Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс "Виды глагола"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Сафаргалина Зульфия Гайфулловна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx43.95 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по предмету «Русский язык»

Класс: 5

УМК: Разумовская М.М., Львов С.И., Капинос В.И. и др. «Русский язык. 5 класс. В 2-х частях». Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва «Дрофа», 2017.

Тема урока: «Вид глагола»

Цели урока:

1. Деятельностная:

- формировать представление о видах глагола;

2. Предметно-дидактическая:

- познакомить с различиями между глаголами совершенного и несовершенного вида.

    Задачи:

Образовательные:

- формировать умения распознавать в тексте глаголы совершенного и несовершенного вида;

- научить отличать совершенный вид глагола от несовершенного вида глагола;

- сформировать орфографическую компетентность учащихся;

Развивающие:

- развивать орфографическую зоркость, умение применять правило на практике;

- обогатить речь школьников;

- развить творческие способности, образное мышление;

Воспитательные:

- воспитывать внимание друг к другу, доброжелательность;

- способствовать достижению успеха в деятельности каждого учащегося.

Планируемые образовательные результаты урока:

1. Личностные:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в группах;

оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

2. Метапредметные:

- владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать;

- искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы;

- строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности.

3. Предметные:

- повторить и закрепить знания о глаголе;

- уметь определять вид глагола;

- отличать глаголы разных видов по вопросам.

  Тип урока:

  1. По ведущей дидактической цели: урок усвоения новых знаний;
  2. По способу организации: комбинированный;
  3. По ведущему методу обучения: практический.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемный.

Средства обучения: школьный учебник, раздаточный материал (карточки), презентация.

Ход урока:

Этапы урока

Методы обучения

УПЗ урока

Формируемые УУД

Методы оценки, самооценки.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

2

3

4

5

6

I. Организационный момент

словесный

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Создаёт эмоциональный настрой на урок.

Здравствуйте! Я рада приветствовать вас, ребята, и наших гостей на уроке, надеюсь на наше сотрудничество.

За окном март, а так хочется лета. Посмотрите на экран. (СЛАЙД 1) Пусть эти маленькие бабочки напоминают вам о лете, а я вам в это время расскажу одну легенду:

Жил на свете мудрец, который знал всё. Но один его ученик захотел доказать обратное. Что он сделал? Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?»

А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу».

Мудрец, подумав, ответил:

- Как вы считаете, что ответил мудрец?

- «Всё в твоих руках».

Действительно, ребята, все в наших руках. От того, как вы будете работать сегодня на уроке, насколько будете внимательны, зависят ваши знания.

- Ребята, а вы знаете, что увлечением бабочками прошло все детство и юность Сергея Аксакова, чьё имя носит ваша гимназия? (СЛАЙД 2)

- Сергей Аксаков коллекционировал бабочек. В рассказе «Собирание бабочек», который написанный им в 1858 году, писатель излагает основные правила и методы собирания и ловли бабочек, все подробно описано и наглядно показано.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, отвечают на поставленные вопросы.

Личностные УУД:

готовность учеников к уроку, эмоциональный настрой

II. Актуализация опорных знаний

1) Фронтальный опрос

практический

- Ребята, посмотрите: нам пришло письмо. (СЛАЙД 3) Давайте откроем его и прочитаем: (СЛАЙД 4) «Здравствуйте! Ребята, злой чудище разбросал лепестки аленького цветочка,  пожалуйста, помогите мне их собрать. Помочь вы можете своими знаниями. Нужно  лишь правильно выполнить задания. Надеюсь на вашу помощь».

- Ребята, кто это написал нам письмо?

- Поможем купцу? Приступим к заданиям!

- Сегодня на уроке вы узнаете об одном постоянном признаке изучаемой вами части речи. Но для того, чтобы узнать о ней, необходимо выполнить несколько заданий. Первое – совсем простое. «Отгадайте загадку!»

Интересная часть речи

В русском языке живёт

Кто что делает расскажет:

Чертит, пишет иль поёт,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол.

Варит, жарит, моет, чистит –

Всё расскажет нам …

- Верно! Глагол! Сегодня мы с вами продолжаем изучать глагол. Давайте дадим определение глаголу.

- Все согласны с определением? 

- Ребята, вы своими правильными ответами нашли один лепесток цветка. Молодцы!

(Учитель клеит первый лепесток цветка на лист бумаги, который повешен на доске)

 Отвечают на поставленные вопросы

Регулятивные УУД:

Контроль, оценка, коррекция

Коммуникативные УУД:

Аргументированно излагать свое мнение,  участвовать в диалоге

Познавательные УУД:

Анализировать, обобщать

Устный опрос

2) Выполнение задания с последующей взаимопроверкой.

практический

- Давайте приступим ко второму заданию. (СЛАЙД 5) Сначала запишите число.

Вам необходимо написать словосочетания, выделить главное слово и объяснить орфограммы, определить части речи.

Идешь по тропинке, не думать о плохом, ненавидеть ложь.

- Какие орфограммы в глаголе нам встретились в данных примерах? (Ь после шипящих в глаголах, слитное и раздельное написание НЕ с глаголами и т.д.). 

