конспект урока по русскому языку 5 класса по теме: "Имена существительные собственные и нарицательные"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Цель: дать понятие об именах существительных собственных и нарицательных.

Задачи:

Образовательные: формировать умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственные (с заглавной буквы, в кавычках);

Развивающие: развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, монологическую речь, творческие способности обучающихся, общеучебные умения и навыки;

Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, чувство патриотизма.

Оборудование: 1) компьютер; 2)  медиапроектор; 2)учебник русского языка для 5класса/ Ладыженской Т.А., карточки для работы.

Ожидаемые результаты:

предметные УУД:

  • формировать знания о собственных и нарицательных именах существительных; формировать умение определять эти существительные;
  • продолжить формирование навыка определять у существительного его грамматические признаки;
  • развивать творческие способности обучающихся;  воспитывать интерес к изучению предмета;

личностные УУД:

  • понимать значение русского языка в процессе получения образования, формировать стремление к речевому самосовершенствованию;

метапредметные УУД:

  • связь с литературой, географией, историей.

регулятивные УУД:  

  • формировать умение целеполагания, планирования, проводить рефлексию и саморегуляцию;

познавательные УУД:  

  • формировать навык поиска и выделения необходимой информации, осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной форме, смыслового чтения, извлечения необходимой информации из текста;
  • формировать умение анализировать; умение доказывать;

коммуникативные УУД:

  • формировать умение планировать учебное сотрудничество с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Тип урока: урок открытия нового знания

  Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная, дифференцированная, групповая.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока  в 5 классе  по теме

«Имена существительные собственные и нарицательные»

(повторение)

Разработчик: учитель русского языка и литературы

МБОУ  СОШ с. Межегей

Серен-Доржу Наталья Чыласовна

Цель: дать понятие об именах существительных собственных и нарицательных.

Задачи:

Образовательные: формировать умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственные (с заглавной буквы, в кавычках);

Развивающие: развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, монологическую речь, творческие способности обучающихся, общеучебные умения и навыки;

Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, чувство патриотизма.

Оборудование: 1) компьютер; 2)  медиапроектор; 2)учебник русского языка для 5класса/ Ладыженской Т.А., карточки для работы.

Ожидаемые результаты:

предметные УУД:

  • формировать знания о собственных и нарицательных именах существительных; формировать умение определять эти существительные;
  • продолжить формирование навыка определять у существительного его грамматические признаки;
  • развивать творческие способности обучающихся;  воспитывать интерес к изучению предмета;

личностные УУД:

  • понимать значение русского языка в процессе получения образования, формировать стремление к речевому самосовершенствованию;

метапредметные УУД:

  • связь с литературой, географией, историей.

регулятивные УУД:  

  • формировать умение целеполагания, планирования, проводить рефлексию и саморегуляцию;

познавательные УУД:  

  • формировать навык поиска и выделения необходимой информации, осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной форме, смыслового чтения, извлечения необходимой информации из текста;
  • формировать умение анализировать; умение доказывать;

коммуникативные УУД:

  • формировать умение планировать учебное сотрудничество с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Тип урока: урок открытия нового знания

  Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная, дифференцированная, групповая.

Ход урока

1.Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне.

Девиз нашего класса на каждом уроке: Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться!

Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.

2. Мотивация учебной деятельности.

1. Чтобы узнать что – то новое, необходимо повторить пройденное.

-На протяжении нескольких уроков мы говорили об имени существительном. Повторим с вами, что мы знаем об этой части речи. 

Ребята, нам потребуются сигнальные карточки: розовые и зелёные. Розовые означают «Нет», зелёные означают «Да». Если я верно говорю, то вы поднимаете зелёную, если я неверно утверждаю, то вы поднимаете розовую карточку. Итак…

– Имя существительное относится к служебным частям речи?(нет)
– Имя существительное – это самостоятельная часть речи?(да)
– Имя существительное обозначает действие?(нет)
– Имя существительное обозначает предмет?(да)
– Имя сущ. отвечает на вопросы где, куда, откуда, как?(нет)
– Имя сущ. отвечает на вопросы кто, что?(да)
- Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос что?(нет)

-Имена существительные относятся к мужскому, женскому или среднему роду (да)

Молодцы, ребята! Теперь давайте сделаем вывод и скажем, что такое существительное.

2. (Слайд 1) Зашифрованный диктант.

- Перед вами картинки, запишите словами то, что  на них изображено. Определите, какие это части речи? (существительные)

-Опираясь на теоретический материал предыдущего урока, определите, какие это существительные?

