Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме "Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Технологическая карта урока
Скачать:
Предварительный просмотр:
Матрица технологической карты урока
Учитель | Смирнова Галина Владимировна |
Предмет: | Русский язык |
Класс: | 5 |
Тип урока: | Открытие новых знаний |
Форма урока: | Индивидуальная, парная |
Технологии: | Здоровьесберегающие, личностно-ориентированное обучение, разноуровневое обучение, игровая технология |
УМК: | М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова |
Тема | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа |
Цели: | |
- содержательная (образовательная): | Создать оптимальные условия для открытия нового знания по теме « Имена существительные, которые имеют только форму единственного числа» |
- деятельностная: | Формировать образовательные компетенции учащихся в предметной области « Русский язык» по теме урока |
Задачи: | научить различать существительные, имеющие обе формы числа, и существительные, имеющие только одну форму; научить находить имена существительные , имеющие только форму единственного числа; формировать УУД( личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные) |
Основные понятия: | Имя существительное как часть речи. Число имен существительных. |
Межпредметные связи | Литература, технология. |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Учебник « Русский язык.5 класс, авторы М. Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова.- М.: « Просвещение» 2015 г. Толковый словарь под ред С.И. Ожегова |
Формы контроля: | - фронтальная ( устный опрос) -самоконтроль -рейтинговый ( баллы) -творческое применение( кластер) |
Организация образовательного пространства урока | ||||
I. Организационный (мотивационный). Цель: создание условий для включения учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | ||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Формируемые УУД: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные. | Планируемые результаты: предметные; метапредметные; личностные. |
Приветствие ребят: «Добрый день, ребята! Я рада вас видеть и хочу начать совместную работу с вами. Давайте пожелаем друг другу удачи и хорошего настроения. | Приветствуют учителя, записывают дату урока и оставляют строчку для записи темы урока. | Открыть тетради, записать дату | Личностные: уважение друг к другу; Регулятивные: саморегуляция. Коммуникативные: умение слушать. | |
II. Целеполагание Цель: постановка цели учебной деятельности на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что неизвестно: выбор (проектирование) способов и средств ее реализации. | ||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Формируемые УУД: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные. | Планируемые результаты: предметные; метапредметные; личностные. |
Вопрос классу: С какой темой мы познакомились на прошлом уроке? Предлагает разминку. | - отвечают на вопросы учителя; - выписывают существительные, имеющие только форму мн.ч.; - называют выписанные слова; - составляют предложения и зачитывают их; -корректируют и оценивают результаты деятельности на основе правильных ответов Ворота, очки, тиски, чернила, опилки, хлопоты, горелки грабли. 8 слов- 3 б. 7 слов- 2 б. 5-6 сов- 1 б. 2 предложения- 2 б. | Из данных слов выписать имена существительные, которые имеют форму только мн.ч. Составить и записать 2 предложения с любыми из них, связанными с темой «труд».; дать л.з.слов тиски, горелки Буквы, вербы, ворота, очки, метели, тиски, вьюги, чернила, опилки, грабли, портфели, хлопоты, леса. | Личностные: воспитывать трудолюбие; Регулятивные: оценивать степень успешности выполнения задания. Познавательные: извлекать нужную информацию; осознанно строить речевое высказывания. Коммуникативные: излагать свое мнение в устной форме. | -Различать существительные, имеющие обе формы числа, и имеющие только одну форму ; - развитие речи учащихся; |
III.Актуализация знаний (предметных, метапредметных и личностных результатов) Цель: первичная рефлексия: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»(фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии) — контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном в целях обнаружения отклонений и отличий от эталона, то есть постановка проблемы исследования | ||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Формируемые УУД: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные. | Планируемые результаты: предметные; метапредметные; личностные. |
Организует игру «Третий лишний», подводит учащихся к формулированию темы урока.
| Находят « третье лишнее» ( по их мнению, бывают ошибочные) | Найдите 3-е лишнее слово в каждой строке.
