
Форма урока: деловая игра
Целевые установки на достижение результата:
- Личностные: осознание богатства и насыщенности, разнообразия русского языка, интереса к его истории, позитивная моральная самооценка, учебно-познавательный интерес к самостоятельному и групповому изучению нового материала, умение управлять своими эмоциями и состоянием на уроке, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, развитие умений и желания работать в группах
- Метапредметные:
- Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу и информацию, полученную на уроке; уметь сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать и выделять существенные признаки местоимения.
- Регулятивные: уметь принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.
- Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
- Предметные: вспомнить основные признаки местоимения, как части речи; научить распознавать местоимения в предложении и в тексте, определять их синтаксическую роль и морфологические признаки, совершенствовать различные виды устной и письменной речевой деятельности. Формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение
Методы и приемы: словесный, метод наглядности, проектный метод, частично-поисковый, инсценировки, игровой.
Оборудование: презентация к уроку с телевизионными играми-заданиями, карточки-мемы, аудиоколонка и музыкальные отрывки для игры «Угадай мелодию», письма с заданиями для игры «Что? Где? Когда?», карточки с вопросами для игры «Я тебе не верю»
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты | ||
Предметные | УУД | ||||
I. Самоопределение к деятельности Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | Приветственное слово учителя: - Ребята, рада приветствовать каждого из вас на нашем занятии. Сегодня нас ждет много информации, а еще мы почувствуем себя телезвездами! Но обо всем по порядку. Сначала я бы хотела узнать, как у вас настроение в этот весенний день? Сейчас в соцсетях вы любите общаться мемами. Что ж, давайте я тоже подключусь к этому хобби. У вас на столах карточки-мемы, с помощью них покажите, каково ваше настроение на начало урока? | Приветствуют учителя, отмечают отсутствующих, показывают настроение с помощью карточек-мемов | совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности | Л: умение управлять эмоциями и состоянием на уроке Р: умение принимать конкретную задачу от учителя и осуществлять ее К: вступать в диалог с учителем, поддерживать тон беседы | |
II. Актуализация знаний Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | Эвристическая беседа: - Здорово, я рада, что вы поделились своим настроением и эмоциями на начало урока. А теперь приступим к нашей деловой игре. Мы заранее распределились на три группы и сегодня мы станем участниками сразу нескольких телешоу, которые вы выбрали в рамках реализации нашего проекта «Игровые уроки». Вы часто смотрите дома эти игры и вот, предложили несколько вариантов их проведения на наших уроках. Я рассмотрела заявки и отобрала наиболее подходящие для уроков русского языка игры среди ваших проектных предложений. Итак, первая игра – это «Где логика?», вы, наверняка, смотрели ее на ТНТ. А теперь – внимание на экран!
| В команде выполняют первое задание, актуализируют ранее полученные знания, отвечают на вопросы учителя | Актуализация первичных знаний о местоимении как части речи, его морфологических признаках Формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности | Л: учебно-познавательный интерес к групповому изучению нового материала, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, развитие умений и желания работать в группах Р: уметь принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия, операции, действовать по плану; актуализировать пройденный материал П: уметь сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать и выделять существенные признаки местоимения. К: умение работать в группах, учитывать мнения одноклассников и высказывать свою позицию, объяснять ее, убедить в правоте аргументов | |
III. Постановка учебной задачи Цель. Формулирование темы урока. | Беседа: - Вы молодцы, выполнили все задания первой игры. Догадались ли вы, какую часть речи мы будет изучать сегодня? - Мы уже знаем, что такое местоимения. Но вы видели, сколько разных местоимений мы встретили только в первом нашем задании. Нужно разбираться в их видах, уметь отличать их друг от друга и задавать вопросы. Поэтому, какие же задачи сегодня на урок вы себе поставите? Что бы вам хотелось узнать об этой части речи? | Отвечают на вопросы учителя, формулируют тему урока самостоятельно: «Местоимение как часть речи», выдвигают задачи, которые нужно решить на уроке, затем сверяют свои задачи с теми, что появились на экране | Умение ставить и формулировать цель и тему с помощью учителя | Л: умение и желание работать в группах, ставить общие задачи, стремление к победе Р: умение определять цель деятельности и план работы на уроке, формулировать свои задачи на занятие К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения | |
