Технологическая карта урока "Текст-описание. Работа со сплошным текстом".
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Даннный материал можно использовать на уроках русского языка, посвященных развитию речи в рамках изучения темы "Типы речи", "Текст", "Описание как тип речи". Основная аудитория - учащиеся 5-6 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет | Русский язык | Класс – 5 | ||
Тема | Текст-описание. Работа со сплошным текстом | |||
Цель | расширение и обогащение знаний обучающихся о тексте; закрепление умения распознавать стиль текста; развитие мышления (логического, критического), внимания, памяти | |||
Задачи | Образовательные: создать условия для необходимости управлять своей деятельностью, проявлять инициативу и самостоятельность. Развивающие: способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, развивать навыки грамотного письма. Воспитательные: Воспитывать уважение друг другу при работе в группе, ответственность и самостоятельность при выполнении заданий. | |||
Планируемые результаты | ||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||
Знать: типы текстов, отличительные особенности описания как типа текста Уметь: правильно определять типы текстов | Регулятивные УУД: выполнять учебное задание по алгоритму, формулировать вопрос по учебному материалу, осуществлять взаимооценку и самооценку учебной деятельности. Познавательные УУД: анализировать и извлекать необходимую информацию, работать с информацией лингвистическим материалом, выстраивать причинно-следственные связи,. Коммуникативные УУД: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, умение задавать вопросы. | Личностные УУД: Осознание значимости данного умения для грамотного письма. Ценностное отношение к совместной познавательной деятельности. Формировать желание приобретать новые знания и умения. Участвовать в творческом процессе, уметь проводить самооценку и взаимооценку деятельности. | ||
Методы обучения | Проблемно – поисковое обучение, технология оценивания образовательных результатов. Приемы: анализ, самоанализ, создание собственного речевого высказывания. | |||
Формы организации деятельности учащихся | Фронтальная, парная, индивидуальная, групповая | |||
Тип урока | Урок «открытия» новых знаний. |
Этапы | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые УУД |
Организационный (2-3 минуты) | Слова учителя: «Здравствуйте, ребята! Хочу пожелать всем творческих успехов на уроке и надеюсь, что для каждого из вас урок будет полезен и интересен». | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку, создает эмоциональный настрой. | Слушают приветствие, записывают число и слова «классная работа» | Стремление к получению новых знаний, познавательный интерес (Л) |
Этап мотивации (3-4 минуты) | Учитель опрашивает учащихся, используя приём «Верите ли вы …» 1. Верите ли вы, что тексты бывают разные? 2. Верите ли вы, что прилагательные играют важную роль в нашей речи? 3. Верите ли вы, что работать с текстом интересно? 4. Верите ли вы, что работа с текстом не влияет на развитие речи ребёнка? | Задаёт вопросы, обащаясь к учащимся. Создает положительную мотивацию у учащихся на урок. | Слушают и отвечают на вопросы. | |
Актуализация знаний.(5-7 минут) | Проверка домашнего задания. | Проверяет полученные ранее знания. Создаёт условия для проблемной ситуации. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Выявление места и причины затруднения. | Комментируют выполнение домашнего задания. Применяют изученные орфографические правила | Строить речевое высказывание в устной форме (К) Возможность существования разных точек зрения (К) Высказывать предположения (Р) |
Открытие новых знаний (8-10 минут) | Учитель включает на интерактивной доске слайд с двумя текстами о кошках типа описания, один научного стиля, другой — художественного. 1-й текст. Кошка — любимое домашнее животное, пушистое, ласковое, мягкое и мурлычащее. Кошек люди приручили в глубокой древности, а в некоторых странах она была священным животным. Люди любят кошек за красоту и ласковость. Кошки бывают чёрными, белыми, серыми и рыжими. Часто встречаются кошки смешанного окраса из названных цветов. 2-й текст. Котичек-коток — серенький лобок. Ласков Вася, да хитёр; лапки бархатные, коготок остёр. У Васютки — ушки чутки, усы длинные, шубка шёлковая. Ласкается кот, выгибается, хвостиком виляет, глазки закрывает, песенку поёт, а попалась мышка — не прогневайся! Глазки-то большие, лапки, что стальные, зубки-то кривые, когти выпускные! Учитель задаёт вопрос учащимся: — Ребята, прочитайте и сравните данные тексты. Чем они отличаются и что у них общего? — Слова какой части речи в этих текстах несут основную смысловую нагрузку? — Прочитайте ещё раз тексты, пропуская прилагательные. Что получилось? — Какой мы сделаем вывод? | Организует работу по анализу материала и побуждает к высказыванию своего мнения. Организует работу с текстом при помощи технологии изучающего чтения. | Анализируют материал для наблюдений После наблюдений в группах высказывают свои гипотезы. Сравнивают свои выводы с правилом учебника, дополняют информацией из учебника. Составляют алгоритм. | Работать в группе (К) Слышать и понимать речь других (К) Стремление к получению новых знаний (Л) Соотносить результат своей деятельности с образцом (П) |
