Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс "Виды глагола"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по предмету «Русский язык»
Класс: 5
УМК: Разумовская М.М., Львов С.И., Капинос В.И. и др. «Русский язык. 5 класс. В 2-х частях». Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва «Дрофа», 2017.
Тема урока: «Вид глагола»
Цели урока:
1. Деятельностная:
- формировать представление о видах глагола;
2. Предметно-дидактическая:
- познакомить с различиями между глаголами совершенного и несовершенного вида.
Задачи:
Образовательные:
- формировать умения распознавать в тексте глаголы совершенного и несовершенного вида;
- научить отличать совершенный вид глагола от несовершенного вида глагола;
- сформировать орфографическую компетентность учащихся;
Развивающие:
- развивать орфографическую зоркость, умение применять правило на практике;
- обогатить речь школьников;
- развить творческие способности, образное мышление;
Воспитательные:
- воспитывать внимание друг к другу, доброжелательность;
- способствовать достижению успеха в деятельности каждого учащегося.
Планируемые образовательные результаты урока:
1. Личностные:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- определять общие для всех правила поведения;
- определять правила работы в группах;
- оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
2. Метапредметные:
- владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать;
- искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы;
- строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности.
3. Предметные:
- повторить и закрепить знания о глаголе;
- уметь определять вид глагола;
- отличать глаголы разных видов по вопросам.
Тип урока:
- По ведущей дидактической цели: урок усвоения новых знаний;
- По способу организации: комбинированный;
- По ведущему методу обучения: практический.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемный.
Средства обучения: школьный учебник, раздаточный материал (карточки), презентация.
Ход урока:
Этапы урока | Методы обучения | УПЗ урока | Формируемые УУД | Методы оценки, самооценки. | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Организационный момент | словесный | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Создаёт эмоциональный настрой на урок. - Здравствуйте! Я рада приветствовать вас, ребята, и наших гостей на уроке, надеюсь на наше сотрудничество. За окном март, а так хочется лета. Посмотрите на экран. (СЛАЙД 1) Пусть эти маленькие бабочки напоминают вам о лете, а я вам в это время расскажу одну легенду: Жил на свете мудрец, который знал всё. Но один его ученик захотел доказать обратное. Что он сделал? Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: - Как вы считаете, что ответил мудрец? - «Всё в твоих руках». Действительно, ребята, все в наших руках. От того, как вы будете работать сегодня на уроке, насколько будете внимательны, зависят ваши знания. - Ребята, а вы знаете, что увлечением бабочками прошло все детство и юность Сергея Аксакова, чьё имя носит ваша гимназия? (СЛАЙД 2) - Сергей Аксаков коллекционировал бабочек. В рассказе «Собирание бабочек», который написанный им в 1858 году, писатель излагает основные правила и методы собирания и ловли бабочек, все подробно описано и наглядно показано. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, отвечают на поставленные вопросы. | Личностные УУД: готовность учеников к уроку, эмоциональный настрой | |
II. Актуализация опорных знаний 1) Фронтальный опрос | практический | - Ребята, посмотрите: нам пришло письмо. (СЛАЙД 3) Давайте откроем его и прочитаем: (СЛАЙД 4) «Здравствуйте! Ребята, злой чудище разбросал лепестки аленького цветочка, пожалуйста, помогите мне их собрать. Помочь вы можете своими знаниями. Нужно лишь правильно выполнить задания. Надеюсь на вашу помощь». - Ребята, кто это написал нам письмо? - Поможем купцу? Приступим к заданиям! - Сегодня на уроке вы узнаете об одном постоянном признаке изучаемой вами части речи. Но для того, чтобы узнать о ней, необходимо выполнить несколько заданий. Первое – совсем простое. «Отгадайте загадку!» Интересная часть речи В русском языке живёт Кто что делает расскажет: Чертит, пишет иль поёт, Вышивает или пашет, Или забивает гол. Варит, жарит, моет, чистит – Всё расскажет нам … - Верно! Глагол! Сегодня мы с вами продолжаем изучать глагол. Давайте дадим определение глаголу. - Все согласны с определением? - Ребята, вы своими правильными ответами нашли один лепесток цветка. Молодцы! (Учитель клеит первый лепесток цветка на лист бумаги, который повешен на доске) | Отвечают на поставленные вопросы | Регулятивные УУД: Контроль, оценка, коррекция Коммуникативные УУД: Аргументированно излагать свое мнение, участвовать в диалоге Познавательные УУД: Анализировать, обобщать | Устный опрос |
2) Выполнение задания с последующей взаимопроверкой. | практический | - Давайте приступим ко второму заданию. (СЛАЙД 5) Сначала запишите число. Вам необходимо написать словосочетания, выделить главное слово и объяснить орфограммы, определить части речи. Идешь по тропинке, не думать о плохом, ненавидеть ложь. - Какие орфограммы в глаголе нам встретились в данных примерах? (Ь после шипящих в глаголах, слитное и раздельное написание НЕ с глаголами и т.д.). - Молодцы, ребята. (Учитель клеит второй лепесток цветка на лист бумаги, который повешен на доске) | работают в парах, осуществляют взаимопроверку | Познавательные УУД: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия. | взаимопроверка |
