Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание | Методы, приемы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии |
I Организационный момент. | Проверка готовности к уроку, создание у учащихся благоприятного настроя на работу. Урок сегодня необычный, но для тебя вполне привычный, Придется думать головой, вопрос услышать непростой, Найти ответ. Стремиться помнить Все, что узнаешь и запомнишь. От учеников потребуются знания, смекалка и сообразительность, творческое воображение. |
|
|
II. Языковая разминка - словарный диктант. | 1. Найти, графически обозначить и объяснить орфограммы. Морозец, небеса, оттепель, жизнь, единообразие, сугроб, трескотня, воробьи, окрестность, чародейка, исчезновение, солнце, льдинка, отголосок. (Морозец – полногласное чередование –оро-, суффикс –ец существительного мужского рода; небеса – безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением: небо, небесный; оттепель – удвоенные согласные на стыке морфем, безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением: теплый, е//0; жизнь – правописание гласных после шипящих: жи – ши пиши с буквой и; единообразие - безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением: один, образ; е//о, правописание сложных существительных с соединительной гласной о, правописание суффиксов абстрактных существительных –ий; сугроб – правописание парного согласного на конце слова6 сугробы; трескотня - безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением: треск; правописание суффиксов существительных – от(н); воробьи – правописание полногласного сочетания в корне -оро-, безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением: воробышек; правописание разделительного мягкого знака в корне слова; окрестность – правописание приставки единообразного написания –о; правописание непроизносимого согласного – крест; правописание суффиксов существительных – ость; чародейка – правописание гласной после шипящей – ча – ща пишется с буквой а; правописание сложных существительных с соединительной гласной о; исчезновение – правописание конечного согласного в приставке на –з, -с перед глухим согласным; безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением: исчез; правописание суффиксов существительных –ов, -ий; солнце – правописание непроизносимой согласной; льдинка – правописание смягчающего мягкого знака в корне слова; отголосок – правописание приставки единообразного написания –от, безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением: голос; полногласие – оло-; правописание суффикса с беглой гласной –ок). Взаимопроверка работ: ученики берут работу у соседа по парте, проверяют, выставляют оценку по шкале оценок. | Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, делать выводы. 2. Преобразовывать информацию. Коммуникативные УУД Обеспечивать возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера. Регулятивные УУД Оценивать успешность усвоения материала | Работа по само- и взаимоконтролю устных и письменных работ. Индивидуальная и парная формы организации деятельности учащихся. |
III. Творческая работа | 1. - Определите, чем тематически связаны слова. Подсказка: Снег на полях, /Лёд на водах, /Вьюга гуляет. /Когда это бывает? 2. - Чем связаны морфологически? Земля, вода, пшеница, класс – Всё сущее, что окружает нас, Мы называем, имя им даём: Берёза, речка, солнце, дом… Явления природы: буря, дождь… Без существительных не проживёшь. 3. – Что вы, изучая имя существительное как часть речи уже несколько уроков, можете сказать о роли этой части речи? Комментарий учителя: Каждое слово русского языка, обозначающее предмет, даже самое маленькое и неприметное, может иногда иметь большое значение и быть незаменимым. Л.В. Успенский называл имя существительное хлебом языка. 4. Знакомство с новым понятием. А) Как вы думаете, можно ли создать текст на основе только существительных? Б) Существуют ли такие тексты? Комментарий учителя: Существуют тексты, обычно стихотворные, состоящие только из одной части речи, например, существительных в именительном падеже: Снег. Дыхание весны. Солнце. Оттепель. Блины… Праздник. Одеяло. Сны. Снег. Дыхание весны… Такая форма называется моностих. Форма работы несложная, но интересная: нужно найти и скомпоновать слова, емко и кратко характеризующие описываемое событие, состояние или картину. 5. Создание сочинения-миниатюры. Тема: «Конец зимы», «Февраль», «Февральский день». Задача: создать зимний пейзаж, используя выразительные возможности существительных. Время: 2 минуты. 6. Чтение творческих работ. 7. Взаимоконтроль и оценивание с помощью силы аплодисментов. Самоконтроль и самооценивание по пятибалльной шкале. | Личностные УУД 1. Обеспечивать значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными ситуациями. 2. Вырабатывать свою жизненную позицию. Коммуникативные УУД Правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя. Регулятивные УУД Внимательно слушать говорящего, объективно оценивать его ответ, в первую очередь оценивая положительное, а недочеты высказывая в виде пожеланий. | Работа по само- и взаимоконтролю устных работ: Понимать точку зрения другого. Критично относиться к своему мнению. |
