Система оценивания образовательных достижений
учебно-методический материал по русскому языку
Оценивание как самого процесса познания, так и его результатов рассматривается как одна из самостоятельных важных целей обучения, призванных помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы поощряли учащихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_otsenivaniya_obrazovatelnyh_dostizheniy.docx | 25.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Система оценивания образовательных достижений
Оценивание как самого процесса познания, так и его результатов рассматривается как одна из самостоятельных важных целей обучения, призванных помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы поощряли учащихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании.
Оценочная деятельность учителя строится на основе следующих общих принципов:
• Оценивание является постоянным процессом.
• Оценивание может быть только критериальным: контроль и оценка строятся на основе критериев, сформулированных в требованиях стандарта к планируемым результатам. Критериями являются целевые установки: по курсу, разделу, теме, уроку, универсальные учебные действия;
• Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат.
• Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включились в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке. Предполагается приоритет самооценки: самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя (прогностическая самооценка предстоящей работы и ретроспективная оценка выполненной работы
• В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.
• Уровневый характер контроля и оценки, заключающийся в разработке средств контроля на основе базового и повышенного уровней достижения образовательных результатов в соответствии с ФГОС
• Гибкость и вариативность форм оценивания результатов: содержательный контроль и оценка предполагает использование различных процедур и форм оценивания образовательных результатов;
• Открытость: оценочная информация о целях, содержании, формах и методах оценки должна быть доведена до сведения обучающихся и родителей. Информация об индивидуальных результатах обучения и развития обучающихся должна быть адресной.
• Комплексный подход: использование стандартизированных работ (устных и письменных) и нестандартизированных работ (проектов, практических работ, портфолио и др.)
• Использование персонифицированной и неперсонифицированной информации.
Формирующее оценивание - современная международная образовательная стратегия, где внутреннее (формирующее) оценивание противопоставлено внешнему (суммирующему). Формирующее оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого обучающегося и не предполагает, как сравнения результатов, продемонстрированных разными обучающимися, так и административных выводов по результатам обучения. Помогает обучающимся соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, овладеть основами самоконтроля, самооценки и осуществлять самостоятельную деятельность. Привлекая учащихся к оцениванию, можно отметить следующие положительные моменты: в поступках учащихся чувствуется умение предвидеть результаты их деятельности, некоторые умеют прогнозировать последствия; осознанно воспринимают учебный материал, понимают границы своих знаний; повышается уровень ответственности за учебную деятельность. Кроме вышесказанного, это оценочная процедура, способствующая развитию обучающихся, с помощью которой педагог получает и анализирует информацию о результатах обучения учащихся для дальнейшей коррекции своей педагогической деятельности.
Формирующее оценивание позволяет учителю:
• четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;
• сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.
Формирующее оценивание для учащихся:
• может помогать учиться на ошибках;
• может помогать понять, что важно;
• может помогать понять, что у них получается;
• может помогать обнаруживать, что они не знают;
• может помогать обнаруживать, что они не умеют делать.
Принципы формирующего оценивания:
1. Учитель регулярно обеспечивает обратную связь, предоставляя учащимся комментарии, замечания и т.п. по поводу их деятельности.
2. Учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения.
3. Учитель меняет техники и технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения учащихся.
4. Учитель осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку учащихся.
5. Учитель осознает необходимость научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов
Чтобы эффективно управлять обучением учащихся, учитель должен обладать достаточной информацией, которую даст ему новая форма контроля – оценочный лист. Оценочный лист – форма контроля, позволяющая получить информацию о знаниях и умениях школьника в виде таблицы, к которой заранее сформированы критерии. По отношению к ученику оценочный лист играет еще и мотивирующую роль, так как, глядя в него и используя критерии оценивания, ученик может сделать вывод об уровне своих знаний на уроке, в контрольной работе, по окончанию изучения темы. Преимуществами технологии критериального оценивания на уроках русского языка и литературы являются:
- объективность оценивания: оценивается конкретная работа, а не ученик;
- мотивация учеников к самостоятельной деятельности;
- наглядность процесса оценивания;
- выявление трудностей и их причин;
- стремление учеников преодолевать трудности;
- развитие навыков самооценивания.
Оценочные листы на уроках являются средством контроля за работой ученика на уроке. Такие оценочные листы очень удобны для отслеживания динамики знаний по той или иной изучаемой теме. Обучающийся осуществляет проверку своих знаний, умений и навыков, анализирует и оценивает себя. А анализ результатов позволяет учителю определить уровень знаний каждого учащегося и спланировать дальнейшую работу с ним. Для обучающихся оценочный лист является стимулом для самообразования, позволяет самостоятельно организовать учебно-познавательную деятельность.
- Самооценка и взаимооценка
Вид знания/умения | Знаю/умею | Не знаю/не умею |
Определение ССП | ||
Виды сочинительных союзов | ||
Особенности пунктуации в ССП | ||
Умение отличать ССП от других видов предложений |
|
- Трехминутное эссе – это техника, которая используется учителем с целью предоставления учащимся обратной связи о том, что они узнали по теме. Для написания одноминутного эссе учитель может задать следующие вопросы:
Что самое главное ты узнал сегодня?
