Учебно-методическая разработка урока русского языка Тема: Склонение числительных, обозначающих целые числа (Опыт моделирования учебной информации на уроках русского языка в 6 классе)
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

В разработке  представлен  опыт моделирования учебной информации при изучении особенностей склонения  количественных числительных, обозначающих целые числа.

В основе работы на уроке лежит следующий алгоритм:

1. самостоятельное изучение правила,

2. создание модели правила,

3. проговаривание правила с опорой на модель,

4. выполнение упражнения с опорой на модель.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   Учебно-методическая разработка урока русского языка

Тема:  Склонение числительных, обозначающих целые числа

(Опыт моделирования учебной информации на уроках русского языка в 6 классе)

Пояснительная записка

        Изучение числительных  сопряжено  с целым рядом трудностей, обусловленных:

  • своеобразием данной части речи, большим количеством типов числительных,
  • многообразием  правил правописания имени числительного, в зависимости от его типа.

Учитывая чрезвычайную сложность темы «Склонение числительных», следует  обратить внимание на  необходимость  тщательного отбора методов и приемов ее изучения.

Приводимая ниже методическая разработка  урока предполагает использование игровой формы работы, что, несомненно, способствует  оптимизации усвоения такой важной темы, как «Склонение количественных числительных». Игровая форма урока, «Заседание ученого совета института языкознания»,  позволяет учащимся  без особого труда усвоить алгоритм действия при работе с учебной информацией, предполагающий ее моделирование и последующее запоминание:

  • самостоятельное изучение теоретического материала,
  • составление схем-блоков,
  • выполнение  упражнений с опорой на схемы-блоки.

Более  прочному усвоению материала способствует  четырехкратное выполнение учебных действий  (4 блока).

        Обучающие цели:

  • познакомить с правилами склонения числительных, обозначающих целые числа,
  • формировать навыки склонения количественных числительных, обозначающих целые числа,
  • познакомить с информацией из истории некоторых числительных.

Развивающие:

  1. Развивать навыки регулятивных УУД (планирования, контроля, самоконтроля, самооценки, коррекции),
  2. Учить осуществлять обратную связь (сопоставлять планируемые  и достигнутые результаты),
  3. Развивать  навыки самостоятельного изучения теоретического материала,
  4. Формировать навыки моделирования учебной информации,
  5. Развивать навыки построения учебного высказывания  с опорой на модель.

Воспитательные :

  1. Воспитывать любовь к родному языку,
  2. Формировать устойчивый познавательный интерес к предмету, желание участвовать в творческом, исследовательском процессе,

Ход урока

  1. Вступительный этап урока.

Мотивация. Целеполагание

Председатель ученого совета

Не так давно  наша экспертная группа проводила опрос учащихся, а также анализировала особенности их речи, в результате чего пришла к  ряду важных выводов:

  • Имя числительное – часть речи, которая используется человеком очень часто.
  • Употребление имени  числительного не всегда оказывается правильным.
  • Следует обратить внимание на  обучение правильному  употреблению числительных в речи.

Сегодняшнее заседание ученого совета будет посвящено проблемам правописания числительных, обозначающих целые числа.  Позвольте представить присутствующих на сегодняшнем заседании:

– Председатель ученого совета –  (ФИО учителя),

– научные сотрудники института языкознания (все остальные ученики)

Утвердим повестку дня заседания – СКЛОНЕНИЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ, ОБОЗНАЧАЮЩИХ ЦЕЛЫЕ ЧИСЛА (это тема урока. Она записана на доске) Прошу за данную повестку проголосовать.  Кто ЗА? Кто ПРОТИВ?

Повестка принята единогласно.

Целеполагание:

Сегодня вы

  • Узнаете правила склонения количественных числительных, обозначающих целые числа,
  • Научитесь  строить модели этих правил, которые помогут их быстро запомнить, правильно употреблять целые числительные.
  • Осознаете необходимость изучения правописания имен числительных.