Бабочка (о),  петух (о),   трамвай (н), книга (н), река (н), Буратино(о).

( Слайд 2)Самопроверка работ по слайду. Выставление оценок.

3.Создание проблемной ситуации.

– Какое слово, записанное  вами, является лишним? Почему? А остальные?

- Верно.

-Кто такой Буратино? (вымышленный персонаж, главный герой сказки)

- Из какой сказки?(«Золотой ключик, или Приключения Буратино»). 

 -Кто автор? (Алексей Николаевич Толстой)

-  Теперь давайте, опираясь на эти слова, попробуем  определить тему нашего урока? (Ответы детей)

(Слайд 3)

- Тема нашего урока: «Имена существительные собственные и нарицательные».

- Сформулируйте цель нашего урока: узнать,  какие существительные называются собственными и нарицательными,  научиться отличать имена собственные от нарицательных и правильно писать имена собственные (с заглавной буквы, в кавычках).

- Запишите тему урока в тетради (на экране)

- А  кто знает, что обозначает слово «нарицательные», а «собственные»?

(Слайд 4)

  • нарицательные от старосл. «нарицати» – называть.
  • собственные от старосл. «собьство» – «свое», «личное»,  «себе принадлежащее».

4.Первичное усвоение новых знаний.

(Слайд 5-6)

- Чтобы глубже изучить материал, обратимся к учебнику русского языка. Откройте учебник на стр. 52, прочитайте самостоятельно.

-Какие существительные называются нарицательными?

-Какие собственными?  (Ответы детей)

-   Что относится к собственным именам существительным?

(Слайд 7)

- Имена, отчества, фамилии людей, географические названия,  названия литературных произведений, названия исторических событий, картин, кинофильмов,  спектаклей, предприятий,  клички животных.

Для обозначения единичных предметов, выделенных из ряда однородных, используются не только отдельные слова (имена собственные), но и устойчивые словосочетания (собственные наименования). Например, Млечный путь, Великая Отечественная война и т.д.                      

5.Первичное закрепление.(Слайд 8)

А) Распределительный диктант. (3 человека работают у доски)

Я буду диктовать  слова, ваша задача распределить их на 3 группы.

Нарицательные   сущ-е  (Н)         собственные сущ-е (С)       собственные наименования (СН)

М(м)альчик, В(в)еликая   О(о)течественная война, С(с)оня,  Д(д)ождь,  К(к)рым, Б(б)ородинское  сражение, Р(р)ека,  С(с)таврополь, Р(р)оза, Р(р)оссия, К(к)расная площадь.

 (Слайд 9) Взаимопроверка работ.

Б) Работа в группах

Распределите слова по этим группам.(4 группы)

У каждого карточка определенного цвета. У кого розовая карточка, тот выписывает в тетрадь имена, фамилии, отчества, у кого желтая, имена сказочных героев, у кого оранжевая, географические названия, у кого белая – все остальные слова.

1. Имена, фамилии, отчества

2. Имена сказочных героев

3. Географические названия

4. Оставшиеся слова

Слова для справок: Россия, Пушкин Александр Сергеевич Пушкин, Корней Иванович Чуковский, Буратино, Незнайка, Иванов Михаил, Москва, Золушка, берёза, сирень, дуб, река, Петрова Мария, Санкт-Петербург, Благовещенск.

        

Один человек с каждой группы читает список слов.

Внимательно ещё раз рассмотрите таблицу и скажите, чем отличаются слова трёх первых столбиков от слов 4 столбика? (Написанием)

Какой частью речи являются эти слова?

1,2,3 столбик это какие существительные (Собственные)

4 столбик (нарицательные)

6. Физминутка.

Собственное-руки вверх. Нарицательное-присесть.

Анжелика, девочка, кукла, Волга, море, Москва,книга,Таня,

доктор, художник, Простоквашино, малыши, Ирина, собачка, корова,Амазонка,самолёт,  школа, Барбос, автобус, деревня.

-   Молодцы!

 - Продолжим работу над нашей темой. Как вы думаете, какую сегодня задачу мы с вами ещё не решили? (Как писать собственные имена существительные).

- Самостоятельно прочитайте  правило на стр. 56. (опрос правила)

Слайд

_Как пишутся собственные имена сушествительные? (с большой буквы)

_Какие заключаются в кавычки?

Мы с вами скоро будем писать ВПР. Вы знаете, что мы должны уметь работать с текстом.Перед вами текст, читаем про себя, потом вслух.

