Технологическая карта открытого урока по русскому языку на тему "Наречие. Закрепление знаний"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Юлия Вячеславовна Богданова

Урок на тему "Наречие. Закрепление знаний" для обучающихся 9 классов ОУ, осуществляющих деятельность по АООП. Форма урока - деловая игра.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет

Русский язык

Класс

9а класс

Тема

Наречие. Закрепление знаний

Тип урока

Урок обобщения и систематизации знаний

Форма урока

Деловая игра

Цель

Проверить знания, умения и навыки обучающихся по теме «Наречие», используя разнообразные методы и приёмы обучения

Задачи

Коррекционно-образовательные:

- обобщить и систематизировать знания обучающихся об изученных признаках наречия, которыми оно отличается от других частей речи;

- закреплять умения и навыки обучающихся в правописании наречий.

Коррекционно-развивающие:

- развивать речь, память, внимание обучающихся;

- способствовать развитию орфографической зоркости, познавательной активности обучающихся, обогащению словарного запаса обучающихся за счет употребления в речи наречий;

- прививать навыки самоконтроля, письма по правилу

Коррекционно-воспитывающие:

- способствовать достижению успеха в деятельности каждого обучающегося;

- воспитывать интерес и увлечённость к изучению предмета;

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организационный этап.

Эмоциональный настрой обучающихся.

 Д.Карнеги. Цена улыбки.

- Доброе утро, дорогие ребята! Я рада видеть вас сегодня на уроке. Наш урок я хочу начать с улыбки, ведь она:

Она ничего не стоит, но много дает.
Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает.
Она длится мгновенья, а в памяти остается порой навсегда.

Я начала наш урок с этих замечательных слов, потому что хочу, чтобы вы тоже улыбнулись себе, друг другу, пожелали хорошего доброго утра и удачного дня. Я  желаю вам отличного настроения, и на этой веселой  нотке продолжим наш урок.

Слайд с улыбками обучающихся класса

Улыбаются друг другу, желают хорошего, доброго утра и удачного дня.

  1. Проверка домашнего задания.

Стр.151-152, упр.183 Правильно выполненное упражнение выведено на экран.


- Ребята, сверьте свою работу с образцом.
- Кто выполнил задание  без ошибок?
- Молодцы!
- Кто допустил ошибки?
- Исправьте их.

Проверяют выполнение домашнего задания. Исправляют ошибки

  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Какую часть речи мы изучали на предыдущих уроках?

Сегодня последний урок по этой части речи.

Какова, по вашему мнению, цель и тема нашего урока? Что мы сегодня должны будем сделать?

- Цель нашего урока -  обобщить и повторить весь пройденный материал по теме “Наречие”, но сделаем это в необычной форме. Представьте, что наш класс - это редакция газеты «Школьная жизнь». (Слайд с темой урока).

Вы сотрудники газеты (рассадка по группам): корреспонденты,

работники рекламного отдела,

редактор - самое главное и ответственное лицо. Письменные работы будут поступать на проверку редактору.

- Давайте откроем тетради и запишем число, тему урока. (тема урока на слайде)

Наречие

Ответы обучающихся

  1. Актуализация знаний.

- Чтобы приступить к работе над номером газеты, всем вам необходимо посетить семинар – повышения квалификации.

- Давайте вспомним, что такое наречие?

- С какой частью речи в предложении связано наречие?

- Наречие, это какая часть речи? Неизменяемая.

- На какие вопросы отвечает наречие?

Тест

Опорная схема

5.  Физкультминутка

Разминка для плечевого пояса

- Даны слова (слайд). К какой части речи они относятся? (наречия)

- С данными наречиями составить и выполнить упражнения.

влево – вправо; вверх – вниз; быстро – медленно

Выполняют упражнения

  1. Этап включения в систему знаний и повторения

Работа с карточками (правописание наречий с гласными А и О на конце)

Учитель вывешивает на доску газету

Редактирование интервью.

Реклама.

Работа с карточками (рекламное объявление).

2-3 обучающихся выполняют задание по карточкам, 1-2 обучающихся ДДИ – письмо объявления по обводке)

Обучающимся из рекламного отдела раздаются объявления, они выписывают из них наречия

Журналисты – народ грамотный и не допускают ошибок, особенно на правописание наречий с А и О на конце. Уверена, что и вы с этим справитесь.

На карточках дано задание: собрать наречия из разных частей слова. Чтобы правильно выполнить данное задание, нужно знать правило: Правописание наречий с А и О на конце.  

- Какая часть слова указывает на окончание наречия? (приставка) (работа по карточкам)

Проверка.  

- Прочтите, какие наречия у вас получились.

- Почему вы написали: налевО, и слевА? 

- Кто расскажет правило написания наречий с а и о на конце? (слайд с правилом)

- Вы посетили семинар, теперь мы приступаем к работе над выпуском газеты «Школьная жизнь».

- Перед вами газета, с пустыми колонками. Нам необходимо продуктивно поработать и заполнить все странички газеты. Приступим!

- Начнём мы с вами с замечательной рубрики «Интервью со звездой». Наши корреспонденты взяли интервью у очень интересного, жизнерадостного и активного человека. Её знает, любит и уважает вся школа: учителя и обучающиеся - это директор Татьяна Петровна.

На ваших столах лежит черновой вариант этого интервью.  

- Ребята, ваша задача - письменно отредактировать текст и подготовить его к публикации, то есть наречия, заключенные в скобки, употребить в правильной форме.  Время пошло!

Интервью со “звездой”.

«Прекрасной души человек!»

- Когда вы захотели стать учителем?

- Стать учителем мне очень (сильнее) захотелось в раннем детстве.

