Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Собственные и нарицательные имена существительные"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Рыбакова Татьяна Викторовна

Технологическая карта урока по русскому языку разработана для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учитель

Рыбакова Татьяна Викторовна

Класс

Предмет

Русский язык

Тема

Собственные и нарицательные имена существительные.

Тип урока

Урок закрепления и систематизации изученных знаний

Цель

Закреплять умения писать с заглавной буквы имена собственные

Задачи

обр

Закреплять знания о правописании собственных и нарицательных  имён существительных.

восп

Воспитывать любовь к предмету, доброе отношения к своему имени и фамилии, к животным.

разв

Развивать умения находить в тексте имена собственные и аргументировать в них написание заглавной буквы, развивать письменную речь, орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных и строчной буквы в именах нарицательных.

кор

Вырабатывать навык самоконтроля речевых высказываний,  формирование здоровьесберегающего поведения: коррекция правильной осанки на основе упражнений во время  динамической паузы, правильной посадки на протяжении всего урока, сенсорная свобода, психомоторное  раскрепощение

Формы работы

Фронтальная, индивидуальная, групповая, самостоятельная работа

Методы

Словесный (беседа), наглядно-иллюстративный, практический,  репродуктивный,  методы самостоятельной работы, методы стимулирования, методы контроля и самоконтроля, проблемно-поисковый,   элементы проектной деятельности, вариативное повторение.

Планируемые результаты

предметные

Правописание заглавной буквы в именах собственных.

личностные

Принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие самостоятельности;  навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, формирование  установки  на  безопасный,  здоровый  образ  жизни; развитие адекватных представлений о собственных возможностях.

Межпредметные связи

Развитие речи, русский язык, окружающий мир.

Ресурсы для подготовки и проведения урока

Компьютер, авторская презентация к уроку, аудиозапись фрагмента рассказа, заготовки для фигурок журавлей, таблички с образцами высказываний, карточки-подсказки для проведения оргмомента, картинки-смайлики.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Мотивационно-ориентировочный этап (5 мин.)

Эмоциональный настрой.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок

Каждый день.  всегда. везде

На уроке и в труде

Смело. четко говорим

И тихонечко сидим..

Активизация внимания

-Ребята, встаньте и поздоровайтесь.

(н/с)  -Костик! Миша!Игорь!Глеб!

(н/с)  - Сядет тот, кто назовёт осенний месяц.

(н/с)  -Миша, спроси у Игоря, какой сейчас урок?

Речевая зарядка

(с/з)- Будем хорошо говорить звук Ш.

-Внимательно послушайте, как я прочитаю.

(организация работы над произношением, речевым дыханием и слитностью речи)

-Здравствуйте.

-Я тут. Я слышу.

Называют зимние месяцы и садятся.

-Игорь, какой сейчас урок?

-Миша, сейчас урок русского языка.

Слушают образец чтения, проговаривают коллективно и по одному:

Маша, Саша и Наташа

Кушали в столовой кашу.

Ели кашу не спеша,

Наша каша хороша.

К Слушать и понимать других, участвовать в диалоге, беседе.

П Формулировать учебные цели с помощью учителя, отвечать на простые вопросы учителя, произносить слова слитно, голосом нормальной высоты, силы, с ударением, соблюдая правила орфоэпии, уметь исправлять свои ошибки.

Р Активно работать, прилагать усилия к выполнению задания

Л Знать своё имя, проявлять доброжелательное отношения к окружающим.

Поисковый этап (15 мин)

Работа по теме урока.

Поиск информации

(с/з)- Сегодня мы отправляемся в гости. Путь наш лежит, отгадайте куда? (загадка про буквы)

  1. Отгадывание загадки.

Чёрные птички на каждой страничке.
Молчат, ожидают, кто их отгадает? (слайд 1)

  1. Чтение стихотворения.

(с/з)- Букв в русском алфавите много, но мы побываем в гостях у необычных букв, вам они знакомы. Прочитайте стихотворение.

- Миша, прочитай.

Имена, фамилии,

Клички, города-

Все с заглавной буквы

Пишутся всегда.

(слайд 2)

(с/з)-Вова, какое правило мы учили про заглавные буквы.

Гимнастика для глаз 

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг,

Глазкам видеть всё дано,

Где же дверь и где окно,

Обведу я снова круг,

Посмотрю на мир вокруг.

  1. Игра «Кто внимательный?»

(н/с)  -Встаньте те, у кого имя начинается с буквы К?

-Встаньте те, у кого имя начинается с буквы Г?

-Встаньте те, у кого имя начинается с буквы М?

-Встаньте те, у кого имя начинается с буквы И?

-Выберите свою фамилию.

(на карточках фамилии обучающихся)

-Игорь, прочитай правило.

