Открытый урок русского языка в 9 классе «Подготовка к ГИА: написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (13.1)»
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)
Цель: Обучающая: 1. Совершенствовать навыки написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Развивающая: 1. Актуализировать познавательную деятельность обучающихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы: логическое мышление, внимание, память, речь, творческие способности. 2. Развивать навыки критического мышления при усвоения информации.
Воспитывающая: Воспитывать ответственность и сознание личной и общественной значимости учения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie_na_lingvisticheskuyu_temu.pptx | 733.94 КБ |
otkrytyy_urok_russkogo_yazyka_v_9_klasse.doc | 115.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Прежде чем написать что-либо, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать». Максим Горький
Что такое «сочинение на лингвистическую тему»? Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика». Лингви́стика ( языкозна́ние , языкове́дение ; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки. Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях , например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д.
Языковые средства связи частей сочинения-рассуждения: (вводные слова, союзы и союзные слова, речевые обороты)
Задание. Объясните правописание указанных слов. (Во)первых, (во)вторых, (по)моему, (по)моему мнению, (и)так, (и)так далее, (на)конец, как мне кажет(?) ся , след.. вательно , таким обр.. зом , потому(что), (по)этому, (по)этому предл .. жению .
Решите пунктуационные задачи: С его точкой зрения я однако не согласен. Однако именно его мнение мне очень близко. Его утверждение многими принято однако я придерживаюсь другого мнения.
Формулировка задания Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания ( указан автор ): «( приведена цитата )». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами ( автора ). Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
В каждом варианте КИМа будет своя тема сочинения – цитата известного человека (писателя, философа, учёного-языковеда). Чтобы понять её смысл, попробуйте найти ключевые слова , несущие основную смысловую нагрузку, – они подскажут, о чём писать в сочинении.
Вариант 31 «Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи». (Поль Рикёр )
Композиция сочинения-рассуждения 1. Вступление. Тезис Формулировка тезиса 2. Основная часть. Доказательства Теоретическое рассуждение (как ты понимаешь это высказывание), подкреплённое двумя примерами. 3. Заключение. Вывод Каждая часть сочинения пишется с красной строки.
Теоретические рассуждения Тезис Вывод 2 примера
Вступление Г. Степанов сказал: «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают».
Вступление Не знаете, с чего начать? Воспользуйтесь приёмом, предложенном в задании: « Начать сочинение Вы можете словами ( автора ) ». Начало предложения может быть таким: Я (полностью) согласен с … Не могу не согласиться с … Я разделяю точку зрения … Я поддерживаю мнение … Используйте глаголы: (Автор) считает, утверждает, писал, убеждает нас вводные конструкции: По мнению…, По словам…
Вступление Известный лингвист Г. Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика - как они думают». Попробуем разобраться в этом высказывании. Известный лингвист Г. Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика - как они думают». Я согласен с автором высказывания и попытаюсь доказать это.
Переход к рассуждению Связать вступление с основной частью можно с помощью таких речевых клише: Попробуем разобраться в смысле этих слов. Я согласен с этим высказыванием. Как можно понять это высказывание? Попробуем объяснить данное утверждение. Это высказывание я понимаю так. Что имел в виду писатель (учёный)?
Основная часть. Требования к аргументам примеров должно быть 2; примеры должны быть из указанного текста ; приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте .
Основная часть Основную часть можно начать следующими фразами: словами: Присмотримся повнимательнее к словам в тексте ... (называем фамилию автора текста) Обратимся к тексту русского писателя ... (фамилия автора текста) Докажем эту мысль на примерах из текста... Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ... Далее приводим примеры , подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.
Включение примеров Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста. Проиллюстрировать это языковое явление можно на примере … предложения текста. Пример этого языкового явления можно найти в предложении ... Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения. В подтверждение приведу пример из … предложения текста. Рассмотрим … предложение. Подтвердить данный аргумент можно примером из …. предложения текста. Предложение … подтверждает мысль о том, что … .
