Конспект урока по русскому языку. Тема: Множественное число имен существительных. Именительный падеж имени существительного (1-ый час).
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку.
Тема: Множественное число имен существительных. Именительный падеж имени существительного (1-ый час).
Цели:
1) Узнать особенности написания и употребления форм множественного числа существительных.
2) Научиться правильно писать и употреблять существительные во множественном числе.
Сетка времени
Орг. момент | 1 мин. |
Фронтальный опрос | 5 мин. |
ИНМ | 15 мин |
Закрепление материала | 15 мин |
Подведение итогов | 4 мин |
Ход урока
Орг. момент | У: Здравствуйте. Проверьте свою готовность к уроку. Садитесь. |
Фронтальный опрос | У: Мы с вами продолжаем изучать Имя существительное. На какие вопросы отвечает имя существительное и что оно обозначает? Д: Имя существительное отвечает на вопросы кто? что? И обозначает предмет. У: Чем бывает имя существительное в предложении? Д: Обстоятельством, дополнением, подлежащим. У: Как изменяется имя существительное? Д: По числам и падежам. У: Сколько падежей существует в русском языке? Д: 6 (называют падежи) У: Как определить падеж имени существительного? Д: Сначала надо найти слово, к которому относится имя существительное, потом поставить от этого слова к сущ. вопрос. У: Что вы можете сказать о категории числа имени сущ.? Д: Ед. и мн. число. Есть сущ., которые имеют форму только ед.ч., а есть, которые имеют форму только мн.ч. (примеры) |
ИНМ | У: Сегодня мы с вами продолжаем изучать категорию числа имени существительного. Запишите, пожалуйста, число и тему нашего урока. Первое марта. Множественное число имен существительных. У: Посмотрите на доску. На доске: Жизнь Слесарь блюдо Вода бант окно Нога автор изображение Адрес Якорь У: Определите род и скл. данных слов, поставьте их во мн.число. Выделите окончание у сущ. мн. ч. Д: Жизнь – жизни автор – авторы блюдо – блюда вода – воды бант – банты окно – окна нога –ноги слесарь – слесари изображение - адрес – адреса изображения якорь – якоря У: Ребята, скажите, что нового мы должны узнать сегодня на уроке об имени существительном в И.п. ? Д: Новые сведения о правописании окончаний имен существительных И.п. мн. ч. У: Посмотрите внимание на окончания, которые вы выделили у имен существительных мн. ч. Что интересного заметили? Д: У большинства имен существительных И.п. во мн.ч. окончание –ы/-и, но есть и –а/-я) У: Отчего зависит написание окончаний у имен существительных И.п. мн.ч.? Когда пишется окончание –ы/-и, а когда –а/-я? У: Еще раз посмотрите на доску. Давайте предположим отчего зависит выбор окончания у имен существительных И.п. мн.ч.? Д: Выбираем окончание по склонению, а во 2 скл. по роду. У: Сейчас мы с вами составим схему. Запишите название схемы: Именительный падеж множественного числа. Запишем таблицу в тетради. Запись на доске: Именительный падеж множественного числа 1 скл. – 3 скл. 2 скл. -ы/-и м.р. ср.р. -ы/-и -а/-я -а/-я У: Хорошо. Сейчас откройте учебники на странице 207 и посмотрите на таблицу. Давайте сравним таблицу и нашу схему. Выпишите из таблицы примеры в схему. У: Сейчас мы с вами закрепим новый материал, а для этого выполним упражнение упр. 549. Прочитайте внимательно задание. Надо записать существительные в именительном падеже множественного числа. Например: Адрес. Ставим это слово во мн.ч. И.п. Адреса. Окончание –а. Директор. Множественное число им.п. – директора, окончание –а. Итак, приступаем к выполнению упражнения, не забывайте выделять окончания. Проверка. У: А теперь мы с вами выполним следующее упражнение, чтобы научиться видеть орфограмму и научиться применять правило. Я раздам вам распечатки. В них письмо. Надо помочь мальчику Пете правильно написать окончания. Вставьте пропущенное окончание, при этом определите род и скл. Проверка. |
Подведение итогов | У: Молодцы Вы справились с этим заданием хорошо. Что вам не понятно в этой теме? Возникли ли какие-нибудь трудности? Хорошо. На следующем уроке мы с вами продолжим тему множественного числа имен существительных Спасибо за урок. Идите отдыхать на перемену
|
Приложение.