-Ребята, вы должны доброжелательно, уважительно относиться к своему имени и фамилии, а также к имени и фамилии других людей.

-Буквы

Обучающиеся читают.

- Имена, фамилии людей, клички животных пишутся с заглавной буквы.

Обучающиеся встают, называют своё имя и выбирают фамилию.

-Имена, фамилии людей пишутся с большой буквы.

К Слушать и понимать других, участвовать в диалоге, беседе, читать вслух, определять основное содержание прочитанного, оформлять свои мысли в устной форме.

П Формулировать учебные цели с помощью учителя, отвечать на простые вопросы учителя, произносить слова слитно, голосом нормальной высоты, силы, с ударением, соблюдая правила орфоэпии, уметь исправлять свои ошибки, ориентироваться в учебнике, находить необходимые картинки, слова, предложения.

Р Активно работать, прилагать усилия к выполнению задания.

Л Проявлять доброжелательное отношения к окружающим.

Практический этап (15 мин)

Физминутка «Буква потерялась»

(слайд 3)

1. Работа в тетрадях

 (с/з)- Запишите в тетрадях число, классная работа.

Минутка чистописания.

На доске карточки с элементами заглавных букв

К   Н  Ю   ы   М  П

-Миша, какая буква лишняя?

-Почему?

- Спишите красиво только заглавные буквы. 

2. Игра слов.

Работа у доски.

(с/з)- Сейчас поиграем, вспомним род имён существительных. Нужно распределить слова по домикам-магазинам, обращая внимание на окончания слов.

(с/з)-Глеб, какие окончания имеет женский род?

-Игорь, какие окончания имеет мужской род?

-Костик, какие окончания имеет средний род?

(с/з)-Ребята, прочитайте слова из первого(второго, третьего домика)? Как можно назвать первый (второй, третий) магазин?

(с/з)-Названия магазинов тоже пишем с большой буквы.

3. Работа с книгой.

-Откройте книги на странице 118, упражнение 2.

(н/с)-Вова, прочитай задание.

У  ….   кошка   ….   .

У ….  собака  …..  .

Обобщение темы урока.

(с/з) – Наше путешествие закончилось. Какой мы сделаем вывод?

Обучающиеся выполняют физминутку.

-Лишняя буква ы.

-Потому что, буква ы строчная.

Обучающиеся пишут буквы.

Обучающиеся распределяют слова по домикам в соответствии с родом имён существительных.

-Магазин «Продукты», «Мебель», «Одежда»

Обучающиеся выполняют задание.

- Имена, фамилии людей, клички животных пишутся с заглавной буквы.

К Слушать и понимать других, участвовать в диалоге, беседе, читать вслух, определять основное содержание прочитанного, оформлять свои мысли в устной форме, активно участвовать в работе группы.

П Формулировать учебные цели с помощью учителя, произносить слова слитно, голосом нормальной высоты, силы, с ударением, соблюдая правила орфоэпии, уметь исправлять свои ошибки, ориентироваться в учебнике, находить необходимые картинки, слова, предложения, самостоятельно выполнять задания по устным инструкциям учителя, читать тексты и понимать содержание, отвечать на вопросы по тексту.

Р Активно работать, прилагать усилия к выполнению задания, соотносить выполненное задание с образцом.

Л Проявлять доброжелательное отношения к окружающим.

Рефлексивно-оценочный этап (5 мин)

(с/з)  -Не только имена, фамилии людей, клички животных пишутся с заглавной буквы, на следующем уроке мы продолжим своё путешествие и узнаем, какие ещё слова пишутся с заглавной буквы.

-Ребята вы все хорошо работали на уроке. Выберите смайлики, которые соответствуют вашему настроению.

-Паша, какое у тебя настроение?

Выставление оценок.

(с/з)  -Домашнее задание: я вам раздам фигурки детей и животных, а вы должны придумать и записать имена, фамилии детей и клички животных.

Обучающиеся выбирают смайлики.

- У меня хорошее настроение

-Обучающиеся получают фигурки детей и животных.

К Активно участвовать в работе группы.

П Произносить слова слитно, голосом нормальной высоты, силы, с ударением, соблюдая правила орфоэпии, уметь исправлять свои ошибки

Р Активно работать, прилагать усилия к выполнению задания, соотносить выполненное задание с образцом.

Л Проявлять доброжелательное отношения к окружающим, иметь своё мнение на происходящие события.



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учитель

Рыбакова Татьяна Викторовна

Класс

Предмет

Русский язык

Тема

Собственные и нарицательные имена существительные.

Тип урока

Урок закрепления и систематизации изученных знаний

Цель

Закреплять умения писать с заглавной буквы имена собственные

Задачи

обр

Закреплять знания о правописании собственных и нарицательных  имён существительных.