III. Постановка учебной цели и задач | Словесный, наглядный | - Ребята, теперь предлагаю вам такую работу. Сравним две записки, которые ваши сверстники написали своим мамам (высвечиваются на экране) (СЛАЙД 6): 1) Мама, я решал задачу и учил стихотворение. 2) Мама, я решил задачу и выучил стихотворение. - Как вы думаете, чья мама не будет волноваться? Почему? - А что не так с содержанием 1-й записки? - Ребята, какому выводу вы пришли? - То есть во 2-й записке действие совершено в полном объёме, а в 1-й - нет. Верно - Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? - Какие цели и задачи мы поставим перед собой? Учитель предлагает учащимся сформулировать тему урока и поставить цель, направляя их при этом. - Молодцы, ребята. Запишите тему. (Учитель клеит третий лепесток цветка на лист бумаги, который повешен на доске) | Учащиеся внимательно читают записки. Делают выводы. Ответ: Мама автора 2-й записки будет спокойна, так как её ребёнок домашнее задание выполнил. Ответ: Наш сверстник пытался решать задачу и учить стих-е, но у него ничего не вышло. Запись темы урока. Учащиеся формулируют тему урока, ставят цели: формировать представление о видах глагола; научиться отличать глаголы сов.вида от глаголов несов.вида. | Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели Коммуникативные УУД: умение управлять своим поведением | дискуссия |
IV. Первичное усвоение новых знаний 1) Поиск решения проблемы | Словесный, практический, проблемный | - Итак, приступим к достижению поставленных целей. На экране записаны предложения: (СЛАЙД 7) Бабочка села на цветок и сложила крылышки. Бабочки порхали с цветка на цветок. - Посмотрите, чем отличаются эти предложения? Зададим вопрос к глаголам. Что сделала? Что делали? - Давайте определим действие. В первом предложении глагол обозначает действие, которое уже закончено, завершено. А во втором предложении действие не закончено, не завершено. - Значит, глаголы в этих предложениях отличаются по завершенности действия. | Учащиеся обсуждают ситуацию. | Регулятивные УУД: Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений; формулировать вопрос (проблему) урока | дискуссия |
2) Работа с правилом | словесный, практический | Формулировка правила. Проверка предположения по учебнику. - Проверим себя. Прочитаем правило в учебнике на стр. 215. - Правильно. | Самостоятельно формулируют правила, знакомятся с теоретическими сведениями в учебнике, делают вывод. | Познавательные УУД: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать. | Коллективная работа |
3) Составление алгоритма (кластер) | практический | - Итак, мы сказали, что глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Теперь запишем в тетрадь алгоритм определения вида глагола. (СЛАЙД 8) Вид глагола (задаём вопрос) Что делать? Что сделать? Несовершенный вид Совершенный вид Подберите по два примера к каждому виду глагола. Дополните ими схему. (Учитель клеит четвертый лепесток цветка на лист бумаги, который повешен на доске) | Составляют алгоритм по определению вида глаголов, приводят свои примеры. | Коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске и выборе информации | Коллективная работа |
V. Физкультминутка | практический | - А теперь немного отдохнём. Выполним гимнастику для глаз: - Мы глазами поколдуем. Круг огромный нарисуем! Нарисуем мы окно И большущее бревно. Нарисуем лифта бег: Глазки вниз, глазки вверх! Все зажмурились: раз-два! Закружилась голова. Мы глазами поморгали, Вмиг гирлянды засверкали. Смотрим прямо и вперёд – Это мчится самолёт… Раз моргнули, два моргнули – Наши глазки отдохнули! Гимнастика для тела: Из-за парт мы быстро встали И на месте зашагали. А потом мы улыбнулись, Выше-выше потянулись. Сели – встали, сели – встали За минуту сил набрались. Плечи ваши распрямите, Поднимите, опустите, Вправо, влево повернитесь И за парту вновь садитесь. | Дети, сидя за партами, “рисуют” глазами круг, не поворачивая головы, “рисуют” окно, “рисуют” бревно. Для выполнения общей гимнастики встают из-за стола и выполняют упражнение. | Регулятивные УУД: формируют умение соотносить свои действия с действиями учителя, умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, мыслительную. | |
VI. Первичная проверка понимания | практический | - Ребята, будем дальше собирать лепестки аленького цветочка? - На листочке мы видим отрывок из известной сказки С.Аксакова: Ходит честной купец, дивуется; на все такие диковинки глаза у него разбежались, и не знает он, на что смотреть и кого слушать. Ходил он так много ли, мало ли времени - неведомо: скоро сказка сказывается, не скоро дело делается. И вдруг видит он, на пригорочке зелёном цветёт цветок цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером написать. У честного купца дух занимается, подходит он к тому цветку; запах от цветка по всему саду ровно струя бежит; затряслись и руки и ноги у купца, и взговорил он голосом радостным: - Вот аленький цветочек, какого нет краше на белом свете, о каком просила меня дочь меньшая, любимая. И, проговорив таковы слова, он подошёл и сорвал аленький цветочек. - Запишите глаголы в два столбика. (проверка по цепочке). (Учитель клеит пятый лепесток цветка на лист бумаги, который повешен на доске) | Выполняют упражнение, проговаривая алгоритм по определению вида глаголов. | Познавательные УУД: преобразовывать информацию (составлять алгоритм на основе правила и действовать по нему); владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать. Коммуникативные УУД: свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; оказывать взаимопомощь | Практическая работа |
