Презентация к уроку русского языка на тему: "Подготовка к ЕГЭ. Написание сочинения".
презентация к уроку русского языка (11 класс) по теме
Данная презентация развивает умение писать сочинение-рассуждение по критериям ЕГЭ по русскому языку. Она содержит текст, по которому пишется сочинение. Все вопросы по тексту также выведены на слайды. Сюда же включены критерии оценивания сочинения и опорные слова для каждой его части.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya1.pptx | 119.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
( 1)Люди хотят быть счастливыми – это их естественная потребность. (2)Но где кроется самая сердцевина счастья? (3) (Замечу сразу, я только размышляю, а не изрекаю истины, к которым сам только стремлюсь.) (4) Кроется ли она в удобной квартире, хорошей еде, нарядной одежде? (5)И да, и нет. (6)Нет – по той причине, что, имея все эти достатки , человек может мучиться различными душевными невзгодами .(7)Кроется ли она в здоровье? (8)Конечно, да, но в то же время и нет. (9) Горький мудро и лукаво заметил, что жизнь будет всегда достаточно плоха, для того чтобы желание лучшего не угасло в человечестве. (10)А Чехов писал: <<Если хочешь быть оптимистом и понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, а наблюдай сам и вникай>>. (11)Обратите внимание на начало фразы: <<Если хочешь быть оптимистом…>> (12)И еще – << вникай сам>>. (13)В госпитале я лежал загипсованный по грудь почти полгода на спине, но когда прошли нестерпимые боли, был веселый. (14)Сестры спрашивали: <<Розов, что ты такой веселый?>> (15)А я отвечал:<<А что? Это нога болит, а я-то здоровый>>. (16)Дух мой был здоров. (17)Счастье кроется именно в гармонии личности, раньше говорили: <<Царствие Божие внутри нас>>. (18)Гармоническое устройство этого <<царства>> во многом зависит от самой личности, хотя, повторяю, внешние условия существования человека играют важную роль в его формировании. (19)Но не самую важную. (20)При всех призывах бороться с недостатками нашей жизни, которых накопилось с избытком, я все же прежде всего выделю борьбу с самим собой. (21)Нельзя ждать, что кто-то придет со стороны и сделает тебе хорошую жизнь. (22)Надо вступать в битву за <<честного малого>> в себе, иначе – беда. (В. Розов)
Итак, о чем рассказывается в этом тексте? ( О том, что такое счастье) С чего начинается текст? ( С тезиса (1 предложение), за которым следует вопрос (2 предложение). Может автор считает, что счастье в здоровье, хорошей еде, материальных благах? ( "И да, и нет". 12 предложение). Какой вывод делает автор? Найдите предложения, которые отвечают на главный вопрос: "Что такое сердцевина счастья?" ( предложения 14-22" Счастье кроется в гармонии личности…). Обращается внимание на индивидуальный слог писателя.
Какие выразительные средства использует автор? (Вопросно-ответная форма изложения (2,4,7 предложения) ; (Ряды однородных членов (3,4предложения); (Разговорные синтаксические конструкции (3,5,8,22 предложения); (Разговорная лексика ("И да, и нет"); (Риторические вопросы (2,4,7предложения); (Метафоры "Кроется сердцевина счастья", «Вступить в битву ” (22предложение), "Дух был здоров").
Какую проблему поднимает автор текста? (Где искать счастье?)
С какой целью автор вводит риторические вопросы, разговорную лексику ? (Чтобы создать атмосферу непринужденности, воздействовать на чувства читателя, привлечь внимание к проблеме). Столько красоты в небольшой статье! Это настоящая экспрессия – от разговорной лексики до высоких слов! Это сближает автора и читателя. Розов цитирует и Горького, и Чехова, обращается к Библии. Вот он весь Розов-мастер!
Ответ С. В этом тексте В.Розов поднимает проблему счастья. Человек счастлив, когда его любят и ценят, когда всё вокруг хорошо: дом, работа, успех. «Счастье кроется именно в гармонии личности. Нельзя ждать, что кто-то придет со стороны и сделает тебя счастливым». Автор статьи призывает нас быть оптимистами, быть здоровыми, и тогда счастье не обойдет нас стороной. Я с автором полностью согласен.
-К1 – Проблему N сформулировал, но нарушил речевые нормы. Некрасиво начинать предложение с местоименной фразы (0-1 балл). -К2 – В качестве комментариев цитируется большой фрагмент текста. (0 баллов). -К3 – Позиция автора сформулирована неточно: словосочетание "быть здоровым" –многозначное слово, надо конкретизировать его значение ("Счастье – в гармонии личности") (1балл). -К4 – Мнение ученика формально заявлено, аргументы не приведены. (0 баллов). Таким образом содержание сочинения не соответствует требованиям. Обращаем внимание на речевое оформление. -К5 – Речевая последовательность нарушена, нарушено и абзацное членение. (0 баллов) -К6 – Выразительные средства сочинения не используются, много однотипных синтаксических конструкций, бедный словарный запас (0 баллов).