Основная часть Использование в предложении 27 фразеологизма (названо лексическое явление) («глаз не отвести») (приведен пример из текста) делает речь образной, яркой, выразительной, позволяет выразить свое отношение к танцу бабушки Акулины Ивановны (прокомментировано лексическое явление).
Основная часть Использование однородных членов предложения в предложениях 17, 20 ( названо грамматическое явление, приведен пример из текста) позволяет точнее описать ситуацию, ярче и выразительнее представить танец бабушки и Цыганка (прокомментировано грамматическое явление) .
Заключение (вывод) Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения. Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное. Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам. Начать заключение можно вводными словами значит, итак, следовательно, таким образом или клише мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д.
Заключение 1. Таким образом, можно уверенно сказать, что прав был Г.Степанов, утверждавший, что «словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают». 2. Итак, мы пришли к выводу, что утверждение Г.Степанова является справедливым. 3. Я считаю, что этими примерами мне удалось доказать правоту Г.Степанова.
О почерке Помните, что задания С1 (изложение) и С2 (сочинение) будут проверять эксперты. Поэтому старайтесь писать не только ГРАМОТНО , но и АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВО , чтобы написанное можно было прочитать без труда.
Б.Паскаль: « Всё наше достоинство заключено в мысли. Будем же учиться хорошо мыслить».
Удачи на экзамене !
Использованные материалы Русский язык. Теория. 5-9 кл .: учеб. для обще-образоват . учреждений / В. В. Бабайцева , Л. Д. Чеснокова . – М.: Дрофа, 2013. – 319с. ГИА 2015 Русский язык. Типовые экзаменационные варианты / Под ред. И. П. Цыбулько . – М.: Национальное образование, 2015. – 224с. http://www.fipi.ru (Проект демоверсии КИМ ОГЭ - 9 2015 г.)
Предварительный просмотр:
Открытый урок русского языка в 9 классе «Подготовка к ГИА:
написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (13.1)»
Цель: Обучающая: 1. Совершенствовать навыки написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Развивающая: 1. Актуализировать познавательную деятельность обучающихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы: логическое мышление, внимание, память, речь, творческие способности. 2. Развивать навыки критического мышления при усвоения информации.
Воспитывающая: Воспитывать ответственность и сознание личной и общественной значимости учения.
Оборудование: рабочие карты «Шпаргалки на ГИА», рабочие листы; мультимедийная презентация
Ход занятия
- Организационный момент. Приветствие
-Здравствуйте, ребята!
- Объявление темы и постановка целей
По окончании 9 класса вам предстоит сдать письменный экзамен по русскому языку, третья часть которого предполагает три альтернативных творческих задания, одно из которых – сочинение на лингвистическую тему. Этот компонент экзамена творческий, наиболее сложный, но и дорогой. За содержательную часть сочинения можно получить 9 баллов.
Запишите тему нашего урока - «Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему».
Определение целей урока обучающимися.
(Какие знания мы повторим на уроке?
- (Что такое сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
- Алгоритм написания сочинения).
Чему должны научиться? (написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему).
- В работе нам помогут так называемые «шпаргалки по ГИА».
Начать работу мне хочется со слов Максима Горького. Он говорил: «Прежде чем написать что-либо, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать». Следуя совету писателя, постараемся ответить на эти вопросы и мы.
III. Актуализация знаний.
1. Повторение теоретического материала .
- Итак, первый вопрос, который задает Максим Горький: ЧТО мы хотим написать? (Сочинение на лингвистическую тему)
- Что представляет собой сочинение? (Создание собственного текста)
- Что предполагает сочинение на лингвистическую тему?
- основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.
Определимся с прилагательным «лингвистический» (произошло от слова «лингвистика». Лингвистика (языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки) работа со словарем.
- Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.
- Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и объяснить их роль в тексте.
- Нам необходимо написать сочинение-рассуждение, а рассуждение, как и любой текст имеет свой стандарт, в основе которого лежат требования жанра и стиля.