Целеполагание (2-3 минуты) | — Какая тема будет у сегодняшнего урока? Призывает сформулировать и записать тему урока: «Тип речи – описание». | Помогает учащимся сформулировать тему и осуществить целеполагание. | Формулируют тему, записывают в тетради. | Выделять главное (К) |
Закрепление (20 минут) | Включает на интерактивной доске текст «Весна», в котором пропущены слова — прилагательные. Весна Пригрело ... солнышко. На ... полянке начал таять снег. С пригорка на ложбинке побежал ... ручеёк, наполнил до краёв ..., ... лужу, перелился через край и дальше в лес побежал. Опустели ... квартиры в ... пне. Проснулась ящерица, выбралась из норки на самый пенёк. И лягушка тоже от ... сна очнулась. Ожил под ... ... солнцем и ... ... дом — муравейник. Вместо ... квартир теперь на полянке появились новые — ... Объявляет учащимся: — Сейчас вы будете выполнять клоуз-тест. Это текст с пропущенными словами, в данном случае — прилагательными. Ваша задача — подобрать подходящие по смыслу прилагательные и вставить их. Полученный текст запишите. Работу выполняем в парах. После выполнения задания просит прочитать несколько работ, затем предлагает сравнить тексты с авторским, который появляется на доске в полном объёме. Предлагает подумать, чья работа оказалась ближе всех к оригиналу, и сделать вывод о роли прилагательных в текстах описания. Весна Пригрело весеннее солнышко. На лесной полянке начал таять снег. С пригорка на ложбинке побежал весёлый ручеёк, наполнил до краёв большую, глубокую лужу, перелился через край и дальше в лес побежал. Опустели зимние квартиры в старом пне. Проснулась ящерица, выбралась из норки на самый пенёк. И лягушка тоже от зимнего сна очнулась. Ожил под тёплым весенним солнцем и огромный лесной дом — муравейник. Вместо зимних квартир теперь на полянке появились новые — весенние. (Г. Скребицкий) Просит разделиться на группы и в рамках групповой работы составить вопросы к тексту, используя прием «Тонкие и толстые вопросы». | Организует групповую работу по анализу материала для наблюдений и работу с текстом, просит детей представить результаты работы и сделать выводы. | Выполняют задание, данное учителем: обсуждают вопросы, делятся своими вариантами, приходят к общему мнению. | Планировать способы совместной деятельности (К) Контролировать свое время (Р) Находить и исправлять ошибки (Р) |
Итог урока. (2 минуты) | Ребята, наш урок подходит к концу. Подведем итоги нашей работы. Какую цель вы ставили перед собой в начале урока? Достигли ли вы её? Что вы делали, чтобы ее достичь? (спросить 2-3 учеников) | Подводит итоги урока, делает обобщение. | Подводят итоги своей деятельности, оценивают самостоятельно свою работу и выставляют оценки | Уметь оценивать свою деятельность (Р) |
Рефлексия (2 минуты) | Предлагает учащимся дописать предложения: • сегодня я узнал(а) ... • было интересно (не интересно) ... • я понял(а), что могу ... • я попробую ... Объявляет: -Приятно видеть, ребята, что вы все сегодня хорошо поработали, и весь наш класс наполнен улыбками. Проводит анализ рефлексии. | Организует рефлексию | Анализируют и фиксируют уровень усвоенного | Уметь анализировать свою деятельность (Р) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Универсальная технологическая карта урока при работе с текстами на уроках английского языка
Универсальная технологическая карта урока при работе с текстами на уроках английского языка...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/02/picture-1195108-1575307936.jpg)
Технологическая карта урока «Механическая работа. Единицы работы»
Устанавливание причинно-следственных связей изучения физической величины, использование знаний о механической работе в повседневной жизни....
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/21/picture-1334602-1621583577.jpg)
МНЕМОТЕХНИКА - Применение методики Карты памяти для работы с лексикой, текстами и монологическими высказываниями
Интеллектуальные карты для работы с лексикой, текстами и монологическими высказываниями...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/19/picture-535776-1639889493.jpg)
Технологическая карта по русскому языку "Назывной план текста", 6 класс
Технологическая карта по русскому языку "Назывной план текста", 6 класс( по Е.А.Быстровой)...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/18/picture-1496486-1700309556.jpg)
Презентация к уроку "Работа со сплошным текстом"
Развитие читательской грамотности на примере работы со сплошным текстом...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/18/picture-1496486-1700309556.jpg)
Урок по русскому языку "Работа со сплошным текстом"
Формирование умений читательской грамотности при помощи информационного текста «Ворона»...
Технологическая карта урока информатики 7 класс "Форматирование текста"
В данной разработке даётся описание примерных этапов урока по теме "Работа с информацией"....