- Как вы учились в школе?

- В школе я училась хорошо, можно сказать – (отличней)! (Чаще) выступала за честь школы.

- Какие уроки любили, а какие нет?

- Очень любила русский язык. Изучать его хоть и (сложней), но интересно! А вот математика мне не особо нравилась.  

 - Чем вы любите заниматься в свободное время?

- В свободное время я люблю встречаться с друзьями! Нам вместе (веселей) и (интересней).

- Пока корреспонденты редактируют интервью, предлагаю рекламному отделу поработать с рекламными объявлениями.

- Ребята! К нам в редакцию поступили рекламные объявления, которые необходимо напечатать в нашем номере. Работники рекламного отдела зачитают их. (Учитель раздает рекламные объявления)

1. Кружок «Очумелые ручки».

Хотите научиться шить?

Опытные педагоги качественно, быстро и доступно обучат вас шить различные изделия, вышивать картины и изготавливать мягкие игрушки.

Непременно записывайтесь в наш кружок.

2. Профильное обучение «Штукатур-маляр».

Уважаемые выпускники 9-х классов!

Профильное обучение «Штукатур-маляр» приглашает вас овладеть самой востребованной, самой надёжной, самой жизненной профессией!

Вы не будете сидеть на месте, а бегать туда, сюда, вверх, вниз! Очень спортивная профессия!

3. Внимание спортсмены и любители спорта!

Секция «Быстрее, выше, сильнее!» приглашает вас в нашу секцию. У нас весело, задорно, радостно и спортивно!

Записывайтесь немедленно.

4. Уважаемые выпускники!

Школа кулинарии «Натощак» приглашает овладеть самой ходовой, самой вкусной, актуальной профессией: повар - кулинар – кондитер.

Работать нужно вручную, проворно, оперативно и легко.

Приглашаем вас записываться в нашу школу!

-  Спасибо. Теперь вам необходимо выписать в тетрадь из этих объявлений наречия.

- Пока работники рекламного отдела выписывают наречия, корреспонденты отредактировали интервью.

 -Проверяем интервью. (Читает один человек интервью). (Слайд)

- Какие наречия используются в этой статье?

(очень, сильно, хорошо, отлично, часто, сложно, интересно, особо, весело)

- Запишите их в тетрадь.

  - Давайте проверим, какие наречия вы выписали из объявлений работники рекламного отдела:

(качественно, быстро и доступно, непременно, туда, сюда, вверх, вниз, очень, быстрее, выше, сильнее, весело, задорно, натощак, радостно и спортивно, немедленно, вручную, проворно, оперативно, легко)

- Сдайте работы редактору.  Редактор выберет только два объявления.

«Весёлая страничка».

- В каждой газете есть «Весёлая страничка», где можно отгадывать различные ребусы, загадки. Вот и в нашем выпуске необходимо оформить такую страничку.

1.Найдите слово:

  • От глагола звонить взять корень – звон
  • От сущ-го машинка взять суффикс – к
  • От сущ-го солнышко взять окончание о

- Что получилось? (Звонко)

- Какая часть речи?

-На какой вопрос отвечает?  

2.Перечислите подряд пять дней недели, не называя их. /Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра/

Работают с карточками, делают вывод, рассказывают правило

Читают объявления, выписывают наречия в тетрадь.

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Оценивание обучающихся.

Стр.155,

№ 1,3,6 – редакторы.

№ 1,3 - рекламщики

Перфилова К., Проскуро Ю. – индивидуальное задание на карточках.

  1. Рефлексия (подведение итогов урока)

Приём рефлексии «Одним словом». Обучающимся предлагается выбрать из 8 слов-наречий по 2 наречия, которые более точно передают их состояние на уроке и наклеить их на доску.

- И вот перед вами первый номер газеты «Школьная жизнь».

Спасибо всем, кто сегодня потрудился над её выпуском. Мы с вами неплохо сработались!

- Сегодня на уроке мы обобщили и расширили сведения о наречии как части речи, повторили орфограммы, связанные с изучением наречия, попробовали себя в роли журналистов.

Грустно, скучно, весело, трудно, легко, интересно, познавательно, увлекательно.

 Обучающиеся: Проскуро Ю., Перфилова К. выбирают из значков «Лайк» или «Дизлайк» и вывешивают выбранный вариант на доску.

-Успехов вам и хорошего настроения! Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта открытого урока русского языка в 5 классе по теме "Типы речи. Оценка действительности"

В материалах представлена аннотация к технологической карте, технологическая карта урока в соответствии с ФГОС, дидактические материалы к технологической карте...

Технологическая карта открытого урока русского языка "Косвенная речь"

Урок русского языка разработан в соответствии с содержанием программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией М. М. Разумовской В. И. Капинос. Конспект разр...

Предлагаю Вашему вниманию технологическую карту открытого урока английского языка по теме:" Закрепление навыков использования предлогов места и направления."

Продуктивность интерактивных методов на уроках английского языка трудно переоценить. Предлагаю Вашему вниманию планирование  групповой и парной работы по закреплению навыков использования предлог...

Технологическая карта открытого урока русского языка по теме: «Непроизводные и производные предлоги»

Технологическая карта урока русского языка по теме "Непроизводные и производные предлоги"...

Технологическая карта открытого урока русского языка в 6 «А» классе по теме «Лаборатория слова. Описание природы»

Технологическая карта открытого урока русского языка в 6 «А» классе по теме «Лаборатория слова. Описание природы»...

Технологическая карта открытого урока русского языка по теме "Причастие"

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе на тему: « Страдательные причастия прошедшего времени».Тип урока: урок открытия нового знания. Цель:  познакомить учащихся с...