Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе "Удивительная часть речи – глагол"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Обучающие цели урока: обобщение изученного по теме «Глагол»:
1. знания учащихся о глаголе как части речи;
2. умения находить изученную часть речи;
3. обоснование правильности выбора орфограммы при написании глаголов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glagol.docx | 28.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по разделу «Глагол».
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе
Тема урока: Удивительная часть речи – глагол.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков обучающихся.
Структура урока: актуализация прежних знаний обучающихся.
Форма урока: урок-практикум
Цели урока:
Обучающие: обобщение изученного по теме «Глагол»:
1. знания учащихся о глаголе как части речи;
2. умения находить изученную часть речи;
3. обоснование правильности выбора орфограммы при написании глаголов;
Развивающие: развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
развитие групповой и парной работы.
Воспитательные: развитие коммуникативных УУД;
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; способ решения проблем творческого и поискового характера.
Личностные:
Воспитание интереса к предмету через разнообразные виды работ;
Умение работать индивидуально и в группе, находить общие решения;
Умение соотносить действия с планируемым результатом, корректировать свои действия.
Оборудование: карточки с заданиями, смайлики, презентация, стихотворение Д.Н.Кугультинова
Литература:
1.Русский язык 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранова, Тростенцова Л.А. и др.- М.: Просвещение, 2010.
2. Уроки русского языка в 5 классе./ Г.А.Богданова.
3. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык 5 класс. Авторы: В.И.Капинос, Л.И. Пучкова.-М.: Интеллект-центр, 2007.
4.Контрольно-измерительные материалы. М.: Вако.2013.
Применяемые технологии: развивающее обучение
проблемное обучение
обучение в группах и в парах
самодиагностики (коррекции)
Основные понятия, повторяемые на уроке: глагол как часть речи, безударные гласные в окончаниях глаголов, мягкий знак после шипящих
Вид используемых на уроке средств ИКТ: презентации
Методическое назначение средств ИКТ: усилить мотивацию, наглядность в обучении
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты деятельности уч-ся и способы выявления уровня знаний, умений, навыков, способов деятельности, УДД, принципы системно- деятельностного подхода |
Организационный | Организовать готовность учащихся к работе на уроке, создание психологической, положительной атмосферы, обеспечение комфортной обстановки на уроке. | Приветствие уч-ся. Проверка готовности к уроку. Приветственное слово учителя: - Добрый день, ребята. Сегодня я, как и всегда, надеюсь на вашу активность. У вас на столах смайлики, покажите тот, который соответствует вашему настроению. -Как прекрасно! Спасибо. Я очень рада, что наши настроения совпадают (показывает свой смайлик). Разминка «Куча мала». -Части речи разбаловались, как дети на перемене. Возможно, даже имена свои забыли. Им надо помочь. Определите, пожалуйста, к какой части речи относится каждое слово из «кучи». -Найдите среди слов глаголы и расскажите всё, что вы о них знаете. | Приветствие учителя, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок. Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение. Разминка «Куча мала». Определяют, к какой части речи относится каждое слово. Находят глаголы и называют морфологические признаки. | Готовность к работе на уроке. Создание доброжелательной атмосферы на уроке. Мотивация на учебу, состояние ситуации успеха. Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные |
Актуализация знаний. Мотивационно- организующий этап. | Обеспечить мотивацию учения, Совместно сформулировать тему и цели урока Актуализировать знания учащихся по изучаемой теме. | Слайд 1.На экране слова: Что без меня предметы? Лишь названия. Но я приду - всё в действие придёт, Летит ракета, люди строят здания И рожь в полях цветёт. В.Кондрашов. -О словах какой части речи идёт речь? -Как думаете, какова тема урока? (Если сложно, то наводящие вопросы: С какой частью речи работали на предыдущих уроках? Над каким разделом работали?) - Мы приступаем с вами к повторению и обобщению по теме «Глагол» Запишем тему урока: «Удивительная часть речи - глагол». Исходя из темы урока, сформулируйте его цели. (Повторить всё, что знают о глаголе, уметь находить изученную часть речи, обосновать правильность выбора орфограммы при написании глаголов, развивать орфографическую зоркость). | Формулируют тему урока (Глагол) Работают над постановкой целей урока.
