Конспект урока по русскому языку (5 класс). Тема: Множественное число имен существительных. Родительный падеж множественного числа(2-ой час)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку (5 класс).
Тема: Множественное число имен существительных. Родительный падеж множественного числа(2-ой час)
Цели:
1) Узнать особенности написания и употребления форм множественного числа существительных.
2) Научиться правильно писать и употреблять существительные во множественном числе.
Ход урока
Орг. момент (1 мин.) | У: Успокаиваемся. Присаживаемся на свои места. Мы продолжаем изучать тему: множественное число имен существительных, которую начали изучать на первом уроке. |
ИНМ (15 мин.) | У: Трудности в образовании форм Р.п. мн.ч. отражены в забавной загадке. Как говорить: У рыбов нет зубов? У рыбей нет зубей? У рыб нет зуб? Как вы понимаете, это шутка. С точки зрения грамматики правильным было бы: У рыб нет зубов. Но на самом деле, у многих рыб зубы есть. У: В каком числе и падеже стоят слова «рыб», «зубов»? Д: Во мн.ч. Р.п. У: Хорошо. Сейчас на уроке мы будем с вами учиться правильно писать и употреблять имена существительные в родительном падеже множественного числа. У: У вас на партах лежат распечатки. Там даны группы предложений. Вставьте где надо пропущенные окончания существительных и выделите их. На доске:
У: Какие окончания у существительных первой группы? Д: Нулевые окончания. У: Что объединяет эти существительные? Д: Они все ж.р. У: Какие окончания у существительных второй группы? Д: -ов/ -ев У: А что объединяет эти существительные? Д: Они м.р. У: Назовите окончания в третьей группе. Д: Нулевое, - ев. У: Какого рода эти существительные? Д: Среднего рода. У: Попробуем сделать вывод. Д: Существительные ж.р. мн.ч. в Р.п. имеют нулевое окончание; существительные м.р. и ср.р. в Р.п. мн.ч. имеют окончание –ов/-ев и нулевое окончание. Запишем наш вывод в табличку, которую я вам раздала перед уроком. На доске. Ж.р. М.р. Ср.р. □ -ов/-ев; -ов/-ев; □ У: Иногда у существительных ж.р. и м.р. встречаем окончание –ей , например: свеча – свечей, пень – пней . Ж.р. М.р. Ср.р. □; - ей -ов/-ев; -ей -ов/-ев; □ (дополняем табличку) У: А теперь под табличкой посмотрите те случаи, когда в Р.п. во мн.ч. мы пишем нулевое окончание и слова исключения, которые необходимо запомнить. Сейчас будем читать примечание, а вы выделяйте окончание. |
Закрепление материала (20 мин.) | У: Сейчас мы будем учиться употреблять правило на данную орфограмму. Выполним упражнение 552. Перепишите слова, раскрывая скобки. Выделите окончание. Объясните написание окончания. Записываем внимательно УпрАжнение 552. Образец: Пара ботинок – нулевое окончание, так как значение парных предметов. Приступаем к выполнению упражнения. (Проверка) У: А теперь мы закрепим с вами материал, изученный на этом уроке и на предыдущем. Вам даны слова ед.ч. И.п. Их надо поставить во мн.ч. в И.п. и в Р.п. Будем выполнять следующим образом: (На доске) И.п. мн.ч. Р.п. мн.ч.
Бант банты бантов Сапог Груша Апельсин Блюдо Блюдце Цыган Таджик Чулок Носок У: Итак, приступаем к выполнению. После ( Можно вызывать учеников к доске разбирать по 1-2 слова, остальные выполняют в тетрадях) У: Сейчас будем учиться находить орфограмму в тексте, анализировать. Задание: Исправьте грамматические ошибки, выделите окончание.
Выполнение. Проверка. |
Подведение итогов урока (5 мин.) | У: Запишите домашнее задание. Дома выполнить упражнение 553. Выучить материал по таблице в распечатке и по записям в тетради. У: Что было понятно на уроке? Что не понятно? Спасибо всем за урок. Объявление оценок и результатов урок. |
Родительный падеж множественного числа
Женский род | Мужской род | Средний род |
Примечание
Нулевые окончание присущи существительным м.р. мн.ч в Р.п.
- Значение парных предметов: ботинок, валенок, глаз, санок, чулок, волос.
Исключение: гольфов, носков, рогов, ботфортов.
- Ряд национальностей, народностей: англичан, армян, башкир, болгар, грузин, молдаван, осетин, татар, цыган.
Исключение: киргизов, монголов, венгров, казаков, негров, таджиков.
- Людей по месту жительства на –анин/- янин: горожанин – горожан, инопланетянин – инопланетян, киевлянин – киевлян, южанин – южан.
- Людей по принадлежности к некоторым родам войск: партизан, солдат, кадет.
Задание: Исправьте грамматические ошибки, выделите окончание.
- К открытию детских ясель были завезены комплекты новых одеяльцев, полотенцев, блюдцев.
- От летних пожарищей погибло много гектар лесов.
- Близ поместьев находились прекрасные водоемы.
- Отряд спасателей состоял из русских, грузинов, туркмен и киргиз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока по русскому языку 5 класс тема "Однозначные и многозначные слова"
Урок с исполльзованием ЭОР.Объяснение нового материала сопровождается коллекцией интерактивных иллюстраций, на этапе закрепления предлагается тест.В приложении № 2 указана гиперсылка на ресурс ,обеспе...
План-конспект урока по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном"
План-конспект урока по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)...
Конспект урока по русскому языку по теме: «Обобщение знаний об имени существительном.»
Цели урока:1. Закреплять знания об имени существительном, его постоянных признаках; развивать умения выполнять грамматические разборы;2. развивать...
План-конспект урока по русскому языку 6 класс. Тема: «Изменение имен прилагательных по родам».
Тема: Изменение имён прилагательных по родам.Цель: Развивать познавательную активность, умение определять род имён прилагательных, правильно писать окончания.Задачи:1) формировать умение определять ро...
Конспект урока по русскому языку 7 класс Тема: "Склонение имен существительных в единственном числе. Закрепление изученного"
Конспект урока русского языка рассчитан на обучающихся коррекционной школы....
Конспект урока по русскому языку для 6 специально (коррекционного) класса на тему: "Родительный падеж имен существительных множественного числа" с применение технологии проблемного обучения
Конспект урока по русскому языку для 6 специально (коррекционного) класса на тему: "Родительный падеж имен существительных множественного числа" с применение технологии проблемного обучения...