Множественное число имен существительных урок 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Волокитина  Елена  Мавлитовна

Материал содержит конспект урока по русскому языку в 5 классе, презентацию, приложения по теме "Множественное число имен существительных"

Скачать:


Подписи к слайдам:

Образуйте форму множественного числа от формы единственного числа
Именительный падеж (ед.ч.)
Именительный падеж (мн.ч.)
Родительный падеж(мн.ч.)
апельсин
помидор
торт
договор
солдат
тренер
Образуйте форму множественного числа от формы единственного числа
Именительный падеж (ед.ч.)
Именительный падеж (мн.ч.)
Родительный падеж(мн.ч.)
апельсин
апельсины
апельсинов
помидор
помидоры
помидоров
торт
торты
тортов
договор
договоры
договоров
солдат
солдаты
солдат
тренер
тренер
тренеров
Важнейшим свойством литературного языка является его нормированность. Если бы не было языковой нормы, то в языке могли бы произойти такие изменения, что люди, живущие в разных концах России, перестали бы понимать друг друга. Но вместе с тем нормы - не застывшие раз и навсегда явления языка. Они постепенно изменяются, главным образом за счет возникновения новых вариантов и их конкуренции в течение некоторого времени. Через изменение норм в языке закрепляется новое, узаконивается то, что актуально для языковой системы на данном этапе развития
Портрет К.И.Чуковского 1935. Игорь Эммануилович Грабарь.
Мила мне русская беседа.В ней, разум собственный любя, Никто не слушает соседа,Но каждый слушает себя.
«Выбора или выборы»?«Договора или договоры»?
М. В. Ломоносов.
К.И. Чуковский.
М. В. Ломоносов утверждал, что «русские люди предпочитают окончание «а» «скучной букве» «и». ВыборА, договорА,ЛекторА, как и облакА, островА, лесА, вместо облаки, островы, лесы.
Прошло 100 лет и русские люди перестали говорить домы, докторы,учители, профессоры, слесари и охотно заменили их формами: домА, учителЯ, докторА,профессорА, слесарЯ.
К. И. Чуковский писал, в этом произношении слышалось что-то залихватское, бесшабашное, забубенное, ухарское.
Следующее поколение.
Придало ту же залихватскую форму новым десяткам слов, таким как : бугалтеры, томы, катеры, тополи, лагери…Если бы А.Чехов услышал слово томА, он подумал бы, что речь идёт о французском композиторе Амбруазе ТомА.
Ещё через несколько лет Чуковский услышал следующее.
ШоферА, авторА, библиотекарЯ,секторА, скоростЯ
ВыходА, супА, матерЯ, дочерЯ, секретарЯ, плоскостЯ, площадЯ
«Протестовать против этих уродливых слов бесполезно…Происходит стихийно замена безударного окончания Ы(И)окончанием А(Я)».
Почему так происходит?
Кондитеры – тортА.Рестораны – супА.Домовые управления – площадЯ.Трактористы – тракторА, скоростЯ.Пожарные – факелА.Электрики – кабелЯ.Певчие – тенорА.
Эта форма чаще всего упоминается в профессиональном (иногда очень узком)кругу.
Остановить этот бурный процесс до сих пор остаётся бесплодным.
Говори правильно!
ВыборЫ, договорЫ, лекторЫ.ДомА, докторА, учителЯ, профессорА, слесарЯ.БугалтерА, томА, катерА, тополЯ, лагерЯ.ШофёрЫ, авторЫ, библиотекарИ, секторЫ, скоростИ.ВыходЫ, супЫ, матерИ, дочерИ, секретарИ, плоскостИ, площадИ.
Культура речи – это один из показателей эрудиции, воспитания, духовной культуры в целом.
«Язык что одежда», - говорит некий английский лингвист.Каждый человек должен быть требовательным к своей речи.
Запомни! Пара чулок, носков; нет простынь, полотенцев, кедов и кед, кружев, блюдец, дел.
Шкала оценивания теста 5 правильных ответов оценка «5» 4 правильных ответа оценка «4» 3 правильных ответа оценка «3» 2 и менее правильных ответа оценка «2»
Домашнее задание.
1 группа:Задание на карточках:1)Поставить слова в форму множественного числа: ректор, сторож, бухгалтер, шулер, невод, учитель. 2)Поставить слова в форму родительного падежа:погоны, румыны, абрикосы, гусары, гектары, баклажаны. 3) упражнение 550 по заданию. 2 группа:1)упражнение 550 по заданию;Задание для всех:Параграф №100, памятки знать