IV. «Открытие» учащимися новых знаний Цель. Познакомить с местоимением, его морфологическими признаками, синтаксической функцией | - Итак, в начальной школе вы уже изучали первичные признаки местоимений. И сейчас, чтобы вспомнить, что это за часть речи, предлагаю вам стать участниками второго шоу – «Стендап». Только с нашей импровизированной сцены мы будет читать не шутки, а стихи. Такой вот литературный стендап. Каждой из групп я заранее дала задание найти стихотворения про местоимения. Давайте послушаем, как вы подготовились, и обсудим стихотворения! (Чтение стихотворений) - Молодцы. Ребята, что вы запомнили из данных стихотворений о местоимении? - На какие вопросы оно отвечает? - Чем оно похоже на существительное? - Какова его роль в речи и текстах? - Теперь, чтобы узнать много нового и повторить то, что вы уже сказали о местоимениях, предлагаю вам игру «Что? Где? Когда?» и выполнение заданий из письма на столе. В помощь вам – справочные таблицы, которые я раздала каждой группе и материал параграфа №81. | Ученики от каждой команды зачитывают стихотворения, далее отвечают на вопросы учителя Затем выполняют групповое задание в игре «Что? Где? Когда?» | Формирование наиболее полного представления о местоимении как части речи знакомство обучающихся с ролью местоимений в речи, их особенностями овладение нормами русского литературного языка, развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять их. умение создавать различные текстовые высказывания в соответствии с поставленной целью и сферой общения | Л: осознание богатства и насыщенности, разнообразия русского языка, интереса к его истории; учебно-познавательный интерес к самостоятельному и групповому изучению нового материала, умение управлять своими эмоциями и состоянием на уроке Р: уметь принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, П: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу и информацию, полученную на уроке; уметь сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать и выделять существенные признаки местоимения. К: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; | |
V. Первичное закрепление Цель. Закрепить знания в определении местоимений, их падежей, роли в предложении.
| Слово учителя: Ребята, вы большие молодцы и очень много рассказали интересного о такой части речи, как местоимение. Буквально оно означает «вместо имени», то есть, иногда в предложении заменяет имена существительные, прилагательные и даже числительные. Местоимения, как правило, изменяются по падежам. Есть местоимения, которые, изменяются по родам и числам. В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями и определениями. Теперь все это – увидим на практике! Мы продолжаем наши телевизионные игры и на очереди – Угадай мелодию!» Каждой их команд необходимо угадать, какую песню я включу по музыке, а затем назвать местоимения, использующиеся в этом отрывке. Предложения мы запишем в тетради. - А теперь физкультминутка! Вам нужно повторять движения за мной. Вместе сделаем зарядку под песню «Непосед» «Я, ты, он, она» (выполнение упражнений) - Ребята, а какие местоимения в стихотворении вы услышали? Как вы понимаете фразу «В слове мы сто тысяч я?» | Слушают рассказ учителя, задают уточняющие вопросы, выполняют задания деловой игры в командах, реализуют физкультминутку на уроке | овладение различными видами аудирования развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять их. знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль местоимений; уметь находить местоимения в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении. | Л: развитие умения осваивать новые учебные действия, участвовать в творческом созидательном процессе Р: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности П: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения К: умение слушать музыкальные составляющие и сопоставлять их с текстовыми, отстаивать свою позицию в рамках соревновательной игры Р: выполняют упражнения по образцу за учителем | |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель. Проверить умения в определении склонения имен существительных, самоконтроль усвоения знаний.
