Технологическая карта урока русского языка в 6 классе "Жаргонизмы"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Предварительный просмотр:
Отдел образования администрации г. о. г. Шахунья
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Черновская основная общеобразовательная школа
Конкурс «Калейдоскоп методических идей»
Номинация «Технологическая карта урока на основе системно – деятельностного похода»
Урок русского языка в 6 классе
Тема: «Жаргонизмы»
Автор - Смирнова Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы
Технологическая карта урока на основе системно-деятельностного подхода
Предмет, класс | Русский язык, 6 класс | |||
Учитель | Смирнова Ирина Николаевна | |||
Тема урока, | Жаргонизмы | |||
Место и роль урока в изучаемой теме | Данный урок является седьмым в разделе «Лексика. Фразеология» | |||
Тип урока | Урок открытия нового знания | |||
Цель урока | Знакомство с понятием «жаргонизмы», формирование правильной позиции по употреблению жаргонизмов речи | |||
Задачи урока | обучающие | развивающие | воспиаттельные | |
Планируемые результаты |
| 1.Развивать умение сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия; 2.развивать самостоятельное мышление, речь учащихся; 3.формировать умение анализировать языковой материал и делать выводы; 4.развивать интерес к языку как изменяющемуся явлению. | 1.формировать внимательное отношение к своей речи и речи окружающих; 2.воспитывать уважение друг к другу. | |
Актуальность использования средств ИКТ Вид используемых на уроке средств ИКТ (работающие гиперссылки) | Видеоролик Ералаш «Ну почему мы так говорим?» |
Характеристика этапов урока
Этап урока | Время, мин. | Содержание учебного материала | ФОУД | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты | ||
Познавательная | Коммуникативная | регулятивная | ||||||
1.Организационный | 1 мин. | Добрый день, друзья! Я рад вас видеть, и очень хочу начать работу с вами! | Приветствует учеников, создает приятный психологический климат. | Приветствуют учителя | Настраиваются на работу. | доброжелательный настрой учителя и уч-ся; полная готовность класса к уроку; | ||
2. Актуализация | 7 мин. | На протяжении нескольких уроков мы говорили о лексике русского языка. Начать урок я хочу с упражнения «Экзаменаторы». Вы задаете мне вопросы по пройденному материалу, я отвечаю. А вы меня исправляете, если ответ неверный. Ребята, начать наш урок я хочу с просмотра видеоролика Ералаша под названием «Ну почему мы так говорим?» Ваша задача – проанализировать речь персонажей с точки зрения доступности восприятия и соответствия ситуации Вопросы после просмотра ералаша: - Как вы охарактеризовали бы речь мужчины? А мальчика? - Почему мужчина не сразу понимает то, о чем ему рассказывает ученик? - К какой группе лексики (общеупотребительной или необщеупотребительной) вы бы отнесли слова, которые использует мальчик? -А вы в своей речи используете подобные слова? -А вы знаете, как называются такие слова? А хотели бы узнать? О таких словах мы сегодня и будем с вами говорить. | Ф Ф | Учитель отвечает на вопросы учеников, заведомо даёт неправильные ответы. Формулирует задание перед просмотром видеоролика | Актуализируют знания по изученному материалу Анализируют видео по предложенным вопросам | Внимательно слушают друг друга и учителя Отвечают на поставленные вопросы, участвуют в диалоге | Корректируют вопросы и ответы | Систематизация изученного материала Уметь отвечать на поставленные вопросы |
3. Изучение нового материала | 26 мин. | Тема нашего урока «Жаргонизмы». Открываем тетради, записываем число и тему урока. Какую цель на урок мы перед собой поставим? Что мы хотим узнать к концу урока? Чтобы нам полностью разобраться в понятии «жаргон», какие задачи мы можем перед собой поставить? Итак, на уроке мы должны выяснить:
| Ф | Задает вопросы, помогает сформулировать цели и задачи урока | Отвечают на вопросы учителя | Определяют цель урока, задачи, планируют деятельность | Уметь ставить цели, задачи | |
Итак, первое, что нам необходимо узнать, что же такое «жаргонизмы». В видеоролике вы эти слова услышали. И сейчас я предлагаю попробовать себя в роли составителей словарной статьи и создать определение. Работайте в паре. Проверим. А теперь сравните свои определения с учебником (с.35). Поднимите руки, кто был близок к данному определению. Жаргоны бывают разные: армейские, морские, компьютерные. Но вам ближе молодёжный жаргон, поэтому на уроке будем говорить именно о нем. Он же нам и встретился в Ералаше. | П | Дает задание по определению понятия «жаргон» | Определяют значение термина, осуществляют поиск информации | Работают в паре | Оценивают свой ответ, сравнивают с эталоном | Знать, что такое «жаргон» | ||
Первый пункт плана выполнен, переходим дальше: Причины употребления жаргона. Почему же вы употребляете жаргонизмы? Чем они для вас так привлекательны? У вас на партах есть анкеты, которые помогут нам узнать, самые распространенные причины употребления жаргона. Приложение 1 Заполните их, анкеты анонимные. | И | Раздает анкеты, объясняет правила заполнения | Отвечают на вопросы анкеты | |||||