Предварительный просмотр:

Приложение № 1

Притча

Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих визирей. ”О, мои подданные!” - обратился он к ним, - у меня есть для вас трудная задача. Я хотел бы знать, кто решит ее. Повел он их в сад, в углу была ржавая дверь с огромным замком. ”Тот, кто откроет дверь, станет первым визирем”. Одни придворные только качали головами, другие стали замок разглядывать, третьи начали неуверенно толкать дверь, но они были убеждены, что не смогут открыть ее. Один за другим отходили. Но один визирь внимательно осмотрел и навалился плечом на дверь. Он толкнул ее и - о, чудо! - она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться все быстрее и раскрылась. Тогда султан сказал: ”Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы”.

Приложение №2

Образуйте форму множественного числа от формы единственного числа

Именительный падеж

(ед.ч)

Именительный падеж

(мн.ч)

Родительный падеж

(мн.ч.)

апельсин

помидор

торт

договор

солдат

тренер

доктор

Приложение №3

Морфологическая норма

Памятка № 1

Именительный падеж во множественном числе

1) Норма употр. сущ.     в  _____.роде с  _________ окончанием.

2) Большинство сущ. имеют окончание _________ (это свойственно
______________________________________________)

3) Некоторые сущ. имеют _____________окончание_________ 
(это свойственно __________________________________)

Памятка № 2

Родительный падеж множественного числа

Нулевое окончание

Окончания –ов, -ев

1)

1)

2)

2)

3)

3)

4)

 

Приложение №4

Задание  к тексту.

  1. Озаглавьте текст.
  2. Обозначьте пропущенные орфограммы.
  3. Расставьте пропущенные запятые.
  4. Просклоняйте и  запишите  в  тетрадь существительное ДОКТОР по падежам во множественном числе .

Не замирает жизнь в зимн…м лесу.

Искрит..ся пушистый снежок, припудрил молодой лесоч..к. По снегу катится сероватый клубоч..к. Это заяц-беляк. На свежем снегу заметен каждый шажок. Сделал зайчонок скачок  припал к снегу спрятался под деревц…м.

Проголодался непоседа  выглянул из-под ёлочки осмотрелся. Тихо среди родных деревьев и кустиков. Вымахнул он на торную дорогу сенца пособирать. А с дороги сделал прыжок в сторону, захотел след замаскировать.

С сучка на сучок перепрыгнула шустрая белочка. Вот пр..стучал на сухом дереве дятел. И зимой не прекращает свою службу лесной доктор. Хозяйничают в зимнем лесу клесты-еловики  добывают из шишек смолистые семена.

Жизнью полнится лес и в зимнее время года.

-

Приложение №5

Тест для закрепления в формате ГИА и ЕГЭ.              

1. Какая форма мн. ч. образована неправильно?

1) учителя
2) торты
3) партизанов
4) шофёры

1. Какая форма мн. ч. образована неправильно?

1) повара
2) торты
3) офицеры
4) тренера

2. -А(-Я) в форме И.п. мн.ч имеет слово

1) выбор
2) мастера
3) тренер
4) месяц

2. -Ы(-И) в форме И.п. мн.ч имеет слово

1) столяр
2) купол
3) сторож
4) доктор

3. Какая форма мн. ч. образована неправильно?

1) учителя
2) торты
3) докторы
4) шофёры

3. Какая форма мн. ч. образована неправильно?

1) повара
2) торты
3) офицеры
4) инженера

4. -А(-Я) в форме И.п. мн.ч имеет слово

1) выбор
2) директор
3) тренер
4) месяц

4. -Ы(-И) в форме И.п. мн.ч имеет слово

1) герб
2) купол
3) сторож
4) доктор

5. Речевая ошибка допущена в словах
1) 100 граммов
2) пляска цыган
3) нет сапог
4) пара носок

5. Речевая ошибка допущена в словах
1) группа кадет
2) много ананасов
3) 1 кг помидор
4) 1 кг яблок

Приложение № 6

«ЛЕСЕНКА»

Приклейте свой смайлик на нужную вам ступеньку.

