технологическая карта урока русского языка в 5 классе тема текста
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Власова Марина Геннадьевна

технологическая карта урока в 5 классе Тема текста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_teksta_5k.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 5

Тема урока: Тема текста

Тип урока: усвоение новых знаний

Разновидность урока: традиционный

Уровень подготовленности класса: средний

Средства обучения: учебник, тексты, карточки, записи на доске (непонятные слова)

Цели урока:

Лингвистическая: знать понятия тема, основная мысль, широкие и узкие темы, микротемы.

Языковая: знать алгоритм написания сочинения - повествования.

Коммуникативная: уметь писать сочинение по образцу.

Культуроведческая: знакомство с текстами произведений русских писателей.

Ход урока

Этап

Время

Деятельность  учителя

Деятельность

учащихся

Примечания

1. Орг. момент

1

Цель: активизировать внимание учащихся, настроить на работу

Метод: беседа

Приём: психологический настрой

Средство: слово учителя, записи на доске

1.Слово учителя:

Сегодня на уроке мы узнаем новые понятия, без которых не создать хороший текст, будем учиться пользоваться этими понятиями.

Приветствие учителя, запись числа, темы урока, сдача тетрадей с дз.

Приветственное слово.

На столах у ребят лежат три смайлика. Ребята выбирают  из  предложенных  рисунков  тот, который  соответствует  твоему  настроению. А теперь пожелаем всем хорошего настроения и успешной работы!

2. Изучение нового материала

15

Цель: Объяснение темы урока

Метод: беседа, работа с текстами

Приём: слово учителя, опрос, работа с текстами, самостоятельная работа.

Средство: слово учителя и ученика, учебник, текст, карточки.

Вступительное слово учителя:
Прочитайте предложения. Можно ли назвать их текстом? Составьте текст из этих предложений и запишите его (карточка №1) 1)Сто с лишним лет назад центр Москвы освещался керосиновыми фонарями.

2) Но они проедали с кашей большую часть конопляного масла, которое предназначалось для фонарей.

3) А на окраинах были масляные фонари.

4) И поэтому даже извозчики боялись ехать ночью на окраины города, где царила кромешная тьма.

5) Заправлять эти фонари должны были пожарные.

(Ответ: 1, 3, 5, 2, 4.)

О чем этот текст? Определите его тему и озаглавьте его.

2. Наблюдение над материалами § 18

Вспомните, что называется темой текста. Откройте стр. 33. учебника, прочитайте темы сочинений. Назовите самую широкую тему. Докажите, что правильно выполнили задание.

Составьте план ко второй теме и запишите его в тетрадь.

А теперь составьте устный рассказ по этому плану. Какова главная мысль этого рассказа? Запишите ее в тетрадь.

Физкультминутка.

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем.

А потом их развернём

И к себе скорей прижмём.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

Внимательно читают текст, после прочтения отвечают на вопросы, записывают получившийся текст 

Внимательно слушают, после прочтения отвечают на вопросы, самостоятельно составляют план.

Составляют устный рассказ, записывают в тетрадь главную мысль.

(тема- освещение Москвы, заголовок «Масляные фонари».)

3. Закрепление изученного материала

21

Цель: закрепить и систематизировать полученные знания

Метод: беседа, самостоятельная работа

Приём: слово учителя, опрос, работа с текстами

Средство: слово учителя и ученика, карточки, записи на доске

1) Работа с текстом (карточка №2)

В жаркий летний полдень

Медом, полевыми цветами густо пахнет в жаркий день свежее сено.

На крутом берегу, там, где начинается сосновый бор, высыпало земляники видимо-невидимо.

Качается под ветром сухая трава. Гоняются над лугом друг за другом веселые стрекозы и перепархивают разноцветные бабочки.

Между травинками по сухим земляным комочкам, по сухой траве спешат-бегут хлопотливые муравьи, несут травинки — строить себе высокий дом.

Хорошо бегать по зеленому душистому лугу и, набегавшись, полежать в траве под березами. И, гля-дя в небо, слушать кукушку «Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку!» — Это вам на счастье. «Ку-ку! ку-ку! ку-ку!» — Это вам на радость. «Ку-ку ку-ку! ку-ку!» — Это вам на веселье.

(И. Соколов-Микитов)

Прочитайте текст про себя и перескажите его.

О чем говорится в тексте? Определите его тему и основную мысль. Что отражает заглавие этого текста? Озаглавьте отрывок по выраженному в нем чувству автора. (От того, что видит писатель, его охватывает веселье, радость жизни, и поэтому текст можно назвать «Радость жизни».)

2) Упр. 79. Прочитайте текст сочинения и определите его тему. Разделите текст на абзацы (части)  (устно). Какая часть сочинения может быть сокращена? О чем следует рассказать подробнее? Озаглавьте это сочинение. Что отражает ваш заголовок (тему или основную мысль)? Переработайте текст сочинения так, чтобы читателям было понятно, что прогулка была интересная, что ребята обязательно еще раз отправятся в лес. (устно)

3) Прочитайте текст (карточка №3).

Весна, совсем весна. Стоит в ушах весенний звон, весенний гомон.

