Методическая разработка урока русского языка в 5 классе « Предложения по цели высказывания»
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
Образовательные:
ü создать условия, способствующие приобретению знаний по теме «Предложения по цели высказывания";
ü научить распознавать предложения по цели высказывания;
ü научить интонационно правильно произносить повествовательные, побудительные и вопросительные предложения;
Развивающие:
ü развивать творческие способности учащихся;
ü научить использовать разные по цели высказывания предложения с учетом речевой ситуации.
Воспитательные:
ü воспитывать интерес к русской литературе и культуре;
ü расширять кругозора учащихся;
ü воспитывать эстетический вкус.
ü воспитывать любовь к русской природе
Планируемые результаты:
Предметные: определять тип предложений по цели высказывания; правильно произносить повествовательные, побудительные и вопросительные предложения.
Метапредметные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения.
Личностные: формировать интерес к русскому языку и родной культуре.
Технологии: проблемно-диалогическая.
Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая, творческая.
ü Внутрипредметные связи: развитие речи (составление разных по цели высказывания предложений с учетом речевой ситуации).
Виды деятельности учителя: организует, направляет, контролирует.
Виды деятельности учащихся: находят и объясняют правописание орфограмм, определяют вид предложения в зависимости от цели высказывания, составляют предложения повествовательные, вопросительные, побудительные.
Материалы и оборудование: раздаточный материал в виде кленовых листочков разного цвета (в зависимости от задания), учебник «Русский язык 5 класс» под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. ; Просвещение, 2012 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidy_predlozheniy_po_tseli_vyskazyvaniy.doc | 217.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе
« Предложения по цели высказывания»
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
Образовательные:
- создать условия, способствующие приобретению знаний по теме «Предложения по цели высказывания";
- научить распознавать предложения по цели высказывания;
- научить интонационно правильно произносить повествовательные, побудительные и вопросительные предложения;
Развивающие:
- развивать творческие способности учащихся;
- научить использовать разные по цели высказывания предложения с учетом речевой ситуации.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к русской литературе и культуре;
- расширять кругозора учащихся;
- воспитывать эстетический вкус.
- воспитывать любовь к русской природе
Планируемые результаты:
Предметные: определять тип предложений по цели высказывания; правильно произносить повествовательные, побудительные и вопросительные предложения.
Метапредметные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения.
Личностные: формировать интерес к русскому языку и родной культуре.
Технологии: проблемно-диалогическая.
Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая, творческая.
- Внутрипредметные связи: развитие речи (составление разных по цели высказывания предложений с учетом речевой ситуации).
Виды деятельности учителя: организует, направляет, контролирует.
Виды деятельности учащихся: находят и объясняют правописание орфограмм, определяют вид предложения в зависимости от цели высказывания, составляют предложения повествовательные, вопросительные, побудительные.
Материалы и оборудование: раздаточный материал в виде кленовых листочков разного цвета (в зависимости от задания), учебник «Русский язык 5 класс» под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. ; Просвещение, 2012 год
Ход урока.
- Организационный момент.
Учитель приветствует учащихся, создает комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку.
Добрый день, ребята!
Я пожелаю только улыбаться,
По пустякам не раздражаться
Не нервничать и не кричать,
А, в общем, смело отвечать.
- Актуализация знаний.
Учитель создает проблемную ситуацию. Учащиеся исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения
- Отгадайте загадку:
Зажгла огней рябиновый костер.
То - щедрая красавица
Игриво улыбается
И охраняет всех косым дождем (осень.)
- Догадайтесь, на какую тему будут сегодня наши задания (учащиеся отвечают).
- Да, наша сегодняшняя тема – осень.
Работа с текстом (приложение 1).
Учитель читает стихи:
Посп.вает брусника,
Стали дни х.лоднее.
И от птичьего крика
В сер.це стало грус.нее.
Стаи птиц ул.тают
Прочь, за синее море.
Все д.ревья блистают
В разноцветн.м убор.. (К. Бальмонт)Беседа:
- Индивидуальные задания (4 человека у доски – Приложение 2):
- Разобрать по составу слова и вставить пропущенные буквы: .СЕННИЙ, ПР.ГУЛКА, УЛ.ТАЮТ.
- Из текста выписать и разобрать одно именное словосочетание и одно глагольное словосочетание.
- Синтаксический разбор последнего предложения.
- Гимнастика для глаз.
В небесах – сиянье (смотрят вверх)
Под ногой – шуршанье (смотрят вниз)
А вокруг – молчанье (рисуют круг взглядом)
- О чем это? (об осени)
- Целеполагание.
- Беседа.
- Из чего состоит текст? (Из предложений)
- Каковы грамматические признаки предложения? (учащиеся называют грамматические признаки предложений)
- Запись предложений в тетрадь.
Я видел багровое солнце. Ты видел багровое солнце? Нарисуй багровое солнце.
По цели высказывания различаются повествовательные, вопросительные и побудительные предложения
Создание проблемной ситуации:
- Какое слово в этих предложениях является словарным?
- Чем похожи эти предложения? А чем отличаются? ( целью)
- а) Если цель нашего высказывания - сообщить о чем-либо, поделиться чувствами, мыслями, то мы используем повествовательные предложения.