Здравствуй, Ваня!
Пишет тебе твой друг Петя. К нам в село на строительство новой школы приехал студенческий отряд. Студенты уже приступили к работе, так как мастер… заключили договор… с руководством села. Работа у них кипит. Шофёр… только успевают подвозить строительный материал. Среди студентов есть и столяр…, и моляр…, и токар…. Это им пригодится ведь они будущие инженер….
Напиши, чем ты занимаешься.
Твой друг Петр.
Здравствуй, Ваня!
Пишет тебе твой друг Петя. К нам в село на строительство новой школы приехал студенческий отряд. Студенты уже приступили к работе, так как мастера заключили договоры с руководством села. Работа у них кипит. Шофёры только успевают подвозить строительный материал. Среди студентов есть и столяры, и моляры, и токари. Это им пригодится ведь они будущие инженеры.
Напиши, чем ты занимаешься.
Твой друг Петр.
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку (5 класс).
Тема: Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа
Цели урока:
- Повторить признаки существительного.
- Повторить категорию числа имени существительного.
- Выяснить какие существительные имеют форму только единственного числа.
- Научиться распознавать имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.
Сетка времени
Орг. момент | 1 мин. |
Фронтальный опрос | 5 мин. |
ИНМ | 15 мин. |
Закрепление | 15 мин. |
Подведение итогов | 4 мин. |
Ход урока
Приложение
Значение | Примеры |
1) | Кислород, молоко, соль |
2) | Листва, молодёжь, посуда, мебель, детвора |
3) | Тишина, синева, верность, обучение |
4) | Челябинск, Москва, Юпитер, Сатурн |
Задание: Прочитайте текст. Подчеркните существительные, которые имеют форму только ед.ч.
Вы хотите испечь что-нибудь к ужину, но у вас отсутствуют дрожжи? Не расстраивайтесь! Испеките самое простое печенье. Возьмите два яйца со стаканом сахара. Налейте полстакана сметаны, разбавленной кефиром. Потом добавьте соды и всыпьте муку. Замесите тесто, раскатайте его, а затем вырежьте фигуры и испеките их. Готовое печенье посыпьте тёртым шоколадом. Подавайте печенье к чаю или кофе со сливками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по русскому языку Тема урока: «Правописание букв н – нн в именах прилагательных, образованных от существительных»
Цель урока: изучить правила правописания н и нн в суффиксах имен прилагательных, актуализировать знания учащихся по теме. Предметная:- формирование умения правильного написания Н и Н...
конспект урока по русскому языку - тема: "Правописание гласных после шипящих"
Ознакомление учащихся с правописанием гласных после шипящих: ча-ща, чу-щу, жи-ши.Формирование орфографических знаний, умений и навыков на основе развития орфографической зоркости....
Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Обобщение знаний об имени существительном, 2 класс
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Обобщение знаний об имени существительномЦели деятельности учителя: актуализация знаний по теме «Имя существительное», совершенствование умения правильно...
Проверочная работа по русскому языку. Тема «Род и число имени существительного»
Предлагаю материал проверочной работы по русскому языку для учащихся 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме «Род и число имени существительного»....
Конспект урока по русскому языку. Тема: Алфавит.
Из истории Алфавита. За основу учёные взяли греческий алфавит, и в 863 году был составлен первый славянский алфавит, который получил название глаголица. После смерти Кирилла и Мефодия был создан новый...