Технологическая карта открытого урока по русскому языку по теме "Употребление наклонений" ("Изъявительное, условное и повелительное наклонения глагола")
методическая разработка по русскому языку (6 класс)
Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме "Употребление наклонений" ("Изъявительное, условное и повелительное наклонения глагола") по обновлённым ФГОС. Авторы учебника М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. Урок систематизации знаний и умений. Цель:совершенствование мыслительной деятельности, развитие интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обощения, классификации, установления определённых закономерностей и правил, конкретизации и т.п. в процессе изучения русского языка. Форма проведения урока: фронтальная, индивидуальная и групповая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse.docx | 38.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта открытого урока по русскому языку
- ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
- Место урока: Морфология. Культура речи. Орфография. (121 ч). Глагол (28 ч)
3. Тема урока: «Употребление наклонений» («Изъявительное, условное и повелительное наклонения глагола»).
4. Учебник: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. «Русский язык». 6 кл. – М., «Просвещение», 2021, рекомендовано Министерством просвещения РФ, в соответствии ФГОС ООО.
5. Класс: 6
6. Тип урока: урок систематизации знаний и умений.
7. Форма проведения урока: фронтальная, индивидуальная и групповая.
8. Цель урока: совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления определённых закономерностей и правил, конкретизации и т. п. в процессе изучения русского языка
9. Планируемые результаты:
Личностные. Гражданское воспитание: готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи. Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: необходимость в формировании новых знаний, формулировать идеи, понятия, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего развития. Регулятивные УУД: целеполагание, коррекция, саморегуляция.
Метапредметные. 1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями. Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов. Работа с информацией: выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями. Общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций. Совместная деятельность: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями. Самоорганизация: выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях; ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой). Самоконтроль: владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии. Принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку и его мнению; признавать своё и чужое право на ошибку; принимать себя и других, не осуждая.
Предметные: определять наклонение глагола, значение глаголов в изъявительном, условном и повелительном наклонении
8. Оборудование урока и электронные образовательные ресурсы (ЭОР): доска, проектор, компьютер, презентация
9. Оформление доски: Число. Классная работа.
II. ОПИСАНИЕ УРОКА
Блоки/Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
| ||
1.1. Организационный момент. Мотивирование на учебную деятельность | Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Я рада видеть вас, и надеюсь, что на урок вы пришли с хорошим настроением. Говорят, что каждый свой день лучше начинать с улыбки, тогда всё чудесным образом будет складываться благополучно. | Ученики приветствуют учителя, занимают свои места. |
1.2. Актуализация опорных знаний | В течение нескольких уроков русского языка мы получали и усваивали информацию о глаголе как части речи. Предлагаю вспомнить всё, что вы знаете о глаголе. Сейчас проведем графический диктант. Отвечая на мои вопросы, вы будете писать «+», «-». Если вы согласны с суждением - «+», а если нет - «-». Запишите число, классная работа. Одну строчку оставьте для темы. Её напишем потом. Теоретическое задание:
– Сравните ответы, как написано у вас и на доске, найдите ошибки, если есть | Ученики внимательно слушают Записывают ответы Сверяют ответы: + - - + + - + + |
Глаголы – наиболее живая и подвижная часть речи. Ведь именно при помощи этих удивительных слов мы побуждаем к действию других, получаем информацию о давно прошедших событиях, картины прошлого оживают перед нами. Не обойтись без глаголов и тогда, когда мы мечтаем о будущем. Надо определить тему, над которой будем работать. А помогут нам в этом великие мысли великих людей Посмотрите на слайд. Перед нами высказывания великих людей. Каких людей мы называем великими?
Великий (выдающийся) человек - личность, сделавшая большой вклад в развитие человечества: в культуру, политику, науку, искусство; Прочитайте высказывания выразительно.
