Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»
методическая разработка по русскому языку (9 класс)

Монгуш Юлия Ивановна

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык. 9 класс.  

Тип урока: комбинированный

№ п/п

Параметр

Описание

Тема  урока

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)

Цель  урока:

Содействие к успешному написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему со стимулированием самостоятельной, творческой деятельности;

Задачи  урока

1. Образовательные: научить  применять алгоритм написания сочинения – рассуждения на тему, связанную с анализом текста, (толкование значения слова) 9.3.часть3, логически и последовательно выстраивать письменное построение  текста;

2. Развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности; формирование умения проводить композиционно-содержательный анализ исходного текста и на этой основе отбирать  материал для собственного текста публицистического  характера;

3. Воспитательные:  формирование нравственных качеств учащихся;                                    воспитание гуманности, доброте;

Ожидаемый учебный результат

Предметные результаты

Универсальные учебные действия

Написание сочинения на предложенную тему

Познавательные УУД: осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебной задачи, понимать информацию, представленную в различных формах;

Коммуникативные УУД: аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения, вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в больших и малых группах;

Регулятивные УУД:

контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Личностные УУД: самоопределение смысла образования и нравственно этическая ориентация

Оборудование и материалы

Для педагога

Для учащихся

План урока, презентация, карточки для работы в группах

Мультимедийная презентация, текст.

Ход урока

Этап урока

Цель - результат

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Мотивация к

учебной деятельности

Включение учащихся в учебную деятельность.

 

Прием «Перепутанные логические цепочки»

 

Восстановить порядок слов пословицы:

«Людей», «не», «добрых», «мир», «без»

«Мир не без добрых людей»

  1. Приветствие.

Включение в деловой ритм. Проверка готовности к уроку. Создание хорошего настроения.

  1. Прием «Перепутанные логические

цепочки». Я бы хотела начать урок с известной пословицы, но слова рассыпались. Давайте попробуем восстановить порядок  и поймем, к чему призывает нас эта пословица.  

     Это значит, что данная пословица учит нас верить в хорошее, верить людям,  друг другу. Давайте, начнем  наш урок с позитивного начала, желаю вам добрых искренних друзей.  

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

Работа с пословицей, обсуждение идеи пословицы.

  1. Актуализация

знаний и пробное учебное действие

Актуализация знаний учащихся и активизация мыслительной деятельности;

Определение темы и целей  урока.

Прием «Согласен – Не согласен»

На мультимедийных слайдах даны высказывания и пословицы. Учащиеся соглашаются, либо опровергают высказывания.

Поскольку мы начали урок со слова Доброта, давайте поиграем в игру «Согласен – Не согласен». Перед вами высказывания и пословицы. Ваша задача: даете согласие или опровергаете своими аргументами.

- Доброта это и есть Человечность. +

- Доброе слово лечит, злое калечит. +

- Кто любит доброе дело, тому и жизнь мила +

- Эки кижээ ээ хой + (тув.посл.)  слайд.

   О чем эти пословицы? Подберите синонимы к этому слову.

   Над чем заставили задуматься?

   Какой вопрос возник?

   Где мы можем столкнуться с такими вопросами?

   Какова тема урока? (о Доброте, о милосердии, о гуманности)

   Какова цель нашего урока? (подготовка к сочинению-рассуждению 9.3)

    Таким образом, из этих высказываний мы поняли, что Доброта и Человечность это какие качества в характере человека?

    Сегодня мы поговорим с вами о таком понятии как Доброта, и соберем материал

к сочинению-рассуждению 9.3.

Принимают участие в игре, обсуждая  содержание высказываний и пословиц.  

Постепенно из понятий доброта, человечность, гуманность, милосердие делают обобщение.

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.

  1. Выявление

места и причины затруднения

Повторение композиции сочинения-рассуждения; Повторение понятий: тезис, доказательство, вывод;

Выявить возможные затруднения в построении  и дальнейшего написания   сочинения-рассуждения у «слабоуспевающих»;  

Рассмотрение традиционной  схемы  построения сочинения-рассуждения.

Эвристическая беседа.

Начнем нашу работу с композиции сочинения-рассуждения.

- Какова схема построения сочинения-рассуждения? (тезис, аргументы, вывод)

- что такое тезис? (это положение, утверждение, проблемный вопрос, который требуется доказать)

- Аргументы? (доказательства, факты)

- Вывод? (заключение, итог  рассуждения)

Эта традиционная схема построения сочинения-рассуждения.

Слайд.

Обращаю внимание учащихся на то, что сочинение должно иметь 4 абзаца, так как в сочинении два аргумента, которые оформляются  в разные абзацы.

   

Устные ответы.

  1. Целеполагание

и построение проекта выхода из затруднения

На основе выявленных затруднений  ввести прием «Фишбоун» по технологии ТРКМЧП и формировать умение работы по этому приему;

Активизация мыслительной деятельности;

Введение схемы построения  по методу «Фишбоун» (Скелет рыбы. Японск. профессора Кауро Исикавы).

