Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе. Тема урока Спряжение глагола.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Основная цель урока-обобщение и расширение накопленных знаний по теме "Глагол". Изучая спряжение глаголов, развиваем на уроке монологическую речь,используя опорные конспекты. Развитию речи на уроке способствует и алгоритм последовательности высказываний, с помощью которого учащиеся определяют личные безударные окончания глаголов .Каждый момент, каждое заданное упражнение выполняется с последующей проверкой по ключу. Дети самостоятельно оценивают свою работу, складывая жетоны в коробочку. В конце урока считаем жетоны и оцениваем свою деятельность на уроке.
В классе есть дети с ОВЗ, они работают с электронными книгами и выполняют упражнения, соответствующее уровню их подготовленности. И двое учащихся класса также получают электронные книги с заданиями с целью проверки усвоенного материала на предыдущих уроках, пока у доски работает ученик и идет фронтальный опрос по теме. Работа эта занимает не более 3-минут. Следом после выполнения упражнений, открыв следующую страницу, учащиеся проверяют свою работу по ключу и оценивают работу самостоятельно.
Учащиеся на уроке учатся ставить цели, планировать свою работу, осуществлять поиск и сбор информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 44.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Мальцева Н.М. | Технологическая карта урока | ||||
Предмет | Русский язык | ||||
Класс | 5А | ||||
Тема | Спряжение глаголов | ||||
Цель | Обобщить и расширить знания по теме – глагол, спряжение глаголов; развивать речь, логическое мышление, коммуникативные возможности обучающихся. | ||||
Задачи | Развивать умение давать самооценку своей деятельности; Самостоятельно определять свои знания – незнания по изучаемой теме; сравнивать, анализировать, работать в группе; Повторить материал по теме «Глагол как часть речи, его грамматические признаки»; Воспитывать нравственные качества: чувство товарищества, дисциплинированность, ответственность, самоуважение, а также воспитывать любовь к русскому языку. | ||||
Планируемые результаты | Предметные: что обозначает глагол, на какие вопросы отвечает, что обозначает, каким членом предложения является; совершенный, несовершенный вид глагола, спряжение глаголов, личные окончания глаголов 1 и 2 –го спряжения; глаголы – исключения 2-го спряжения. Метапредметные: познавательные УУД: умение работы со справочной литературой, постановка и решение проблемы; регулятивные УУД: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку; коммуникативные УУД: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации; умение работать с текстом – воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения. Личностные: осознание значимости самоуважения, личности человека, его достоинств; воспитывать нравственные качества: чувство товарищества, дисциплинированность, ответственность, самоуважение, любовь к русскому языку. | ||||
Основные понятия | Глагол, неопределённая форма глагола, вид глагола, спряжение глаголов. | ||||
Межпредметные связи | |||||
Ресурсы: основные и дополнительные | Компьютер, мультимедийное оборудование, презентация к уроку в программе Power Point, карточки – задания для обучающихся, орфографический словарь русского языка . Под ред. Ушакова Д.Н., М. Просвещение, 1986г. | ||||
Формы урока | Тип урока – урок усвоения новых знаний; формы урока: индивидуальные, парные, групповые, фронтальные. | ||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Универсальные учебные действия | ||