Начало сочинения: 1) С лирического отступления о счастье 2) С формулировки проблемы, которую поднимает автор. 3) С цитаты о счастье. 4) С собственной позиции.
О порные словосочетания: Освещать проблему, поиск ответа на вопрос, понимать по-разному, сойтись в едином мнении, определенный этап жизни, древняя как мир…
1-вариант. (Сочинение начинается с лирического отступления о счастье). Счастье.... Весь мир занят поиском ответа на вопрос: " в чем заключается счастье?". Но, увы, люди не могут сойтись на едином мнении, так как каждый человек на определенном этапе жизни понимает счастье по-разному...
2-вариант. (Сочинение начинается с формулировки проблемы). Проблема, которую освещает автор в этом тексте, древня как мир, но каждый раз открывается с новой силой: где же его искать это счастье? Счастье для меня заключается в здоровье и благополучии моей семьи. Гармония внутри семьи, любовь, взаимопонимание. Что еще нужно для полного счастья?
3-вариант. ( Сочинение начинается с цитаты о счастье). «Тот счастлив, кто счастлив у себя дома» - писал Л.Н.Толстой. Что может сравниться со счастьем в доме?
4-вариант. (С очинение начинается с собственной позиции). Кроме самого тебя, никто не сделает твою жизнь счастливой. Ты – творец своего счастья и своей жизни. Чтобы стать счастливым, нужно «вникнуть в самого себя», найти гармонию в себе. Думаю, это и хотел сказать автор.
Лучше начинать текст с лирического отступления о счастье. Потом только использовать формулировку проблемы. Оцените важность и актуальность заявленной проблемы. Выражаем авторскую позицию
Выражение авторской позиции: Автор анализирует, подчеркивает, излагает, обращает наше внимание. В тексте содержится, излагается, ставится проблема. Для меня интересным, полезным, неожиданным... было. Не могу не согласиться с автором. С одной стороны..., с другой...
П редложения, выражающие позицию автора: Именно духовное здоровье, внутренняя гармония, оптимизм и вера в себя (эти опорные слова выражают позицию автора).
1 вариант: Автор подчеркивает, что именно духовное здоровье, внутренняя гармония, оптимизм и вера в себя делают человека счастливым . 2 вариант: Автор считает, чтобы стать счастливым, нужно найти гармонию в самом себе, найти свое призвание в жизни...
Аргументация: О порные синтаксические конструкции, помогающие выразить личное мнение (напоминаем, что нужно привести не менее 2 аргументов). Авторская позиция мне (близка, вполне понятна); я полагаю (разделю, не сомневаюсь, утверждаю, каждому понятно, очевидно); ответ прост и сложен, прост, потому что…, сложен, потому что…; в заключении хотелось бы отметить…
1 аргумент (логическое суждение): Жизнь – это целый путь, целое испытание на пути к счастью. Он сложен и тернист, его дорога полна хитрых ловушек и обманов, что заставляет путника падать, сбиваться с пути, но тот, кто истинно стремится к этой цели, непременно найдет свое счастье, потому что «люди хотят быть счастливыми – это их естественная потребность».
Какой бы фразой вы закончили сочинение? Может быть, этот текст заставит посмотреть многих из нас на себя с другой стороны и направит на верный, ведущий к счастью путь…
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Написать сочинение , подобрать новые аргументы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока русского языка по теме: "Подготовка к сочиненю - описанию по картине А.Н. Комарова «Заяц на дереве»." 5 класс
Тема: Р/р Подготовка к сочиненю - описанию по картине А.Н. Комарова «Заяц на дереве».Цели:Обучающая: научить учащихся особенностям построения рассказа на основе картины.Развивающая: ...
Урок русского языка в 11 классе. Подготовка к написанию сочинения части С
Подготовка к ЕГЭ, написание сочинения части С. В ходе урока повторяется план написания сочинения, стили речи...
Конспект урока русского языка в 10 классе "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С1 ЕГЭ)".
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С1 ЕГЭ).Проблема текста.Основная цель урока – в рамках подготовки к написанию сочинения по заданию части С научить выявлять и формулировать пр...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе на тему "Написание сочинения"
Презентация на тему "Написание сочинения" может быть использована на уроке по развитию речи. В ней представлен алгоритм работы над сочиненим, имеется дополнительный материал о типах и стилях речи....
Урок русского языка по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения в 9 классе" с применением личностно-ориентированных технологий
Вашему вниманию представляется урок русского языка по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения в 9 классе" с применением личностно-ориентированных технологий. В файле полный пример урока с комме...
КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.
КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм. Этот урок – продол...
Конспект урока русского языка по теме «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения» (в формате ЕГЭ).
Конспект урока русского языка по теме «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения» (в формате ЕГЭ)....