Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»
методическая разработка по русскому языку (9 класс)
Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Русский язык. 9 класс.
Тип урока: комбинированный
№ п/п | Параметр | Описание | ||
Тема урока | Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3) | |||
Цель урока: | Содействие к успешному написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему со стимулированием самостоятельной, творческой деятельности; | |||
Задачи урока | 1. Образовательные: научить применять алгоритм написания сочинения – рассуждения на тему, связанную с анализом текста, (толкование значения слова) 9.3.часть3, логически и последовательно выстраивать письменное построение текста; 2. Развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности; формирование умения проводить композиционно-содержательный анализ исходного текста и на этой основе отбирать материал для собственного текста публицистического характера; 3. Воспитательные: формирование нравственных качеств учащихся; воспитание гуманности, доброте; | |||
Ожидаемый учебный результат | Предметные результаты | Универсальные учебные действия | ||
Написание сочинения на предложенную тему | Познавательные УУД: осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебной задачи, понимать информацию, представленную в различных формах; Коммуникативные УУД: аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения, вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в больших и малых группах; Регулятивные УУД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Личностные УУД: самоопределение смысла образования и нравственно этическая ориентация | |||
Оборудование и материалы | Для педагога | Для учащихся | ||
План урока, презентация, карточки для работы в группах | Мультимедийная презентация, текст. |
Ход урока
Этап урока | Цель - результат | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
учебной деятельности | Включение учащихся в учебную деятельность.
| Прием «Перепутанные логические цепочки»
Восстановить порядок слов пословицы: «Людей», «не», «добрых», «мир», «без» «Мир не без добрых людей» |
Включение в деловой ритм. Проверка готовности к уроку. Создание хорошего настроения.
цепочки». Я бы хотела начать урок с известной пословицы, но слова рассыпались. Давайте попробуем восстановить порядок и поймем, к чему призывает нас эта пословица. Это значит, что данная пословица учит нас верить в хорошее, верить людям, друг другу. Давайте, начнем наш урок с позитивного начала, желаю вам добрых искренних друзей. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. Работа с пословицей, обсуждение идеи пословицы. |
знаний и пробное учебное действие | Актуализация знаний учащихся и активизация мыслительной деятельности; Определение темы и целей урока. | Прием «Согласен – Не согласен» На мультимедийных слайдах даны высказывания и пословицы. Учащиеся соглашаются, либо опровергают высказывания. | Поскольку мы начали урок со слова Доброта, давайте поиграем в игру «Согласен – Не согласен». Перед вами высказывания и пословицы. Ваша задача: даете согласие или опровергаете своими аргументами. - Доброта это и есть Человечность. + - Доброе слово лечит, злое калечит. + - Кто любит доброе дело, тому и жизнь мила + - Эки кижээ ээ хой + (тув.посл.) слайд. О чем эти пословицы? Подберите синонимы к этому слову. Над чем заставили задуматься? Какой вопрос возник? Где мы можем столкнуться с такими вопросами? Какова тема урока? (о Доброте, о милосердии, о гуманности) Какова цель нашего урока? (подготовка к сочинению-рассуждению 9.3) Таким образом, из этих высказываний мы поняли, что Доброта и Человечность это какие качества в характере человека? Сегодня мы поговорим с вами о таком понятии как Доброта, и соберем материал к сочинению-рассуждению 9.3. | Принимают участие в игре, обсуждая содержание высказываний и пословиц. Постепенно из понятий доброта, человечность, гуманность, милосердие делают обобщение. Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. |
места и причины затруднения | Повторение композиции сочинения-рассуждения; Повторение понятий: тезис, доказательство, вывод; Выявить возможные затруднения в построении и дальнейшего написания сочинения-рассуждения у «слабоуспевающих»; | Рассмотрение традиционной схемы построения сочинения-рассуждения. Эвристическая беседа. | Начнем нашу работу с композиции сочинения-рассуждения. - Какова схема построения сочинения-рассуждения? (тезис, аргументы, вывод) - что такое тезис? (это положение, утверждение, проблемный вопрос, который требуется доказать) - Аргументы? (доказательства, факты) - Вывод? (заключение, итог рассуждения) Эта традиционная схема построения сочинения-рассуждения. Слайд. Обращаю внимание учащихся на то, что сочинение должно иметь 4 абзаца, так как в сочинении два аргумента, которые оформляются в разные абзацы.