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Приложение №7

Карточка №1

Карточка №2

                Поставить слова в форму множественного числа и составить  с данными словами словосочетания:

  ректор, сторож, бухгалтер, шулер, невод, учитель.

                Поставить слова в форму родительного падежа составить  с данными словами словосочетания:

погоны, румыны, абрикосы, гусары, гектары, баклажаны.



Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

 «Салымская средняя общеобразовательная школа  №1»

Волокитина Е.М., учитель русского языка и литературы,  соответствует занимаемой должности,

 претендует на 1 квалификационную категорию

5 б  класс

Русский язык.

Учебник:   Ладыженская  Т.А. и другие. Русский язык.5 класс. Учебник  для общеобразовательных учреждений, М. «Просвещение», 2010 г.

Раздел: «Морфология. Орфография. Культура речи».

Подраздел: «Имя существительное».

Тема: «Множественное число имен существительных».

Место урока в содержании курса русского языка: в КТП  на раздел «Морфология. Орфография. Культура речи» отводится 85  часов. На подраздел «Имя существительное» - 26 часов. Данный урок «Множественное число имен существительных» является  девятнадцатым  в подразделе. На уроке приобретённые ранее умения и навыки, а именно: умение определять число, падеж, род, склонение имен существительных получили дальнейшее развитие, что необходимо для усвоения последующих тем, для повышения грамотности учащихся.

Цель: познакомить  учащихся  с особенностями  правописания и употребления форм множественного числа имен существительных,  дать понятие о морфологической норме.

Образовательные:

  • расширить знания учащихся об имени существительном;
  • научить самостоятельно  определять окончания  имён  существительных  в форме  множественного числа;

Развивающие:

  • Формировать

- умения выделять существенные признаки, делать обобщающие выводы;

- умения  пользоваться словарями и справочной (художественной) литературой, искать, обрабатывать, использовать и передавать информацию

  • Развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность.

Воспитательные:

  • Прививать положительное отношение к знаниям и изучению русского языка.
  • Воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнениям других людей.
  • Формировать речевую культуру учащихся.

Продолжительность урока – 45 минут

Место занятия – кабинет русского языка

Ожидаемый результат:

Обучающиеся должны знать:  нормы правописания имён существительных во множественном числе;

Обучающиеся должны уметь:  самостоятельно  определять окончания  имён  существительных  в форме  множественного числа и обосновывать свой выбор; пользоваться словарями и справочной (художественной) литературой; анализировать и оценивать собственную деятельность.

Формы организации работы учащихся:

Фронтальная, индивидуальная, устная и письменная, самостоятельная работа, работа  с   ноутбуком.

Тип учебного занятия:  

 урок формирования новых знаний и умений.

Межпредметные связи: 

связь с  литературой.

Основные методы  обучения: объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый, практический, наглядный.

Приемы обучения: 

-игра «Будь внимателен!», эвристическая беседа, аналитическая беседа, демонстрация слайдов, работа с книгой и текстом,

инструктаж, «Лесенка», программа MytestX.

Средства обучения:

Учебник русского языка для 5 класса, мультимедийная составляющая урока – презентация PowerPoint, раздаточный материал: тестовые задания, карточки для индивидуальной  работы.

Цель использования мультимедийного компонента – создание визуального ряда, который помогает учащимся актуализировать знания; решение проблемы наглядности материала на уроке; повышение мотивации учащихся к учению.

Необходимое техническое оборудование:

-  компьютер, проектор для демонстрации презентаций, экран,  мобильный класс.

Педагогическая технология:  

 -разноуровневого  обучения, информационно-коммуникационная, элементы здоровьесберегающей.

Методы и формы контроля: 

тестирование, наблюдение, устный и письменный опрос,  самоконтроль.

Характеристика класса

В  5 б классе обучается 17 человек (мальчиков  7  и  девочек  9). В основном это учащиеся с высоким уровнем мотивации. Согласно диагностике уровня обученности (по П.И.Третьякову) в классе можно выделить три уровня обученности:   низкий уровень (у 2 учащихся класса (11,7 %) полное отсутствие познавательного интереса); средний уровень (9 учащихся -  52,9 %);  высокий - 6 (35,2  %) учащихся.

Большая часть обучающихся обладают навыками учебного труда, умеют анализировать учебный материал, обобщать, делать выводы, доказывать свою точку зрения. Многие сохраняют внимание на протяжении всего учебного занятия.