На следующем этапе урока мы должны узнать, в чем особенность жаргонизмов. У каждого на партах есть предложения ( у каждого ряда свое) Приложение 2. Сейчас вам необходимо составить таблицу из двух колонок (левая– жаргонизм, правая - его значение). - Ребята, сравните попарно две группы слов, которые у вас получились. - Что между ними общее и чем отличаются друг от друга? Верно, общим является лексическое значение, а отличием – внешняя оболочка. Вспомните понятие лексики, которое характеризует подобные слова. Правильно, это синонимы. - Следовательно, жаргонизмы образуются от литературных слов путем переосмысления, метафоризации. | П | Объясняет задание | Работают с таблицей, распределяют языковой материал | Работа в паре | делают выводы об особенностях молодёжного жаргона | Научиться анализировать языковой материал | ||
Но всегда ли употребление молодёжного жаргона оправдано в речи? Чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю вам разделиться на 3 группы. 1 группа – «Защитники молодёжного жаргона» его можно употреблять всегда и везде. 2 группа – «Противники» За чистоту литературного языка. 3 группа – «Эксперты» фиксируют все мнения и подведут итог. Задания на карточках. Приложение 3. 1, 2 группа – придумывают аргументы, распределяют роли для разыгрывания сценок. Пока 1 и 2 группа готовят выступления. Группа экспертов подсчитает результаты анкеты. Мы выслушали много различных мнений, давайте попросим наших экспертов обобщить всё сказанное и сделать выводы. | Г | Распределяет группы, раздает задания | Создают способы решения задания Выступают с готовыми заданиями | Работают в группе, договариваются о распределении ролей, отстаивают свое мнение Участвуют в диалоге, доказывают свою точку зрения в монологической и диалогической форме | Устанавливают последовательность действий при выполнении задания | Совершенствовать навыки работы в группе, определять сферу употребления молодёжного жаргона, анализировать, сравнивать | ||
Молодежный жаргон не существует изолированно, его единицы могут проникать во все сферы жизни, в литературный язык. Жаргонизмы позволяют более ярко, необычно высказать свою мысль. | Подводит итог выступлению групп | |||||||
4.Контроль | 5 мин. | Итак, сегодня на уроке вы узнали много нового. Сейчас каждая группа должна придумать по 2 вопроса по теме сегодняшнего урока и задать другим группам. | Г | Координирует деятельность групп | Формулируют вопросы по пройденному материалу | Задают вопросы, участвуют в диалоге | Оценивают ответы одноклассников | Уметь формулировать различные виды вопросов |
5.Рефлексия | 2 мин. | Каждый из вас на уроке работал по-разному. А мне важно узнать каким был это урок для вас. Продолжите предложения: Теперь я знаю… Теперь я могу… Было интересно.. Было трудно… | Ф | Оценивают свою деятельность на уроке и весь урок | Уметь соотносить цели и результаты своей деятельности | |||
6.Домашнее задание | 1 мин. | Понаблюдать за речью своих сверстников и составить словарик молодёжного жаргона. | ||||||
7.Подведение итогов | 3 мин. | Заполните листы оценивания. Оцените каждый себя, затем группа оценивает работу каждого. На наш взгляд, использование жаргона в молодежной среде неотъемлемое явление современного языка, однако во всё нужно соблюдать меру. Употребление жаргонизмов допустимо в минимальных количествах при общении с друзьями, в неофициальной обстановке. Очень хочется верить, что наш разговор не прошёл бесследно, что каждый из вас вынес из разговора что-то важное и полезное для себя, не остался равнодушным к слову. Ведь родная русская речь — это наиболее ценная и в то же время наиболее ранимая часть нашей культуры, нашего национального достояния. Спасибо за урок! | И | Контролирует выставление оценок | Заполняют листы оценивания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное" (урок актуализации знаний и умений, урок повторения)
В связи с введением ФГОС ОО изменились и требования к поурочному планированию. Конспект урока в нашем привычном понимании я представила в виде технологической карты....
Технологическая карта урока русского языка На тему: «Синтаксис и пунктуация» (урок-путешествие) 5 класс
Цели для ученика:Уметь: выделять из предложений словосочетания, делать полный синтаксический разбор простого предложения, верно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, однородными ...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним
Тип урока: Открытие нового знания.Цели: повторить понятия «синонимы», «антонимы»; формировать умение использовать синонимы...
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме: «Причастие в языке и речи. Грамматическое значение причастия».
Цель урока: познакомить учащихся с причастием как особой формой глагола и ее грамматическими признаками....
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....
технологическая карта урока русского языка в 5 кл на тему "Язык и человек. Общение устное и письменное"
laquo;Язык и человек. Общение устное и письменное»Урок: русский языкТема урока: «Язык и человек. Общение устное и письменное»Класс: 5Цель урока: формирование представления об изучае...