Какие вопросы остались для тебя непонятными?
- «Опросник»
Групповая работа. На стол каждой группы кладутся карточки с вопросами
Вопрос | Ответы |
Что нового вы сегодня узнали? | |
Какая информация была наиболее интересной? | |
Что было трудным? | |
Что мешало работе и почему? |
- Карточка самооценки.
Вопрос | ДА | НЕТ |
1.Регулярно выполнял(а) домашние задания | ||
2.По необходимости консультировался(ась) с учителем | ||
3.Улучшал(а) свои знания и исправлял(а) оценки | ||
4.Регулярно вел(а) записи в тетради | ||
5.Знаю, как работать со справочной литературой | ||
6.Умею конспектировать тему | ||
7.Умею самостоятельно находить материал по заданной теме | ||
8.Делал(а) устное сообщение | ||
9.Участвовал(а) в беседах по изучаемому материалу | ||
10.Я задавал вопросы, если мне встречалось непонятное слово. | ||
11.Я могу рассказать о том, что я сегодня узнал на уроке. |
- Возможно использование одного оценочного листа на нескольких рабочих уроках русского языка.
№ п/п | Виды деятельности на уроке | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | Словарная работа | ||||||||||
Определяю | |||||||||||
-орфограмму; | |||||||||||
-графически обозначаю условия выбора орфограммы; | |||||||||||
-лексическое значение слова | |||||||||||
2 | Разборы | ||||||||||
Выполняю | |||||||||||
-фонетический разбор; | |||||||||||
-морфологический разбор; | |||||||||||
-синтаксический разбор; | |||||||||||
-разбор слова по составу | |||||||||||
3 | Работа с текстом | ||||||||||
Определяю | |||||||||||
-тему; | |||||||||||
-основную мысль; | |||||||||||
-стиль; | |||||||||||
-тип речи; | |||||||||||
-озаглавливаю | |||||||||||
4 | Работа по учебнику | ||||||||||
1.Работаю по материалу для наблюдений | |||||||||||
2.Усваиваю правила написания | |||||||||||
3.Выполняю упражнения, руководствуясь заданиями | |||||||||||
Организация работы | |||||||||||
5 | Наличие учебных принадлежностей | ||||||||||
6 | Ведение тетради | ||||||||||
7 | Работа | ||||||||||
-фронтально/индивидуально; | |||||||||||
-в паре; | |||||||||||
-в группе | |||||||||||
8 | Тема, задача, итог урока | ||||||||||
Итог |
- Литература.
Наизусть___________________________________ Ф.И.__________________________
Критерии | Планируемые результаты | Отметка ученика | Отметка учителя | |
Я смогу | Я достиг | |||
Назвать автора и произведение 2б. | ||||
Рассказывать выразительно 2б. | ||||
Рассказывать эмоционально 2б. | ||||
Рассказывать без ошибок 2б. | ||||
Рассказать самостоятельно 2б. | ||||
Итого 10 б. 100% |
- Литература.
Письменный опрос___________________________Ф. И._________________________
Критерии | Планируемые результаты | Отметка ученика | Отметка учителя | |
Я смогу | Я достиг | |||
Умение понимать идею текста 2б. | ||||
Умение представлять собственную точку зрения 2б. | ||||
Умение доказывать текстом 2б. | ||||
Итого 6б. - 100% |
Такая система оценивания достижений учащихся способствует формированию ключевых компетентностей учащегося, позволяет более объективно оценить каждого учащегося.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Единая система оценивания образовательных достижений обучающихся по геометрии в блочно-модульной технологии
Система оценивания достижений обучающихся по геометрии с таблицами и текстом с пояснениями в блочно-модульной технологии...
«Изменения в системе оценивания образовательных достижений учащихся в соответствии с требованиями новых федеральных государственных стандартов»
Выступление на IV Всероссийских Шамовских педагогических чтениях научной школы управления образовательными системами «Модернизация системы отечественного образования: современные проблемы и поиск эффе...
Статья "Создание новой системы оценивания образовательных достижений учащихся на разных ступенях обучения как условие сохранения их психологического здоровья"
Данная статья была опубликована в сборнике статей под общей редакцией Т. С. Горбуновой «Опытно-экспериментальная работа в учреждениях образования Омской области — участников экспериме...
«Методы, формы организации деятельности учащихся, средства, Педагогические/образовательные технологии Система оценивания образовательных достижений»
Методы, формы организации деятельности учащихся, средства:Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей;Методы, направленные на овладение двигательн...
МЕТОДЫ, ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ, СРЕДСТВА, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ/ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
Под методом ведения урока понимаются способы организации учащихся для выполнения упражнений. Основные методы, используемые на уроках:1. Фронтальный;2. Поточный;3. Посменный;4. Групповой;5. Индивидуаль...
Система оценивания образовательных достижений. Структура системы оценивания
Различие традиционного и современного критериального оценивания. Преимущества современного оценивания. Диагностические работы...
Система оценивания образовательных достижений. Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений.
В системе оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы в условиях ФГОС ориентирует образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, до...