Разработка урока русского языка в 9 классе. Подготовка к ОГЭ. Написание сочинения-рассуждения. Часть 3. Задание 13.3
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Арбаева Светлана Санжеевна

Подготовка к ОГЭ по русскому языку в 9 классе. Среди многих умений, которыми должны обладать учащиеся, важными, конечно же, являются навыки написания сочинения в жанре рассуждения. Данная разработка поможет в подготовке учащихся  к выполнению задания части три, задание 13.3.  На уроке были поставлены цели: 1)образовательные:  расширение и углубление знаний по культуре речи; предупреждение орфографических ошибок, умение  самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и  структурной связностью; 2)развивающие:  развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме; 3)воспитательные: формирование таких нравственных качеств учащихся,     как сострадание.милосердие, сочувствие.

        Учащиеся проводят  анализ текста, выбирают и обобщаютвсю информацию, приводят аргументы из русской классической литературы. 

Триединые задачи, сформулированные к уроку,  позволяют сформировать у обучающихся навыки написания сочинения-рассуждения на морально-этическую тему  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 13.3).

          На уроке имеют место следующие формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся: беседа, приёмы активизации мыслительной деятельности: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, литературой. Все приобретённые умения и навыки являются основополагающими для подготовки к ОГЭ по русскому языку.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_otkrytyy.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Январь 2024г.  Класс - 9А МАОУ СОШ № 8 г.Улан-Удэ.  Учитель: Арбаева С.С.

Конспект урока по русскому языку в 9 А классе. Подготовка к написанию сочинения - рассуждения по типу экзаменационного. (Часть 3. Задание 13.3)

Цели урока:

- сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 13.3);

- сформировать умение учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, сопоставлять материал, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы.

Задачи:

1)образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; предупреждение орфографических ошибок, умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;

2)развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме; формирование метапредметных компетенций;

3)воспитательные: формирование понятия о сострадании.

Методы обучения: проблемно-поисковый, деятельностный.

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, историей, литературой. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 13.3.

Формируемые УУД:

- Регулятивные: постановка цели, планирование, умение следовать плану, корректировать информацию

- Познавательные: умение находить информацию, анализировать ее, сопоставлять, сравнивать.

- Коммуникативные: умение создавать текст с учетом целей высказывания и требований к структурным элементам.

                       

                               Эпиграф урока:

                                                                    Пока человек чувствует боль - он жив.

Пока человек чувствует чужую боль - он Человек.

Франсуа Гизо

ХОД УРОКА.

Организационный момент и рефлексия.

Слово учителя: Сегодня, ребята, у нас важный урок подготовки к предстоящим экзаменам. Среди многих умений, которые вам понадобятся на экзамене, это, конечно же, умение писать сочинение-рассуждение. И на уроке мы будем работать над формированием этих умений.

Запишем в тетради сегодняшнее число и тему урока «Подготовка к сочинению-рассуждению (задание 13.3).

Ребята, давайте сформулируем  цели урока.

Предполагаемые ответы детей:

- вспомнить и закрепить структуру сочинения-рассуждения;

- отработать навык составления алгоритма сочинения;

- научиться отбирать нужный материал;

- составить письменные тезисы;

- аргументировать основные положения своей работы.

Учитель: В качестве эпиграфа к уроку предлагаю высказывание известного французского историка Франсуа Гизо.  Ребята, внимательно прочитав эпиграф, попытайтесь определить ключевое слово, с которым сегодня на уроке мы будем работать.

Ответы детей. Ключевое слово, с определением которого мы будем работать - сострадание.

Учитель: Вспомним требования к написанию сочинения-рассуждения.

Обратите внимание на критерии оценивания выполнения задания 13.3 /чтение/.

Какие в них требования к сочинению-рассуждению? 

Определение ключевого слова и его комментарий - 1 балл

Два примера-аргумента - 3 балла

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения - 2 балла

Композиционная стройность - 1 балл. Итого: 7 баллов.