-Что отличает тип речи – рассуждение? (Это тип речи, в котором автор размышляет, обдумывает что-либо, объясняет, убеждает, доказывает что-либо, приходит к определенному выводу)
- Какова структура сочинения - рассуждения?
- В процессе работы над рассуждением очень важно помнить, что между тезисом и доказательствами, доказательствами и выводом устанавливаются логические и грамматические связи. Рассуждение подразумевает крепкую логическую связь аргументов.
- Назовите языковые средства связи частей сочинения-рассуждения
(вводные слова, союзы и союзные слова, речевые обороты)
Языковые средства, связывающие тезис и доказательства | Языковые средства, связывающие доказательства и примеры | Языковые средства, связывающие доказательства и вывод |
докажем, найдем, подтвердим, приведём, определим и др.
так как, так что, потому что, поэтому, для того чтобы и др. 3.Синтаксические конструкции: Это подтверждается тем, что… Это обусловлено тем, что… Причина состоит в том, что… Отсюда вытекает… Из этого следует то, что… Из этого вытекает, что… Это позволяет предположить то, что… | 1. Вводные слова: во-первых, … во-вторых, … наконец,… 2. Синтаксические конструкции: Я Я согласен с автором в том, что… Я разделяю точку зрения автора, потому что… Разве можно не согласиться с автором? Конечно, нет. | 1..Вводные слова: таким образом, итак, следовательно, в заключение, как видим 2.Синтаксические конструкции: Итак, можно убедиться в том, что… В заключение сделаем вывод. Подытожим вышесказанное. В итоге мы пришли к выводу. В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что… Примеры из текста стали убедительным доказательством того, что… |
Лексические, местоименные и синонимические повторы: Например: Г. Степанов, автор, он, лингвист Порядок слов в предложении: наиболее важное слово чаще всего ставится в конце предложения |
2. Орфографическая и пунктуационная работа
- Задание. Объясните правописание указанных слов. (Во)первых, (во)вторых, (по)моему, (по)моему мнению, (и)так, (и)так далее, (на)конец, как мне кажет(?)ся, след..вательно, таким обр..зом, потому(что), (по)этому, (по)этому предл..жению.
- Как выделяются вводные конструкции на письме?
- Решите пунктуационные задачи:
С его точкой зрения я однако не согласен.
Однако именно его мнение мне очень близко.
Его утверждение многими принято однако я придерживаюсь другого мнения.
IV. Следующий вопрос, на который мы должны ответить – для чего необходимо писать сочинение на лингвистическую тему?
- С какой целью мы работаем над сочинением на лингвистическую тему?
Цель написания: нужно раскрыть важность этих языковых явлений и речевых умений в речевой деятельности.
V. Наконец, главный вопрос, который можем мы задать себе при подготовке к ГИА – как можно и нужно написать сочинение.
Работа над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему по предложенному тексту
- Очень важно внимательно прочитать задание С 2.1, в котором даны конкретные рекомендации по написанию сочинения. Задание нам с вами хорошо знакомо, критерии тоже.
-Вспомним алгоритм создания сочинения на лингвистическую тему:
сформулировать ТЕЗИС
привести РАССУЖДЕНИЕ НА ТЕОРЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕ
привести ПРИМЕР-АРГУМЕНТ,
иллюстрирующий лексическое понятие
привести ПРИМЕР-АРГУМЕНТ,
иллюстрирующий грамматическое понятие
сделать ВЫВОД –ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ТРЕБОВАНИЯ К ТЕКСТУ: смысловая цельность, речевая связность, последовательность, композиционная стройность
! ГРАМОТНОСТЬ и ФАКТИЧЕСКАЯ ТОЧНОСТЬ !
Как начать сочинение? С чего начинается сочинение. Со вступления.
В нашем случае вступление мы связываем с тезисом. Что является тезисом в нашем сочинении? Тезисом в сочинении С2.1 являются слова Г. Степанова «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».
Существуют различные способы написания вступления.