1.Орг. момент (1мин) Самоопределение к деятельности. Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе. | Прозвенел звонок, начинаем наш урок. Я рада видеть каждого из Вас, И пусть весна прохладой веет, Нам будет здесь уютно, Ведь наш класс Друг друга любит, чувствует и слышит. -Что пригодится нам сегодня на уроке? | Отвечают на поставленные вопросы(внимание, активность, желание приобретать новые знания). | Самоопределение (Л) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) | ||
2.Повторение изученного. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Выявление уровня знаний. Определение типичных недостатков. | Что мы знаем о глаголе? Прошли дожди, апрель теплеет. Пов.,нев,,слож., двусост., распр.) [ = -—],[— =]
Устный фронтальный опрос: 1.Какая часть речи называется глаголом? 2.Назовите морфологические признаки глагола(постоянные и непостоянные) 3.Какую роль выполняет глагол в предло-жении? Опорный конспект на доске: ___________________________________ ЧТО ДЕЛАЕТ ? НЕсов в) ЧТО СДЕЛАЕТ? Сов. В. Неопр. Форма Гл. = НАЧ. ФОРМЕ ГЛ Что делать? -ТЬ -окончание ____________________________________ ГР.зн. ГЛАГОЛ (действие) Морф.зн: Наст.В. Прош.В. - Л-суфф. Буд.В. (не входит в основу) по Лицам и по РОД, Числам Числам. _________ 2 ученика с ОВЗ работают с электронной книгой, выполняя задания по определению времени глагола; после идет взаимопроверка по ключу. Задание: Солнце золотит горы. Ветер гонит облака. Прошла холодная зима. Настала долгожданная весна Скоро зацветут подснежники. Скоро прилетят перелётные птицы с юга. 2 ученика работают с электронной книгой по определению вида глагола. (Самопроверка по ключу) Задание :Едешь, приехал, сварил, спорит, спит, сжёг, плавать, держим, сдержим, расправить, гре-мит, творит, спилил, проговарил. | (ученик разбирает предложение у доски) Вспоминают правила постановки знаков препинания, дают ответы анализируют предложенные варианты, записывают схемы предложений на доске и в тетрадях. Повторение сведений о глаголе как части речи. Ученик отвечает по опорному конспекту – всё изученное о глаголе. Ключ№1.Солнце золотит горы. (Золо-тит –гл, Наст вр.) Ветер гонит обла-ка.(Гонит – гл. Наст вр.) Прошла холодная зима. (Прошла –гл. Пр. вр.) Настала долгожданная весна. (Настала-гл.Пр.вр.) Скоро зацветут подснежники. (Зацветут.-гл. Буд.вр.) Скоро прилетят перелётные птицы с юга.(Прилетят.-гл Буд. вр.) Ключ №2: Едешь - несов. в., приехал – сов. в., сварил –сов. в., спорит –несов.в., спит –несов.в., сжёг сов.в., плавать –несов.в., держим – несов. в., сдержим –сов.в., расправить –сов.в., гремит, -несов.в. творит –несов.в., спилил –сов.в., проговорил –сов.в.. | Планирование учебного сотрудничества.(К) Анализ объектов с целью выделения признаков.(П) Воспроизведение правил в монологической форме. Самостоятельное оценивание.(Л) Взаимопроверка и оценка.(К) | ||
3.Активизация знаний учащихся. Создание проблемной ситуации. Постановка цели, формулирование (уточнение) темы урока | «Сказочная страница» Интересная часть речи в русском языке живет Кто что сделает расскажет, чертит, пишет иль поет. Вышивает или пашет, или забивает гол. Варит, жарит, моет, чистит – всё расскажет нам Послушайте, какую сказку сочинили ребята к нашему уроку. - Сформулируйте тему урока и цели . -Запишите тему урока в тетрадь. -Глагол управляет и подчиняет зависимые слова, как называется такая подчинительная связь? -Разберём словосочетания, определим способ подчинительной связи: Беседовать (с кем?) с другом =Управление Запретить (что?) бег=Управление -Чем различаются эти глаголы? Что делать? Беседовать.