б) Если цель высказывания - спросить о чем-либо, то мы используем вопросительные предложения.
В вопросительных предложениях голос повышается на самом важном для смысла вопроса слове. Это слово может стоять в различных частях предложения. Различению вопросительных предложений часто помогают такие вопросительные слова (они записаны на доске): кто? что? где? куда? откуда? сколько?, а также частицы ли, неужели, разве.
в) Если цель высказывания – побудить к чему-либо, попросить, приказать что-то сделать, то мы используем побудительные предложения.
Просьба: Берегите природу!
Дружеский совет: Расскажи мне, пожалуйста, об осени.
Приказ: Не ходи ты ко мне под окно и зеленой травы не топчи?
- Обобщение изученного.
- Игра «Третий лишний» (по группам – Приложение 6)
Учащиеся находят лишнее предложение и объясняют условия выбора.
1 группа: а) Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу...
б) Что ж так горестно парус склоняется,
Белый парус в далекой дали?
в) Уже румянит осень клены,
2 группа: а) А ельник зелен и тенист.
б) Осенние листья по ветру кружат.
в) Красива осень, не правда ли?
3 группа: а) А когда осени особенно весело, она устраивает листопад?
б) Посмотри, осень улыбнулась, и ярко засияло солнце.
в) Прислушайся: осенние листочки шуршат под ногами и что-то нашептывают.
2. Игра «Угадай предложение»
Если вы слышите побудительное предложение – то встаете, если повествовательное – сидите, если вопросительное – хлопаете в ладоши.
1. Осенняя пора, очей очарованье.
2. Полюбуйтесь, маскарад, лес меняет свой наряд.
3. Кто приходит к нам осеннею порой?
4. Сколько листьев залетело к нам в окно?
5. Собирайте их скорей, пока светло!
6. И снова осень наступает.
А) Задание для 1-й группы: придумать и записать по картинкам по одному повествовательному, побудительному, вопросительному предложению.
Б) Задание для 2-й группы: найти в данных текстах повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. Выписать их в тетрадь (по одному), подчеркнуть грамматическую основу.
Листья падают, листья падают.
Стонет ветер,
Протяжен и глух.
Кто же сердце порадует?
Высоко в небе звонко курлычут журавли. Они собираются в стаи и летят на юг. Прислушайся: где-то в вышине перекликаются дикие гуси. В родных краях становится очень холодно? Да, поэтому они вынуждены лететь туда, где тепло.
В) Задание для 3-й группы: определить вид предложения по цели высказывания.
Сентябрь — время боровиков, груздей, рыжиков и белянок.
Опавшая листва устилает землю?
Алеша, помоги мне поймать курицу!
- ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
Я закрываю глаза (закрывают глаза)
И предо мной полоса
Милых для сердца равнин…
Сколько осенних картин!
Вот моя улица, сад…
И листопад, листопад…(открывают глаза)
- Итог урока.
- Работа в парах (Приложение 9).
- Как можно быстрее из каждой строчки выберите лишь те буквы, которые не повторяются, и составьте из них предложение. Каким оно является по цели высказывания?
АОБООУАДА – БУД
ИПЬРТПЕИР – ЬТЕ
ЭПВФЭСФПЕ – ВСЕ
ВЮЛГДВЛАЮ – ГДА
ЖЗС УУЧЖАЗ – СЧА
ОАСАОТАЛО – СТЛ
ГЦИДВГЦЫД ! – ИВЫ
БУДЬТЕ ВСЕГДА СЧАСТЛИВЫ! – побудительное.
- Учитель анализирует работу учащихся на уроке. Дает рекомендации и памятки к правилу. Учащиеся анализируют свою работу и работу группы на уроке.
- Дифференцированное домашнее задание: выучить правило на стр. 59, упражнение 145 (1 группа), упражнение 146 (2 группа), упражнение 144 (3 группа).
- Рефлексия.
Учитель предлагает закончить любое из понравившихся предложений:
- На этом уроке я узнал, что...
- Мне было сложно, когда...
- Я удивился, когда …
Учащиеся выражают личное отношение к процессу и результатам урока
Всем спасибо за урок!
Приложение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия
Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....
Методическая разработка урока русского языка в 8 классе по теме: "Назывные предложения. Роль назывных предложений в художественной литературе".
Методическая разработка для учащихся 8-го класса....
Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.
Тема: Обобщение знаний об имени существительном.Цель урока:Образовательная:· обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...
Методическая разработка урока. Русский язык. 8 класс. Понятие об односоставных предложениях.
Цель урока: 1)углубить общее представление учащихся об односоставных предложениях...
Методическая разработка урока русского языка в классе - комплекте
Урок разработан в технологии модульного обучения....
Методическая разработка урока русского языка 5 класс «Диалог»
разработка урока русского языка "Диалог"...
Учебно-методическая разработка урока русского языка Тема: Склонение числительных, обозначающих целые числа (Опыт моделирования учебной информации на уроках русского языка в 6 классе)
В разработке представлен опыт моделирования учебной информации при изучении особенностей склонения количественных числительных, обозначающих целые числа.В основе работы на уроке лежи...