Урок по русскому языку "Работа со сплошным текстом"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Зоя Викторовна Панькова

Формирование умений читательской грамотности при помощи информационного текста «Ворона»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_uroka_rabota_so_sploshnym_tekstom.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет:___русский язык    

Тема урока:    Работа со сплошным текстом».

Тип урока:  Урок «открытия» нового знания

Деятельностная цель: Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне, обеспечение готовности учащихся к включению в продуктивную обучающую деятельность

Образовательная цель: формирование умений читательской грамотности при помощи информационного текста «Ворона»

Задачи:

  1. находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде;
  2. преобразовывать информацию из одного вида в другой, сжимать и обрабатывать информацию;

находить информацию в тексте и соотносить её с реальным жизненным опытом и делать простые выводы

Формирование УУД:

Личностные действия: Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

мобилизация внимания, положительный настрой на работу

Регулятивные действия: сравнивают версии, осуществляют контроль, коррекцию, оценку действий

Познавательные действия: умение анализировать; выделять основную мысль из поступившей информации.

Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, умение слушать и слышать, выражение своих мыслей с достаточной точностью и полнотой

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

  1. Организационный момент (1-2 минуты)

  1. Актуализация знаний

(4-5 минут)

  1. Постановка учебной задачи (4-5 минут)

Формулирование темы и задач занятия.

  1. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)

(7-8 минут)

  1. Первичное закрепление

(4-5 минут)

Физкультминутка

  1. Самостоятельная работа .

Самоанализ и самоконтроль.

(4-5 минут)

  1. Рефлексия      деятельности.

  1. (Итог урока 2-3 минуты)

Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в учебный процесс

-  Ребята, Вы хотели бы найти клад? А что это такое?

-  Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Именно, за таким кладом мы сегодня отправимся. Это знания!.

Итак, в путь!

Цель: мотивирование к учебной деятельности.

Ребята, сегодня мы выполняем обычную, но очень важную работу. Настройтесь на то, что знания, приобретенные на этом занятии, пригодятся вам, чтобы больше узнать о представителях животного мира.

О ком мы сегодня будем говорить, вы мне ответите, отгадав загадку:

Во дворе я — королева.

Вон мой дом, на ветке слева.

Птица в перьях серо-черных,

Я умна, хитра, проворна.

О ком мы сегодня будем говорить?

Верно! Молодцы! Сегодня мы будем работать с информационным текстом о Вороне. Перед вами лежат листы для записи информации. Не обязательно писать всем, выберете одного, кто будет вести учетные записи.

Работать вы будете в группах (заранее распределены на 3 подгруппы по 3-4 человека). А чтобы работа наша прошла плодотворно, давайте вспомним правила работы в группе.

Верно, работая в группе, нужно уважать мнение других, приходить к компромиссу. Эти правила пригодятся вам не только на уроке, но и в обычной жизни.

  1. Ребята, скажите, а какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово ВОРОНА?

(записать все варианты детей: это птица, сидит на дереве, громко каркает, машет крыльями).А знаете ли вы, что Ворона и Ворон, совершенно разный вид птиц?(нет) А почему ее так называют? (нет) А где предпочитает селится Ворона? (нет). А чем она питается?(нет). Чтобы это узнать, что для этого нужно сделать?(найти информацию в интернете или прочитать информацию в каком-нибудь источнике)

Высказывают собственное мнение, приходят к единой точке зрения.

- Нужно найти информацию.

Ворона)

Вашему вниманию предлагается три текста (тексты, обозначенные номерами лежат перед каждым ребенком), которые разные по содержанию, но объединены одной темой. Читать мы их будем с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания прочитанного, а другие – на прогноз содержания последующего отрывка.

Текст читается педагогом(дети «читают», следят глазами по тексту за учителем).

Работа с текстом №1

(после прочтения первого отрывка)

1.Вы прочитали первый отрывок из текста, о чём он? (ответы детей).

Ответьте на вопрос находя информацию в тексте, запишите свои ответы на листок. Напишите вверху название листка – ВОРОНА. Обозначьте задание №1.

  1. Чем обладают эти птицы? (Умом и сообразительностью)
  2. Где предпочитает жить Ворона? (по соседству с человеком)
  3. Какой внешний вид этой птицы? (худощавая; длинные, тонкие ноги, конусообразный клюв; узкие длинные крылья; оперение черное с зеленоватым оттенком)

2.Как вы думаете, о чем дальше пойдет речь? Что мы ещё можем узнать об этой птице?

(ответы детей,) Возможно, и, чтобы это проверить переходим к чтению следующего отрывка. Учитель читает, а дети следят глазами по тексту за учителем.

О чем данный отрывок текста? (о том, чем питается ворона).

Запишите в своих листочках Задание №2. Кратко запишите ответы на вопросы:

2.1 Чем питается ворона? (рыбой, лягушками, яйцами и птенцами других птиц).

2.2 Что делают Вороны в поисках пропитания? (Объединяются в стайки).

2.3 Где они еще могут добыть себе пропитание? (на свалках)

2.4 Перечислите, где встречается Ворона. (в России, Европе, Азии, Северной Америке, Северной Африке).