- Что объединяет все высказывания? - В каких наклонениях употреблены глаголы? Слайд - Сформулируйте тему урока. Запишите её. Слайд «Употребление наклонений». | Ребята смотрят на экран, по очереди читают предложения. Великие мысли великих людей. «Учитесь и читайте. Читайте книги серьёзные. Жизнь сделает остальное». Ф.М.Достоевский. «Если бы к моим ногам положили короны всех королевств мира взамен моих книг и моей любви к чтению, я отверг бы их все». Франсуа Фенелон. «От чтения к нам знания идут, и голова становится светилом». Г.Ф.Александров Ученик: Эти предложения объединяет любовь к чтению, дружелюбное отношение к книге. Ученик: Глаголы в предложениях различны по наклонению. В первом предложении – повелительное наклонение, во втором – условное, в третьем – изъявительное. Ученик: Мы будем говорить об употреблении наклонений в речи. | |
1.3. Целеполагание. | - Сформулируйте цели урока. | Ученик: находить в тексте глаголы, определить их наклонение, закрепить навыки правописания глаголов в различных наклонениях |
| ||
2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала. | Для того чтобы понять, насколько хорошо умеете различать наклонения глаголов, выполните небольшую работу. В тетради напишите цифры от 1 до 3 (столбиком). Ваша задача – определить, о каком наклонении идёт речь, и написать рядом с цифрой 1. Глаголы в этом наклонении обозначают действия, которые кто – то просит или требует выполнить. 2. Глаголы в этом наклонении обозначают действия, которые происходят, происходили или будут происходить в действительности. 3. Глаголы в этом наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определенных условиях. - Ответы на слайде. Проверьте себя. Прочитайте ответы и сравните со своими. Поднимите руки те, кто не допустил ошибку. - Молодцы. | Дети записывают в столбик цифры. Работают над терминологическим диктантом. Ответы учеников: 2) Изъявительное. 3) Условное. Дети сверяют ответы. Поднимают руки. |
2.2. Проверка первичного усвоения | Вы, ребята, дружные. Предлагаю поработать в паре. Перед вами несколько предложений. (Слайд). Прочитайте их. Ваша задача: вместе, сообща, определить в каком наклонении находится глагол в предложении и сформулировать ответ, доказать свою точку зрения. 1.Бегут по конвейеру колёса, крылья, моторы. (Изъявительное). 2. Если бы петух не кукарекал, неужели не наступил бы рассвет? (Условное) 3. Возьмите лист почтовой бумаги и напишите ответное письмо. (Повелительное) 4. Каждый когда-то любовался окрестностями, вдыхал запахи некошеной травы. (Изъявительное) - Проверьте себя, что получилось. Молодцы | Обучающиеся думают над предложениями, анализируют их, доказывают, формулируют ответы Класс выполняет проверку. |
Физкультминутка | Встаньте, пожалуйста, со своих рабочих мест. Объявляется физкультминутка, но не простая, а интеллектуальная. Я буду называть глаголы, а вы: ─ если услышите глагол в изъявительном наклонении, вы тянитесь к солнцу; ─ если услышите глагол в условном наклонении – хлопайте; ─ если в повелительном наклонении - наклоняйтесь вниз: ∙ бегут, торопятся ручьи (тянутся) ∙ мы бы убрали, если б не устали (хлопают) ∙ покрась напротив меня (вниз) ∙ побелили деревья (тянутся) ∙ если бы вы не бросали мусор, то было бы чисто (хлопают) ∙ появляется травка (тянутся) ∙ потянитесь к солнцу (вниз) | Ребята встают со своих мест, внимательно слушают условия задания. Начинают разминку. |
| ||
3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях | Работа с пословицами. Выполните следующие задания. Прочитайте пословицы и выпишите из предложений глаголы в изъявительном наклонении по вариантам: 1 вариант - глаголы 1 спряжения, 2 вариант - 2 спряжения. Укажите вид, время и спряжение глаголов. Докажите, используя правила, ваш выбор. На слайде: Скаж..шь – не ворот..шь, напиш..шь – не сотрёшь, отруб..шь – не пристав..шь. Одна книга тысячи людей уч..т. Хорошая книга ярче звёздочки сия..т. Как часто можно встретить изъявительное наклонение глагола в речи? | Ученики у доски: скажешь - сов.в., буд.вр., 1 спр.; воротишь - сов.в., буд.вр., 2 спр; напишешь - сов.в., буд.вр., 1 спр.; не сотрёшь - сов.в, буд..вр., 1 спр.; отрубишь - сов.вид., буд.вр., 2 спр; Ребята вместе с учителем проверяют работу у доски. Ученик: Изъявительное наклонение мы используем повсеместно, это самая распространенная для употребления форма глагола. |
3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни | Ребята, а какое наклонение больше всего любят фантазеры?
Предлагаю пофантазировать. Упражнение называется «Парк мечтателей». Представьте, что вы не ученики 6 класса, а взрослые люди совершенно разных профессий. Придумайте продолжение предложений. - 1 парта продолжит предложение: «Если бы я был путешественником,…», 2 парта - «Если бы я был президентом,…», 3 парта - «Если бы я был волшебником,…». - Зачитайте получившиеся предложения. - Вы настоящие мечтатели. | Ученик: Фантазеры любят условное наклонение, потому что оно отражает нереальное действие, событие, которое может произойти только при определенных условиях. Ребята составляют предложения. Некоторые из обучающихся зачитывают предложения вслух. Ученик: Условное наклонение мы используем реже, но употребляем его, когда не чувствуем силы в том, что доведем действие до конца, или не имеем возможности. |
3.3. Развитие функциональной грамотности | Прочитайте предложения. Найдите глаголы. Определите их наклонение. Слайд
- Отличаются ли предложения оттенками побуждения к действию? Какими формами глагола выражено побуждение к действию в предложениях?
