Технологическая карта урока русского языка в 6 классе "Жаргонизмы"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Смирнова Ирина Николаевна

Урок открыти нового знания

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhargonizmy.docx26.95 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации г. о. г. Шахунья

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Черновская основная общеобразовательная школа

Конкурс «Калейдоскоп методических идей»

Номинация «Технологическая карта урока на основе системно – деятельностного похода»

Урок русского языка  в 6 классе

Тема: «Жаргонизмы»

Автор -  Смирнова Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы

Технологическая карта урока на основе системно-деятельностного подхода

Предмет, класс

Русский язык, 6 класс

Учитель

Смирнова Ирина Николаевна

Тема урока,

Жаргонизмы

Место и роль урока в изучаемой теме

Данный урок является седьмым в разделе «Лексика. Фразеология»

Тип урока

Урок открытия нового знания

Цель урока

Знакомство с понятием «жаргонизмы», формирование правильной позиции по употреблению жаргонизмов речи

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспиаттельные

Планируемые результаты

  1. Познакомить с понятием «жаргонизмы»;
  2. научить отличать жаргонизмы от слов общеупотребительной лексики;
  3. выяснить причины и сферы употребления жаргонизмов.

1.Развивать умение сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия;

2.развивать самостоятельное мышление, речь учащихся;

3.формировать умение анализировать языковой материал и делать выводы;

4.развивать интерес  к языку как изменяющемуся явлению.

1.формировать внимательное отношение к своей речи и речи окружающих;

2.воспитывать уважение друг к другу.

Актуальность использования средств ИКТ

Вид используемых на уроке средств ИКТ

(работающие гиперссылки)

Видеоролик Ералаш «Ну почему мы так говорим?»

Характеристика этапов урока

Этап урока

Время, мин.

Содержание

учебного

материала

ФОУД

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Познавательная

Коммуникативная

регулятивная

1.Организационный

1 мин.

Добрый день, друзья! Я рад вас видеть, и очень хочу начать работу  с вами!

Приветствует учеников, создает приятный психологический климат.

Приветствуют учителя

Настраиваются на работу.

доброжелательный настрой учителя и уч-ся;

полная готовность класса к уроку;

2. Актуализация

7 мин.

На протяжении нескольких уроков мы говорили о лексике русского языка. Начать урок я хочу с упражнения «Экзаменаторы». Вы задаете мне вопросы по пройденному материалу, я отвечаю. А вы меня исправляете, если ответ неверный.

Ребята, начать наш урок я хочу с просмотра видеоролика Ералаша под названием «Ну почему мы так говорим?»

Ваша задача – проанализировать речь персонажей с точки зрения доступности восприятия и соответствия ситуации

Вопросы после просмотра ералаша:

- Как вы охарактеризовали бы речь мужчины? А мальчика?

- Почему мужчина не сразу понимает то, о чем ему рассказывает ученик?

- К какой группе лексики (общеупотребительной или необщеупотребительной) вы бы отнесли слова, которые использует мальчик?

-А вы в своей речи используете подобные слова?

-А вы знаете, как называются такие слова?

А хотели бы узнать?

О таких словах мы сегодня и будем с вами говорить.

Ф

Ф

Учитель отвечает на вопросы учеников, заведомо даёт неправильные ответы.

Формулирует задание перед просмотром видеоролика

Актуализируют знания по изученному материалу

Анализируют видео по предложенным вопросам

Внимательно слушают друг друга и учителя

Отвечают на поставленные вопросы, участвуют в диалоге

Корректируют вопросы и ответы

Систематизация изученного материала

Уметь отвечать на поставленные вопросы

3. Изучение нового материала

26 мин.

Тема нашего урока «Жаргонизмы». Открываем тетради, записываем число и тему урока.

Какую цель на урок мы перед собой поставим? Что мы хотим узнать к концу урока?

Чтобы нам полностью разобраться в понятии «жаргон», какие задачи мы можем перед собой поставить?

Итак, на уроке мы должны выяснить:

  1. Что такое жаргонизмы
  2. Каковы причины употребления этих слов в речи
  3. Признаки жаргонизмов
  4. Сферы употребления жаргонизмов

Ф

Задает вопросы, помогает сформулировать цели и задачи урока

Отвечают на вопросы учителя

Определяют цель урока, задачи, планируют деятельность

Уметь ставить цели, задачи

Итак, первое, что нам необходимо узнать, что же такое «жаргонизмы». В видеоролике вы эти слова услышали. И сейчас я предлагаю попробовать  себя в роли составителей словарной статьи и  создать определение. Работайте в паре.

Проверим. А теперь сравните свои определения с  учебником (с.35).

Поднимите руки, кто был близок к данному определению.

Жаргоны бывают разные: армейские, морские, компьютерные. Но вам ближе молодёжный жаргон, поэтому на уроке будем говорить именно о нем. Он же нам и встретился в Ералаше.

П

Дает задание по определению понятия «жаргон»

Определяют значение термина, осуществляют поиск информации

Работают в паре

Оценивают свой ответ, сравнивают с эталоном

Знать, что такое «жаргон»

Первый пункт плана выполнен, переходим дальше: Причины употребления жаргона.