Варианты вступления
Вступление может быть написано в виде: | Пример |
… фразы, принадлежащей автору высказывания | Известный лингвист Г. Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика - как они думают». Попробуем разобраться в этом высказывании. |
… вопросов | Можем ли мы согласиться с утверждением известного лингвиста Г. Степанова о том, что «словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика - как они думают». Разберёмся в этих вопросах. |
… умолчания | Словарный состав и грамматический строй языка… Можно ли утверждать, что они влияют на речь человека? Известный лингвист Г. Степанов говорил, что «словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика - как они думают». Разберемся в этом. |
… согласия или несогласия с автором | Известный лингвист Г. Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика - как они думают». Я согласен с автором высказывания и попытаюсь доказать это. |
… именительного темы | Словарный состав языка. Грамматика. Какова их роль в языке? Как они влияют на речь человека? Известный лингвист Г. Степанов утверждает, что «словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика - как они думают». Разберемся в этих вопросах и мы. |
… предложений, констатирующих актуальность темы | Г. Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика - как они думают». Я думаю, что известный лингвист говорил о единстве содержания и формы языка – о единстве лексики и грамматики, что очень важно. Постараюсь доказать свою точку зрения. |
Я предлагаю вам выбрать один из вариантов вступления и его записать
- Ещё раз обратите внимание на то, какой фразой завершается каждое вступление и тем самым осуществляется переход к основной части сочинения.
Как писать основную часть?
О чем мы должны написать в основной части?
В основной части вы должны привести рассуждение на лингвистическую тему, назвать одно лексическое и одно грамматическое явление, привести примеры-аргументы из текста, иллюстрирующие лексическое и грамматическое явления.
Какие две темы можно выделить в высказывании Георгия Степанова? (словарь языка и грамматика)
Что имеет в виду автор, говоря о словаре? | - Что имеет в виду автор, говоря о грамматике? |
Словарь – это лексика - словарный запас языка. - Какова роль лексики в речи? - Человек отличается от всех живых существ тем, что мыслит и может выражать свои мысли. То, о чем думает человек, нашло отражение в лексике. - Благодаря лексике существует название всем предметам, явлениям, действиям, процессам. Всему дано свое название. - Говорят, что словом можно радовать, огорчать, побуждать к действию, значит, лексика может руководить поступками человека. - Лексика всегда выражает мысли, чувства, настроения, отношение к событиям, действиям, поступкам человека. | Грамматика – наука о языке, которая состоит из двух разделов – морфологии и синтаксиса. - Грамматика – это грамматический строй языка. - Какова роль грамматика в речи? Грамматика изучает свойства слов и их изменения. Грамматика отвечает за правильное употребление словосочетаний, предложений, синтаксических конструкций. Грамматика позволяет оформить наши мысли в устной и письменной речи. Благодаря грамматике человек правильно выражает свои мысли. Грамматика позволяет увидеть логику рассуждения говорящего или пишущего, ход его мыслей. |
Какую главную мысль вы должны раскрыть в сочинении? | |
Лексика и грамматика влияют на то, как мыслит и говорит человек. |
Наша речь – один из показателей нашего поведения в жизни, по тому, что человек говорит и как он говорит или пишет, мы можем судить в целом о человеке, о том, как и о чем он мыслит. Потому не случайно Г. Степанов говорит о том, что «словарь свидетельствует, о чем думает человек, а грамматика – как думает».
По заданию к сочинению рассуждение необходимо аргументировать: привести примеры лексических и грамматических явлений из предложенного для чтения текста.
Таблица, в которой указаны такие явления, есть у каждого. Задание состоит в том, что вы должны подобрать примеры к лексическим и грамматическим явлениям, к каким явлениям – указано у каждого в задании.
Лексические явления для аргументации | Грамматические явления для аргументации |
- разговорная лексика; - просторечные слова;
- общеупотребительная лексика; - устаревшие слова: архаизмы; историзмы. - лексика с точки зрения происхождения: - исконно-русские слова; - заимствованные слова.
- профессионализмы; - жаргонизмы; - диалектизмы.
