Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Собственные и нарицательные имена существительные"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Технологическая карта урока по русскому языку разработана для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Учитель | Рыбакова Татьяна Викторовна | ||||
Класс | 5Б | ||||
Предмет | Русский язык | ||||
Тема | Собственные и нарицательные имена существительные. | ||||
Тип урока | Урок закрепления и систематизации изученных знаний | ||||
Цель | Закреплять умения писать с заглавной буквы имена собственные | ||||
Задачи | обр | Закреплять знания о правописании собственных и нарицательных имён существительных. | |||
восп | Воспитывать любовь к предмету, доброе отношения к своему имени и фамилии, к животным. | ||||
разв | Развивать умения находить в тексте имена собственные и аргументировать в них написание заглавной буквы, развивать письменную речь, орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных и строчной буквы в именах нарицательных. | ||||
кор | Вырабатывать навык самоконтроля речевых высказываний, формирование здоровьесберегающего поведения: коррекция правильной осанки на основе упражнений во время динамической паузы, правильной посадки на протяжении всего урока, сенсорная свобода, психомоторное раскрепощение | ||||
Формы работы | Фронтальная, индивидуальная, групповая, самостоятельная работа | ||||
Методы | Словесный (беседа), наглядно-иллюстративный, практический, репродуктивный, методы самостоятельной работы, методы стимулирования, методы контроля и самоконтроля, проблемно-поисковый, элементы проектной деятельности, вариативное повторение. | ||||
Планируемые результаты | |||||
предметные | Правописание заглавной буквы в именах собственных. | ||||
личностные | Принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие самостоятельности; навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; развитие адекватных представлений о собственных возможностях. | ||||
Межпредметные связи | Развитие речи, русский язык, окружающий мир. | ||||
Ресурсы для подготовки и проведения урока | Компьютер, авторская презентация к уроку, аудиозапись фрагмента рассказа, заготовки для фигурок журавлей, таблички с образцами высказываний, карточки-подсказки для проведения оргмомента, картинки-смайлики. | ||||
Ход урока | |||||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | |||
Мотивационно-ориентировочный этап (5 мин.) | |||||
Эмоциональный настрой. Долгожданный дан звонок Начинается урок Каждый день. всегда. везде На уроке и в труде Смело. четко говорим И тихонечко сидим.. Активизация внимания -Ребята, встаньте и поздоровайтесь. (н/с) -Костик! Миша!Игорь!Глеб! (н/с) - Сядет тот, кто назовёт осенний месяц. (н/с) -Миша, спроси у Игоря, какой сейчас урок? Речевая зарядка (с/з)- Будем хорошо говорить звук Ш. -Внимательно послушайте, как я прочитаю. (организация работы над произношением, речевым дыханием и слитностью речи) | -Здравствуйте. -Я тут. Я слышу. Называют зимние месяцы и садятся. -Игорь, какой сейчас урок? -Миша, сейчас урок русского языка. Слушают образец чтения, проговаривают коллективно и по одному: Маша, Саша и Наташа Кушали в столовой кашу. Ели кашу не спеша, Наша каша хороша. | К Слушать и понимать других, участвовать в диалоге, беседе. П Формулировать учебные цели с помощью учителя, отвечать на простые вопросы учителя, произносить слова слитно, голосом нормальной высоты, силы, с ударением, соблюдая правила орфоэпии, уметь исправлять свои ошибки. Р Активно работать, прилагать усилия к выполнению задания Л Знать своё имя, проявлять доброжелательное отношения к окружающим. | |||
Поисковый этап (15 мин) | |||||
Работа по теме урока. Поиск информации (с/з)- Сегодня мы отправляемся в гости. Путь наш лежит, отгадайте куда? (загадка про буквы)
Чёрные птички на каждой страничке.
(с/з)- Букв в русском алфавите много, но мы побываем в гостях у необычных букв, вам они знакомы. Прочитайте стихотворение. - Миша, прочитай. Имена, фамилии, Клички, города- Все с заглавной буквы Пишутся всегда. (слайд 2) (с/з)-Вова, какое правило мы учили про заглавные буквы. Гимнастика для глаз Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг, Глазкам видеть всё дано, Где же дверь и где окно, Обведу я снова круг, Посмотрю на мир вокруг.