Почему же вы употребляете жаргонизмы? Чем они для вас так привлекательны?

У вас на партах есть анкеты, которые помогут нам узнать, самые распространенные причины употребления жаргона. Приложение 1 Заполните их, анкеты анонимные.

И

Раздает анкеты, объясняет правила заполнения

Отвечают на вопросы анкеты

На следующем этапе урока мы должны узнать, в чем особенность жаргонизмов. У каждого на партах есть предложения ( у каждого ряда свое) Приложение 2. Сейчас вам необходимо составить таблицу из двух колонок (левая– жаргонизм, правая - его значение).

- Ребята, сравните попарно две группы слов, которые у вас получились.

- Что между ними общее и чем отличаются друг от друга? Верно, общим является лексическое значение, а отличием – внешняя оболочка. Вспомните понятие лексики, которое характеризует подобные слова. Правильно, это синонимы.

- Следовательно, жаргонизмы образуются от литературных слов путем переосмысления, метафоризации.

П

Объясняет задание

Работают с таблицей, распределяют языковой материал

Работа в паре

делают выводы об особенностях молодёжного жаргона

Научиться анализировать языковой материал

Но всегда ли употребление молодёжного жаргона оправдано в речи? Чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю вам разделиться на 3 группы. 1 группа – «Защитники молодёжного жаргона» его можно употреблять всегда и везде.

2 группа – «Противники» За чистоту литературного языка.

3 группа – «Эксперты» фиксируют все мнения и подведут итог.

Задания на карточках. Приложение 3.

1, 2 группа – придумывают аргументы, распределяют роли для разыгрывания сценок.

Пока 1 и 2 группа готовят выступления. Группа экспертов подсчитает результаты анкеты.

Мы выслушали много различных мнений, давайте попросим наших экспертов обобщить всё сказанное и сделать выводы.

Г

Распределяет группы, раздает задания

Создают способы решения задания

Выступают с готовыми заданиями

Работают в группе, договариваются о распределении ролей, отстаивают свое мнение

Участвуют в диалоге, доказывают свою точку зрения в монологической и диалогической форме

Устанавливают последовательность действий при выполнении задания

Совершенствовать навыки работы  в группе, определять сферу употребления молодёжного жаргона, анализировать, сравнивать

Молодежный жаргон не существует изолированно, его единицы могут проникать во все сферы жизни, в литературный язык. Жаргонизмы позволяют более ярко, необычно высказать свою мысль.

Подводит итог выступлению групп

4.Контроль

5 мин.

Итак, сегодня на уроке вы узнали много нового. Сейчас каждая группа должна придумать по 2 вопроса по теме сегодняшнего урока и задать другим группам.

Г

Координирует деятельность групп

Формулируют вопросы по пройденному материалу

Задают вопросы, участвуют в диалоге

Оценивают ответы одноклассников

Уметь формулировать различные виды вопросов

5.Рефлексия

2 мин.

Каждый из вас на уроке работал по-разному. А мне важно узнать каким был это урок для вас.

Продолжите предложения:

Теперь я знаю…

Теперь я могу…

Было интересно..

Было трудно…

Ф

Оценивают свою деятельность на уроке и весь урок

Уметь соотносить цели и результаты своей деятельности

6.Домашнее задание

1 мин.

Понаблюдать за речью своих сверстников и составить словарик молодёжного жаргона.

7.Подведение итогов

3 мин.

Заполните листы оценивания. Оцените каждый себя, затем группа оценивает работу каждого.

На наш взгляд,   использование жаргона в молодежной среде неотъемлемое явление современного языка, однако во всё нужно соблюдать меру. Употребление жаргонизмов допустимо в минимальных количествах при общении с друзьями, в неофициальной обстановке.

Очень хочется верить, что наш разговор не прошёл бесследно, что каждый из вас вынес из разговора что-то важное и полезное для себя, не остался равнодушным к слову. Ведь родная русская речь — это наиболее ценная и в то же время наиболее ранимая часть нашей культуры, нашего национального достояния.

Спасибо за урок!

И

Контролирует выставление оценок

Заполняют листы оценивания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное" (урок актуализации знаний и умений, урок повторения)

В связи с введением ФГОС ОО изменились и требования к поурочному планированию. Конспект урока в нашем привычном понимании я представила  в виде технологической карты....

Технологическая карта урока русского языка На тему: «Синтаксис и пунктуация» (урок-путешествие) 5 класс

Цели для ученика:Уметь: выделять из предложений словосочетания, делать полный синтаксический разбор простого предложения, верно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, однородными ...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме: «Причастие в языке и речи. Грамматическое значение причастия».

Цель урока: познакомить учащихся с причастием как особой формой глагола и ее грамматическими признаками....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

технологическая карта урока русского языка в 5 кл на тему "Язык и человек. Общение устное и письменное"

laquo;Язык и человек. Общение устное и письменное»Урок: русский языкТема урока: «Язык и человек. Общение устное и письменное»Класс: 5Цель урока: формирование представления об изучае...