Устная и письменная речь сформирована почти у всех учащихся.  

Разный  уровень  подготовленности обучающихся  - явление  закономерное, что  предполагает  индивидуальный и дифференцированный подход.                                                                                                                                                                                

         Психологический климат в классе хороший, на уроках атмосфера взаимопонимания и доверия.

Возрастные особенности учащихся, их уровень обученности, умение работать в группе учитывались для успешного решения задач урока.

                                 План урока:

  1. Организационно-мотивационный   этап (3 мин.).
  2. Актуализация  знаний учащихся  (4 мин.).
  3. Формулирование цели  и темы  урока (2 мин.).
  4. Формирование новых знаний и умений (10 мин.).
  5. Динамическая  пауза (2 мин.).
  6. Закрепление изученного  материала (15 мин.)
  7. Первичный контроль изученного материала (5 мин).
  8. Самооценка деятельности (1 мин.).
  9. Подведение итогов урока. Рефлексия. (2 мин.).
  10. Домашнее задание. (1 мин.).

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Мотивация к учебной деятельности.

(3 мин.)

Цель:

мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

Приветствует обучающихся. Создаёт комфортную рабочую атмосферу в классе. Проверяет готовность к уроку.

- Сядьте прямо, поднимите головы, улыбнитесь сегодняшнему дню послушайте притчу и настройтесь на результативную работу

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, слушают притчу, психологически настраиваются на урок.

2

Этап актуализации знаний учащихся.

(4 мин.)

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

Организует  и проводит  игру «Будь внимателен!» (Слайды  №1-2)

Таблица распечатана для каждого учащегося. (Приложение №1)

- Давайте поиграем, ваша задача - очень внимательно

заполнить таблицу. Образовать форму множественного числа от формы единственного числа сначала в именительном падеже, а затем в родительном падеже.

- У всех ли ответы правильные и  совпадают с теми, что вы видите на слайде?

- Какие слова вызвали затруднения?

- А хотите узнать, как правильно писать эти существительные во множественном числе и не допускать ошибок в правописании?

 Фронтальная работа.

Учащиеся читают задание на слайде и работают индивидуально, заполняя таблицу словами.

Проверяют свои ответы.

Называют слова.

Дают устные ответы на поставленные учителем вопросы.

Таблица для проверки:

Образуйте форму множественного числа от формы единственного числа

Именительный падеж

Родительный падеж

апельсин

апельсины

апельсинов

помидор

помидоры

помидоров

торт

торты

тортов

договор

договоры

договоров

солдат

солдаты

солдат

тренер

тренеры

тренеров

доктор

доктора

докторов

3

Этап формулирования целей и темы урока.

(2 мин.)

Цель этапа:

определить тему, цель и задачи урока,мотивировать учащихся к продуктивной деятельности.

Учитель корректирует формулировку цели урока. Мотивирует учащихся на получение знаний по теме.

(На доске ведётся соответствующая запись)

- Запишите  тему урока в тетради.    

- Что должны мы узнать сегодня на уроке, чему научиться, какие сформировать умения?

- Полученные знания по теме нашего урока помогут вам в будущем, потому что эта тема встречается в тестовых заданиях государственной итоговой аттестации.

Учащиеся формулируют тему  урока:

«Множественное число имён  существительных».

C:\Users\TEXNOLOGIA\Desktop\АТТЕСТАЦИЯ 2014 год\SAM_0676.JPG

Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель и задачи урока.

4

Этап формирования  новых  знаний  и  умений.

(10 мин.)

Цель этапа: познакомить с нормой и особенностями  правописания и употребления форм множественного числа имен существительных.

Знакомит  учащихся с  морфологическими  нормами, используя  презентацию, организует беседу. (Слайд № 3)

- Важнейшим свойством литературного языка является его нормированность.  Если бы не было языковой нормы, то в языке могли бы произойти такие изменения, что люди, живущие в разных концах России, перестали бы понимать друг друга. Но вместе с тем нормы - не застывшие раз и навсегда явления языка. Они постепенно изменяются, главным образом за счет возникновения новых вариантов и их конкуренции в течение некоторого времени. Через изменение норм в языке закрепляется новое, узаконивается то, что актуально для языковой системы на данном этапе развития.