восп

Воспитывать любовь к предмету, доброе отношения к своему имени и фамилии, к животным.

разв

Развивать умения находить в тексте имена собственные и аргументировать в них написание заглавной буквы, развивать письменную речь, орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных и строчной буквы в именах нарицательных.

кор

Вырабатывать навык самоконтроля речевых высказываний,  формирование здоровьесберегающего поведения: коррекция правильной осанки на основе упражнений во время  динамической паузы, правильной посадки на протяжении всего урока, сенсорная свобода, психомоторное  раскрепощение

Формы работы

Фронтальная, индивидуальная, групповая, самостоятельная работа

Методы

Словесный (беседа), наглядно-иллюстративный, практический,  репродуктивный,  методы самостоятельной работы, методы стимулирования, методы контроля и самоконтроля, проблемно-поисковый,   элементы проектной деятельности, вариативное повторение.

Планируемые результаты

предметные

Правописание заглавной буквы в именах собственных.

личностные

Принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие самостоятельности;  навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, формирование  установки  на  безопасный,  здоровый  образ  жизни; развитие адекватных представлений о собственных возможностях.

Межпредметные связи

Развитие речи, русский язык, окружающий мир.

Ресурсы для подготовки и проведения урока

Компьютер, авторская презентация к уроку, аудиозапись фрагмента рассказа, заготовки для фигурок журавлей, таблички с образцами высказываний, карточки-подсказки для проведения оргмомента, картинки-смайлики.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Мотивационно-ориентировочный этап (5 мин.)

Эмоциональный настрой.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок

Каждый день.  всегда. везде

На уроке и в труде

Смело. четко говорим

И тихонечко сидим..

Активизация внимания

-Ребята, встаньте и поздоровайтесь.

(н/с)  -Костик! Миша!Игорь!Глеб!

(н/с)  - Сядет тот, кто назовёт осенний месяц.

(н/с)  -Миша, спроси у Игоря, какой сейчас урок?

Речевая зарядка

(с/з)- Будем хорошо говорить звук Ш.

-Внимательно послушайте, как я прочитаю.

(организация работы над произношением, речевым дыханием и слитностью речи)

-Здравствуйте.

-Я тут. Я слышу.

Называют зимние месяцы и садятся.

-Игорь, какой сейчас урок?

-Миша, сейчас урок русского языка.

Слушают образец чтения, проговаривают коллективно и по одному:

Маша, Саша и Наташа

Кушали в столовой кашу.

Ели кашу не спеша,

Наша каша хороша.

К Слушать и понимать других, участвовать в диалоге, беседе.

П Формулировать учебные цели с помощью учителя, отвечать на простые вопросы учителя, произносить слова слитно, голосом нормальной высоты, силы, с ударением, соблюдая правила орфоэпии, уметь исправлять свои ошибки.

Р Активно работать, прилагать усилия к выполнению задания

Л Знать своё имя, проявлять доброжелательное отношения к окружающим.

Поисковый этап (15 мин)

Работа по теме урока.

Поиск информации

(с/з)- Сегодня мы отправляемся в гости. Путь наш лежит, отгадайте куда? (загадка про буквы)

  1. Отгадывание загадки.

Чёрные птички на каждой страничке.
Молчат, ожидают, кто их отгадает? (слайд 1)

  1. Чтение стихотворения.

(с/з)- Букв в русском алфавите много, но мы побываем в гостях у необычных букв, вам они знакомы. Прочитайте стихотворение.

- Миша, прочитай.

Имена, фамилии,

Клички, города-

Все с заглавной буквы

Пишутся всегда.

(слайд 2)

(с/з)-Вова, какое правило мы учили про заглавные буквы.

Гимнастика для глаз 

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг,

Глазкам видеть всё дано,

Где же дверь и где окно,

Обведу я снова круг,

Посмотрю на мир вокруг.

  1. Игра «Кто внимательный?»

(н/с)  -Встаньте те, у кого имя начинается с буквы К?

-Встаньте те, у кого имя начинается с буквы Г?

-Встаньте те, у кого имя начинается с буквы М?

-Встаньте те, у кого имя начинается с буквы И?

-Выберите свою фамилию.

(на карточках фамилии обучающихся)

-Игорь, прочитай правило.

-Ребята, вы должны доброжелательно, уважительно относиться к своему имени и фамилии, а также к имени и фамилии других людей.

-Буквы

Обучающиеся читают.

- Имена, фамилии людей, клички животных пишутся с заглавной буквы.

Обучающиеся встают, называют своё имя и выбирают фамилию.

-Имена, фамилии людей пишутся с большой буквы.

К Слушать и понимать других, участвовать в диалоге, беседе, читать вслух, определять основное содержание прочитанного, оформлять свои мысли в устной форме.