VII. Первичное закрепление изученного материала | Практический, словесный | - Ребята, исправьте речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением вида глагола Однажды Кот и Пёс решали пойти на прогулку в лес. Долго собрались и, наконец, отправлялись. Пошли они, пошли, как вдруг замечали, что заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. «Надо садиться, съедать бутерброды, а там видно будет», — сказывал Пёс. И правда, после еды звери повеселели и быстро находили дорогу домой. - Зачем нам нужно знать вид глагола? (Учитель клеит шестой лепесток цветка на лист бумаги, который повешен на доске) - Ребята, вот вы и собрали цветок. Давайте мы отправим его купцу. Пусть Настенька порадуется. (СЛАЙД 9) Аленький цветочек – символ настоящей любви. Любовь, доброта и сострадание - самые главные человеческие чувства. Я желаю, чтобы вы выросли добрыми честными людьми, готовых ради своих близких на все. | Делают запись в тетрадь. После выполнения упражнения выполняют взаимопроверку. Приходят к выводу, что знание видов глагола необходимо для грамотного письма. | Познавательные УУД: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать. Регулятивные УУД: оценивают степень и способы достижения цели. | Практическая работа, индивидуальная работа |
VIII. Домашнее задание. | словесный | Дифференцированное задание: (СЛАЙД 10)
| Записывают домашнее задание. | Личностные УУД: Самостоятельно выбрать тему домашней работы. Регулятивные УУД: Выполнить все требования к домашней работе Коммуникативные УУД: Обсудить возникающие затруднения по домашней работе. | |
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке, подведение итогов | словесный | - Итак, ребята, о какой важной категории глагола мы сегодня узнали? - Что нового вы узнали? – Как надо действовать, чтобы определить вид глагола? – Найдите «четвёртое лишнее» слово: 1) написать; 2) купаться; 3) читать; 4) смотреть. - Чему научились? - Какие трудности испытали? С чем это связано? - Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем? - Какое задание больше понравилось? Почему? - Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал). - По каким критериям будете оценивать себя? - В заключении, ребята, послушайте сказку о Глаголе: Жил-был Глагол, он очень не любил ленивых. И сам трудился целый день: бегал, летал, скакал, мастерил, варил. Там что-то выкопает, там что-то достроит, там склеит, там пришьет. И все волнуется: успею ли помочь, забегу ли вовремя, смогу ли все трудности преодолеть? - А вы как думаете? (успеет, сможет, добежит). -А глаголы какого вида ему в этом помогут? (глаголы сов.в.) -И мы с вами, ребята, любим доводить начатое дело до конца. Поэтому закончим урок глаголами совершенного вида. Как прекрасен этот мир -посмотри -оглянись -вспорхни -улыбнись | Обсуждают формы работы на уроке и возникшие трудности. | Регулятивные УУД: соотносить цели и результаты своей деятельности; вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. Коммуникативные УУД: излагать свое мнение; оценивать степень успешности достижения. | Устный опрос |
X. Оценивание | словесный | Учитель, комментируя работу учащихся, выставляет оценки. (СЛАЙД 11) | Выставляют оценки в дневник |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе Тема: Обобщение и систематизация сведений по теме «Деепричастие». Учитель русского языка и литературы высшей категории Позниченко В.С.
конспект урока представлен в виде технологической карты в свете новых требований ФГОС...
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе. Тема урока Спряжение глагола.
Основная цель урока-обобщение и расширение накопленных знаний по теме "Глагол". Изучая спряжение глаголов, развиваем на уроке монологическую речь,используя опорные конспекты. Развитию речи...
Технологическая карта урока по русскому языку тема урока "Спряжение глаголов"
Технологическая и методическая карта урока " Спряжение глаголов"....
Урок по разделу «Глагол». Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе "Удивительная часть речи – глагол"
Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков обучающихся.Структура урока: актуализация прежних знаний обучающихся.Форма урока: урок-практикумЦели урока:Обучающие: обобщение...
Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»
Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе "Удивительная часть речи – глагол"
Обучающие цели урока: обобщение изученного по теме «Глагол»: 1. знания учащихся о глаголе как части речи;2. умения находить изученную часть речи;3. обоснование правильности выбора орф...