– Совсем недавно мы на уроках литературы изучили стихотворение «Случились вместе два астронома в пиру...» М.В.Ломоносова, вы готовили замечательные сообщения об этом ученом.

- А кто помнит автора  стихотворения  про «Муху-Цокотуху»?

- Правильно, К.И.Чуковский.

Знакомит с мнениями этих ученых о норме употребления имен существительных в форме множественного числа. (Слайды №4-10)

- Ну а теперь мы можем  самостоятельно заполнить памятки о норме.

 - Откройте учебник, стр. 218 таблица.

- В каком падеже даны имена  существительные?

-  Понаблюдайте за нормой употребления мн. ч. в им. пад
Фронтальный опрос, беседа. Корректирует ответы учащихся.

-Какие выводы вы сделали?  Заполните  таблицу-памятку №1. Памятки распечатаны для каждого учащегося. (Приложение №2)

Морфологическая норма

Памятка № 1

Именительный падеж во множественном числе

1) Норма употр. сущ.     в  ___роде с  ___ окончанием.

2) Большинство сущ. имеют окончание _________ (это свойственно
_________________________)

3) Некоторые сущ. имеют _____________окончание_________ 
(это свойственно _________________________)

Отмечает отличные ответы учащихся.

Продолжает беседу, корректирует ответы.

- Вот вы и сделали первые выводы.

- Существует старая шутка – как писать: у рыбов нет зубов или у рыбей нет зубей?

Проводит устную коллективную работу (упр.551 в учебнике).

 - В каком падеже даны имена существительные? 
- Шутка придумана не случайно. Не все твёрдо знают окончания некоторых имен  существительных в род. падеже мн. ч. Как, например, правильно: пара чулок-чулков или пара носок-носков? 
Итак, познакомимся с особенностями образования род. пад. мн. ч. у некоторых   имен существительных.

Организует письменную работу по заполнению таблицы-памятки №2 

- Обратимся за помощью к учебнику, стр. 219, упр. 552.  

- Понаблюдайте, когда окончание нулевое, а когда -ов, -ев?  -Заполним памятку № 2.

Памятка № 2

Родительный падеж множественного числа

Нулевое окончание

Окончания –ов, -ев

1)

1)

2)

2)

3)

3)

4)

Проводит словарную работу. ( Слайд №11)

-Запомни! Пара чулок, носков; нет простынь, полотенцев, кедов и кед, кружев, блюдец, дел.  

Слушают учителя

Отвечают на вопросы учителя

Выполняют самостоятельно разноуровневые задания. Результаты работы записывают в таблицу-памятку№1.

Предполагаемые письменные  ответы учеников:

  1. В основном здесь даны имена сущ. в м.р. с нулевым окончанием.
  2. Большинство имен сущ. имеют окончание -Ы(-И).
  3. Некоторые имена сущ. имеют ударное окончание -А(-Я)

Ученики отвечают на вопросы, выполняют  устно  упр.551 в учебнике, делают выводы.

F:\SAM_0667.JPG

Выполняют самостоятельно задания в группах. Результаты работы в группах записывают в таблицу-памятку  №2 ( учебник упр.552).

Предполагаемые письменные  ответы учеников:

Нулевое окончание:

  1. парные предметы – сапог, чулок (но: носков);
  2. средний род – яблок, мест;
  3. названия лиц по нац. признаку с сновой на -н, -р – болгар, армян;

войсковые наименования – солдат

Окончание -ов, -ев:

  1. плоды – помидоров;
  2. названия некоторых профессий – инженеров;
  3. единицы измерения – граммов, ярдов.

Записывают словарные слова в словарики.

5

Динамическая пауза.

(2 мин.)

Цель  этапа:

предупреждение общего утомления учащихся, пере- ключение  их с умственной деятельности на умственно-физическую.

- А теперь немного отдохнём. Выполним привычную для нас зарядку, а затем  зарядку для глаз.

Организует  физкультминутку:  динамические упражнения для корпуса тела.

Бодрым, весёлым голосом координирует движения обучающихся.

Демонстрирует таблицу Базарного В.Ф.

Осуществляет визуальный контроль.

Выполняют упражнения.                        

Тренировка мышц глаз при помощи офтальмотренажера Базарного В.Ф. (учащиеся по цветной диаграмме глазами проходят траектории 1-4).  

6

Этап закрепления изученного материала.

(15 мин.)