- Выразите разными способами просьбу о том, чтобы а) вам вернули книгу (1 вариант), б) закрыли дверь (2 вариант). - Не забудьте о вежливых словах, они на слайде: будьте добры, пожалуйста, прошу прощения, будьте любезны, прошу вас, извините, простите и т.д. - Скажите, как часто мы употребляем повелительное наклонение в речи? | Ребята внимательно слушают учителя, читают предложения, находят глаголы и определяют их наклонение Ученик: Все глаголы употреблены в повелительном наклонении». Ученик: Отличаются, первое предложение напоминает собой строгий приказ, глагол находится в инфинитиве, во втором-третьем предложениях глаголы в условном наклонении, действие носит характер просьбы, в четвёртом предложении глагол в форме повелительного наклонения, но вежливое слово смягчает его, оттенок просьбы, в пятом предложении повелительное значение выражается при помощи повелительного наклонения и суффикса -ка-, значение совета. Ученики составляют предложения. Некоторые из обучающихся зачитывают получившиеся предложения. |
3.4. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) | Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. Докажите свой выбор 1)ВЫНЕСИТЕ (обязательно) – в окончании глагола I спряжения в форме 2-го лица множественного числа пишется окончание –ИТЕ. 2) ИСПЕЧЬ – на конце неопределённой формы глагола после шипящих пишется буква Ь. 3) СБЕРЕЧЬ – на конце глагола в повелительном наклонении после шипящих пишется буква Ь. 4) РАЗРЕЖЬТЕ (торт) – в форме повелительного наклонения глагола после шипящих пишется буква Ь. 5) ВЫНЕСИТЕ (мусор) – у глагола в форме повелительного наклонения пишется суффикс – И- и | Учащиеся выполняют. Анализируют, доказывают свой выбор, формулируют ответы |
4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков | ||
4.1. Диагностика/ самодиагностика | Индивидуальная работа с взаимопроверкой (в паре). Учебник 2021 г. Стр.134, упр. 615. Прочитайте. Чему учит этот текст? Спишите. Подчеркните глаголы. Укажите их наклонение и вид. | Ребята выполняют упражнение, задания. Проверяют. Отвечают на вопрос. |
5. Подведение итогов, домашнее задание | ||
5.1. Рефлексия | Подведем итоги. На слайде несколько вопросов. Ответьте на них. Достигли ли поставленных целей? Сегодня я узнал… Мне было интересно… Показалось трудным… Мое настроение…(смайлики). Выберите условные знаки, соответствующие вашим результатам ! - Мне всё понятно, я всё усвоил ? - У меня есть вопросы - - Мне надо ещё раз всё повторить | Обучающиеся делятся впечатлениями от урока. |
5.2. Домашнее задание | Выполните д/з в соответствии с вашими знаками. Попробуйте дома составить текст с использованием глаголов всех наклонений (упр.613) или написать мини-сочинение на тему «Весна», употребляя в нём глаголы всех наклонений: изъявительного, повелительного и условного | Ученики слушают информацию о задании, записывают его в дневник. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта открытого урока по русскому языку
Тема: ««Сложные слова»...
Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 5 классе.
Русский язык 5 класс. / по учебнику Баранова, Ладыженской/. Технологическая карта урока....
Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 6 классе. Глагол. Повторение изученного в 5 классе.
Цели урока: 1.Образовательные: повторить и обобщить пройденное по теме «Глагол», формировать знания учащихся о том, как изменяются глаголы; знать, что об...
Технологическая карта открытого урока по русскому языку «Правописание –З и –С на конце приставок»
Проводился открытый урок в 5 классе по теме: " Правописание -З и -С на конце приставок"...
Технологическая карта открытого урока по русскому языку на тему "Наречие. Закрепление знаний"
Урок на тему "Наречие. Закрепление знаний" для обучающихся 9 классов ОУ, осуществляющих деятельность по АООП. Форма урока - деловая игра....
Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме "Состав слова"
Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме "Состав слова"...
Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 6 классе "Вопросительные и относительные местоимения"
Урок общеметодологической направленности .Цель урока :Деятельностные: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного соде...