| Самостоятельно определить тему и цель урока, пути ее достижения. Создание уверенности, что четко поставленная цель даст возможность эффективно получить знания |
Повторение, закрепление Разминка по методике И.Т.Федоренко. Работа с текстом. Составление кластера. «Блиц-опрос». | Обеспечить закрепление знаний и способов действий. Обеспечить в ходе закрепления повышенного уровня осмысления материала, глубины его понимания. Коррекция пробелов. Выявить качество усвоения учащимися знаний и способов действий. Определить недостатки в знаниях и умениях. Коррекция пробелов. | Слайд 3. «Больница для слов». -Нужно вылечить слова, записав их без ошибок. (Улыбаешся, отреж, напишеш, измажте, свежь, хорошь, товарищь, стереч, увидиш.) . Слайд 3. «Дуэль». -А сейчас проверим, как вы усвоили тему по правописанию безударных окончаний глаголов. Проведём дуэль. К доске идут два человека и записывают глаголы. Остальные работают на местах. Надо выделить окончания и определить спряжения. Учитель диктует: он пишет, она клеит, ты борешься, он колет, он дышит, она стелет, он видит. Учитель знакомит с методикой И.Т.Федоренко, демонстрирует слайды с предложениями. Можно использовать музыку на протяжении этой работы, а между слайдами с предложениями вставить слайды с иллюстрациями 1.Калмыкия – наша солнечная республика. 2. Элиста – столица нашей республики. 3. Кугультинов – великий калмыцкий поэт. Вы сейчас будете работать самостоятельно. Вам надо вставить пропущенные буквы и знаки препинания, надо выделить грамматические основы, указать время глаголов- сказуемых, объяснить постановку знаков препинания. Текст «Весна».(см.приложение) Запишите в центре листа ключевое понятие-глагол, а от него нарисуйте стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее, то есть мы должны составить кластер. Слайд 8. »Блиц-опрос». 1.Глагол-это самостоятельная часть речи? 2. Глагол имеет 2 спряжения? 3. Глагол изменяется по родам? 4. Глаголы бывают 1,2, 3 склонения? 5. Глаголы бывают одушевлённые и неодушевлённые? 6. Глаголы изменятся по падежам? - Расскажите, опираясь на составленные кластеры и на вопросы блиц-опроса, всё, что вы знаете о глаголе.
Слайд 5 «Выбери сам». Самостоятельная работа.(На столах карточки с заданиями.) -Нужно просто оценить свои возможности и выбрать то задание, которое вам по силам. Победит тот, кто выберет задание и выполнит его без ошибок. 1 задание. Расставить ударения, определить вид. Звонит, дозвонишься, баловать, премировать. 2.заданиеВставить пропущенные буквы, раскрыть скобки. За один раз дерева (не) сруб..ш.. Наперёд (не) знаеш.. , где найдёш.., где потеряеш… За двумя зайцами погонищ..ся, ни одного (не) пойма..ш.. 3 задание. Вставить пропущенные буквы, поставив глаголы в форму 3 л., ед.ч., наст.врем. Стон..т, завис..т, пил..т, бор..тся, се..т, кол..т, пиш..т, дыш..т. Слайд 6 А сейчас проведем небольшой эксперимент. Работа в творческих лабораториях. Лингвистический эксперимент. -Для того, чтобы узнать, сможете ли вы из всего многообразия глаголов подобрать к существительным более интересные, образные слова, проведём лингвистический эксперимент. Перед вами стихотворение Д.Н.Кугультинова, в котором пропущен глагол. Попробуйте подобрать свой глагол. Журавли над вспаханным простором, Ласточки, чертя голубизну, Гуси, утки, даже чёрный ворон Славят –всяк по-своему- весну. Перезвоном птичьим, полногласьем Вешний мир очищен и омыт. С каждой звонкой трелью я согласен, И меня от радости …(знобит) -Давайте сверим ваши глаголы с авторским. Какой глагол более точно передаёт картину весны? Интересно у Давида Кугультинова употребление глагола ЗНОБИТ. Подберите синоним. (лихорадит). Слово знобит мы чаще используем, говоря о болезненном состоянии. Здесь же автор использует слово в прямо противоположной роли. Д.