Цель этапа: закрепить знания и умения, которые необходимы учащимся для самостоятельной  работы по новому материалу.

Для достижения целей урока направляет и организует работу обучающихся в выполнении письменных и устных упражнений в работе с текстом (комплексный анализ). (Приложение №4)

- Прочитайте текст и выполните письменные задания к тексту.

Текст

Не замирает жизнь в зимнем лесу.

Искрится пушистый снежок, припудрил молодой лесочек. По снегу катится сероватый клубочек. Это заяц-беляк. На свежем снегу заметен каждый шажок. Сделал зайчонок скачок, припал к снегу, спрятался под деревцем.

Проголодался непоседа,  выглянул из-под ёлочки, осмотрелся. Тихо среди родных деревьев и кустиков. Вымахнул он на торную дорогу сенца пособирать. А с дороги сделал прыжок в сторону, захотел след замаскировать.

С сучка на сучок перепрыгнула шустрая белочка. Вот простучал на сухом дереве дятел. И зимой не прекращает свою службу лесной доктор. Хозяйничают в зимнем лесу клесты-еловики, добывают из шишек смолистые семена.

Жизнью полнится лес и в зимнее время года.

Проводит устный фронтальный опрос, корректирует ответы учащихся.

-Докажите, что перед нами текст. 

- Определите тему текста. (О ком или о чём текст?)

- Определите основную мысль текста. (Что хотел сказать автор читателям в этом тексте?)

-- Найдите в тексте группу слов и словосочетаний, объединённых темой «Зимний лес», назовите их.

 - Найдите в тексте однокоренные слова к  слову «лес» и формы этого слова. 

- Определите стиль речи. Аргументируйте правильность ответа.

- Назовите средства языка, характерные для этого стиля.

- Какие средства выразительности используются в тексте? 

- Определите тип текста. Свои ответы аргументируйте. 

Выполняют письменные задания к тексту:

1.        Озаглавьте текст.

2.        Обозначьте пропущенные орфограммы.

3.        Расставьте пропущенные запятые.

4.        Просклоняйте  и  запишите  в  тетрадь имя существительное ДОКТОР по падежам во множественном числе  

Учащиеся доказывают, формулируют, используя примеры из текста.

Предполагаемые устные ответы учащихся:

  - Текст  – это предложения, связанные между собой по смыслу и грамматически и расположенные в определённой последовательности.

    -  Жизнь в зимнем лесу.

    -  Жизнь зимой в лесу не замирает

- Пушистый снежок,  припудрил лесочек, по снегу катится, на свежем снегу, припал к снегу, не прекращают службу зимой,  зимнее время года.               

 - Формы слова: в лесу-лес, однокоренные слова: лесочек-лес. (Выходят к доске и записывают.)

- Стиль художественный. Адресат речи – широкий круг читателей. Цель – образное отражение действительности и эмоциональное воздействие на чувства читателей.

- Эпитеты – пушистый снежок, молодой лесочек, среди родных деревьев и кустиков, шустрая белочка,

- Метафоры – жизнь не замирает, искрится снежок, снежок припудрил, катится клубочек, на свежем снегу, не прекращают службу, лесные доктора, хозяйничают клесты-еловики, жизнью полнится лес.

-Тип текста – повествование с элементами описания.  Автор рассказывает о жизни в лесу, описывает зимний лес, природу, обитателей, их повадки.

7

Первичный контроль изученного материала.

(5 мин.)

Цель: определить степень усвоения материала  учащимися.

Определяет степень усвоения материала каждым ребёнком с помощью программы «MytestX».( Приложение №5)

1. Какая форма мн. ч. образована неправильно?

1) учителя
2) торты
3) партизанов
4) шофёры

1. Какая форма мн. ч. образована неправильно?

1) повара
2) торты
3) офицеры
4) тренера

2. -А(-Я) в форме И.п. мн.ч имеет слово

1) выбор
2) мастера
3) тренер
4) месяц

2. -Ы(-И) в форме И.п. мн.ч имеет слово

1) столяр
2) купол
3) сторож
4) доктор

3. Какая форма мн. ч. образована неправильно?

1) учителя
2) торты
3) докторы
4) шофёры

3. Какая форма мн. ч. образована неправильно?

