1.Организационный этап.
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне
Длительность этапа - 2 мин. | - Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас много гостей. Я желаю вам хорошего настроения. А хорошее настроение – это улыбка, давайте улыбнёмся друг другу, нашим гостям.
- Приступаем к работе: открываем тетради, записываем число, классная работа.
| Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку, создает эмоциональный настрой и мотивирует обучающихся на работу. | Взаимное приветствие, обучающиеся настраиваются на работу, включаются в деловой ритм урока, получают позитивный заряд. | Личностные результаты: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать что-то новое, проявлять активность. Коммуникативные результаты: давать свое объяснение теме урока. Познавательные результаты: формулировать необходимость изучения правил родного языка. |
2.Этап актуализации знаний.
Цель этапа: сосредоточение внимания, возбуждение интереса к уроку, поиск решения учебной задачи.
Длительность этапа – 2 мин. | - Сегодня мы завершаем работу над одним из разделов языка. Что это за раздел, который изучает словарный запас языка? - Да, мы изучили раздел «Лексика». - Сформулируйте тему урока. Повторение изученного по теме «Лексика» (записать в тетради) - Как вы думаете, чем сегодня на уроке мы будем заниматься? Какую цель поставим на уроке? (ответы детей) - Что мы должны для этого сделать? | Организует диалог с обучающимися по актуализации полученных знаний. | Выполняют задание, определяя лексическое значение слов. Предполагаемый ответ: будем составлять словарную статью, распознавать синонимы, антонимы, прямое и переносное значения слов | Регулятивные результаты: осознать то, что уже было усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения знаний. Коммуникативные результаты: выражать свои мысли, обосновывать свои ответы. Познавательные результаты: уметь ориентироваться в своей системе знаний по теме «Лексика». |
3. Постановка целей и задач урока. Цель этапа: создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи. Длительность этапа – 1 мин. | - Итак, сегодня на уроке мы будем повторять изученное по теме «Лексика», будем составлять словарную статью, распознавать синонимы, антонимы, прямое и переносное значения слов.
| Объявляет тему урока, предлагает ребятам определить цель | Формулируют тему урока. Ставят цель. Высказывают предположения. (закрепить, пополнить, систематизировать сведения по изученной теме)
| Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. |
4. Мотивация к учебной деятельности. Цель этапа: сосредоточение внимания, возбуждение интереса к уроку, поиск решения учебной задачи.
Длительность этапа – 2 мин. | Лексика – это все слова языка, его словарный состав. Основной лексический состав русского языка представлен в 17-томном Словаре современного русского литературного языка, составленном Академией наук СССР. Словарь, в котором были бы записаны все слова русского языка, то есть представлен весь лексический состав языка, нет и быть не может. А почему? Подумайте сами. В конце урока мы к этому разговору вернемся. Знаете ли вы, что…? - Какую задачу мы должны перед собой поставить? (Узнавать как можно больше слов, обогащать свой словарный запас).
| Организует усвоение обучающимися нового способа действий при решении типовых заданий.
| Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Воспринимают ответы одноклассников. Участвуют в обсуждении.
| Регулятивные результаты: ставить перед собой учебную задачу. Коммуникативные результаты: интегрироваться в работу группы, осуществлять продуктивное взаимодействие с детьми и взрослыми, слушать и следить за действиями партнёра, сотрудничать с ним. Познавательные результаты: устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь суждений, самостоятельно выделять и формулировать проблему.
|
6. Закрепление изученного
Цель этапа: применение знаний и умений в новой ситуации;
Длительность этапа – 23 мин.