- метафора; - олицетворение, - сравнение, - эпитет, -гипербола, - литота, - многозначные слова - лексический повтор и др. |
|
Работа с тестом
В тексте Максима Горького можно найти множество примеров, иллюстрирующих лексические и грамматические явления.
Конечно же, мы должны внимательно прочитать текст. Мы читаем текст «с карандашом в руках» и отмечаем важные для нас, нужные, по нашему мнению, словосочетания и предложения.
Часть 2
(1) Но особенно памятны мне праздничные вечера, когда дед уходил в гости и бабушка устраивала чай с обильной закуской. (2) В кухню являлся кудрявый, встрёпанный дядя Яков с гитарой; волчком вертелся празднично одетый Цыганок; тихо, боком приходил мастер, сверкая тёмными стёклами очков.
(3) Все много ели и пили, вздыхая тяжко, детям давали гостинцы, и понемногу разгоралось жаркое веселье.
(4) Дядя Яков любовно настраивал гитару, сгибался над ней, изогнув шею, точно гусь.
(5) Его музыка требовала напряженной тишины; торопливым ручьем она бежала откуда-то издали, просачивалась сквозь пол и стены и, волнуя сердце, выманивала непонятное чувство, печальное и беспокойное. (6) Только самовар тихо пел, не мешая слушать жалобу гитары.
- (7) Прочь, грусть-тоска! (8) Ванька, становись! – иногда ухарски кричал музыкант.
(9) Охорашиваясь, одёргивая жёлтую рубаху, Цыганок осторожно, точно по гвоздям шагая, выходил на середину кухни; его смуглые щёки краснели, и, сконфужено улыбаясь, он просил:
- (10) Только почаще, Яков Васильич!
(11) Бешено звенела гитара, дробно стучали каблуки, дребезжала стеклянная посуда; Цыганок огнём пылал, реял коршуном, размахнув руки, точно крылья, незаметно передвигая ноги. (12)Гикнув, он приседал на пол и метался золотым стрижом, освещая всё вокруг блеском шёлка, а шёлк, содрогаясь и струясь, словно горел и плавился.
(13) Цыганок плясал неутомимо, самозабвенно, и казалось, что если, открыть дверь на волю, то он так и пойдёт плясом по улице, по городу, неизвестно куда…
(14) Мастер вдруг поклонился бабушке и стал просить её необычно густым голосом:
- (15) Акулина Ивановна, сделай милость, пройдись разок! (16) Утешь!
- (17) Что ты, свет, что ты Григорий Иваныч? – посмеиваясь и поёживаясь, приговаривала бабушка. – (18) Куда уж мне плясать? (19) Людей смешить только…
(20) Но когда все стали просить её, она вдруг молодо встала, оправила юбку, выпрямилась, вскинув тяжёлую голову, и пошла по кухне, вскрикивая:
- (21) Ну-ка, Яша, перетряхни музыку-то!
(22) Дядя весь вскинулся, вытянулся, закрыл глаза и заиграл медленнее; Цыганок на минуту остановился и, подскочив, пошёл в присядку кругом бабушки, а она плыла по полу бесшумно, как по воздуху, разводя руками, подняв брови, глядя куда-то вдаль тёмными глазами.
(23) Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то. (24) Вот она идёт тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, всё её большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно. (25) Остановилась, вдруг испугавшись чего-то, лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой. (26) Откачнулась в сторону, уступая кому-то дорогу, отводя рукой кого-то; опустив голову, замерла, прислушиваясь, улыбаясь всё веселее, - и вдруг её сорвало с места, закружило вихрем. (27) Вся она стала стройней, выше ростом, и уже нельзя было глаз отвести от нее – так буйно красива и мила становилась она в эти минуты чудесного возвращения к юности!
(28) И все застывали, очарованные пляской и бабушки, и Цыганка. (29) Вот тебе и праздник, и более ничего не надо! (По М. Горькому)
- Из какого произведения данный отрывок? (Максим Горький «Детство» - первая повесть автобиографической трилогии) Эпизод пляски бабушки Акулины Ивановны и Цыганка.