(н/с) -Встаньте те, у кого имя начинается с буквы К? -Встаньте те, у кого имя начинается с буквы Г? -Встаньте те, у кого имя начинается с буквы М? -Встаньте те, у кого имя начинается с буквы И? -Выберите свою фамилию. (на карточках фамилии обучающихся) -Игорь, прочитай правило. -Ребята, вы должны доброжелательно, уважительно относиться к своему имени и фамилии, а также к имени и фамилии других людей. | -Буквы Обучающиеся читают. - Имена, фамилии людей, клички животных пишутся с заглавной буквы. Обучающиеся встают, называют своё имя и выбирают фамилию. -Имена, фамилии людей пишутся с большой буквы. | К Слушать и понимать других, участвовать в диалоге, беседе, читать вслух, определять основное содержание прочитанного, оформлять свои мысли в устной форме. П Формулировать учебные цели с помощью учителя, отвечать на простые вопросы учителя, произносить слова слитно, голосом нормальной высоты, силы, с ударением, соблюдая правила орфоэпии, уметь исправлять свои ошибки, ориентироваться в учебнике, находить необходимые картинки, слова, предложения. Р Активно работать, прилагать усилия к выполнению задания. Л Проявлять доброжелательное отношения к окружающим. | |||
Практический этап (15 мин) | |||||
Физминутка «Буква потерялась» (слайд 3) 1. Работа в тетрадях (с/з)- Запишите в тетрадях число, классная работа. Минутка чистописания. На доске карточки с элементами заглавных букв К Н Ю ы М П -Миша, какая буква лишняя? -Почему? - Спишите красиво только заглавные буквы. 2. Игра слов. Работа у доски. (с/з)- Сейчас поиграем, вспомним род имён существительных. Нужно распределить слова по домикам-магазинам, обращая внимание на окончания слов. (с/з)-Глеб, какие окончания имеет женский род? -Игорь, какие окончания имеет мужской род? -Костик, какие окончания имеет средний род? (с/з)-Ребята, прочитайте слова из первого(второго, третьего домика)? Как можно назвать первый (второй, третий) магазин? (с/з)-Названия магазинов тоже пишем с большой буквы. 3. Работа с книгой. -Откройте книги на странице 118, упражнение 2. (н/с)-Вова, прочитай задание. У …. кошка …. . У …. собака ….. . Обобщение темы урока. (с/з) – Наше путешествие закончилось. Какой мы сделаем вывод? | Обучающиеся выполняют физминутку. -Лишняя буква ы. -Потому что, буква ы строчная. Обучающиеся пишут буквы. Обучающиеся распределяют слова по домикам в соответствии с родом имён существительных. -Магазин «Продукты», «Мебель», «Одежда» Обучающиеся выполняют задание. - Имена, фамилии людей, клички животных пишутся с заглавной буквы. | К Слушать и понимать других, участвовать в диалоге, беседе, читать вслух, определять основное содержание прочитанного, оформлять свои мысли в устной форме, активно участвовать в работе группы. П Формулировать учебные цели с помощью учителя, произносить слова слитно, голосом нормальной высоты, силы, с ударением, соблюдая правила орфоэпии, уметь исправлять свои ошибки, ориентироваться в учебнике, находить необходимые картинки, слова, предложения, самостоятельно выполнять задания по устным инструкциям учителя, читать тексты и понимать содержание, отвечать на вопросы по тексту. Р Активно работать, прилагать усилия к выполнению задания, соотносить выполненное задание с образцом. Л Проявлять доброжелательное отношения к окружающим. | |||
Рефлексивно-оценочный этап (5 мин) | |||||
(с/з) -Не только имена, фамилии людей, клички животных пишутся с заглавной буквы, на следующем уроке мы продолжим своё путешествие и узнаем, какие ещё слова пишутся с заглавной буквы. -Ребята вы все хорошо работали на уроке. Выберите смайлики, которые соответствуют вашему настроению. -Паша, какое у тебя настроение? Выставление оценок. (с/з) -Домашнее задание: я вам раздам фигурки детей и животных, а вы должны придумать и записать имена, фамилии детей и клички животных. | Обучающиеся выбирают смайлики. - У меня хорошее настроение -Обучающиеся получают фигурки детей и животных. | К Активно участвовать в работе группы. П Произносить слова слитно, голосом нормальной высоты, силы, с ударением, соблюдая правила орфоэпии, уметь исправлять свои ошибки Р Активно работать, прилагать усилия к выполнению задания, соотносить выполненное задание с образцом. Л Проявлять доброжелательное отношения к окружающим, иметь своё мнение на происходящие события. |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Учитель | Рыбакова Татьяна Викторовна | ||||