-несов вид. Что сделать? Запретить –сов вид -Сформулируйте тему урока и цели: -Запишите тему урока в тетрадь. Наша задача научиться определять спряжение и научиться определять личные окончания глаголов. | Отвечают: ГЛАГОЛ! (Ученик): В одном царстве-государстве жил-был царь Глагол. Он УПРАВ-ЛЯЛ своим народом справедливо, а подданные служили ему верно. Но вот прошло очень много лет и царь решил отдать правление государством в руки своих сыновей. И сказал им: «Живите мирно, уважайте друг друга и УПРАВЛЯЙТЕ справедливо, тогда вы проживёте долго и счастливо. Царь Глагол разделил границу государства на две половины: в одном поселились жители 1 спряжения, в другом – глаго-лы 2 спряжения. Братья жили так дружно, что вскоре часть жителей пе-реселилась из одной части государ-ства в другое. Так появились глаголы- -исключения. Несов.вид. и сов. вид. СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА. | Целеполагание (Р) Постановка вопросов (К) Самостоятельное формулирование цели (П ) Формулирование проблемы (П ) | ||
4.Организация учащихся по исследованию проблемной ситуации. Составление плана достижения цели и определение средства ее достижения (алгоритм, модель и т.д.) | «Открытие» Открытие новых знаний Работа с учебником. -Что называется СПРЯЖЕНИЕМ? Как изменяются глаголы? -Предлагаю провести небольшую исследовательскую работу. -Распределите глаголы, данные на слайде в 2 столбика: Задание: Шагать, жить, ходить, плыть, строить, полоть, тянуть, носить, лететь, паять -Как вы определяли спряжение глаголов? -Чтобы определить спряжение нужно определить находится ОКОНЧАНИЕ ПОД УДАРЕНИЕМ или окончание БЕЗУДАРНОЕ. Проспрягайте 2 глагола: лить и говорить. Сделайте вывод: какие окончания у глаголов 1 спряжения, какие –у 2спряжения. -Как определить спряжение глаголов, если личное окончание безударное? ! )Поставить глагол в неопределённую форму (гуляет-гулять). 2)Определить, какая гласная стоит перед –ть. Если оканчивается на –ИТЬ=глаголы 2спряж; если на – ЕТЬ, -АТЬ, -УТЬ, ЯТЬ=глаголы 1спряжения. | Учащиеся знакомятся с теоретическими сведениями в учебнике, делают вывод, приводят свои примеры. Изменение по лицам и числам называется спряжением. 1 группа –глаголы 1 спряжения. 2 группа – глаголы 2 спряжения. КЛЮЧ: Шагать -1СПР, жить-1СПР, ходить-2СПР, плыть1СПР, строить -2СПР, полоть-1СПР, тянуть-1СПР, носить-2СПР, лететь-2СПР, паять-1СПР. -Ставили в 3лицо мн.ч. Ед.ч. 1л Я лью, говорю 2л Ты льешь, говоришь 3.л Он льёт, говорит Мн.ч. 1л. Мы льём, говорим 2л. Вы льёте, говорите 3л Они льют, говорят /Если личное окончание глагола в безударном положении, необходимо глагол поставить в начальную форму и по окончанию определяем спряжение глагола/ | Прогнозирование (Р) Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование (П) Сотрудничество в поиске и выборе информации (К) | ||
5.Первичное закрепление. Закрепление осознанности восприятия. Первичное обобщение. Решение типовых заданий. | Что мы запомнили? Первичное закрепление. Выполнить задание: Поставьте глагол в неопределённую форму и определите спряжение. Ед.шь, гон.т, посмотр.м, тян.м, чист,шь, запуска.т, спряч.шь, приготов.т, став,м Проверяем, объясняем выбор гласной в личном окончании глаголов. Сверяем с ключом на слайде _ Кто не сделал ни одной ошибки поднимите сигнальные карточки и положите себе 1 жетон(по цвету карточек). (Красная карточка-нет ошибок- «5», синяя-1-2 ош.- -«4», желтая -3 ошибки –«3» -Какие глаголы в процессе работы мы определили как исключения? Какие глаголы – исключения вы можете назвать? Вспомним стишок о глаголах исключениях и проговорим хором (негромко) -А что делать с глаголами, которые оканчиваются на –У, -Ю? Ведь эти окончания всегда стоят в лице и 1, и 2 спряжения. Эти глаголы нужно поставить во 2л ед.числа. Задание №2. Поставьте глаголы во 2л и определите спряжение. Тормошу, берегу, слежу, звеню, расту, горю, дерусь. Проверяем, объясняем выбор гласной в личном окончании глаголов. Сверяем с ключом на слайде Поднимите сигнальные карты, у кого нет ошибок, тот откладывает красный жетон, у кого 1-2=синий, у кого 3 ошибки –желтый. -Задание №3. Запишите предложения. Вставьте гласные в безударные гласные окончания глаголов. Определите спряжение. Одним ударом дерево не сруб.