- Молодцы, ребята.

(Учитель клеит второй лепесток цветка на лист бумаги, который повешен на доске)

работают в парах, осуществляют взаимопроверку

Познавательные УУД: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия.

взаимопроверка

III. Постановка учебной цели и задач

Словесный, наглядный

- Ребята, теперь предлагаю вам такую работу.

Сравним две записки, которые ваши сверстники написали своим мамам (высвечиваются на экране) (СЛАЙД 6):

1) Мама, я решал задачу и учил стихотворение.

2) Мама, я решил задачу и выучил стихотворение.

- Как вы думаете, чья мама не будет волноваться? Почему?

- А что не так с содержанием 1-й записки?

- Ребята, какому выводу вы пришли?

- То есть во 2-й записке действие совершено в полном объёме, а в 1-й -  нет. Верно

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

- Какие цели и задачи мы поставим перед собой?

Учитель предлагает учащимся сформулировать тему урока и поставить цель, направляя их при этом.

- Молодцы, ребята. Запишите тему.

(Учитель клеит третий лепесток цветка на лист бумаги, который повешен на доске)

Учащиеся внимательно читают записки. Делают выводы.

Ответ: Мама автора 2-й записки будет спокойна, так как её ребёнок домашнее задание выполнил.

Ответ: Наш сверстник пытался решать задачу и учить стих-е, но у него ничего не вышло.

Запись темы урока. Учащиеся формулируют тему урока, ставят цели: формировать представление о видах глагола; научиться отличать глаголы сов.вида от глаголов несов.вида.

Познавательные УУД:

самостоятельное выделение и формирование познавательной цели

 Коммуникативные УУД:

 умение управлять своим поведением

дискуссия

IV. Первичное усвоение новых знаний

1) Поиск решения проблемы

Словесный, практический, проблемный

Итак, приступим к достижению поставленных целей.

На экране записаны предложения: (СЛАЙД 7)

Бабочка села на цветок и сложила крылышки.

Бабочки порхали с цветка на цветок.

- Посмотрите, чем отличаются эти предложения? Зададим вопрос к глаголам.

Что сделала? Что делали?

- Давайте определим действие. В первом предложении глагол обозначает действие, которое уже закончено, завершено. А во втором предложении действие не закончено, не завершено.

- Значит, глаголы в этих предложениях отличаются по завершенности действия.

Учащиеся обсуждают ситуацию.

Регулятивные УУД:

Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений; формулировать вопрос (проблему) урока

дискуссия

2) Работа с правилом

словесный, практический

Формулировка правила.

Проверка предположения по учебнику.

Проверим себя. Прочитаем правило в учебнике на стр. 215.

- Правильно.

Самостоятельно формулируют правила, знакомятся с теоретическими сведениями в учебнике, делают вывод.

Познавательные УУД: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

Коллективная работа

3) Составление алгоритма

(кластер)

практический

- Итак, мы сказали, что глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Теперь запишем в тетрадь алгоритм определения вида глагола. (СЛАЙД 8)

                             Вид глагола

                           (задаём вопрос)

  Что делать?                            Что сделать?

Несовершенный вид       Совершенный вид

Подберите по два примера к каждому виду глагола. Дополните ими схему.

(Учитель клеит четвертый лепесток цветка на лист бумаги, который повешен на доске)

Составляют алгоритм по определению вида глаголов,

приводят свои примеры.

Коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске и выборе информации

Коллективная работа

V. Физкультминутка

практический

- А теперь немного отдохнём.

Выполним гимнастику для глаз:

- Мы глазами поколдуем.  

Круг огромный нарисуем!  

Нарисуем мы окно  

И большущее бревно.  

Нарисуем лифта бег:

Глазки вниз, глазки вверх!  

Все зажмурились: раз-два!

Закружилась голова.

Мы глазами поморгали,  

Вмиг гирлянды засверкали.

Смотрим прямо и вперёд –  

Это мчится самолёт…  

Раз моргнули, два моргнули –  

Наши глазки отдохнули!  

Гимнастика для тела:

Из-за парт мы быстро встали

И на месте зашагали.

А потом мы улыбнулись,

Выше-выше потянулись.

Сели – встали, сели – встали

За минуту сил набрались.

Плечи ваши распрямите,

Поднимите, опустите,

Вправо, влево повернитесь

И за парту вновь садитесь.

Дети, сидя за партами,

“рисуют” глазами круг,  

не поворачивая головы,

“рисуют” окно,

“рисуют” бревно.

Для выполнения общей гимнастики встают из-за стола и выполняют упражнение.

Регулятивные УУД:

формируют

умение соотносить свои действия с действиями учителя, умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, мыслительную.

VI. Первичная проверка понимания 

практический

- Ребята, будем дальше собирать лепестки аленького цветочка?