2.5 Где любит селится эта птица? (в лесистой местности, а в северных регионах обустраивает гнезда в горах)

Молодцы!

Нам пора сделать небольшой перерыв.

Учитель предлагает детям отдохнуть, выполнив физминутку в форме считалки.

Раз, два, три, четыре, пять!

(Шагаем на месте)

Все умеем мы считать!

(Хлопаем в ладоши)

Отдыхать умеем тоже

(Прыжки на месте)

Руки за спину положим,

(Спрятали руки за спину)

Голову поднимем выше

(Руки на поясе, голову подняли выше)

И легко — легко подышим...

(Громкий вдох-выдох)

Молодцы! Продолжим нашу работу.

Работа с текстом №3

Как вы думаете, о чём нам может рассказать следующий текст?

(вариант ответа: интересные факты о птице)

Давайте прочитаем текст №3

Учитель читает текст, а дети продолжают следить глазами по тексту.

(после прочтения первого отрывка)

Вы прочитали третий отрывок из текста, о чём он? (ответы детей).

Ответьте на вопрос находя информацию в тексте, запишите свои ответы на листок под заголовком Задание №3

А теперь давайте ответим на вопросы.

Почему ее так назвали? (Из-за окраски оперения)

Как трапезничают эти птицы? (Вместе, стайками)

Как они хитрят закапывая остатки пищи? (делают вид, что закапывают)

Что устаивают Вороны по погибшему сородичу? (Панихиду. Кружат стайкой в воздухе, а потом садятся рядышком и молчат).

Простое ли КАР мы слышим? (Нет орнитологи отмечают тональность этих звуков. Знаки тревоги, беспокойства, опасности и другие).

Молодцы! А как вы думаете, что мы еще не знаем о вороне? Желаете узнать больше?

Итак, что же мы узнали о Вороне?

Я предлагаю вам ответить на ряд вопросов по прочитанным текстам в форме викторины.

Вам необходимо перейти по ссылке и ответить на вопросы.

У леса Костя увидел большую ворону. У вороны было сломано крыло. Мальчик притащил ворону домой.

Дома он нашёл большую клетку. Костя вынес клетку во двор. В клетку он поставил чашку с водой и впустил ворону.

Ворона привыкла к людям. Она стала выходить из клетки и гулять по двору. Так она прожила зиму. Весной она улетела.


Вопросы плана.

1. Дать заглавие

2.Кого увидел в лесу Костя?

3.Что он сделал?

4.Как ухаживал Костя за вороной?

5.Как вела себя ворона?

6.Что произошло весной?

А сейчас предлагаю оценить свою работу на занятии.

Перед вами смайлики. Выберите тот, который отражает ваше настроение после занятия.

Оценивание

Включение в работу, самоопределение

Читают тексты. Работают в группах  с текстами по нахождению необходимой информации.

Формулируют тему, определяют задачи

Высказывают собственное мнение.

 

Читают тексты. Работают в группах  с текстами по нахождению необходимой информации.

Заполняют таблицу   «сведениями из текста

Учащиеся высказывают предположения, читают текст .

Выполняют упражнения за учителем

Читают текст, отвечают на вопросы, работают с оценочными листами

Учащиеся высказывают предположения

Читают текст, отвечают на вопросы, работают с оценочными листами

Выполнение самостоятельной работы, прочитать, ответить на вопросы.

Личностные

Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

мобилизация внимания, положительный настрой на работу.

Коммуникативные

умение слушать и слышать, выражение своих мыслей с достаточной точностью и полнотой

Познавательные

Умение анализировать; выделять основную мысль из поступившей информации.

Коммуникативные

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, умение слушать и слышать, выражение своих мыслей с достаточной точностью и полнотой

Коммуникативные:

умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами; использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать

 Регулятивные:

сравнивают версии, осуществляют контроль, коррекцию, оценку действий

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами; использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Регулятивные:

 давать

оценку действий

Регулятивные:

сравнивают версии, осуществляют контроль, коррекцию, оценку действий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Работа над сжатием текста

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Работа над сжатием текста....

Урок по русскому языку: Художественный и научный текст.

Урок развития речи. Учащиеся учатся создавать тексты  художественного и научного стиля....

Технологическая карта урока по русскому языку "Роль наречий в тексте"

Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе (проектно - исследовательская деятельность)...

Урок родного русского языка "Речь. Речевая деятельность. Текст"

Урок родного русского языка построен на игровой технологии с элементами интеграции с литературой и искусством....

Технологическая карта урока "Текст-описание. Работа со сплошным текстом".

Даннный материал можно использовать на уроках русского языка, посвященных развитию речи в рамках изучения темы "Типы речи", "Текст", "Описание как тип речи". Основная ауд...

Конспект открытого урока по русскому языку в 7 классе "Текст. Стили речи"

дать представление о публицистическом стиле, его особенностях, жанрах, сфере употребления; формировать умение «узнавать» тексты публицистического стиля, строить предложения и связные текст...