шь.Чем больше узна.шь, тем счастливее стан.шь Дружба правдой крепн.т. Раньше начн.шь, раньше законч.шь. Ветер весенний кача.т молодые берёзки Приход.т время, птицы с юга прилета.т. - Проверка по ключу , поднимите сигнальные карточки и выбираем жетон по количеству ошибок. -ЕСТЬ ТАКАЯ ПРИСТАВКА ВЫ-, ОНА ПЕРЕТЯГИВАЕТ УДАРЕНИЕ НА СЕБЯ .Чтобы определить спряжение, нужно приставку ВЫ- выбросить, поставить глагол в начальную форму и определить спряжение. _Задание №4 Переписать глаголы, записать рядом глаголы без приставки в начальной форме, определить спряжение глаголов. Высмотр.шь, выбер.шь, вырв.шь, вынес.шь, выго-н.шь, выкин.шь, вышвырн.шь, выброс.шь, выстав.шь. Проверяем, объясняем выбор гласной в личном окончании глаголов. Сверяем с ключом на слайде. Поднимите сигнальные карты, отложите жетоны по цвету карточки | Проговаривают алгоритм по определению спряжения глаголов. Записывают в тетради, определяют спряжениеу Ключ:. Едешь-ехать, гонит-гнать (искл.), посмотрим-смотреть(искл.), тянем-тянуть, чистишь-чистить, запускает-запускать, спрячешь –спрятать, приготовит-приготовить, ставим- ставить. . Гнать, смотреть Ко второму же спряженью Отнесем мы сомненья Все глаголы, что на –ИТЬ, Исключая БРИТЬ, СТЕЛИТЬ. А ещё: СМОТРЕТЬ , ОБИДЕТЬ, СЛЫШАТЬ, ВИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, ГАТЬ, ДЫШАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ТЕРПЕТЬ, И ЗАВИСЕТЬ, И ВЕРТЕТЬ. Вы запомните, друзья, Их на –Е спрягать нельзя!
Записывают глаголы во 2 лице, определяют спряжение. Ключ: Тормошу-тормошишь-2спр. Берегу-бережшь-1спр. Слежу-следишь-2 спр..Звеню-звенишь-2 спр.. Расту-растёшь-1спр..Горю-горишь-2спр..Дерусь-дерёшься-1спр.. Ключ: Одним ударом дерево не срубишь(2спр) .Чем больше узнаешь(1спр), тем счастливее станешь(1спр) Дружба правдой крепнет(1спр). Раньше начнешь(1спр), раньше закончишь (2спр). Ветер весенний качает(1спр) молодые берёзки Приходит(2спр) время, птицы с юга прилетают(1спр). Ключ: Высмотришь-смотреть(искл)-2спр, выберешь(брать-1спр), вырвешь-рвать(1спр), вынесешь-нести-несёшь(1спр), выгонишь-гнать(искл), выкинешь-кинуть(1спр), вышвырнешь-швырнуть(1спр)-, выбросишь-бросить(2спр), выставишь-ставить(2спр). | Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р) | ||
6.Физминутка | -Выполним гимнастку для глаз «Космическое пространство» | Встают возле парт, следят за передвигающимися предметами на экране. | |||
7. Выявление места и причины затруднения. Закрепление знаний. |
Итак, что мы узнали о спряжениях? В чем сложность? БЛИЦ-ОПРОС: 1.Как изменяются глаголы? 2.Что называется спряжением? 3.Закончите предложение: Все глаголы на ИТЬ, кроме брить, стелить относятся…. | Осмысливают отличия в спряжении глаголов, как определяются глаголы, если личные окончания глаголов находятся в безударном положении, как определить спряжение глаголов, если есть приставка ВЫ. По временам, лицам и числам. Изменение по лицам и числам. К 1 спряжению | (П) Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование Оценивание усваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р) |
