Технологическая карта урока "Текст-описание. Работа со сплошным текстом".
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Вавилина Елизавета Владимировна

Даннный материал можно использовать на уроках русского языка, посвященных развитию речи в рамках изучения темы "Типы речи", "Текст", "Описание как тип речи". Основная аудитория - учащиеся 5-6 классов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta_sayt.docx24.91 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет

Русский язык

Класс – 5

Тема

Текст-описание. Работа со сплошным текстом

Цель

расширение и обогащение знаний обучающихся о тексте; закрепление умения распознавать стиль текста; развитие мышления (логического, критического), внимания, памяти

Задачи

Образовательные: создать условия для необходимости управлять своей деятельностью, проявлять инициативу и самостоятельность.

Развивающие: способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, развивать навыки грамотного письма.

Воспитательные: Воспитывать уважение друг другу при работе в группе, ответственность и самостоятельность при выполнении заданий.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать:  типы текстов, отличительные особенности описания как типа текста

Уметь: правильно определять типы текстов

Регулятивные УУД: выполнять учебное задание по алгоритму, формулировать вопрос по учебному материалу, осуществлять взаимооценку и самооценку учебной деятельности.

Познавательные УУД: анализировать и извлекать необходимую информацию, работать с информацией лингвистическим материалом, выстраивать причинно-следственные связи,.

Коммуникативные УУД: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, умение задавать вопросы.

Личностные УУД: Осознание значимости данного умения для грамотного письма. Ценностное отношение к совместной познавательной деятельности. Формировать желание  приобретать новые знания и умения. Участвовать в творческом процессе, уметь проводить самооценку и взаимооценку деятельности.

Методы обучения

Проблемно – поисковое обучение, технология оценивания образовательных результатов.

Приемы: анализ, самоанализ, создание собственного речевого высказывания.

Формы организации деятельности учащихся

Фронтальная, парная, индивидуальная, групповая

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний.

Этапы

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые УУД

Организационный (2-3 минуты)

Слова учителя: «Здравствуйте, ребята! Хочу пожелать всем творческих успехов на уроке и надеюсь, что для каждого из вас урок будет полезен и интересен».

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку, создает эмоциональный настрой.

Слушают приветствие, записывают число и слова «классная работа»

Стремление к получению новых знаний, познавательный интерес (Л)

Этап мотивации (3-4 минуты)

Учитель опрашивает учащихся, используя приём «Верите ли вы …»

1. Верите ли вы, что тексты бывают разные?

2. Верите ли вы, что прилагательные играют важную роль в нашей речи?

3. Верите ли вы, что работать с текстом интересно?

4. Верите ли вы, что работа с текстом не влияет на развитие речи ребёнка?

Задаёт вопросы, обащаясь к учащимся. Создает положительную мотивацию у учащихся на урок.

Слушают и отвечают на вопросы.

Актуализация знаний.(5-7 минут)

Проверка домашнего задания.

Проверяет полученные ранее знания.

Создаёт условия для проблемной ситуации.

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Выявление места и причины затруднения.

Комментируют выполнение домашнего задания.

Применяют изученные орфографические правила

Строить речевое высказывание в устной форме (К)

Возможность существования разных точек зрения (К)

Высказывать предположения (Р)

Открытие новых знаний (8-10 минут)

Учитель включает на интерактивной доске слайд с двумя текстами о кошках типа описания, один научного стиля, другой — художественного.

 1-й текст.

Кошка — любимое домашнее животное, пушистое, ласковое, мягкое и мурлычащее. Кошек люди приручили в глубокой древности, а в некоторых странах она была священным животным. Люди любят кошек за красоту и ласковость. Кошки бывают чёрными, белыми, серыми и рыжими. Часто встречаются кошки смешанного окраса из названных цветов.

2-й текст.