- На листочке мы видим отрывок из известной сказки С.Аксакова:

Ходит честной купец, дивуется; на все такие диковинки глаза у него разбежались, и не знает он, на что смотреть и кого слушать. Ходил он так много ли, мало ли времени - неведомо: скоро сказка сказывается, не скоро дело делается. И вдруг видит он, на пригорочке зелёном цветёт цветок цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером написать. У честного купца дух занимается, подходит он к тому цветку; запах от цветка по всему саду ровно струя бежит; затряслись и руки и ноги у купца, и взговорил он голосом радостным:

- Вот аленький цветочек, какого нет краше на белом свете, о каком просила меня дочь меньшая, любимая.

И, проговорив таковы слова, он подошёл и сорвал аленький цветочек.

- Запишите глаголы в два столбика.

(проверка по цепочке).

(Учитель клеит пятый лепесток цветка на лист бумаги, который повешен на доске)

Выполняют упражнение, проговаривая алгоритм по определению вида глаголов.

Познавательные УУД:

преобразовывать информацию (составлять алгоритм на основе правила и действовать по нему); владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

Коммуникативные УУД:

свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; оказывать взаимопомощь

Практическая работа

VII. Первичное закрепление изученного материала

Практический, словесный

- Ребята, исправьте речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением вида глагола

Однажды Кот и Пёс решали пойти на прогулку в лес. Долго собрались и, наконец, отправлялись. Пошли они, пошли, как вдруг замечали, что заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. «Надо садиться, съедать бутерброды, а там видно будет», — сказывал Пёс. И правда, после еды звери повеселели и быстро находили дорогу домой.

- Зачем нам нужно знать вид глагола?

(Учитель клеит шестой лепесток цветка на лист бумаги, который повешен на доске)

- Ребята, вот вы и собрали цветок. Давайте мы отправим его купцу. Пусть Настенька порадуется.  (СЛАЙД 9)

Аленький цветочек – символ настоящей любви. Любовь, доброта и сострадание - самые главные человеческие чувства.

Я желаю, чтобы вы выросли добрыми честными людьми, готовых ради своих близких на все.

Делают запись в тетрадь. После выполнения упражнения выполняют взаимопроверку.

Приходят к выводу, что знание видов глагола необходимо для грамотного письма.

Познавательные УУД: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

Регулятивные УУД: оценивают степень и способы достижения цели.

Практическая работа, индивидуальная работа

VIII. Домашнее задание.

словесный

Дифференцированное задание: (СЛАЙД 10)

  1. §74, выучить правило, упражнение 607 (п)
  2. §74, выучить правило, напишите небольшой текст о том, чем вы занимаетесь после школы, используя глаголы. Определите вид глаголов.

Записывают домашнее задание.

Личностные УУД:

Самостоятельно выбрать тему домашней работы.

Регулятивные УУД:

Выполнить все требования к домашней работе

Коммуникативные УУД:

Обсудить возникающие затруднения по домашней работе.

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке, подведение итогов 

словесный

- Итак, ребята, о какой важной категории глагола мы сегодня узнали?

- Что нового вы узнали?

– Как надо действовать, чтобы определить вид глагола?

– Найдите «четвёртое лишнее» слово: 1) написать; 2) купаться; 3) читать; 4) смотреть.

- Чему научились?

- Какие трудности испытали? С чем это связано?

- Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

- Какое задание больше понравилось? Почему?

- Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).

- По каким критериям будете оценивать себя?

- В заключении, ребята, послушайте сказку о Глаголе:

Жил-был Глагол, он очень не любил ленивых.

И сам трудился целый день: бегал, летал, скакал, мастерил, варил.

Там что-то выкопает, там что-то достроит, там склеит, там пришьет.

И все волнуется: успею ли помочь, забегу ли вовремя, смогу ли все трудности преодолеть?

- А вы как думаете? (успеет, сможет, добежит).

-А глаголы какого вида ему в этом помогут? (глаголы сов.в.)

-И мы с вами, ребята, любим доводить начатое дело до конца. Поэтому закончим урок глаголами совершенного вида. Как прекрасен этот мир

-посмотри

-оглянись

-вспорхни

-улыбнись

Обсуждают формы работы на уроке и возникшие трудности.

Регулятивные УУД: соотносить цели и результаты своей деятельности; вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Коммуникативные УУД: излагать свое мнение; оценивать степень успешности достижения.

Устный опрос

X. Оценивание

словесный

 Учитель, комментируя работу учащихся, выставляет оценки. (СЛАЙД 11)

Выставляют оценки в дневник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе. Тема урока Спряжение глагола.

Основная цель урока-обобщение и расширение накопленных знаний по теме "Глагол". Изучая спряжение глаголов, развиваем на уроке монологическую речь,используя опорные конспекты. Развитию речи...

Технологическая карта урока по русскому языку тема урока "Спряжение глаголов"

Технологическая и методическая карта урока " Спряжение глаголов"....

Урок по разделу «Глагол». Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе "Удивительная часть речи – глагол"

Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков обучающихся.Структура урока: актуализация прежних знаний обучающихся.Форма урока: урок-практикумЦели урока:Обучающие: обобщение...

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе "Удивительная часть речи – глагол"

Обучающие цели урока: обобщение изученного по теме «Глагол»: 1. знания учащихся о глаголе как части речи;2. умения находить изученную часть речи;3. обоснование правильности выбора орф...