Ответ ученика: Таким образом, Текст должен характеризоваться  смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью, композиционной завершённостью.

Работа по теме урока.

- Для продолжения работы нам необходимо вспомнить структурные части сочинения-рассуждения.

Ответ ученика: Тезис, аргументы (доказательства), вывод.

Учитель:  Что такое тезис, аргументы, вывод?

Ответ ученика: Памятка №1. Тезис−это утверждение, которое требуется доказать.

Аргументы−это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.

Вывод− это заключение, итог проведенного рассуждения.

Учитель: Какова структура построения сочинения-рассуждения?

Ответ ученика: Памятка № 2

1. Вступление. Определение предложенного в задании слова + Комментарий определения.

2. Первый пример – аргумент из текста + комментарий 

3. Второй пример -  аргумент из вашего жизненного опыта + комментарий.

Второй аргумент может быть от противного: о том, что люди бывают равнодушными, чёрствыми, забывают о сострадании.

4. Заключение−вывод

Итак, продолжим свою работу:

13.3  Откройте сборник подготовки к ОГЭ на стр.47. Смотрим задание 13.3. Читаем...

 Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как проявляется сострадание?» Дайте определение понятию СОСТРАДАНИЕ и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения. Приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

СОСТРАДАНИЕ... Что это? /Пояснение/

-Что мне ещё известно об этом слове (явлении, свойстве человека, черте его характера и т.п.)?

- Какой дополнительной информацией я могу расширить данное мной определение?

/Чтобы ваше сочинение стало искренним и в нем ощущалось ваше присутствие, используйте вводные слова.

Например:

Конечно, эта проблема волнует меня в первую очередь. (Конечно — вводное слово со значением уверенности)

Может быть, люди задумаются о своей душе, и тогда, я уверен, мир изменится к лучшему. (может быть — вводное слово со значением предположения и убеждения)

К сожалению, к Юшке все относились жестоко. (к сожалению — вводное слово со значением чувства говорящего).

Обратите внимание: на письме вводные слова выделяются запятыми!

III. Работа с кластером ( подбор слов, понятий, помогающих в написании определения слова, его комментарии)

Учитель: работа по сбору материала к сочинению. Предлагаю поразмышлять над понятием сострадание, определить лексическое значение этого слова. Для этой работы мы разделимся на группы и составим кластер «Сострадание».

 

Слово учителя: Поработаем с толковыми словарями. Подберите синонимы и антонимы к слову сострадание.

Ответ ученика: Синонимы: милосердие, сочувствие,жалость /гуманность,  сердоболиесердобольностьсоболезнованиесожалениеучастие/К доске ученика, он пишет синонимы, другие дополняют

Ответ ученика: Антонимы: Безучастность, жестокость, равнодушие

Сострадание. Каким бывает? - Искренним, глубоким,истинным, безграничным, подлинным, невольным, горячим.

С. К кому испытываем? - Старики, сироты, больные люди, животные...людям, попавшим в затруднительные ситуации, страдающим существам

Основа сострадания? - желание освободить их от страданий, готовность предложить помощь.

Чему подобно сострадание? - живой воде, эликсиру жизни.

Какие качества и поступки  человека, на ваш взгляд, не достойны сострадания?

Лень, трусость, эгоизм, предательство, обман.

Что может сострадание? Что можно с ним делать? - возникать, проявляться, испытывать, чувствовать, выражать...

Зачем нужно? - сближает людей, делает человека добрее. Помогает выжить, укрепляет веру в себя и в окружающих...

Гиперонимы - слова, выражающие общее понятие: чувство, свойство, качество, способность, эмоции,

Работа с клише, понятием слова СОСТРАДАНИЕ

Слово учителя: Ребята, давайте сформулируем и запишем определение Сострадания

Клише для сочинения 15.3. ОГЭ по русскому языку

Часть сочинения

Клише (типовые схемы словосочетаний и предложений)

     Вступление

 (формулирование

       тезиса)

       На мой взгляд,  сострадание - это...