- Какие микротемы вы можете выделить в данном тексте? (игра дяди Якова на гитаре; Танец Цыганка; пляска бабушки)
- Что испытывали все присутствующие, когда слышали звуки музыки и видели танец бабушки и Цыганка? (восхищение, радость, счастье, в душе у каждого был праздник, застывали очарованные пляской)
- Какие слова и обороты оказались яркими, запоминающимися?
- Объясните лексическое значение некоторых слов:
УХАРСКИ – бойко, задорно
ОХОРАШИВАЯСЬ – прихорашиваясь, принаряжаясь
ПЕРЕТРЯХНУТЬ МУЗЫКУ – изменить,
- Какова роль прочитанного нами эпизода в повести? Индивидуальное задание: анализ эпизода из повести М.Горького «Детство»
Учитель: Бабушка Акулина Ивановна была для Алеши самым дорогим и близким человеком, учила его быть добрым, смелым, терпеливым. Она рассказывала о своей нелегкой жизни, сказывала ему сказки. Алеша наблюдал за тем, как она относится к Цыганку, мастеру Григорию, восхищался ее смелостью во время пожара и радовался вместе с ней на празднике.
- Я предлагаю вам выполнить несколько тестовых заданий, связанных с пониманием текста. Решение тестовых заданий:
А1 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему все стали просить бабушку «пройтись разок»?»
- Музыка дяди Якова вызвала у всех печаль.
- Бабушка прекрасно танцевала, но любила, чтобы её долго уговаривали.
- Цыганок не хотел больше плясать один.
- Танец бабушки очаровывал всех своей красотой и выразительностью.
А2 Укажите в каком значении употреблено в тексте слово «утешить» (предложение 16).
- пожалеть
- помочь
- порадовать
- успокоить
А3 Укажите предложение, в котором средство выразительности речи является олицетворение.
- Дядя Яков любовно настраивал гитару, а настроив, сгибался над ней, изогнув шею, точно гусь.
- Только самовар тихо пел, не мешая слушать жалобу гитары.
- Акулина Ивановна, сделай милость, пройдись разок!
- Но особенно памятны мне праздничные вечера…
А 1 - 4 А 2 – 3 А 3 – 2
Нахождение в тексте лексических и грамматических явлений для аргументации. Работа в группах
1 группа
Найдите лексические явления для аргументации, определите их роль в тексте :
Разговорная лексика:
сделай милость (15) - устар., ирон. – выражение согласия или просьбы;
пройди разок - уменьш. (15); утешь (16);
боле ничего не надо (28) - разг. от больше; поеживаясь (17);
перетряхни музыку-то (21) – разг. – то же, что перетрясти
охорашиваясь (9) – разг. – оправляясь, прихорашиваясь, придавать себе более нарядный, красивый вид.
Эмоционально-экспрессивная лексика:
прочь, грусть-тоска (7); ухарски кричал (7); разг. Свойственный ухарю, задорно-молодецкий. (Ухарь – разг. – человек бойкий, с задором, готовый на необдуманные поступки)
Использование разговорной и эмоционально-экспрессивной лексики позволяет дать яркую словесную характеристику героям – бабушке Акулине Ивановне и Цыганку,
Позволяют автору выразить отношение к тому, о чем рассказывает автор.
2 группа
Найдите лексические явления для аргументации, определите их роль в тексте:
Эпитеты
дядя кудрявый, встрепанный (2); чувство печальное, беспокойное (5);
бабушка буйно красива и мила (27).
Эпитеты в предложениях усиливают выразительность, образность языка,
… придают языку гибкость, живость, выразительность при описании предметов, явлений, свойств. (описанию танца бабушки)
… передают психологическую атмосферу, настроение, внутреннее состояние человека.
… помогают слову обрести красочность, насыщенность
… делают речь яркой и выразительной,
… вызывают определенное отношение к главной героине текста.