| Регулятивные: учиться делать предположения. Познавательные : анализировать объект с целью выявления признаков. Коммуникативные: излагать и аргументировать своё мнение; участвовать в диалоге.; учиться принимать разные мнения. | Находить существительные, имеющие только форму единственного числа. |
IV. «Открытие» учащимися новых знаний Цель: первичное проектирование индивидуального маршрута приращения нового. | ||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Формируемые УУД: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные. | Планируемые результаты: предметные; метапредметные; личностные. |
Вопрос учителя: Почему эти слова являются ««лишними»? Какое мы можем сделать открытие? Какова тема нашего урока? | - Делают открытие: есть существительные, которые имеют только форму ед.ч., а не все сущ. могут иметь 2 числа; - отвечают на вопросы учителя; - выявляют проблему, которую надо решить; - записывают тему урока и формулируют задачи .( находить сущ., имеющие форму только ед.ч и использовать их в речи) ФИЗМИНУТКА | Сформулировать задачи урока | Регулятивные: определять цель; - планировать деятельность с помощью учителя. Коммуникативные: высказывать свою мысль. Познавательные: строить речевое высказывание. | Развитие речи; стремление к речевому самосовершенствованию |
V. Первичное закрепление (фиксация предметных, метапредметных и личностных результатов). Цель: построение, фиксация и применение нового (предметных, метапредметных и личностных результатов) — включение нового в систему усвоенного; закрепление нового при выполнении практических заданий; первичное проектирование индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изученной теме, в формировании метапредметных и личностных результатов. | ||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Формируемые УУД: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные. | Планируемые результаты: предметные; метапредметные; личностные. |
1.Организует поисковую работу. 2. Предлагает прочитать текст на стр. 61 | -Работают в парах; - находят имена сущ, выписывают их, определяют род и число, делают вывод; - корректируют результаты деятельности в парах на основе правильных ответов. Пересказывают текст напарнику, задают вопросы. | Выписать в тетрадь все имена сущ., определить их род и число. Можно ли от них образовать форму мн.ч.? Текст. У плетня заросшая крапива обрядилась ярким перламутром и , качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром!» ( У плетня, крапива, перламутром, утром, делают вывод – от данных сущ. нельзя образовать форму мн.ч.) Задание: прочитать текст , пересказать напарнику, сформулировать вопрос к тому, что непонятно в тексте. | Познавательные: анализ объектов с целью подведения под понятие; - извлечение нужной информации; - осознанное построение речевого высказывания; -коммуникативные: изложенияе своего мнения; - агументация ; - учет разных мнений; - участие в диалоге. | Определять категорию рода, числа; - умение пересказывать; -умение работать в паре; - умение формулировать вопрос. |
VI. Диагностика (самодиагностика), рефлексия предметных, метапредметных и личностных результатов. Цель: самопроверка умений применять новое в типовых условиях - выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. | ||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Формируемые УУД: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные. | Планируемые результаты: предметные; метапредметные; личностные. |
1.Организует работу учащихся с упр.514 с последующей самопроверкой и самооцениванием; 2.упр .515. 3.Самостоятельная работа с проверкой, объясняет выполнение работы ( базовый уровень- 5 предлож. с сущ , имеющими форму только ед.ч., повышенный – текст из 4- 5 предлож.) 4.Организует работу по уточнению и конкретизации знаний, открытых на уроке | Выполняют упр.514: записывают имена сущ., имеющие только форму ед.ч., продолжают перечисление названий предметов по группам; - корректируют и оценивают результаты деятельности в парах на основе правильных ответов учащихся Составляют предложения или связный текст; - Слушают ответы одноклассников; -высказывают своё мнение; -корректируют и оценивают результаты своей работы. -Составляют кластер; - формулируют конечный результат своей работы на уроке | Упр.514 ( 9 слов по 3 в каждом ряду) – 3 б. (6 слов по 2 в каждом ряду)- 2 б. Упр.515 ( устно) Составить : ( базовый уровень- 5 предлож. с сущ , имеющими форму только ед.ч., повышенный – текст из 4- 5 предлож.) 5 предлож.- 2 б., текст- 4 б. Попробуйте составить кластер по теме « Число имен существительных». Вспомнить, какие задачи ставили в начале урока и выполнили ли мы их? | Регулятивные: оценить степень успешности выполнения задания; - корректировка; - самооценка Коммуникативные: соблюдение правил речевого поведения; - создавать письменный текст. Познавательные: осознанное построение речевого высказывания; Регулятивные: - коррекция результатов своей деятельности; - оценивание степени успешности Познавательные: представлять информацию в сжатом виде; - обобщать, делать выводы Коммуникативные: Излагать свое мнение и участвовать в диалоге. Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в учебной детельности | - правильное произношение слов ; -Демонстрировать умение употреблять сущ., имеющие форму только ед.ч.- |
VII. Рефлексия Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | ||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Формируемые УУД: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные. | Планируемые результаты: предметные; метапредметные; личностные. |
Организует работу по рефлексии учащихся | Устно продолжают высказывания | Устно продолжить высказывание:
Итоги урока: 11-12 б- «5» 9-10 б-«4» 6-8 б.- «3» | Регулятивные: оценка процессов и результатов деятельности | - развитие речи учащихся; - самооценка своей деятельности |
VIII. Проектирование дифференцированного домашнего задания. Цель: составление индивидуального маршрута выполнения домашнего задания как части коллективного проекта в соответствии с индивидуальными возможностями и предметной подготовленностью учащегося. | ||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Формируемые УУД: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные. | Планируемые результаты: предметные; метапредметные; личностные. |
Объясняет выполнение домашнего задания | Делают выбор, записывают домашнее задание | Базовый уровень: упр.517 Повышенный уровень: составить связный текст на тему « В продовольственном магазине» с использованием существительных только одного числа. | Регулятивные: умение объективно оценивать степень усвоения изученного материала | Составление связного текста( письменная речь) |
Используемая литература:
- Русский язык. 5 класс. Конспекты уроков. Томарова Т.Н.
- Поурочные разработки по русскому языку.5 кл. Егорова Н.В.
- Игровые технологии на уроках русского языка 5-9 класс. Пташкина В.Н.
- Русский язык. Планируемые результаты. Цыбулько И.П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок 5 класс ФГОС "ИМена существительные,которые имеют форму только единственного числа"
Урок разработан в соответствии с ФГОС...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему "Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа"
В технологической карте урока представлен подробный план работы учителя и учащихся по данной теме. Указаны формируемые универсальные учебные действия на каждом этапе урока....
Технологическая карта урока русского языка по ФГОС в 5 классе по теме: «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа».
В материале представлена технологическая карта урока с учетом требований ФГОС по теме: "Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа"....
Технологическая карта урока русского языка "Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа" (5 класс)
В данной технологической карте прописаны цели урока, планируемые результаты, этапы урока, деятельность учителя и учеников, формируемые УУД, дидактический материал....
Презентация на тему: «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа».5 класс.
Цели презентации: познакомиться с существительными, которые имеют форму только единственного числа; находить эти существительные; употреблять указанные существительные; включить в систему знаний новый...
Технологическая карта урока русского языка по ФГОС ООО в 5 классе по теме «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа».
Технологическая карта урока русского языка по ФГОС ООО...