Предлагаю следующую процедуру работы (записано на плакате):

  • Самостоятельное исследование теоретического материала по блокам, его анализ.
  • Составление схем – блоков.
  • Экспериментальная проверка.
  • Подведение итогов работы.

Кто за данную повестку дня –  прошу голосовать. Кто ЗА? Кто ПРОТИВ? Воздержавшиеся?

II. Практический этап работы

Блок I (5-20,30)

1. Самостоятельное изучение правила  на с. 124    и его анализ:

 Председатель:

Какие числительные относятся к 1 блоку? (5-20 и 30).

 Каковы особенности склонения данной группы числительных? (как у существительных 3 склонения)

Представим материал в виде схемы-блока.

2. Составление схемы-блока:

                                                   Р

                5-20,30                       Д                          И

                                                   П

- Озвучивание схемы (правило без  опоры на  учебник)

3. Экспериментальная проверка –  выполнение упр.

Блок II (40,90,100)

  1. Самостоятельное изучение правила  на с. 125 и его анализ:

– Какие числительные относятся ко 2 блоку? (40, 90, 100)

– Каковы особенности их склонения? (они имеют только 2 формы)

  1. Составление схемы-блока

                                               И

                                               В                       ,     О

    40,90,100

                                               Р

                                               Д                      А

                                               Т

                                               П

– Озвучивание схемы-блока (правило) : Числительные 40, 90, 100  в И.п. и В.п. имеют окончания : нулевое(40), -О (90,100). В      Р, Д, Т, П  они имеют окончание А .

Председатель:

Сорок первоначально было существительным,  и обозначало «мешок», в который помещается 40 собольих шкурок, бывших в то время денежной единицей. Этого же корня и сорочка, вначале представляющая собой мешок с  разрезами для головы и рук. Числительное 90 произошло из словосочетания «девять до ста».

3. Экспериментальная проверка

Председатель: Переходим к этапу экспериментальной проверки, которая покажет, как схема работает на практике.

– упр.335  –  задание по блоку 1. (работа по группам).

Блок III (50-80, 200-900)

1. Самостоятельное изучение правила  на с. 130  и его анализ:

– Какие числительные  входят в 3 Блок? (50-80, 200-900,  сложные числительные)

– Каковы особенности их склонения?

2. Составление схемы-блока

                     

                                  50-80

                                                                    Склоняются обе части

                                200-900

                       

  – Озвучивание схемы-блока (правило): у числительных от 50 до 80, от200 до 900 склоняются обе части.

Ученый секретарь  оглашает в рамке  на с. 130  образец склонения.

3. Экспериментальная проверка

1 группа – по карточкам

2 группа – упр. 337.

                                               

Блок IY.

1. Самостоятельное изучение правила  на с. 130  и его анализ:

– Какие числительные  входят в 4 Блок? (составные числительные)

– Каковы особенности их склонения?

2. Составление схемы-блока:

     

                  Составные                              Склоняются

                  числительные                        все слова

– Озвучивание схемы-блока (правило): У составных числительных склоняются обе части.

3. Экспериментальная проверка

Упр.338

                       III. Проверочный этап работы

  1.  Решение кроссворда

  1. 6 – Р.п
  2. 40 –  Д.п.
  3. 200 – Д.п.
  4. 50 – Т.п.
  5. 90 – В.п.
  6. 1000000 – И.п.
  7. 500 – Т.п.
  8. сообразительность
  9. 700 – Д.п.
  10. 70 – Р.п.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответы:

1

ш

е

с

т

и

2

с

о

р

о

к

а

3

д

в

у

м

с

т

а

м

4

п

я

т

ь

ю

д

е

с

я

т

ь

ю

5

д

е

в

я

н

о

с

т

о

6

 

м

и

л

л

и

о

н

7

п

я

т

ь

ю

с

т

а

м

и

8

с

о

о

б

р

а

з

и

т

е

л

ь

н

о

с

т

ь

9

с

е

м

и

с

т

а

м

10

с

е

м

и

д

е

с

я

т

и

А теперь найдите по вертикали спрятавшееся слово (трудолюбие)


2. Контрольный срез:

        Выявить качество нашего  научного исследования нам поможет небольшое проверочное задание (карточки по группам).

