Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме "Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Технологическая карта урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Матрица технологической карты урока

Учитель

Смирнова Галина Владимировна

Предмет:

Русский язык

Класс:

5

Тип урока:

Открытие новых знаний

Форма урока:

Индивидуальная, парная

Технологии:

Здоровьесберегающие, личностно-ориентированное обучение, разноуровневое обучение, игровая технология

УМК:

М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова

Тема

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа

Цели:

 - содержательная (образовательная):

Создать оптимальные условия для открытия нового знания по теме « Имена существительные, которые имеют только форму единственного числа»

 - деятельностная:

Формировать образовательные компетенции учащихся в предметной области « Русский язык» по теме урока

Задачи:

научить различать существительные, имеющие обе формы числа, и существительные, имеющие только одну форму;

научить находить имена существительные , имеющие только форму единственного числа;

формировать УУД( личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные)

Основные понятия:

Имя существительное как часть речи. Число имен существительных.

Межпредметные связи

Литература, технология.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник « Русский язык.5 класс, авторы М. Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова.- М.: « Просвещение» 2015 г.

Толковый словарь под ред С.И. Ожегова

Формы контроля:

- фронтальная ( устный опрос)

-самоконтроль

-рейтинговый ( баллы)

-творческое применение( кластер)

Организация образовательного пространства урока

I. Организационный (мотивационный).

Цель: создание условий для включения учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Формируемые УУД:  личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные.

Планируемые результаты: предметные; метапредметные; личностные.

Приветствие ребят: «Добрый день, ребята! Я рада вас видеть и хочу начать совместную работу с вами. Давайте пожелаем друг другу удачи и хорошего настроения.

Приветствуют учителя, записывают дату урока и оставляют строчку для записи темы урока.

Открыть тетради, записать дату

Личностные: уважение друг к другу;

Регулятивные:  саморегуляция.

Коммуникативные: умение слушать.

II. Целеполагание

Цель: постановка цели учебной деятельности на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что неизвестно: выбор (проектирование) способов и средств ее реализации.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Формируемые УУД:  личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные.

Планируемые результаты: предметные; метапредметные; личностные.

Вопрос классу: С какой темой мы познакомились на прошлом уроке? Предлагает разминку.

- отвечают на вопросы учителя;

- выписывают существительные, имеющие только форму мн.ч.;

- называют выписанные слова;

- составляют предложения и зачитывают их;

-корректируют и оценивают результаты деятельности на основе правильных ответов

Ворота, очки, тиски, чернила, опилки, хлопоты, горелки грабли.

8 слов- 3 б.

7 слов- 2 б.

5-6 сов- 1 б.

2 предложения- 2 б.

Из данных слов выписать имена существительные, которые имеют форму только мн.ч. Составить и записать 2 предложения с любыми из них, связанными  с темой «труд».; дать л.з.слов тиски, горелки

Буквы, вербы, ворота, очки, метели, тиски, вьюги, чернила, опилки, грабли, портфели, хлопоты,  леса.

Личностные: воспитывать   трудолюбие;

Регулятивные: оценивать степень успешности выполнения задания.

Познавательные: извлекать нужную  информацию; осознанно строить речевое высказывания.

Коммуникативные: излагать свое  мнение в устной форме.

-Различать существительные, имеющие обе формы числа, и имеющие только одну форму ;

- развитие речи учащихся;

III.Актуализация знаний (предметных, метапредметных и личностных результатов)

Цель: первичная рефлексия: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»(фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии) — контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном в целях обнаружения отклонений и отличий от эталона, то есть постановка проблемы исследования

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Формируемые УУД:  личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные.

Планируемые результаты: предметные; метапредметные; личностные.

Организует игру «Третий лишний», подводит учащихся к формулированию темы урока.

 

Находят « третье лишнее» ( по их мнению, бывают ошибочные)

Найдите 3-е лишнее слово в каждой строке.

  1. Сахар, стол, конь.
  2. Песня, лошадь, удивление.
  3. Оценка, вечер, детвора.
  4. ( сахар, удивление, детвора)

Регулятивные: учиться делать предположения.

Познавательные : анализировать объект с целью выявления признаков.

Коммуникативные: излагать и аргументировать своё мнение; участвовать в диалоге.; учиться принимать разные мнения.

Находить существительные, имеющие только форму единственного числа.

IV. «Открытие» учащимися новых знаний

Цель: первичное проектирование индивидуального маршрута приращения нового.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Формируемые УУД:  личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные.

Планируемые результаты: предметные; метапредметные; личностные.

Вопрос учителя: Почему эти слова являются ««лишними»? Какое мы можем сделать открытие? Какова тема нашего урока?

- Делают открытие: есть существительные, которые имеют только форму ед.ч., а не все сущ. могут иметь 2 числа;

- отвечают на вопросы учителя;

- выявляют проблему, которую надо решить;

- записывают тему урока и формулируют задачи .( находить сущ., имеющие форму только ед.ч и использовать их в речи)

ФИЗМИНУТКА

Сформулировать задачи урока

Регулятивные: определять цель;

- планировать деятельность с помощью учителя.

Коммуникативные: высказывать свою мысль.

Познавательные: строить речевое высказывание.

Развитие речи; стремление к речевому самосовершенствованию

V. Первичное закрепление (фиксация предметных, метапредметных и личностных результатов).

Цель: построение, фиксация и применение нового (предметных, метапредметных и личностных результатов) — включение нового в систему усвоенного; закрепление нового при выполнении практических заданий; первичное проектирование индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изученной теме, в формировании метапредметных и личностных результатов.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Формируемые УУД:  личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные.