Кугультинов любил природу, одушевлял её, показывая это в красочных поэтических зарисовках, в чём мы сейчас и убедились. Природа полна движения и шума. А часть речи, обозначающая движение- это……..(глагол.) | Работают в парах. Исправляют ошибки и записывают их без ошибок. Обосновывают правильность выбора орфограммы при написании слов. У доски два ученика работают. Кто меньше допустит ошибок, тот победил. . В течение определённого времени (4 сек) ученики читают 1 предложение, стараясь запомнить. Затем предложение убирается, и ученики записывают его в тетрадях. Затем показывается следующее предложение. И таким образом дети должны записать все 3 предложения. Работают самостоятельно Работают с текстом, вставляют пропущенные буквы и знаки препинания, выделяют грамматическую основу, указывают время глаголов, объясняют постановку знаков препинания. Работают с кластером. Отвечают на вопросы блиц-опроса.
. Выбирают задания, самостоятельно выполняют задания. Сдают работы. Участвуют в научном эксперименте, делают выводы. Подбирают глаголы, называют свои варианты. Сравнивают с авторским текстом. | Работать в парах . Уметь применять ранее полученные знания. Принцип деятельности УУД: познавательные, регулятивные (развитие внимания, памяти, орфографической зоркости). Работать самостоятельно. Уметь применять ранее полученные знания. Обобщить. Сделать выводы. Работа над формированием логических умений, анализ, сравнение.
|
Сочинение-миниатюра. | Выявить умения выполнять творческие задания. | -С помощью существительных можно назвать всё, что нас окружает, прилагательные помогают уточнить то, что названо именем существительным, но только глагол может оживить окружающий мир. Дети, а вы знаете, что глаголы очень частые гости русского языка. Если существительных -40%, то глаголы почти не уступают, их -35%. Так вот сейчас вы должны написать сочинение-миниатюру (5-6 предложений) «Весенняя степь», используя глаголы, чтобы оживить эту степь. |
Работают над сочинением-миниатюрой. Зачитывают свои сочинения, анализируют, делают выводы. | Развивать умение применять новые знания. Принцип деятельности УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи, работа над формированием логических умений, анализ, сравнение, обобщение. |
Контроль знаний. | Выявить качество усвоения учащимися знаний и способов действий. Определить недостатки в знаниях и умениях. | Выполняют тест по теме урока. | Выполняют тест с последующей самопроверкой.
| Проверить тесты. Обобщить, сделать выводы, самооценка. |
Информация о д/з | Обеспечить понимание цели содержания и способов выполнения задания | 1.Выполнить упр 92. или 2.Написать сказку о части речи глагол или « Мое путешествия по стране «Глагол- удивительная часть речи» | Записывают д/з в дневники. | Мотивация на выполнение д/з. |
Итоги урока. Рефлексия. | Дать оценку работы класса и отдельных учащихся | Выставить оценки в дневник. Какие цели ставили в начале урока? Достигли ли цели урока? Что мешало и что помогало достичь цели? Как оцениваете свою работу на уроке? | Выставляют оценки в дневник. Отвечают на вопросы. А для того, чтобы узнать эффективно ли прошёл наш урок, я прошу вас выбрать соответствующие смайлики. Учащиеся подходят к доске и выкладывают лучи от Смайлика: Жёлтые лучи – «У меня нет вопросов, я всё понял» Красные лучи – «У меня остались вопросы по уроку». | Рефлексивная оценка уч-ся. Уметь обосновывать выбор оценки. |
Приложение.