Карточка 1

                                    Напиши числительные словами:

        Из 500 ………  кг. макулатуры можно получить около 380……………

кг  новой бумаги. Я проехал около 40 ………. или 50 ………… километров.

Карточка 2

Поставь числительные в указанную падежную форму и составь с ними предложения:

У 409 …………………………………..учеников (Р.п.)

В 160 ………………………………… случаях (П.п.)

Около 296…………………………….. лет (Р.п.)

IY. Подведение итогов

  1. Какое научное открытие мы сегодня сделали?
  2. Пользуясь составленными схемами, расскажите, как склоняются различные группы числительных.
  3. Заполните карточки самооценки:

Если ты  сделал следующее:

  • был внимателен на уроке, не отвлекался,
  • отвечал на все вопросы учителя,
  • сам выполнял все задания,
  • сможешь получить приобретенные навыки в аналогичных ситуациях и более сложных,

  то можешь ставить себе «5».

Если ты:

  • был внимателен и работал почти весь урок,
  • отвечал на большинство вопросов учителя,
  • почти все выполнял сам,
  • можешь применить приобретенные навыки  в аналогичных ситуациях,

то можешь ставить себе «4».

Если же ты :

  • не всегда был внимателен,,
  • отвечал  только на  некоторые вопросы учителя,
  • не все мог выполнить сам,
  • не сможешь применить полученные знания в аналогичных ситуациях,

то можешь ставить себе «3».

  1. Вручение дипломов самым активным сотрудникам
  2. Закрытие заседания ученого совета.

На дом: написать мини-сочинение , в котором употребляются все виды целых количественных числительных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока русского языка по теме: "Подготовка к сочиненю - описанию по картине А.Н. Комарова «Заяц на дереве»." 5 класс

Тема: Р/р Подготовка к сочиненю - описанию по картине  А.Н. Комарова «Заяц на дереве».Цели:Обучающая: научить учащихся особенностям построения рассказа на   основе картины.Развивающая: ...

Активизация учебной деятельности на уроках русского языка в классах с ОВЗ через использование различных видов диктантов.

Примеры словарных диктантов,с помощью которых можно организовать работу со слабыми учащимися....

Методические разработки урока русского языка по теме "Собирательные числительные" в 6 классе, внеклассного мероприятия "Город, что сердцу дорог!" в 8 классе и календарно-тематического планирования по литературе в 6 классе

Урок по теме «Собирательные числительные» относится  к типу уроков объяснения нового материала.  В его  структуре выделяются следующие компоненты: организационный момент,  повторен...

Учебно-методическая разработка урока русского языка по теме:"Слитное написание союзов".

Данная разработка содержит актуальный материал,призванный помочь учителю более качественно излагать учащимся такой материал,как правописание союзов....

Моделирование учебных ситуаций на уроке русского языка при изучении темы «Повелительное наклонение глагола» в 5 классе»

Целью данной работы является создание проблемной  ситуации на этапе мотивации . Цель этапа: мотивировать учащихся к учебной деятельности и установить  тематические рамки учебной деятельности...

Методическая разработка урока русского языка, формирующего элементы мыслительных операций "анализ" и "синтез", по теме: «Правописание не с именами прилагательными» (5 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания (в основе системно-деятельностный подход)Цель урока: формирование у обучающихся навыков правописания не с именами прилагательными.Задачи: 1. Вспомнить п...

Методическая разработка урока русского языка, формирующего элементы мыслительных операций "анализ" и "синтез", по теме: «Правописание не с именами прилагательными» (5 класс)

Цель урока: формирование навыков правописания не с именами прилагательными.Задачи: 1. Формирование элементов мыслительных операций анализ и синтез.2. Вспомнить правило не с именами существительными.3....