Планируемые результаты: предметные; метапредметные; личностные.

1.Организует поисковую работу.

2. Предлагает прочитать текст на стр. 61

-Работают в парах;

- находят имена сущ, выписывают их, определяют род и число, делают вывод;

- корректируют результаты деятельности в парах на основе правильных ответов.

Пересказывают текст напарнику, задают вопросы.

 Выписать в тетрадь все имена сущ., определить их род и число.  Можно ли от них образовать форму мн.ч.?

Текст.

У плетня заросшая крапива обрядилась ярким перламутром и , качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром!»

( У плетня, крапива, перламутром, утром, делают вывод – от данных сущ. нельзя образовать форму мн.ч.)

 Задание: прочитать текст , пересказать напарнику, сформулировать вопрос к тому, что непонятно в тексте.

Познавательные: анализ объектов с целью подведения под понятие;

- извлечение нужной информации;

- осознанное построение речевого высказывания;

-коммуникативные: изложенияе своего мнения;

- агументация ;

- учет разных мнений;

- участие в диалоге.

Определять категорию рода, числа;

- умение пересказывать;

-умение работать в паре;

- умение формулировать вопрос.

VI. Диагностика (самодиагностика), рефлексия предметных, метапредметных и личностных результатов.

Цель: самопроверка умений применять новое в типовых условиях - выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Формируемые УУД:  личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные.

Планируемые результаты: предметные; метапредметные; личностные.

1.Организует работу учащихся с упр.514 с последующей самопроверкой и самооцениванием;

2.упр .515.

3.Самостоятельная работа с проверкой, объясняет выполнение работы ( базовый уровень- 5 предлож. с сущ , имеющими форму только ед.ч., повышенный – текст из 4- 5 предлож.)

4.Организует работу по уточнению и конкретизации знаний, открытых на уроке

Выполняют упр.514: записывают имена сущ., имеющие только форму ед.ч., продолжают перечисление названий предметов по группам;

- корректируют и оценивают результаты деятельности в парах на основе правильных ответов учащихся

Составляют предложения или связный текст;

- Слушают ответы одноклассников;

-высказывают своё мнение;

-корректируют и оценивают результаты своей работы.

-Составляют кластер;

- формулируют конечный результат своей работы на уроке

Упр.514

( 9 слов по 3 в каждом ряду) – 3 б.

(6 слов  по 2 в каждом ряду)- 2 б.

Упр.515 ( устно)

Составить :

( базовый уровень- 5 предлож. с сущ , имеющими форму только ед.ч., повышенный – текст из 4- 5 предлож.)

5 предлож.- 2 б., текст- 4 б.

Попробуйте составить кластер по теме « Число имен существительных».

Вспомнить, какие задачи ставили в начале урока и выполнили ли мы их?

Регулятивные: оценить степень успешности выполнения задания;

- корректировка;

- самооценка

Коммуникативные: соблюдение правил речевого поведения;

- создавать письменный текст. Познавательные: осознанное построение речевого высказывания;

Регулятивные:  - коррекция результатов своей деятельности;

- оценивание степени успешности

Познавательные: представлять информацию в сжатом виде;

- обобщать, делать выводы

Коммуникативные: Излагать свое мнение и участвовать в диалоге.

Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха  в учебной детельности

- правильное произношение слов ;

-Демонстрировать умение употреблять сущ., имеющие форму только ед.ч.-

VII. Рефлексия

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Формируемые УУД:  личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные.

Планируемые результаты: предметные; метапредметные; личностные.

Организует работу по рефлексии учащихся

Устно продолжают высказывания

Устно продолжить высказывание:

  1. Сегодня на уроке я узнал, что…..
  2. Урок помог мне ….
  3. Я испытал затруднение в…..

Итоги урока:

11-12 б- «5»

 9-10 б-«4»

6-8 б.- «3»

Регулятивные: оценка процессов и результатов деятельности

- развитие речи учащихся;

- самооценка своей деятельности

VIII. Проектирование дифференцированного домашнего задания.

Цель: составление индивидуального маршрута выполнения домашнего задания как части коллективного проекта в соответствии с индивидуальными возможностями и предметной подготовленностью учащегося.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Формируемые УУД:  личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные.

Планируемые результаты: предметные; метапредметные; личностные.

Объясняет выполнение домашнего задания

Делают выбор, записывают домашнее задание

Базовый уровень: упр.517

Повышенный уровень: составить связный текст на тему « В продовольственном магазине» с использованием существительных только одного числа.

Регулятивные: умение объективно оценивать степень усвоения изученного материала

Составление связного текста( письменная речь)

 Используемая литература:

  1.  Русский язык. 5 класс. Конспекты уроков. Томарова Т.Н.
  2. Поурочные разработки по русскому языку.5 кл. Егорова Н.В.
  3. Игровые технологии на уроках русского языка 5-9 класс. Пташкина В.Н.
  4. Русский язык. Планируемые результаты. Цыбулько И.П.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему "Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа"

В технологической карте урока представлен подробный план работы учителя и учащихся по данной теме. Указаны формируемые универсальные учебные действия на каждом этапе урока....

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС в 5 классе по теме: «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа».

В материале представлена технологическая карта урока с учетом требований ФГОС по теме: "Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа"....

Технологическая карта урока русского языка "Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа" (5 класс)

В данной технологической карте прописаны цели урока, планируемые результаты, этапы урока, деятельность учителя и учеников, формируемые УУД, дидактический материал....

Презентация на тему: «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа».5 класс.

Цели презентации: познакомиться с существительными, которые имеют форму только единственного числа; находить эти существительные; употреблять указанные существительные; включить в систему знаний новый...