Множественное число имен существительных (урок по ФГОС с таблицей). Самоанализ.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

СЕЛЕЗНЕВА СВЕТЛАНА АЛЕКСЕЕВНА

урок в 5 классе по ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

Тема: Множественное число имен существительных.

Цель:Содержательная цель: расширить понятийную базу за счет включения новых элементовДеятельностная цель: научить детей применять новые способы действия. Это значит, что уяснив новые термины и правила, ученик должен уже на этом уроке попытаться реализовать эти знания, применить их на практике, Формировать представление об именах существительных, имеющих форму только единственного числа; развивать умение правильно употреблять их в речи, сопоставлять, анализировать, находить самостоятельно информацию, обобщать и делать выводы.

Задачи:

- предметные: создать возможности для формирования у учащихся понятия имена существительные, имеющие форму только единственного числа, на основе ранее усвоенных знаний; формирование умения разграничивать существительные имеющие оба числа от существительных, имеющих только множественное или единственное число; правильно употреблять в речи данные существительные;

-метапредметные: создать условия для развития умения анализировать, сравнивать и самостоятельно делать выводы; развивать познавательный интерес к изучаемому предмету, память, самостоятельность в мышлении и учебной деятельности;

-личностные: содействовать формированию у школьников умений взаимодействовать и принимать решения, работать самостоятельно и парами; проявлениям терпения и взаимопомощи.    

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Формируемые УУД

1

Мотивация к учебной деятельности

Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в деятельность

Слушают учителя, размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Отвечают на вопрос учителя.

Приветствие учителя

Вопрос к классу

- Вы знаете, что писать правильно – это важно для человека. Как вы считаете, а говорить правильно важно?

Личностные

2

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Актуализация ЗУН , достаточных для построения нового способа действий:

-фронтальный опрос,

-орфографическая диктовка.

-проблемные вопросы

 Отвечают на вопросы учителя, записывают слова, определяют склонение. Выполняют взаимопроверку по слайду презентации.  

Формулируют и записывают тему урока

Фронтальный опрос.

- Что такое существительное?

- Какие постоянные признаки для него характерны?

- Как может изменяться имя существительное?

- Назовите существительные, имеющие только форму единственного числа.

- Назовите существительные, имеющие только форму множественного числа.

Орфографическая разминка.

Записать существительные, определить склонение.

Баскетбол, вагон, гардероб, здание, компьютер, маршрут, почерк, профессии, хоккей.

Проверьте друг у друга правильность написания и поставьте оценки.

- Какое из всех слов является лишним? (профессии)

- Почему? (Оно одно во множественном числе)

Определите тему сегодняшнего урока. (Множественное число существительных)

Запишите в тетради тему урока

Познава-

тельные, коммуника-

тивные, личностные

3

Выявление места и причины затруднения

Организует выявление учащимися места и причины затруднения.

Выполняют задание, сверяют с эталоном, выявляют место затруднения.

Работа в парах.

Запишите во множественном числе слова, если затрудняетесь образовать мн.ч., не пишите его: человек (люди), курица (куры), тренер (тренеры), доктор (доктора), месяц (месяцы), договор (договоры), бухгалтер (бухгалтеры), стул (стулья)

Сравните со слайдом

-Все ли слова вы написали правильно?

-Какие слова вызвали у вас затруднение?

Познава-

тельные, коммуника-

тивные, личностные, регулятив-

ные

4

Построение проекта, выхода из затруднения

Ведет диалог с учащимися, помогает им сформулировать цель учебной деятельности распланировать необходимые действия для выполнения цели урока.

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем Планируют необходимые действия, операции.

Сформулируйте цель нашего урока, используя начало предложений:

1) Узнать… (как образуется множественное число существительных)

2) Научиться ...правильно писать и употреблять в речи существительные во мн.ч.)

- Где можно найти информацию об этих существительных? (в учебнике, словаре, интернете, спросить у учителя русского языка);

- Чтобы научиться их правильно писать и произносить, что необходимо сделать? (выполнить различные упражнения)

Познава-

тельные, коммуника-

тивные, личностные, регулятив-

ные

5

Реализация построенного проекта

Организует решение совместной задачи, фиксирует преодоление трудностей, уточняет характер нового знания

Работают с материалом учебника.Отвечают на вопросы учителя. Составляют памятку.

Как вы сказали, первый наш помощник - это учебник. Откройте его и посмотрите на таблицу на стр. 74.

– Что вы можете рассказать нового о числе имён существительных?

- Сделайте вывод: какие окончания могут быть в формах И.п. мн.ч. имён существительных? (в именительном падеже у существительных женского рода окончание и,ы; м.р.- и (ы), а (я); ср.р - а (я))

     Составим памятку (работа в группах).

Именительный падеж во множественном числе

1) Норма употр. сущ.     в  ___  роде  с  окончанием_______.

2)  Многие сущ. имеют окончание _________ (это свойственно сущ_______ рода)

3) Некоторые сущ. имеют _____________окончания_________

(это свойственно _________________________)

- Чтобы определить, от чего зависит выбор  окончания у сущ. мужского рода, понаблюдаем за существительными   упр.550.

- На что вы обратили внимание. Сделайте вывод. (Окончание -а (-я) в словах всегда ударное, а окончание -ы (-и) может быть как ударным, так и безударным)

- Если вы сомневаетесь в написании окончания, что необходимо сделать? (посмотреть в словарь и запомнить написание слова)

Познава-

тельные, коммуника-

тивные, личностные, регулятив-

ные

6

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Организует усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи.

Учатся правильно произносить слова.

Упражнение 550

Прочитайте и запомните слова (читают 3 ученика вслух).

Познава-

тельные, коммуника-

тивные, личностные, регулятивные

Физкультминутка

Выполняют упражнение, проговаривают слова.

Выполните упражнения

Я называю слово в единственном числе, если во множественном числе – ы, то стоя хлопайте, если – а, приседайте. Во время выполнения движения проговариваем хором слова

7

Самостоятель ная работа с самопроверкой по эталону

Организует

 -самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия,

- самопроверку на основе сопоставления с образцом

Самостоятельно выполняют работу

Упр. 551, выполнить самопроверку по образцу.

Познава-

тельные, личностные, регулятивные

8

Включение в систему знаний

Организует выявление границ применения нового знания, повторение учебного материала

Принимают участие в игре, слушают своих товарищей, оценивают их ответы

"Найди ошибку".

Есть у вас в продаже свежие торта?Скоро весна. На поля выйдут новые трактора.В нашей школе работают опытные бухгалтера

– Как вы думаете, зачем нужно знать формы числа, где это может пригодиться в жизни? (Правильное употребление форм множественного числа свидетельствует об образованности и культуре человека.)

Познава-

тельные, коммуника-

тивные, личностные, регулятив-

ные

9

Рефлексия

Ведет заключительную беседу

Определяют свое эмоциональное состояние н уроке

Познаватель

ные

Домашняя работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: "Множественное число имен существительных" (5 класс)

Представлен подробный конспект урока русского языка по теме "Множественное число имен существительных", в котором прописаны УУД, методы, приемы и средства обучения, формы организации деятельности учащ...

Разработка урока во 2 классе - множественное число имен существительных

Конспект урока английского языка во 2 классе Lesson 39 Тема: «Plural forms of nouns»Цели:Образовательные:Ø учить описывать людей и животных, используя фразы: He(She) is… . He(She) is not….;Ø учить вес...

Множественное число имен существительных урок 5 класс

Материал содержит конспект урока по русскому языку в 5 классе, презентацию, приложения по теме "Множественное число имен существительных"...