П Формулировать учебные цели с помощью учителя, отвечать на простые вопросы учителя, произносить слова слитно, голосом нормальной высоты, силы, с ударением, соблюдая правила орфоэпии, уметь исправлять свои ошибки, ориентироваться в учебнике, находить необходимые картинки, слова, предложения.

Р Активно работать, прилагать усилия к выполнению задания.

Л Проявлять доброжелательное отношения к окружающим.

Практический этап (15 мин)

Физминутка «Буква потерялась»

(слайд 3)

1. Работа в тетрадях

 (с/з)- Запишите в тетрадях число, классная работа.

Минутка чистописания.

На доске карточки с элементами заглавных букв

К   Н  Ю   ы   М  П

-Миша, какая буква лишняя?

-Почему?

- Спишите красиво только заглавные буквы. 

2. Игра слов.

Работа у доски.

(с/з)- Сейчас поиграем, вспомним род имён существительных. Нужно распределить слова по домикам-магазинам, обращая внимание на окончания слов.

(с/з)-Глеб, какие окончания имеет женский род?

-Игорь, какие окончания имеет мужской род?

-Костик, какие окончания имеет средний род?

(с/з)-Ребята, прочитайте слова из первого(второго, третьего домика)? Как можно назвать первый (второй, третий) магазин?

(с/з)-Названия магазинов тоже пишем с большой буквы.

3. Работа с книгой.

-Откройте книги на странице 118, упражнение 2.

(н/с)-Вова, прочитай задание.

У  ….   кошка   ….   .

У ….  собака  …..  .

Обобщение темы урока.

(с/з) – Наше путешествие закончилось. Какой мы сделаем вывод?

Обучающиеся выполняют физминутку.

-Лишняя буква ы.

-Потому что, буква ы строчная.

Обучающиеся пишут буквы.

Обучающиеся распределяют слова по домикам в соответствии с родом имён существительных.

-Магазин «Продукты», «Мебель», «Одежда»

Обучающиеся выполняют задание.

- Имена, фамилии людей, клички животных пишутся с заглавной буквы.

К Слушать и понимать других, участвовать в диалоге, беседе, читать вслух, определять основное содержание прочитанного, оформлять свои мысли в устной форме, активно участвовать в работе группы.

П Формулировать учебные цели с помощью учителя, произносить слова слитно, голосом нормальной высоты, силы, с ударением, соблюдая правила орфоэпии, уметь исправлять свои ошибки, ориентироваться в учебнике, находить необходимые картинки, слова, предложения, самостоятельно выполнять задания по устным инструкциям учителя, читать тексты и понимать содержание, отвечать на вопросы по тексту.

Р Активно работать, прилагать усилия к выполнению задания, соотносить выполненное задание с образцом.

Л Проявлять доброжелательное отношения к окружающим.

Рефлексивно-оценочный этап (5 мин)

(с/з)  -Не только имена, фамилии людей, клички животных пишутся с заглавной буквы, на следующем уроке мы продолжим своё путешествие и узнаем, какие ещё слова пишутся с заглавной буквы.

-Ребята вы все хорошо работали на уроке. Выберите смайлики, которые соответствуют вашему настроению.

-Паша, какое у тебя настроение?

Выставление оценок.

(с/з)  -Домашнее задание: я вам раздам фигурки детей и животных, а вы должны придумать и записать имена, фамилии детей и клички животных.

Обучающиеся выбирают смайлики.

- У меня хорошее настроение

-Обучающиеся получают фигурки детей и животных.

К Активно участвовать в работе группы.

П Произносить слова слитно, голосом нормальной высоты, силы, с ударением, соблюдая правила орфоэпии, уметь исправлять свои ошибки

Р Активно работать, прилагать усилия к выполнению задания, соотносить выполненное задание с образцом.

Л Проявлять доброжелательное отношения к окружающим, иметь своё мнение на происходящие события.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе .Правописание падежных окончаний существительных

Урок разработан в соответствии ФГОС . Рекомендоан лля учителей русского языка и литературы...

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе Тема урока: «Имя существительное - часть речи .( Повторение изученного в V классе)»

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе                                  Тема урока: «Имя существи...

Технологическая карта урока по русскому языку 5 классе "Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными"

Цель урока: Открытие правила «Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными» и формирование навыка его использованияЗадачи урока: Образовательные: применение правила о право...

конспект урока по русскому языку 5 класса по теме: "Имена существительные собственные и нарицательные"

Цель: дать понятие об именах существительных собственных и нарицательных.Задачи:Образовательные: формировать умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственн...

Технологическая карта урока по русскому языку. 5 класс. Роль имени существительного в речи

Использовать следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый; проблемный.Разнообразить формы организации познавательной деятельности: индивидуальную, групповую (коллективну...