| Устные ответы. |
и построение проекта выхода из затруднения | На основе выявленных затруднений ввести прием «Фишбоун» по технологии ТРКМЧП и формировать умение работы по этому приему; Активизация мыслительной деятельности; | Введение схемы построения по методу «Фишбоун» (Скелет рыбы. Японск. профессора Кауро Исикавы). Разработать алгоритм написания сочинения-рассуждения по схеме Фишбоун вместе с учащимися. | Но можно сделать схему сочинения по-своему, не изменив основные пункты, а наоборот, добавив, сделав еще понятнее. Хочу вам показать схему «Фишбоун» (Скелет рыбы, придуманный японским профессором Кауро Исикавы) Слайд. Оформление Фишбоуна вместе с учащимися. Анализ пунктов. | Составление схемы построения сочинения-рассуждения по приему Фишбоун. Обсуждение. |
практическая деятельность по реализации построенного проекта | Усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся; Пробуждение интереса к получению новой информации; воспитание доброте, отзывчивости; | Работа с текстом. Притча о необыкновенной пуговице. Текст. Что такое Доброта? Словарная работа. Словарная статья из толкового словаря С.И.Ожегова. Составление рассуждения по схеме Фишбоун (групповая работа) | - о чем говорится в этой притче? (тема притчи – о добрых делах, о доброте, и т.д.) - основная идея этого текста? (основная идея сокрыта в словах Ангела: делай добро – не поминай) - откуда мы можем узнать лексическое значение слова? (в толковом словаре) Из словаря Сергея Ивановича Ожегова: «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». - давайте подберем синонимов к слову Доброта (милосердие, гуманность, человеколюбие, сострадание и.т.д.) Разделяемся по группам и составляем рассуждение «Что такое доброта?» по схеме Фишбоун. | Ответы на вопросы. Работа в группах. |
Физкультминутка | Гимнастика глаз. | |||
закрепление с комментированием во внешней речи | Развивать культуру речи учащихся; Формирование нравственных качеств учащихся; | Работа с картинками. Картинки на нравственную тематику, параллель с жизнью. | Эта притча позволила нам понять, можем ли мы построить схему рассуждения по этому приему. На экране мы видим картинки. Наша задача – внимательно посмотреть на картинки и построить на их основе мини-тексты. Возможные вопросы: - что изображено на картинке? - кто герои и чем они заняты? - настроение? - какие поступки проявляют герои картин? Таким образом, на этом этапе урока, что для вас было запоминающим? | Обсуждение. Рассказы из жизни. |
самостоятельной работы и самопроверка | Развитие творческой мыслительной деятельности; | Письменная работа. Обобщение и систематизация знаний. | Задана пословица «Добро побеждает зло» (на слайде.) Используя данную пословицу, составьте тезис сочинения-рассуждения и напишите сочинение-рассуждение части 9.3.с опорой на текст притчи. | Индивидуальная письменная работа. |
систему знаний и повторение | Учитель просит учеников ответить на ряд вопросов, связанных с написанием сочинения. | - из скольких аргументов-примеров состоит сочинение-рассуждение на морально-этическую тему? - какой аргумент нежелателен в сочинении 9.3? | Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретенных знаний. | |
итогов. Итоговая рефлексия учебной деятельности (самооценка). Задание на дом. | Формирование свободной творческой, мыслительной активности | Заключительная беседа по вопросам. Домашнее задание: прием «Синквейн». Подготовиться к следующему занятию (будем писать сочинение-рассуждение 9.3. по тексту) | Таким образом, сегодня мы познакомились приемом Фишбоун, на следующем уроке мы будем писать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему (9.3). - что нового узнали на уроке? - какие трудности у вас появились в процессе работы? - как вы их преодолевали? - понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? На ваших партах лежат смайлики, покажите ваше настроение. Домашнее задание: составить синквейн со словами (отзывчивость, долг, сочувствие, забота, человеколюбие). Написать сочинение-рассуждение 9.3. | Работа над заданиями рефлексии. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока развития речи в 9 классе. "Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 часть 3)".
Материал по методике подготовки учащихся к написанию сочинения - рассуждения. Создание памятки написания сочинения (задание 15.3 часть3 ОГЭ-2015)....
Проектная работа «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения «Зачем нужны вводные слова?» (в рамках подготовки ГИА).
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения «Зачем нужны вводные слова?...
11 класс Технологическая карта урока "Работа с текстом.Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ"
Данный материал поможет педагогу провести занятие по отработке навыков подготовки обучающихся 10-11 классов к экзамену по русскому языку в формате ЕГЭ....
Урок развития речи по подготовке к написанию сочинения-рассуждения по тексту А.Старкова по русскому языку в 9 классе
Урок развития речи по подготовкек написанию сочинения-рассуждения по тексту А.Старкова по русскому языку в 9 классе...
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3)
Очень важно на уроках русского языка рассматривать такие важные понятия как человечность, доброта, отзывчивость, сострадание. Именно рассуждение над этими понятиями и является темой сочинения 15.3 ОГЭ...
Презентация к уроку по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»
Презентация к уроку по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...
Технологическая карта урока. «Работа с текстом. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту»
Цели урока:Образовательная:подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту и в ходе комплексного анализа текста повторить и обобщить теоретические знания по созданию текста-...