IV. Формулирование темы и цели урока.
| 1. - На основе записанных слов спрогнозировать цель урока: определить, можно ли извлечь еще информацию из записанных слов. Подсказка: – Составьте слова из начальных букв слов диктанта и запишите тему урока. Комментарий учителя. В литературе есть такая форма – акростих – определенным образом составленное стихотворение, в котором, если прочитать первые буквы строчек по вертикали, получается слово – оно «пронизывает насквозь» все основное стихотворение. 2. – Знакома вам эта тема? Зачем же мы возвращаемся к ней? Какими могут быть цели урока? (Повторить, что знаем, узнать чтото новое). Попробуем проверить, так ли это. | Регулятивные УУД (целеполагания) 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать тему урока. 3. Самостоятельно ставить цель деятельности. Коммуникативные УУД Обеспечивать возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера. | Ведение проблемного диалога |
V. Актуализация и углубление изученного.
| 1. Работа с учебником: §100 упр. 548 и * стр.217. Умение видеть имена существительные во множественном числе. 2. стр. 218 - * – выявление новой информации о числе имён существительных. Ознакомительное чтение про себя. ж.р. | Книги, буквы; мысли | -и (-ы) | м.р. | Словари, алфавиты; Профессора/, учителя/ | -и (-ы) -а (-я) | с.р. | Слова, предложения | -а (-я) |
– На что обращают внимание авторы учебника? – Что вы можете рассказать нового о числе имён существительных? - Сделайте вывод: какие окончания могут быть в формах И.п. мн.ч. имён существительных? | Познавательные УУД Владеть разными видами чтения (ознакомительного), приёмами продуктивного чтения. Коммуникативные УУД Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле. | Работа с учебником (учет вариативной и инвариативной части). Индивидуальная форма организации деятельности учащихся. |
VI. Решение проблемы. Открытие новых знаний. | 1. Можно ли четко сформулировать правило написания окончаний имен существительных во множественном числе? (Для женского и среднего рода все однозначно, для мужского есть варианты окончаний). - Может ли учебник помочь в решении проблемы? Почему правила нет в учебнике? 2. Как будем решать проблему? Составление ПЛАНА действий. Сопоставляем, сравниваем, анализируем. 1. Выбираем соответствующий языковой ситуации материал. Зачем? 3. Делаем вывод (формулируем ПРАВИЛО). 4. Решение проблемы (опорно-схематический конспект). 5. Применение новых знаний. 6. Нужны ли нам НОВЫЕ знания? | Регулятивные (планирования) Самостоятельно планировать способы достижения намеченной цели. Регулятивные (коррекции) Организовать взаимопомощь.
| Работа с картой урока |
VII. Развитие учебноязыковых умений, формирование навыков культуры речи (овладение грамматическими нормами).
| 1. Проанализировав представленный материал, установим закономерность в выборе букв в окончаниях существительных. А) Есть у вас в продаже свежие торта? Скоро весна. На поля выйдут новые трактора. |
Выполнение упражнения формирует навык правильного образования формы И.п. мн.ч. имён существительных, в которых возможны ошибки в речи (грамматическая норма). Работа в парах. – Проверьте свою работу по ключу (справка «Памятка»). – Сделайте вывод: какие окончания могут быть в формах И.п. мн.ч. имён существительных? Работа в парах: составить примерный опорный сигнал и записать обобщенную графическую модель орфограммы. Окончания сущ. мн. ч. И.п. | Основное в книжной речи -и (-ы); В разговорной -а (-я) |
Комментарий учителя. Первоначально в языке было одно главное окончание для мн.ч. – -ы, затем в разговорной речи стало появляться другое окончание – -а, которое постепенно начало вытеснять окончание -ы. Иногда возможны сомнения: инструктор (-а или -ы), конструктор (-а или -ы). В этом случае нужно обратиться к словарю и окончание запомнить: инструкторы (-а – в разговорной речи), конструкторы.