| Объяснение задания: - Ну а теперь у нас будет игра в парах «Я тебе не верю», как на ТНТ. Вы уже столько всего знаете про местоимение. Теперь нужно проверить, насколько вы сможете отличить правду от лжи. Следующее задание выполняется в парах с соседом справа. У вас на столах – карточки, работайте с ними, затем осуществите взаимопроверку. Я покажу вам образец задания! | Выполняют задание в парах по образцу от учителя, осуществляют взаимопроверку | Уметь определять правильную лингвистическую информацию, различать трактовки правил русского языка, отличать их от неправильных высказываний, | Л: осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, учебно-познавательный интерес к самостоятельному и групповому изучению нового материала Р: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, осуществляют сравнение правдивых и ложных высказываний К: высказывают свою точку зрения и аргументируют, воспринимают конструктивную критику, реализуют взаимопроверку в паре | |
VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение Цель. Включение нового | Ну а теперь ребята, предлагаю вам завершить наши телевизионные соревнования и посчитать, кто и сколько баллов набрал (подсчет баллов) - Кто считает, что недостаточно успел показать все свои знания по местоимению, не переживайте, у вас будет такая возможность прямо сейчас. Каждый будет выполнять творческое задание по методу Синквейна. Кто помнит, что это такое? Я напомню (зачитывает структуру синквейна, она отражена в презентации). Вам нужно индивидуально на листочках составить синквейн по нашей теме урока и сдать мне на проверку. | Подсчитывают баллы по деловой игре в команде, затем актуализируют знания по созданию синквейна, выполняют индивидуальное задание на оценку на листочках | Умение систематизировать знания по предмету, отражать их емко и выделять главное в теме | Л: осознание богатства и насыщенности, разнообразия русского языка, интереса к его истории, учебно-познавательный интерес к самостоятельному и групповому изучению нового материала П: уметь ориентироваться в своей системе знаний уметь сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать и выделять существенные признаки местоимения. Р: уметь принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; К: формулируют собственные мысли в письменном виде, учатся емко выстраивать обширный материал, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | |
VIII. Рефлексия Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Завершающая беседа - Итак, ребята. Сегодня мы узнали много нового о такой части речи, как местоимение! Вам понравилась наша деловая игра по местоимениям? Будем ли еще применять такие игры на уроках? Будет ли меняться командами? Сейчас давайте снова вспомним про мемы, лежащие у вас на столе и покажем, изменилось ли настроение каждого из вас к концу занятия. Также с помощью этих мемов вы можете показать, насколько положительно оцениваете себя на уроке! - А теперь давайте отметим тех, кто особенно постарался на сегодняшнем уроке? Как думаете, кому поставим отметку 5, 4? | Ведут диалог с учителем, делятся впечатлениями от деловой игры. Оценивают свое настроение в конце урока и работу на нем с помощью тех же мемов, что на организационном этапе. Смотрят результаты друг друга. | Л: формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности Р: контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. К: формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации | ||
IX. Д/з. | Слово учителя: (дублирующие задания на презентации) Ну а теперь пришла пора записать домашнее задание. Оно будет представлено на выбор – вы можете выбрать для себя наиболее интересное задание: 1. Выпишите все местоимения из любимого стихотворения, определите их падеж, число. 2. Выполните упражнения 481 и 482 в учебнике по теме урока. 3. Напишите сочинение-рассуждение: «Почему мы не сможем общаться без местоимений?», в сочинении используйте местоимения, укажите на них. Далее учитель отвечает на все вопросы по домашнему заданию, прощается с детьми | Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы, собирают учебные материалы, прощаются с учителем | Л: умение выбирать для себя наиболее интересный вид учебно-познавательной деятельности Р: уметь принимать и сохранять учебную задачу К: уметь задавать уточняющие вопросы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе Тема: Обобщение и систематизация сведений по теме «Деепричастие». Учитель русского языка и литературы высшей категории Позниченко В.С.
конспект урока представлен в виде технологической карты в свете новых требований ФГОС...
Методическая разработка урока по русскому языку с элементами исследовательской деятельности .Тема:"Изменение глаголов прошедшего времени по родам".
Данная разработка предназначена для учащихся 7 класса специальной (коррекционной )школы 8 вида..Содержит конспект урока с презентацией....
Методическая разработка урока по русскому языку с элементами исследовательской деятельности .Тема:"Несклоняемые имена существительные".
Данная разработка предназначена для учащихся 8 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната....
Технологическая карта урока по русскому языку.5 класс.Урок по разделу «Фонетика».
Тема урока: Что изучает фонетикаУМК: Русский язык 5 класс. Разумовская М. М. «Просвещение», М., 2014Тип урока: изучения нового материала...
Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе по теме "Словообразование. Орфография. Культура речи" (обобщающий урок)
Урок обобщения и систематизации знаний - это завершение процесса изучения материала по определённой теме. Учащиеся обобщают полученные знания, систематизируют их и применяют на практике....
Технологическая карта урока по русскому языку «Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление».
Это попытка продемонстрировать учащимся сложность языка, особенности его развития, его изменения.С помощью современных образовательных технологий девятиклассники могут прикоснуться к деятельности учен...
Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»
Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...