Работа с текстом «Весна»
Над п..лями и л…сом всё ярче и ярче свет…т солнышко. Пот..мнели в п…лях д…роги п..синел на рек лёд. Прилетели белоносые грачи т…ропя(т ть) ся поправлять свои старые гнёзда. Радостна, шумна и пахуча весна. Звонко поют птицы звенят под д…ревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки. Скоро, скоро оден..тся лес л..ствою!
1.Вставить пропущенные буквы и знаки препинания.
2.Выделить грамматические основы в предложениях.
3.Определите время у глаголов – сказуемых.
Работа с текстом «Весна»
Над п..лями и л…сом всё ярче и ярче свет…т солнышко. Пот..мнели в п…лях д…роги п..синел на рек лёд. Прилетели белоносые грачи т…ропя(т ть) ся поправлять свои старые гнёзда. Радостна, шумна и пахуча весна. Звонко поют птицы звенят под д…ревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки. Скоро, скоро оден..тся лес л..ствою!
1.Вставить пропущенные буквы и знаки препинания.
2.Выделить грамматические основы в предложениях.
3.Определите время у глаголов – сказуемых.
Работа с текстом «Весна»
Над п..лями и л…сом всё ярче и ярче свет…т солнышко. Пот..мнели в п…лях д…роги п..синел на рек лёд. Прилетели белоносые грачи т…ропя(т ть) ся поправлять свои старые гнёзда. Радостна, шумна и пахуча весна. Звонко поют птицы звенят под д…ревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки. Скоро, скоро оден..тся лес л..ствою!
1.Вставить пропущенные буквы и знаки препинания.
2.Выделить грамматические основы в предложениях.
3.Определите время у глаголов – сказуемых.
Работа с текстом «Весна»
Над п..лями и л…сом всё ярче и ярче свет…т солнышко. Пот..мнели в п…лях д…роги п..синел на рек лёд. Прилетели белоносые грачи т…ропя(т ть) ся поправлять свои старые гнёзда. Радостна, шумна и пахуча весна. Звонко поют птицы звенят под д…ревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки. Скоро, скоро оден..тся лес л..ствою!
1.Вставить пропущенные буквы и знаки препинания.
2.Выделить грамматические основы в предложениях.
3.Определите время у глаголов – сказуемых.
Тесты.
1 задание. Расставить ударения, определить вид.
Звонит, дозвонишься, баловать, премировать.
2.заданиеВставить пропущенные буквы, раскрыть скобки.
За один раз дерева (не) сруб..ш..
Наперёд (не) знаеш.. , где найдёш.., где потеряеш…
За двумя зайцами погонищ..ся, ни одного (не) пойма..ш..
3 задание. Вставить пропущенные буквы, поставив глаголы в форму 3 л., ед.ч., наст.врем.
Стон..т, завис..т, пил..т, бор..тся, се..т, кол..т, пиш..т, дыш..т.
1 задание. Расставить ударения, определить вид.
Звонит, дозвонишься, баловать, премировать.
2.заданиеВставить пропущенные буквы, раскрыть скобки.
За один раз дерева (не) сруб..ш..
Наперёд (не) знаеш.. , где найдёш.., где потеряеш…
За двумя зайцами погонищ..ся, ни одного (не) пойма..ш..
3 задание. Вставить пропущенные буквы, поставив глаголы в форму 3 л., ед.ч., наст.врем.
Стон..т, завис..т, пил..т, бор..тся, се..т, кол..т, пиш..т, дыш..т.
1 задание. Расставить ударения, определить вид.
Звонит, дозвонишься, баловать, премировать.
2.заданиеВставить пропущенные буквы, раскрыть скобки.
За один раз дерева (не) сруб..ш..