Б) В магазине купили пять килограммов четыреста граммов помидоров, две пары носков и пару чулок. |
В процессе наблюдения формируется навык правильного образования и употребления форм Р.п. - Как вы думаете, правильно ли употреблены формы множественного числа существительных? (Да. Предложение составлено по всем правилам «грамматического искусства»). - Но мы так практически никогда не говорим. Почему? (Здесь действует своеобразная тенденция к экономии языковых средств: из двух вариантов – более длинного и более короткого – в живой речи, как правило, употребляется более короткий). – Что объединяет слова в предложении? (Близость формы - множественное число существительных Р.п.) - Что обозначают эти предметы? (Это названия овощей и фруктов, названия парных предметов, единицы измерения, веса.) – Как легче запомнить окончания? (Соединить группы: овощи, фрукты и вес – окончание ов; для парных предметов «говори наоборот»: короткие (носки) – окончание «длинное» (ов), длинные (чулки) – окончание «короткое» – □). Работа в парах: составить примерный опорный сигнал и записать обобщенную графическую модель орфограммы. Окончания сущ. мн. ч. Р.п. | : национальности на –н, -р количества воинские единицы парные предметы (пара чулок, ботинок) -ов : овощи и фрукты парные предметы (пара носков) единицы веса |
В) Игра«эстафета»: составить 1 предложение с возможно большим количеством однородных членов – существительных в Р.п. мн.ч. и 1 предложение с возможно большим количеством однородных членов – существительных в И.п. мн.ч. Читают работы все ученики по очереди: один с Р.п., другой с И.п. и т.д. Г) Вопросшутка. Как правильно сказать: У рыбов нет зубов, У рыбей нет зубей Или – у рыб нет зуб? (Ответ: у рыб нет зубов.)
3. Групповая работа – лингвистические задачи. Задача для 1-ой группы: «Если у вас есть несколько знакомых девушек или подруг по имени Оля, то как вы скажете: Подарки для наших… [ ?]» Задача для 2-ой группы: «Вы просите купить вам несколько комплектов белья. Как вы скажете: Купите мне, пожалуйста, несколько… (простыня) [ ?]» Задача для 3-ей группы: «В газетном очерке об армейских буднях написано: «Каждый боец из отряда солдатов был снабжен парой новых сапогов». Грамотно ли журналист употребил слова во множественном числе?» Задача для 4-ой группы: «Спорят два ученика. 1-ый ученик: «Я уверен: в слове шофера ударение падает на последний слог». 2-ой ученик: «Нет, в слове шоферы ударение на том же слоге, что и в единственном числе». Кто прав?» | Познавательные УУД 1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, понимать основную и дополнительную информацию текста. 2. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы. 3. Владеть навыками аудирования (ознакомительного, выборочного, детального). 4. Преобразовывать информацию (несплошной текст в схемы, графические образцы). Коммуникативные УУД 1. Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле. 2. Обеспечивать возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера. Регулятивные УУД 1. Планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей. 2. Осуществлять логическое действие «анализ» с выделением существенных и несущественных компонентов. Личностные УУД Понимать значимость новых знаний
| Работа по решению проблемы. Работа с учебником, справочными материалами, словарями. Индивидуальная и парная формы организации деятельности учащихся. Использование памяток. Организация взаимопомощи. Мотивация учения. |
VIII. Итог урока.
| – Что нового узнали на уроке? – Как вы думаете, зачем нужно знать формы числа, где это может пригодиться в жизни? (Правильное употребление форм множественного числа свидетельствует об образованности и культуре человека.) Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись шкалой самооценки: К – красота, П – правильность, Б – быстрота выполнения (по пятибалльной системе). Проанализируйте свою деятельность на уроке и деятельность одноклассников и отметьте свое мнение об уроке с помощью цвета: зеленый цвет: «На уроке мне все было понятно. Я со всеми заданиями справился самостоятельно». желтый цвет: «На уроке мне почти все было понятно. Не все получалось сразу, но я все равно справился с заданиями». красный цвет: «Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется помощь!» Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки. | Регулятивные УУД (саморегуляция) 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. Познавательные УУД Осуществлять логическое действие «обобщение». Коммуникативные УУД Сотрудничать с учителем и со сверстниками. Личностные УУД Принятие жизненных ценностей и смыслов. | Проведение рефлексии с применением вопросов и символов в листах обратной связи. |
IХ. Домашнее задание.
| 1. Нарисовать картинкиподсказки или опорные конспекты к упр. 551. 2. Выполнение упражнения 552 по заданию. 3. Придумать акростих или акротекст, связанный с темой сегодняшнего урока. 4. Придумать монотекст (моностих), состоящий из существительных множественного числа. | Личностные УУД Выбирать домашнее задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных особенностей. Регулятивные УУД Обеспечивать самосовершенствование через саморегуляцию |
|