… выражает чувства, настроения
Фразеологизм
глаз не отвести (27) … придают речи яркость и выразительность
3 группа
Сравнения
вертелся волчком (2); изогнув шею, точно гусь (4); Цыганок осторожно, точно по гвоздям шагая (9);
Цыганок огнем пылал, реял коршуном, размахнув руки, точно крылья(11);
метался золотым стрижом (12); шелк словно горел и плавился (12);
плыла по полу бесшумно, как по воздуху (22); бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то (23)
Делают речь более яркой и образной, позволяют более выразительно представить танец, повышают эмоциональную выразительность текста
Сравнения создают яркий незабываемый образ
Олицетворения
музыка бежала торопливым ручьем (5); самовар тихо пел, не мешая слушать жалобу гитары (6).
… придают поэтическую яркость речи,
… создают живое представление о предмете,
4 группа:
Найдите грамматические явления для аргументации, определите их роль в тексте :
Предложения с однородными членами
шёлк, содрогаясь и струясь, словно горел и плавился (12);
поклонился и стал просить (14); посмеиваясь и поеживаясь, приговаривала (17);
молодо встала, оправила юбку, выпрямилась, пошла по кухне (20);
встряхнулся, вытянулся, закрыл глаза и заиграл медленнее (22)
идет тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки (24)
Так, однородные члены могут выражать различные отношения между предметами, явлениями или событиями: отношения соединения их, противопоставления или исключения.
Например, ряды однородных членов в предложении 21 позволяют автору путём перечисления показать удивительный, яркий, выразительный танец бабушки, Цыганка.
Ярче описать речевую ситуацию.
Градация
Градация (13)
Предельно точно и выразительно передает мысль автора о силе и красоте танца.
5 группа
Найдите грамматические явления для аргументации, определите их роль в тексте :
Предложения с обращениями
Предложения с обращениями Что ты, свет, что ты, Григорий Иванович (17);
Позволяют назвать того, к кому обращаются с речью
Диалог (15, 17) Способствует оживлению рассказа, разнообразит речь, воспроизводит живу речь, характеризующую персонажей
Инверсия
(5) непонятное чувство, печальное и беспокойное
Позволяет выделить наиболее значимые, важные слова.
Задание для класса:
- Поскольку мы сейчас с вами изучаем сложноподчиненные предложения, найдите в тексте СПП, определите их вид.
С какой целью автор употребляет СПП в речи?
СПП помогают сделать текст эмоциональным, законченным, полным, а значит, более выразительным.
СПП помогают более точно, полно, эмоционально передать чувства, мысли автора и героев текста.
Использование СПП дает возможность выразить более сложные мысли.
Использование СПП позволяет выразить мысли более полно.
Эти предложения (слова, выражения) вы будете использовать в своём сочинении в качестве примеров.
Как оформлять примеры в сочинении?
Требования к примерам:
• должно быть 2 примера из указанного текста
• должны быть проиллюстрированы лексическое и грамматическое понятия;
• каждый пример должен соответствовать указанной функции;
Главное! Назвать лексическое или грамматическое явление – прокомментировать явление
Разбор примеров:
- Так, например, использование в предложении 27 фразеологизма (названо лексическое явление) («глаз не отвести») (приведен пример из текста) делает речь образной, яркой, выразительной, позволяет выразить свое отношение к танцу бабушки Акулины Ивановны (прокомментировано лексическое явление).
- Использование однородных членов предложения в предложениях 17, 20 ( названо грамматическое явление, приведен пример из текста) позволяет точнее описать ситуацию, ярче и выразительнее представить танец бабушки и Цыганка (прокомментировано грамматическое явление).
Образцы оформления примеров-аргументов у вас имеются, самостоятельно запишите по одному примеру лексического и грамматического явлений.
- Как можно оформлять примеры. ?
1) В предложении … (« … ») автор использует ……
2) Так, например, использование … («…») в предложении …
3) Обратим внимание на предложение … , в котором автор использует …
4) Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста. В нем автор прибегает к использованию …
5) Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует … .
6) В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста.
7) Рассмотрим … предложение. В нем использована … . Это подтверждает наш вывод о том, что … .
О чем писать в заключении?