Класс | 5Б | ||||
Предмет | Русский язык | ||||
Тема | Собственные и нарицательные имена существительные. | ||||
Тип урока | Урок закрепления и систематизации изученных знаний | ||||
Цель | Закреплять умения писать с заглавной буквы имена собственные | ||||
Задачи | обр | Закреплять знания о правописании собственных и нарицательных имён существительных. | |||
восп | Воспитывать любовь к предмету, доброе отношения к своему имени и фамилии, к животным. | ||||
разв | Развивать умения находить в тексте имена собственные и аргументировать в них написание заглавной буквы, развивать письменную речь, орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных и строчной буквы в именах нарицательных. | ||||
кор | Вырабатывать навык самоконтроля речевых высказываний, формирование здоровьесберегающего поведения: коррекция правильной осанки на основе упражнений во время динамической паузы, правильной посадки на протяжении всего урока, сенсорная свобода, психомоторное раскрепощение | ||||
Формы работы | Фронтальная, индивидуальная, групповая, самостоятельная работа | ||||
Методы | Словесный (беседа), наглядно-иллюстративный, практический, репродуктивный, методы самостоятельной работы, методы стимулирования, методы контроля и самоконтроля, проблемно-поисковый, элементы проектной деятельности, вариативное повторение. | ||||
Планируемые результаты | |||||
предметные | Правописание заглавной буквы в именах собственных. | ||||
личностные | Принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие самостоятельности; навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; развитие адекватных представлений о собственных возможностях. | ||||
Межпредметные связи | Развитие речи, русский язык, окружающий мир. | ||||
Ресурсы для подготовки и проведения урока | Компьютер, авторская презентация к уроку, аудиозапись фрагмента рассказа, заготовки для фигурок журавлей, таблички с образцами высказываний, карточки-подсказки для проведения оргмомента, картинки-смайлики. | ||||
Ход урока | |||||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | |||
Мотивационно-ориентировочный этап (5 мин.) | |||||
Эмоциональный настрой. Долгожданный дан звонок Начинается урок Каждый день. всегда. везде На уроке и в труде Смело. четко говорим И тихонечко сидим.. Активизация внимания -Ребята, встаньте и поздоровайтесь. (н/с) -Костик! Миша!Игорь!Глеб! (н/с) - Сядет тот, кто назовёт осенний месяц. (н/с) -Миша, спроси у Игоря, какой сейчас урок? Речевая зарядка (с/з)- Будем хорошо говорить звук Ш. -Внимательно послушайте, как я прочитаю. (организация работы над произношением, речевым дыханием и слитностью речи) | -Здравствуйте. -Я тут. Я слышу. Называют зимние месяцы и садятся. -Игорь, какой сейчас урок? -Миша, сейчас урок русского языка. Слушают образец чтения, проговаривают коллективно и по одному: Маша, Саша и Наташа Кушали в столовой кашу. Ели кашу не спеша, Наша каша хороша. | К Слушать и понимать других, участвовать в диалоге, беседе. П Формулировать учебные цели с помощью учителя, отвечать на простые вопросы учителя, произносить слова слитно, голосом нормальной высоты, силы, с ударением, соблюдая правила орфоэпии, уметь исправлять свои ошибки. Р Активно работать, прилагать усилия к выполнению задания Л Знать своё имя, проявлять доброжелательное отношения к окружающим. | |||
Поисковый этап (15 мин) | |||||
Работа по теме урока. Поиск информации (с/з)- Сегодня мы отправляемся в гости. Путь наш лежит, отгадайте куда? (загадка про буквы)
Чёрные птички на каждой страничке.
(с/з)- Букв в русском алфавите много, но мы побываем в гостях у необычных букв, вам они знакомы. Прочитайте стихотворение. - Миша, прочитай. Имена, фамилии, Клички, города- Все с заглавной буквы Пишутся всегда. (слайд 2) (с/з)-Вова, какое правило мы учили про заглавные буквы. Гимнастика для глаз Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг, Глазкам видеть всё дано, Где же дверь и где окно, Обведу я снова круг, Посмотрю на мир вокруг.