Разработать алгоритм написания сочинения-рассуждения по схеме Фишбоун вместе с учащимися.

Но можно сделать схему сочинения по-своему, не изменив основные пункты, а наоборот, добавив, сделав еще понятнее. Хочу вам показать схему «Фишбоун» (Скелет рыбы, придуманный японским профессором Кауро Исикавы)

Слайд.

Оформление Фишбоуна  вместе с учащимися.

Анализ пунктов.

Составление схемы построения сочинения-рассуждения по приему Фишбоун.

Обсуждение.

  1. Творческая

практическая деятельность по реализации построенного проекта

Усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся;

Пробуждение интереса к получению

новой информации; 

воспитание доброте, отзывчивости;

Работа с текстом.

Притча о необыкновенной пуговице. Текст.

Что такое Доброта?

Словарная работа.

Словарная статья из толкового словаря С.И.Ожегова. Составление рассуждения по схеме Фишбоун (групповая работа)

- о чем говорится в этой притче? (тема притчи – о добрых делах, о доброте, и т.д.)

- основная идея этого текста? (основная идея сокрыта в словах Ангела: делай добро – не поминай)

- откуда мы можем узнать лексическое значение слова? (в толковом словаре)

Из  словаря  Сергея Ивановича  Ожегова: «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

- давайте подберем синонимов к слову Доброта (милосердие, гуманность, человеколюбие, сострадание и.т.д.)

Разделяемся по группам и составляем рассуждение «Что такое доброта?» по схеме Фишбоун.

Ответы на вопросы.

Работа в группах.

Физкультминутка

Гимнастика глаз.

  1. Первичное

закрепление с комментированием во внешней речи

Развивать культуру речи учащихся;

Формирование нравственных качеств учащихся;

Работа с картинками.

Картинки на нравственную тематику, параллель с жизнью.  

Эта притча позволила нам понять, можем ли мы  построить  схему   рассуждения по этому приему.  

     На экране мы видим картинки. Наша задача – внимательно посмотреть на картинки и построить на их основе мини-тексты.

Возможные вопросы:

- что изображено на картинке?

- кто герои и чем они заняты?

- настроение?

- какие поступки проявляют герои картин?

Таким образом, на этом этапе урока, что для вас было запоминающим?    

Обсуждение.

Рассказы из жизни.

  1. Осуществление

самостоятельной работы и самопроверка

Развитие творческой мыслительной деятельности;

Письменная работа.

Обобщение и систематизация знаний.

Задана пословица  «Добро побеждает зло» (на слайде.)

Используя данную пословицу, составьте тезис сочинения-рассуждения и напишите сочинение-рассуждение части 9.3.с опорой на текст притчи.

Индивидуальная письменная работа.

  1. Включение в

систему знаний и повторение

Учитель просит учеников ответить на ряд вопросов, связанных с написанием сочинения.

- из скольких аргументов-примеров состоит сочинение-рассуждение на морально-этическую тему?

-  какой аргумент нежелателен в сочинении 9.3?

Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретенных знаний.

  1. Подведение

итогов. Итоговая рефлексия учебной деятельности (самооценка). 

Задание на дом.

Формирование свободной творческой, мыслительной активности

Заключительная беседа по вопросам.

Домашнее задание: прием «Синквейн».

Подготовиться к следующему занятию (будем писать сочинение-рассуждение 9.3. по тексту)

Таким образом, сегодня мы познакомились приемом Фишбоун, на следующем уроке мы будем писать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему (9.3).

- что нового узнали на уроке?

- какие трудности у вас появились в процессе работы?

- как вы их преодолевали?

- понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

На ваших партах лежат смайлики, покажите ваше настроение.

      Домашнее задание: составить синквейн со словами (отзывчивость, долг, сочувствие, забота, человеколюбие).

Написать сочинение-рассуждение 9.3.

Работа над заданиями рефлексии.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока развития речи в 9 классе. "Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 часть 3)".

Материал по методике подготовки учащихся к написанию сочинения -  рассуждения. Создание памятки написания сочинения  (задание 15.3 часть3 ОГЭ-2015)....

11 класс Технологическая карта урока "Работа с текстом.Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ"

Данный материал поможет педагогу провести занятие по отработке навыков подготовки обучающихся 10-11 классов к экзамену по русскому языку в формате ЕГЭ....

Урок развития речи по подготовке к написанию сочинения-рассуждения по тексту А.Старкова по русскому языку в 9 классе

Урок развития речи по подготовкек написанию сочинения-рассуждения по тексту А.Старкова    по русскому языку в 9 классе...

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3)

Очень важно на уроках русского языка рассматривать такие важные понятия как человечность, доброта, отзывчивость, сострадание. Именно рассуждение над этими понятиями и является темой сочинения 15.3 ОГЭ...

Презентация к уроку по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»

Презентация к уроку по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...

Технологическая карта урока. «Работа с текстом. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту»

Цели урока:Образовательная:подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту и в ходе комплексного анализа текста повторить и обобщить теоретические знания по созданию текста-...