Наперёд (не) знаеш.. , где найдёш.., где потеряеш…
За двумя зайцами погонищ..ся, ни одного (не) пойма..ш..
3 задание. Вставить пропущенные буквы, поставив глаголы в форму 3 л., ед.ч., наст.врем.
Стон..т, завис..т, пил..т, бор..тся, се..т, кол..т, пиш..т, дыш..т.
1 задание. Расставить ударения, определить вид.
Звонит, дозвонишься, баловать, премировать.
2.заданиеВставить пропущенные буквы, раскрыть скобки.
За один раз дерева (не) сруб..ш..
Наперёд (не) знаеш.. , где найдёш.., где потеряеш…
За двумя зайцами погонищ..ся, ни одного (не) пойма..ш..
3 задание. Вставить пропущенные буквы, поставив глаголы в форму 3 л., ед.ч., наст.врем.
Стон..т, завис..т, пил..т, бор..тся, се..т, кол..т, пиш..т, дыш..т.
Стихотворение Д.Н.Кугультинова.
Журавли над вспаханным простором, Ласточки, чертя голубизну, Гуси, утки, даже чёрный ворон Славят –всяк по-своему- весну. Перезвоном птичьим, полногласьем Вешний мир очищен и омыт. С каждой звонкой трелью я согласен, И меня от радости ……. | Журавли над вспаханным простором, Ласточки, чертя голубизну, Гуси, утки, даже чёрный ворон Славят –всяк по-своему- весну. Перезвоном птичьим, полногласьем Вешний мир очищен и омыт. С каждой звонкой трелью я согласен, И меня от радости ……. |
Журавли над вспаханным простором, Ласточки, чертя голубизну, Гуси, утки, даже чёрный ворон Славят –всяк по-своему- весну. Перезвоном птичьим, полногласьем Вешний мир очищен и омыт. С каждой звонкой трелью я согласен, И меня от радости ……. | Журавли над вспаханным простором, Ласточки, чертя голубизну, Гуси, утки, даже чёрный ворон Славят –всяк по-своему- весну. Перезвоном птичьим, полногласьем Вешний мир очищен и омыт. С каждой звонкой трелью я согласен, И меня от радости ……. |
Журавли над вспаханным простором, Ласточки, чертя голубизну, Гуси, утки, даже чёрный ворон Славят –всяк по-своему- весну. Перезвоном птичьим, полногласьем Вешний мир очищен и омыт. С каждой звонкой трелью я согласен, И меня от радости ……. | Журавли над вспаханным простором, Ласточки, чертя голубизну, Гуси, утки, даже чёрный ворон Славят –всяк по-своему- весну. Перезвоном птичьим, полногласьем Вешний мир очищен и омыт. С каждой звонкой трелью я согласен, И меня от радости ……. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Эта удивительная часть речи - глагол"
"Эта удивительная часть речи - глагол" Урок обобщения и систематизации знаний в 6 классе...
Разработка урока по русскому языку для 5 класса по теме "Удивительная часть речи - глагол"
Разработка урока для учащихся 5 класса по русскому языку. Цель: систематизировать, обобщить и закрепить изученный материал по теме "Глагол"....
Технологическая карта.Русский язык 5 класс. Тема: Спряжение глагола.
Технологическая карта урока русского языка по теме "Спряжение глагола" 5 класс....
Технологическая карта урока "Самостоятельные и служебные части речи"
Технологичекая карта соответствует требованиям ФГОС....
Технологическая карта урока "Имя существительное как часть речи" по русскому языку 5 класс
Технологическая карта урока в соответствии с ФГОС...
Урок по разделу «Глагол». Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе "Удивительная часть речи – глагол"
Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков обучающихся.Структура урока: актуализация прежних знаний обучающихся.Форма урока: урок-практикумЦели урока:Обучающие: обобщение...
технологическая карта урока "Имя прилагательное как часть речи"
Повторение ранее изученного материала по теме "Имя прилагательное"6 класс с применением приёмов технологии критического мышления....