1) повара
2) торты
3) офицеры
4) инженера

4. -А(-Я) в форме И.п. мн.ч имеет слово

1) выбор
2) директор
3) тренер
4) месяц

4. -Ы(-И) в форме И.п. мн.ч имеет слово

1) герб
2) купол
3) сторож
4) доктор

5. Речевая ошибка допущена в словах
1) 100 граммов
2) пляска цыган
3) нет сапог
4) пара носок

5. Речевая ошибка допущена в словах
1) группа кадет
2) много ананасов
3) 1 кг помидор
4) 1 кг яблок

Работа учащихся на мультиплатформенных портативных компьютерах (мобильный класс).

8

Самооценка деятельности.

(1 мин.)

Цели: познакомить учащихся с критериями оценивания теста; формировать умение  самостоятельно оценивать свою работу

Предлагает учащимся шкалу  оценивания   теста  для  самооценки  своей деятельности. (Слайд №12)

Шкала оценивания теста

 5 правильных ответов оценка «5»

 4 правильных ответа  оценка «4»

 3 правильных ответа  оценка «3»

 2 и менее правильных ответа   оценка «2»

Оценивают свою деятельность по предложенным критериям.

Анализируют работу на уроке через самооценку.

9

Подведение итогов урока. Рефлексия.

(2 мин.)

Цели: организовать подведение итогов урока.

Предлагает и проводит прием «Лесенка». (Приложение  №6)

- Представьте себе, что есть такая лесенка, на которой стоят все школьные предметы. На первой ступеньке будут самые скучные, трудные, нелюбимые, а на десятой – интересные, полезные, любимые. Укажите, на какой ступеньке (от 1 до 10) лично у вас оказался бы русский язык.

Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки в электронный журнал и дневники  учащихся.

Заполняют листочки рефлексии смайликами, выставляя оценку.

10

Домашнее задание.

(1 мин.)

 Проводит  инструктаж по выполнению дифференцированного домашнего  задания. ( Приложение №7)

1 группа:

Задание на карточках:

  1. Поставить слова в форму множественного числа и составить  с данными словами словосочетания:

  ректор, сторож, бухгалтер, шулер, невод, учитель.

  1. Поставить слова в форму родительного падежа и составить  с данными словами словосочетания :

погоны, румыны, абрикосы, гусары, гектары, баклажаны.

                   3) упражнение 550 по заданию.

 2 группа:

1)упражнение 550 по заданию;

Задание для всех:

Параграф №100, памятки знать

 Благодарит за работу на уроке.

Слушают инструктаж, записывают домашнее задание, при необходимости  задают  учителю  уточняющие вопросы по ДЗ.

Прощаются  с учителем.

Список используемой литературы:

  1. Волина В.В. Веселая грамматика //М., «Знание», 1995
  2. Карасева И.В. Поурочные планы по русскому языку 5 класс //В., «Учитель», 2001
  3. Ладыженская Т.А.,Баранов М.Т. и др. Русский  язык  5  класс. Учебник для общеобразовательных учреждений // М.,Просвещение, 2010
  4. Никитина Е.И. «Уроки  русского языка в 5 классе».//М., Просвещение, 2001
  5. Русский  язык. 5-9 классы. Программы  общеобразовательных  учреждений// М., Просвещение, 2007
  6. Русский язык. 9 класс. Подготовка к ГИА – 2013: учебно-методическое пособие/ Под ред. Н.А.Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2012

Цифровые образовательные ресурсы:

1.        Электронное учебное пособие. Обучающая компьютерная программа  «MytestX»

Интернет ресурсы:

  1. www.metodisty.ru
  2. www.openclass.ru
  3. www.nsportal.ru
  4. prohkoly.ru
  5. завуч.инфо.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: "Множественное число имен существительных" (5 класс)

Представлен подробный конспект урока русского языка по теме "Множественное число имен существительных", в котором прописаны УУД, методы, приемы и средства обучения, формы организации деятельности учащ...

Технологическая карта урока по теме "Множественное число имен существительных" 5 класс

Технологическая карта урока "Множественное число имен существительных" 5 класс, учебник Spotlight...

Презентация "Множественное число имен существительных", 5 класс

Презентация может быть рекомендована при повторении темы "Множественное число имен существительных" на уроках английского языка в 5 классе. Составлена для УМК "Английский в фокусе"...

Тренировочные упражнения по теме "Множественное число имен существительных", 5 класс.

Лексико-грамматический материал по теме "Множественное число имен существительных"...