Родина – это очень много. Это и тропинка через ручей. Это и ракета, нацеленная к Луне, и птицы, летящие на север над нашим домом. Это и Москва, и малые, в десять дворов, деревеньки, это имена людей, которым хлопают во всех городах Земли… Вспомните песни «При долине куст калины…», «Во поле берёзонька стояла..». В основе их волнение, вызванное родным пейзажем. Наш общий дом – Родина – должен оставаться прекрасным во всех его уголках. Это дело нашей совести, нашей культуры, нашего долга. (В.Песков)

- Какова тема текста? (Тема: Родина. Автор размышляет о том, как много умещается в одном слове Родина).

- В чём заключается его основная мысль? (Родина – это наш дом, который мы должны защищать и беречь.А чтобы любить и беречь нашу большую и уникальную планету Земля, нам нужно с любовью относиться к своим истокам, к своей Малой Родине, которой для вас является ваш родной город Бокситогорск).

-Определите тип текста (рассуждение)

Задание: назовите все имена собственные, которые из них написаны с большой буквы?

- Которые ещё дополнительно заключены в кавычки?

- Почему Родина тоже имя собственное? (К нему можно подобрать синонимы Отчизна, Отечество, Россия, слово в знак нашего уважения написано с большой буквы, поэтому в данном случае это тоже имя собственное).

Слайд (Карта России)

Слайд (Карта Тувы)

А) Игра  «Лови ошибку!» (в парах на карточках)

- Исправьте ошибку, обозначьте изученную  орфограмму (Работа проводится в группах).

Самопроверка работ (по слайду)

Пёс шарик, газета Новости, господин Иванов, сказка Ромашка, духи Москва, город Астрахань, озеро байкал, автомобиль Нива, гора Бештау, конфеты Белочка, журнал Рыболов, телепередача Поле чудес.

Самопроверка: Пёс Шарик, газета «Вперёд», господин Иванов, сказка «Гуси-лебеди», духи «Москва», город Астрахань, озеро Байкал, автомобиль «Нива», гора Бештау, конфеты «Белочка», журнал «Рыболов», телепередача «Поле чудес».

- А хотите проверить знания по изученной теме?

 (Слайд 13)

Б)  Проведём тест «Проверь себя!»

1.  Укажите  имя существительное собственное.

1) (б, Б)азилио 2) (к, К)ороль 3) (з, З)везда  4) (п, П)роспект

2. Какое существительное является нарицательным и пишется со строчной буквы.

1) (у, У)рал; 2) (м, М)арс; 3) (б, Б)ерёза; 4) (с, С)ерёжа

3. Выберите  имя собственное, которое необходимо заключать в кавычки.

1) Санкт- Петербург 2) тележурнал Ералаш 3)  Франция  4) планета Марс

(слайд  ) Взаимопроверка. Выставление оценок.

Подведение итогов урока.

- Как же пишутся имена существительные собственные? (Ответы детей: заглавие  стихотворений, журналов, газет, картин, кинофильмов, фабрик, заводов пишутся не только с большой буквы, но и заключаются в кавычки.)

-   Чем могут быть обозначены имена собственные? (Ответы детей: они могут быть обозначены не только отдельным словом, но и собственным наименованием).

Рефлексия

Выставление оценок за работу.

9.  (Слайд 16) Домашнее задание. Откройте дневники и запишите домашнее задание (дифференцированное) (на слайде): 1.  Стр. 54 упр. 495, выучить теоретический материал п. 91; 2. Стр. 53 упр. 490*;  п.  91, выписать из повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»7 имён собственных и 7 нарицательных.         

- Спасибо за урок! Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 кл. "Имена существительные собственные и нарицательные"

Разработка урока по программе Бабайцевой в соответствии с требованиями ФГОС....

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 кл. "Имена существительные собственные и нарицательные"

Разработка урока по программе В.В. Бабайцевой в соответствии с требованиями ФГОС....

План-конспект урока по русскому языку на тему: "Имена существительные собственные и нарицательные". 5 класс.

Предлагаемый урок является вторым уроком по изучению данной темы в 5 классе. Целью данного урока является проверка ранее изученного материала и ознакомление с новым: правописание имен собственных...

План-конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему: «Имена существительные собственные и нарицательные»

Урок  формирует у обучающихся 5 класса умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственные (с заглавной буквы, в кавычках)....

Конспект урока по русскому языку по теме «Не с существительными ».

Цель:-Обеспечить усвоение нового материала; формировать навыки правописания "не" с именами существительными.-Формировать у учащихся умения сравнивать и обобщать, выделять главное; развивать ...