Динамическая пауза (1 минута)
| 1. Составление словарной статьи толкового словаря (слово берёза). - На одном из уроков мы работали с толковым словарём учебника и видели, как составляется словарная статья. Сегодня мы составим сами словарную статью слова БЕРЁЗА. Нередко толкование лексического значения слова дается через указание не только рода, но и класса определяемого понятия. Составляя толкование лексического значения слова, берёза, ученики записывают: Берёза – дерево. Берёза – лиственное дерево. Берёза – лиственное дерево с белым стволом. Пример употребления этого слова в речи подбирается следующим образом: На доске до урока оформлена схема сложного предложения Заранее подготовленный ученик читает наизусть стихотворение С. Есенина, а класс выбирает сложное предложение, которое соответствует схеме, написанной на доске. Текст составленной статьи записывается в тетради. Берёза, -ы, ж. Лиственное дерево с белым стволом. И стоит берёза в сонной тишине, и горят снежинки в золотом огне. (С. Есенин)
2. Индивидуальная работа с тестом. - Выбери многозначные слова и напиши буквы, под которыми они находятся. А) инженер Б) заговорить В) кипеть Г) равнина | Д) идти Е) сеять Ж) вечер З) загладить | И) жирный К) иней Л) пышный М) пуговица | И) работа |
Ответ: Б), В), Д), Е), З), И), Л), М). Поменялись тетрадями и проверили друг у друга.
3. Ветер тихо клен качает, Вправо, влево наклоняет. (Наклоны, руки за голову, ноги на ширине плеч) Раз – наклон, Два – наклон, Зашумел листвою клён. (Кружатся, руки вверх)
4.Коллективная работа Работа с текстом. Прочитайте выразительно предложения (текст у каждого на парте)
Молоко убежало. Услышала Нина, как мама г..в..рит старшей сестре: «Последи, пожалуйста, за м..локом, как бы оно не уб..жало»,- и стала думать, как м..локо уб..жать может. Суп в кастрюле варится и не уб..гает, чай в чайнике кипятит..ся и не уб..гает, только булькает, когда вскипает. «Нет, и м..локо не может уб..жать», -решила она. И захотелось ей проверить, верно ли она решила. Пошла Нина в кухню. Кастрюлька с горячим м..локом на краю плиты ст..яла. Девочка взяла и ..двинула ее на огонь. Пост..яла она, посм..трела: ноги у м..лока не вырастают, значит, не бежит оно. Отвернулась Нина и стала с кошкой играть. А м..локо тем временем начало п..тихоньку п..дниматься, добралось да края к..стрюли, выгл..нуло, не наблюдает ли кто за ним, поколебалось немножко и… поб..жало, полилось через край. Бежит, шипит на горячей плите. Бросилась Нина к плите, а в кастрюльке пусто, на п..лу лужа молочная. Вот как оно убегает, без всяких ног. Проблемные вопросы – Что означает выражение молоко убежало? – В прямом смысле употребляется слово «убежало»? Работа в тетрадях Выпишите через запятую слова с пропущенными буквами, объясняя орфограммы (самостоятельно). 5.Творческая работа. - Рассмотрите рисунок и запишите предложения, в которых глагол идёт употреблялся бы в разных значениях. Самопроверка: Идет человек Идет поезд Идет время Идут письма Идет наряд Идет дым из трубы Идут учиться Идет дождь Идет урок
6. Составление синонимических рядов. -Посмотрите внимательно на картинку, перед вами луг… - Какого он цвета? (зелёного) - Подберите синоним к слову ЗЕЛЁНЫЙ. Зелёный, травяной, изумрудный, малахитовый.
-Посмотрите внимательно на картинку, перед вами небо… -Какого оно цвета? (голубого) -Подберите синоним к слову ГОЛУБОЕ. Голубое, лазурное, небесное, бирюзовое 7. Разгадай загадки. 1). Я – антоним к слову зной, Я в реке, в тени густой И в бутылке лимонада, А зовут меня… (прохлада)
2). Я – антоним слова лето, В шубу снежную одета, Хоть люблю мороз сама, Потому что я… (зима)
3). Я – антоним к слову смех, Не от радости, утех, - Я бываю поневоле От несчастья и от боли, От обиды, неудач. Догадались? Это… (плач)
4). Я – антоним шума, стука, Без меня вам ночью мука, Я для отдыха, для сна, Называюсь … (тишина)
8.Найди антонимы и синонимы к слову весёлый (устно).
| Организует самостоятельное выполнение обучающимися заданий. Обеспечивает мотивацию выполнения заданий, осуществляет индивидуальный контроль.
| С помощью учителя составляют словарную статью. Заранее подготовленный ученик читают наизусть стихотворение С. Есенина «Берёза».