В березняке неумолкаемый шум от карканья грачей, от скрипучего свиста скворцов. Все они устраивают гнезда и важно, вразвалку ходят по саду, выбирал хворостинки и сухие прошлогодние листья.

Галки, как сумасшедшие, дерутся у труб, тоже таскают пачки и опускают в трубу. Бросит и посмотрит туда одним глазом.

Из чащи леса уж бежит прозрачный ручеек последней весенней воды. На березах надулись почки, и, если сломишь веточку, из нее, как слезы на весеннем солнце, каплет, почти ручьем льется сок.

Над прозрачными еще вершинами осин ярко синеют молодые весенние небеса с бегущими под ними белыми облаками.

(П. Романов)

Определите тему текста и его основную мысль. Прочитай те предложения, в которых они выражаются. Подчеркните слова-сцепления, которые «собирают» отдельные предложения в текст. Выпишите слова, которые помогают «очеловечить» грачей, скворцов, галок и «оживить» ручеек, березы, небеса.

Внимательно слушают, после прочтения отвечают на вопросы

Внимательно читают каждую часть, после прочтения отвечают на вопросы. 

Самостоятельная работа учащихся.
Чтение текстов.

        

На доске записываем непонятные слова.

4. Итог урока

3

Цель: подведение итогов, систематизация знаний по теме

Метод: беседа

Приём: постановки вопроса

Средство: слово ученика, учителя

Чему мы с вами научились сегодня? 

Домашнее задание. Напишите небольшое сочинение о своей прогулке в осенний лес, используя текст П. Романова в качестве образца. Подчеркните в своем сочинении предложение, в котором будет выражена тема и основная мысль сочинения.

Отвечают на вопросы учителя

Задают возникшие вопросы.

     

Карточка 1.

Прочитайте предложения. Можно ли назвать их текстом? Составьте текст из этих предложений и запишите его.

1) Сто с лишним лет назад центр Москвы освещался керосиновыми фонарями.

2) Но они проедали с кашей большую часть конопляного масла, которое предназначалось для фонарей.

3) А на окраинах были масляные фонари.

4) И поэтому даже извозчики боялись ехать ночью на окраины города, где царила кромешная тьма.

5) Заправлять эти фонари должны были пожарные.

Карточка 2.

Прочитайте текст про себя и перескажите его.

О чем говорится в тексте? Определите его тему и основную мысль. Что отражает заглавие этого текста? Озаглавьте отрывок по выраженному в нем чувству автора.

В жаркий летний полдень.

                    Медом, полевыми цветами густо пахнет в жаркий день свежее сено.

На крутом берегу, там, где начинается сосновый бор, высыпало земляники видимо-невидимо.

  Качается под ветром сухая трава. Гоняются над лугом друг за другом веселые стрекозы и перепархивают разноцветные бабочки.

Между травинками по сухим земляным комочкам, по сухой траве спешат-бегут хлопотливые муравьи, несут травинки — строить себе высокий дом.

  Хорошо бегать по зеленому душистому лугу и, набегавшись, полежать в траве под березами. И, глядя в небо, слушать кукушку «Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку!» — Это вам на счастье. «Ку-ку! ку-ку! ку-ку!» — Это вам на радость. «Ку-ку ку-ку! ку-ку!» — Это вам на веселье.

                        (И. Соколов-Микитов)

Карточка 3.

Определите тему текста и его основную мысль. Прочитай те предложения, в которых они выражаются. Подчеркните слова-сцепления, которые «собирают» отдельные предложения в текст. Выпишите слова, которые помогают «очеловечить» грачей, скворцов, галок и «оживить» ручеек, березы, небеса.

Весна, совсем весна. Стоит в ушах весенний звон, весенний гомон.

В березняке неумолкаемый шум от карканья грачей, от скрипучего свиста скворцов. Все они устраивают гнезда и важно, вразвалку ходят по саду, выбирал хворостинки и сухие прошлогодние листья.

Галки, как сумасшедшие, дерутся у труб, тоже таскают пачки и опускают в трубу. Бросит и посмотрит туда одним глазом.

Из чащи леса уж бежит прозрачный ручеек последней весенней воды. На березах надулись почки, и, если сломишь веточку, из нее, как слезы на весеннем солнце, каплет, почти ручьем льется сок.

Над прозрачными еще вершинами осин ярко синеют молодые весенние небеса с бегущими под ними белыми облаками.

(П. Романов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Стили речи"

Цель: начать знакомство с понятием "стили речи", формировать умение различать стили речиТип урока: урок объяснения нового материала...

Технологическая карта урока русского языка, 5 класс, тема "Синтаксис и пунктуация "

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему "Синтаксис и пунктуация".Урок систематизации и обобщения знаний и умений. Приложение для урока презентация "Синтаксис и пунктуация"...

Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема: «Правописание чередующихся гласных в корнях –лаг-/-лож-»

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.  Тема: "Правописание чередующихся гласных в корнях -лаг-/-лож-"...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс по теме "Особенности строения текста-описания"

Технологическая карта урока русского языка 6 класс по теме "Особенности строения текста-описания"...

Методическая разработка : ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 5 КЛАСС Тема: «Повторение изученного по теме «Имя существительное»

Цель деятельности учителя — Обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме " Имя существительное" .Тип урока-урок систематизации и обобщения знаний и умений .Планируемы...