8. Включение в систему знаний. (Этап работы в группах с взаимопро-веркой.) | Закрепление знаний. Работа в группах 1группа: Режешь, отвечаешь, манишь, вертите, крутите, думаете, терпят, клеят, борются. 2группа. Учишь, кормишь, одевать, дышит, жалею, полоть, мёрзнешь, мыть,вытерпеть. - Проверка правильности выполнения задания по группам. По результату правильного определения спряжения у глаголов откладываем жетоны Игра «Найдите лишнее» Найдите лишнее слово: 1.Пишу(1), брошу(2), дышу(2). 2.Куплю(2), берегу(1), клею(2). 3.Улыбаюсь(1), улыбнусь(1), слежу(2) | Ключ: Режешь(1спр), отвечаешь(1спр), манишь(2спр), вертите(2спр), крутите(2спр), думаете(1спр), терпят(2спр), клеят(2спр), борются(1спр). Ключ:. Учишь(2спр), кормишь(2спр), одевать(1спр), дышит(2спр), жалею(1спр), полоть(1спр), мёрзнешь(1спр), мыть(1спр), вытерпеть(2спр). Учащиеся записывают глаголы в тетрадях, определяют спряжение, слушают ответы одноклассников, проверяют правильность. Учащиеся находят лишнее слово, подбирают вопросы к глаголам | Контроль, оценка, коррекция(Р) ; общеучебные –умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра .(К) |
9.Контроль знаний. | -А сейчас, чтобы ещё лучше закрепить новую тему, напишем небольшой словарный диктант. Но вместо слов мы будем писать цифры. Я вам буду диктовать глаголы, а вы запишите цифру 1, если это глагол 1 спряжения, а если это глагол 2 спряжения запишите цифру 2. Задание понятно? На доске есть подсказка для вас. Итак, внимание, приступаем! Косит, сдержать, украсить, чихнуть, писать, чихает, мелькаю, зависеть, кричать, стучит, стукнет, скатываются, слышатся, сложишь, тикают. Закончили! А сейчас проверим. Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу у своего соседа. Внимание на слайд! Нет ошибок – 5, 1-3 ошибки – 4, 4-6 ошибок – 3, более 6 – 2. - Проверьте работу , поставьте оценку. | Образец записи на доске: 1 – глагол 1 спряжения 2 – глагол 2спряжения 0 ошибок – 5 1-3 ошибки – 4 4-6 ошибки – 3 Более 6 ошибок – 2 Образец записи в тетради: 2,2,2,1,1,1,1,2,2,2,1,1,2,2,1. | (П)поиск и выделение необходимой информации (Р)решение поставленной задачи УУД |
10. Организация рефлексии | Рефлексия деятельности - Мы на уроке узнали много нового. -Продолжите фразу: Сегодня на уроке я узнал(а)… Сегодня на уроке я научился(лась)… Сегодня на уроке мне было сложно… Сегодня на уроке мне было легко… | Учащиеся отвечают на вопросы, оценивают результаты | (Р) Осуществление самооценки собственной учебной деятельности, соотнесение целей и результатов, степени их соответствия, (К) умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
11. Домашнее задание | Домашнее задание -Запишите домашнее задание ( по выбору) 1. Упр.667 2. Напишите сочинение-миниатюру (7-10 предложений ) о том, как вы собираетесь в поход или на рыбалку, используя глаголы в своем рассказе; подчеркните глаголы, определите их вид, спряжение, время. | Учащиеся записывают домашнее задание | |
12. Подведение итогов | Итоги урока (выставление и комментирование отметок) Если ваших красных жетонов 5 или более, вы получаете оценку «5», если-4 синих, у вас оценка-«4», если 3 желтых-«3». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме: "Спряжение глаголов"
Данный материал представляет собой конспект урока, соответствующий требованиям ФГОС....
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Тема урока: Синтаксис и пунктуация.
Повторить и обобщить сведения, изученные в разделе «Синтаксис. Пунктуация» в начальной школе....
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Тема урока: "Беглые гласные".
Формирование понятия о чередовании гласных звуков с нулевым путем наблюдения за словами....
Технологическая карта урока по русскому языку. 5 класс Тема "Суффикс"
Технологическая карта урока по русскому языку (ФГОС). 5 класс. Тема"Суффикс"...
Технологическая карта урока по русскому языку 6 класс. Тема: "Слово и его лексическое значение".
План урока:1) Организационный момент – 2 мин.2) Актуализация знаний – 3 мин.3) Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока. С...
Технологическая карта урока по английскому языку 3 класс по теме Модальный глагол «can». Числительные. Счет от 0 до 20.
Технологическая карта урока по английскому языку....