Последняя композиционная часть вашего сочинения – концовка. Она завершает текст и придает вашим рассуждениям законченный вид. Концовка содержит общие выводы, при формулировке которых используются речевые клише, образцы.
Рассмотрим несколько образцов заключения:
1. Таким образом, можно уверенно сказать, что прав был Г.Степанов, утверждавший, что «словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают».
2. Итак, мы пришли к выводу, что утверждение Г.Степанова является справедливым.
3. Я считаю, что этими примерами мне удалось доказать правоту Г.Степанова.
4. Таким образом, смысл высказывания Г. Степанова я вижу в том, что и словарный запас человека, и знание основ морфологии, синтаксиса, пунктуации помогают ему правильно и ярко оформлять свою речь.
5. Таким образом, в том, как мыслит и о чем говорит человек, заключается его сущность.
6. В заключение хотелось бы сказать, что утверждение Г.Степанова абсолютно справедливое.
7. Итак, мы убедились в том, что лексика и грамматика влияют на то, как мыслит и говорит человек.
8. Примеры из текста стали убедительным доказательством высказывания Г.Степанова.
________________________________________________________________________
Несколько советов в заключение:
1. В сочинении должно быть 4 абзаца. Это очень важно!
- 1 абзац - тезис,
• 2 абзац - функция или довод №1 с примером или примерами,
• 3 абзац - функция или довод №2 с примером или примерами,
• 4 абзац - вывод.
2. Объем сочинения – не менее 70 слов. Более 150 слов нежелательно.
3.Почерк – разборчивый, аккуратный.
4. Помните: ваш ответ на вопрос – гармоничное сочетание анализа и интерпретации текста, а не его пересказ!
5. Используйте в работе высказывания о языке и речи известных лингвистов, писателей.
Самостоятельная работа
- Мы с вами проследили основные этапы написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по тексту М.Горького. Используя все материалы, напишите сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Некоторым предлагается написать сочинение по шаблону.
Чтение творческих работ.
Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, оценить работу по критериям.
Подведение итогов.
- «Чаще поворачивай стиль », - говорили древние греки. Они, действительно, часто поворачивали свои стили (острые палочки для письма), чтобы стереть написанное на дощечках, покрытых воском, и написать лучше. Так и нам, чтобы хорошо научиться писать сочинения, нужно много работать и не лениться. Я искренне хочу помочь каждому из вас обрести полную уверенность в своих способностях в написании сочинения, хочу помочь вам достойно сдать выпускные экзамены. Возьмите за основное правило работы над сочинением слова Б.Паскаля: «Всё наше достоинство заключено в мысли. Будем же учиться хорошо мыслить».
Рефлексия. Оцените свое состояние на уроке:
- Спокойное рабочее Безразличное Тревожное
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок. Подготовка к ГИА. Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в 9А классе.
Обучение написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в рамках подготовки к ОГЭ....
Открытый урок. Подготовка к ГИА. Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в 9А классе.
написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему....
Открытый урок. Подготовка к ГИА. Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в 9А классе.
написание сочинениея-рассуждения на лингвистическую тему....
Подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по УМК С.И.Львовой, В.В.Львова
Система упражнений, направленных на подготовку учащихся к написанию сочинений-рассуждений на лингвистическую тему...
Подготовка к ЕГЭ (Часть С) План-конспект урока русского языка в 10 классе Подготовка к написанию сочинения - рассуждения (часть С, ЕГЭ) Тема «Учимся понимать исходный текст»
Разработка открытого урока по русскому языку в 10 классе с использованием компьютерного оборудования. Учить анализировать содержание исходного, подготовить к написанию сочинения-рассуждени...
Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»
Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...
Разработка урока русского языка в 9 классе. Подготовка к ОГЭ. Написание сочинения-рассуждения. Часть 3. Задание 13.3
Подготовка к ОГЭ по русскому языку в 9 классе. Среди многих умений, которыми должны обладать учащиеся, важными, конечно же, являются навыки написания сочинения в жанре рассуждения. Данная разработка п...