Обучающиеся индивидуально работают с заданием и проверяют друг у друга ответы.
Коллективно работают с текстом, отвечают на проблемный вопрос; работают со словами с пропущенными буквами.
Записывают предложения
Подбирают синонимы к словам и записывают их.
Отгадывают загадки.
Подбирают антонимы и синонимы к слову ВЕСЁЛЫЙ.
| Коммуникативные результаты: интегрироваться в работу группы, осуществлять продуктивное взаимодействие с детьми и взрослыми, следить за действиями партнёра, сотрудничать с ним. Познавательные результаты: строить логическую цепочку рассуждений; умение строить речевые высказывания в устном и письменном виде. Регулятивные результаты: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи; готовность к преодолению трудностей; способность принимать, сохранять и следовать учебным целям. Личностные результаты: проявлять способность к волевому усилию; адекватно реагировать на трудности и не бояться допустить ошибку |
7.Этап контроля и самоконтроля знаний. Цель: проконтролировать уровень усвоения знаний на уроке (3 минуты). | Организует проверку усвоения материала с помощью контрольного теста. Тест 1.Какое словосочетание употреблено в прямом значении? А) золотые руки Б) золотая пшеница В) золотые серьги. 2. Найдите однозначное слово: А) айсберг, Б) земля, В) кисть. 3. Найдите лишнее слово. А) говорить, Б) беседовать, В) молчать, Г) болтать 4. Найдите лишнее слово: А) гора Б) горный В) горе Г) пригорок 5. Какое слово является антонимом к слову «трусливый»? а) испуганный б) трусливый в) храбрый г) робкий 6.Слова «красный - краснеть» являются А) синонимами Б) омонимами, в) антонимами г) однокоренными словами
Ответы: 1 – В 2 – А 3 – В 4 – В 5 – В 6 – Г
| Самостоятельно выполняют тест, с проверкой по эталону; фиксируют количество правильных и неправильных ответов. | Тестирование | Личностные результаты: желание знать уровень усвоения знаний на уроке. Регулятивные результаты: осуществлять итоговый контроль на уроке, сличая свой результат с эталоном. Познавательный результат: осуществлять контроль знаний на бланках. Коммуникативные результаты: следить за действиями партнёра, сотрудничество с партнёром. |
8.Рефлексия учебной деятельности. Итог урока. Выставление оценок. Домашнее задание. Цель: подведение итогов урока (3 минуты). | -Давайте вспомним, какую цель ставили перед собой? - Выполнили её? - Чем занимались? Узнавать как можно больше слов, обогащать свой словарный запас – это один из призывов школьникам и молодежи русского писателя М. Горького. Вернемся к началу урока. Как вы думаете, почему нет такого словаря, где бы был представлен весь лексический состав языка? Рефлексия.
Домашнее задание: создать карту страны "Лексикология"
| Отвечают на вопросы, формируют конечный результат, рассказывают, что узнали, чему научились, какие трудности испытали, какими успехами гордятся, записывают домашнее задание. Выставляются оценки за урок.
Продолжают предложенные учителем предложения: (на выбор) Я понял, что... Я узнал... Теперь я могу... Я научился... | Приём "незаконченное предложение" | Личностные результаты: оценивать свои достижения, степень своей самостоятельности, причины неудачи. Регулятивные результаты: сравнивать цели урока и полученные результаты путем выделения и осознания учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения знаний. Коммуникативные результаты: формулировать и обосновывать свои успехи или неудачи. |