       По моему мнению, сострадание - это...

       Мне кажется, что сострадание - это...

       Я думаю, чтосострадание - это...

      Что такое сострадание? Я считаю, что...

Прочитаем высказывания известных людей о сострадании: 

Ученик 1: Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования.

Фёдор Достоевский

Ученик 2: Чувство сострадания — это основа человеколюбия.Мэн-цзы

Ученик 3: Тот, кто не имеет сострадания, жесток.Бернард де Мандевиль

Ученик 3: Лучше самая малая помощь, чем самое большое сочувствие.Владислав Лоранц

Запишите одно из понравившихся вам высказываний в свои тетради.

Обратимся к  словарю: Толковый словарь Ушакова:

СОСТРАДА́НИЕ -этосочувствие чужому страданию,  порождаемоее горем, несчастьем другого человека. Испытывать глубокое сострадание к кому-нибудь.

 Словарь Ожегова

СОСТРАДАНИЕ- Жалость, сочувствие, вызываемые чьим н. несчастьем, горем.

С. к сиротам. Сделать что- нибудь из сострадания.

Комментарий. Что это?

Учитель: Но вы не должны давать такое же определение как в толковых словарях, а должны представить своё понимание этого понятия.

Слово учителя: Ребята, давайте сформулируем и запишем определение.

Примеры детей...

Напишем определение и прокомментируем его, т.е. покажем важность, актуальность, жизненность, нравственную состоятельность этического понятия. 

Комментарий к тезису – 2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом. В данном случае это могут быть ваши размышления по поводу того, по отношению к кому  и  при каких обстоятельствах может быть проявлено сострадание?

/Материал для комментария:

 С ситуацией, когда необходимо проявить сочувствие, милосердие человек сталкивается достаточно часто.

 Человек проявляет сострадание, исходя из собственных  желаний, жизненных принципов.

 Нередко для совершения милосердного поступка требуются усилия души и разума.

  Порой сделать такой выбор очень непросто.

  На проявление сострадания по отношению к кому-либо влияет многое: семейные традиции, воспитание, круг общения, жизненные ценности./

Также обращаемся в ходе работы к форме клише, которая отрабатывалась нами ранее. Напоминаю, что данное клише призвано помочь в формулировке мыслей, использовать его не обязательно, но обязательное условие – соблюдение структуры сочинения.

Клише для сочинения 15.3

Тезис

Что такое…? Многие над этим размышляют. Я считаю, что это….

Аргумент 1

Обратимся к тексту (автор), в котором говорится….

В предложении №….автор говорит о том, что…..

Аргумент 2

В жизни мы наблюдаем….

Однажды я был свидетелем события, которое…

Вывод/заключение

Таким образом, …

В заключение я хочу сказать….

                                                                                           

VI. Чтение текста. Работа с текстом.

Слово учителя: Обратимся к тексту Ал-ра Ив.Куприна (Выразительное чтение текста заранее подготовленным учащимся). Учащиеся работают с текстом и делают пометки на полях. ). - стр.44

-Следующий этап – подбор аргументов. Где мы можем найти аргументы?

(Примерные ответы учеников: первый аргумент выбираем из текста, второй аргумент – из жизненного опыта, из литературы, из истории.)

Идет работа с исходным текстом, учащиеся находят аргументы, объясняют свой выбор.

-В конце работы не забываем делать выводы. Они могут оформляться с помощью вводных слов таким образом, поэтому, значит.

VII. Подведение итогов.

- Решили поставленные в начале урока задачи?

- Достигли мы поставленных в начале урока целей?

  Рефлексия.  Давайте составим  правила сострадательности, милосердия, человечности:

- быть альтруистами;

- бороться с эгоизмом;

- делиться теплом;

- нести ответственность;

- будем испытывать стыд при виде того, что кажется аморальным;

- совесть -  мера милосердия, сострадания.      