(н/с) -Встаньте те, у кого имя начинается с буквы К? -Встаньте те, у кого имя начинается с буквы Г? -Встаньте те, у кого имя начинается с буквы М? -Встаньте те, у кого имя начинается с буквы И? -Выберите свою фамилию. (на карточках фамилии обучающихся) -Игорь, прочитай правило. -Ребята, вы должны доброжелательно, уважительно относиться к своему имени и фамилии, а также к имени и фамилии других людей. | -Буквы Обучающиеся читают. - Имена, фамилии людей, клички животных пишутся с заглавной буквы. Обучающиеся встают, называют своё имя и выбирают фамилию. -Имена, фамилии людей пишутся с большой буквы. | К Слушать и понимать других, участвовать в диалоге, беседе, читать вслух, определять основное содержание прочитанного, оформлять свои мысли в устной форме. П Формулировать учебные цели с помощью учителя, отвечать на простые вопросы учителя, произносить слова слитно, голосом нормальной высоты, силы, с ударением, соблюдая правила орфоэпии, уметь исправлять свои ошибки, ориентироваться в учебнике, находить необходимые картинки, слова, предложения. Р Активно работать, прилагать усилия к выполнению задания. Л Проявлять доброжелательное отношения к окружающим. | |||
Практический этап (15 мин) | |||||
Физминутка «Буква потерялась» (слайд 3) 1. Работа в тетрадях (с/з)- Запишите в тетрадях число, классная работа. Минутка чистописания. На доске карточки с элементами заглавных букв К Н Ю ы М П -Миша, какая буква лишняя? -Почему? - Спишите красиво только заглавные буквы. 2. Игра слов. Работа у доски. (с/з)- Сейчас поиграем, вспомним род имён существительных. Нужно распределить слова по домикам-магазинам, обращая внимание на окончания слов. (с/з)-Глеб, какие окончания имеет женский род? -Игорь, какие окончания имеет мужской род? -Костик, какие окончания имеет средний род? (с/з)-Ребята, прочитайте слова из первого(второго, третьего домика)? Как можно назвать первый (второй, третий) магазин? (с/з)-Названия магазинов тоже пишем с большой буквы. 3. Работа с книгой. -Откройте книги на странице 118, упражнение 2. (н/с)-Вова, прочитай задание. У …. кошка …. . У …. собака ….. . Обобщение темы урока. (с/з) – Наше путешествие закончилось. Какой мы сделаем вывод? | Обучающиеся выполняют физминутку. -Лишняя буква ы. -Потому что, буква ы строчная. Обучающиеся пишут буквы. Обучающиеся распределяют слова по домикам в соответствии с родом имён существительных. -Магазин «Продукты», «Мебель», «Одежда» Обучающиеся выполняют задание. - Имена, фамилии людей, клички животных пишутся с заглавной буквы. | К Слушать и понимать других, участвовать в диалоге, беседе, читать вслух, определять основное содержание прочитанного, оформлять свои мысли в устной форме, активно участвовать в работе группы. П Формулировать учебные цели с помощью учителя, произносить слова слитно, голосом нормальной высоты, силы, с ударением, соблюдая правила орфоэпии, уметь исправлять свои ошибки, ориентироваться в учебнике, находить необходимые картинки, слова, предложения, самостоятельно выполнять задания по устным инструкциям учителя, читать тексты и понимать содержание, отвечать на вопросы по тексту. Р Активно работать, прилагать усилия к выполнению задания, соотносить выполненное задание с образцом. Л Проявлять доброжелательное отношения к окружающим. | |||
Рефлексивно-оценочный этап (5 мин) | |||||
(с/з) -Не только имена, фамилии людей, клички животных пишутся с заглавной буквы, на следующем уроке мы продолжим своё путешествие и узнаем, какие ещё слова пишутся с заглавной буквы. -Ребята вы все хорошо работали на уроке. Выберите смайлики, которые соответствуют вашему настроению. -Паша, какое у тебя настроение? Выставление оценок. (с/з) -Домашнее задание: я вам раздам фигурки детей и животных, а вы должны придумать и записать имена, фамилии детей и клички животных. | Обучающиеся выбирают смайлики. - У меня хорошее настроение -Обучающиеся получают фигурки детей и животных. | К Активно участвовать в работе группы. П Произносить слова слитно, голосом нормальной высоты, силы, с ударением, соблюдая правила орфоэпии, уметь исправлять свои ошибки Р Активно работать, прилагать усилия к выполнению задания, соотносить выполненное задание с образцом. Л Проявлять доброжелательное отношения к окружающим, иметь своё мнение на происходящие события. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе .Правописание падежных окончаний существительных
Урок разработан в соответствии ФГОС . Рекомендоан лля учителей русского языка и литературы...
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе "Полные и краткие имена прилагательные"
Технологическая карта урока соответствует требованиям ФГОС....
Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе Тема урока: «Имя существительное - часть речи .( Повторение изученного в V классе)»
Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе Тема урока: «Имя существи...
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме "Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа"
Технологическая карта урока...
Технологическая карта урока по русскому языку 5 классе "Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными"
Цель урока: Открытие правила «Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными» и формирование навыка его использованияЗадачи урока: Образовательные: применение правила о право...
конспект урока по русскому языку 5 класса по теме: "Имена существительные собственные и нарицательные"
Цель: дать понятие об именах существительных собственных и нарицательных.Задачи:Образовательные: формировать умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственн...
Технологическая карта урока по русскому языку. 5 класс. Роль имени существительного в речи
Использовать следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый; проблемный.Разнообразить формы организации познавательной деятельности: индивидуальную, групповую (коллективну...
- Мне нравится (1)