   Оценки.

Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение 13.3 - вариант 7 на тему «Как проявляется сострадание?» по подготовленным материалам.

Примерные определения понятия.

Что такое сострадание? Многие размышляют над этим вопросом. Я думаю, что сострадание – это осознанное принятие решения. Размышляя о будущей жизни, герой текста...

 Слово «сострадание» обозначает осознанное принятие решения из предложенного множества вариантов. С ситуацией , когда надо проявить милосердие, человек сталкивается достаточно часто, это жизненная необходимость. Особенно важно принять правильное решение ведь от этого зависит дальнейшая жизнь человека. Порой проявить сочувствие кому-либо очень непросто, но некоторые люди уже с малых лет знают, чем они будут заниматься, когда вырастут. Докажу справедливость своих слов конкретными примерами.

Сострадание-это способность чувствовать чужую боль. Людям, умеющим сострадать, чужды равнодушие и озлобленность. Сострадание побуждает человека совершать добрые поступки.

Сострадание-это то, что даёт нам возможность понять боль другого человека, понять его проблемы и, если нужно, помочь.

Что такое сострадание? Это светлое чувство, помогающее нам сочувствовать другим, проявлять милосердие по отношению к людям и животным.

Сострадание-это чувство, которое помогает понимать эмоции, проблемы другого человека, проявление жалости и соболезнования. Проявлять сострадание могут только люди с доброй душой, люди, которые сами испытали какие-то труднос

 Самоанализ открытого урока

         Целью открытого урока  было  выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы. Во время проведения занятия учителем были поставлены следующие задачи:

1)образовательные:  расширение и углубление знаний по культуре речи; предупреждение орфографических ошибок, умение  самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и  структурной связностью;

2)развивающие:  развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;

3)воспитательные: формирование таких нравственных качеств учащихся,     как сострадание.милосердие, сочувствие.

        Учащиеся проводили  анализ текста, выбирали и обобщали всю информацию, приводили аргументы из русской классической литературы (не всем учащимся удалось справиться именно с этим заданием). Это говорит об отсутствии читательского опыта, нежелании посвящать время книге.

Триединые задачи, сформулированные к уроку,  позволили сформировать у обучающихся навыки написания сочинения-рассуждения на морально-этическую тему  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 13.3).

          На уроке имели место следующие формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся: беседа, приёмы активизации мыслительной деятельности: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, литературой. Заключительным  этапом  урока стала  рефлексия. Был сделан общий вывод об усвоении нового материала и о том, где и как в дальнейшем полученные знания могут быть использованы учащимися. Все приобретённые умения и навыки являются основополагающими для подготовки к ОГЭ по русскому языку. Цели урока были достигнуты. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка на тему: "Подготовка к ЕГЭ. Написание сочинения".

Данная презентация развивает умение писать сочинение-рассуждение по критериям ЕГЭ по русскому языку. Она содержит текст, по которому пишется сочинение. Все вопросы по тексту также выведены на слайды. ...

Открытый урок русского языка на тему: «Готовимся к ГИА. Написание сочинения – рассуждения». ( Часть С )

Тема урока: Готовимся к ГИА. Написание сочинения – рассуждения. ( Часть С)Цель:  1. Продолжить работу над обучением написанию сочинения –...

Разработка урока русского языка 5 класс по развитию речи. Обучение написанию текста различных стилей.

Речь - это творческая деятельность: она включает в себя умение наблюдать. мыслить, фантазировать, умение слушать и слышать.Поэтому мной разработан урок группового взаимодействия по обучению написания ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ /10 КЛАСС/ Развитие речи. Обучение написанию сочинения-рассуждения.

Цель:Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, под...

Открытый урок русского языка в 9 классе «Подготовка к ГИА: написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (13.1)»

Цель: Обучающая: 1. Совершенствовать навыки написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.Развивающая: 1. Актуализировать познавательную деятельность обучающихся, стимулировать и развивать м...