Котичек-коток — серенький лобок. Ласков Вася, да хитёр; лапки бархатные, коготок остёр. У Васютки — ушки чутки, усы длинные, шубка шёлковая. Ласкается кот, выгибается, хвостиком виляет, глазки закрывает, песенку поёт, а попалась мышка — не прогневайся! Глазки-то большие, лапки, что стальные, зубки-то кривые, когти выпускные!

Учитель задаёт вопрос учащимся:

— Ребята, прочитайте и сравните данные тексты. Чем они отличаются и что у них общего?

— Слова какой части речи в этих текстах несут основную смысловую нагрузку?

— Прочитайте ещё раз тексты, пропуская прилагательные. Что получилось?

— Какой мы сделаем вывод?

Организует работу по анализу материала и побуждает к высказыванию своего мнения.

Организует работу с текстом при помощи  технологии изучающего чтения.

Анализируют материал для наблюдений

После наблюдений в группах высказывают свои гипотезы.

Сравнивают свои выводы с правилом учебника, дополняют информацией из учебника.

Составляют алгоритм.

Работать в группе (К)

Слышать и понимать речь других (К)

Стремление к получению новых знаний (Л)

Соотносить результат своей деятельности с образцом (П)

Целеполагание (2-3 минуты)

— Какая тема будет у сегодняшнего урока?

Призывает сформулировать и записать тему урока: «Тип речи – описание».

Помогает учащимся сформулировать тему и осуществить целеполагание.

Формулируют тему, записывают в тетради.

Выделять главное  (К)

Закрепление (20 минут)

Включает на интерактивной доске текст «Весна», в котором пропущены слова — прилагательные.

Весна

Пригрело ... солнышко. На ... полянке начал таять снег. С пригорка на ложбинке побежал ... ручеёк, наполнил до краёв ..., ... лужу, перелился через край и дальше в лес побежал. Опустели ... квартиры в ... пне. Проснулась ящерица, выбралась из норки на самый пенёк. И лягушка тоже от ... сна очнулась. Ожил под ... ... солнцем и ... ... дом — муравейник. Вместо ... квартир теперь на полянке появились новые — ...

Объявляет учащимся:

 — Сейчас вы будете выполнять клоуз-тест. Это текст с пропущенными словами, в данном случае — прилагательными. Ваша задача — подобрать подходящие по смыслу прилагательные и вставить их. Полученный текст запишите. Работу выполняем в парах.

После выполнения задания просит прочитать несколько работ, затем предлагает сравнить тексты с авторским, который появляется на доске в полном объёме. Предлагает подумать, чья работа оказалась ближе всех к оригиналу, и сделать вывод о роли прилагательных в текстах описания.

Весна

Пригрело весеннее солнышко. На лесной полянке начал таять снег. С пригорка на ложбинке побежал весёлый ручеёк, наполнил до краёв большую, глубокую лужу, перелился через край и дальше в лес побежал. Опустели зимние квартиры в старом пне. Проснулась ящерица, выбралась из норки на самый пенёк. И лягушка тоже от зимнего сна очнулась. Ожил под тёплым весенним солнцем и огромный лесной дом — муравейник. Вместо зимних квартир теперь на полянке появились новые — весенние. (Г. Скребицкий)

Просит разделиться на группы и в рамках групповой работы составить вопросы к тексту, используя прием «Тонкие и толстые вопросы».

Организует групповую работу по анализу материала для наблюдений и работу с текстом, просит детей представить результаты работы и сделать выводы.

Выполняют задание, данное учителем: обсуждают вопросы, делятся своими вариантами, приходят к общему мнению.

Планировать способы совместной деятельности (К)

Контролировать свое время (Р)

Находить и исправлять ошибки (Р)

Итог урока. (2 минуты)

Ребята, наш урок подходит к концу. Подведем итоги нашей работы.

Какую цель вы ставили перед собой в начале урока?

Достигли ли вы её? Что вы делали, чтобы ее достичь? (спросить 2-3 учеников)

Подводит итоги урока, делает обобщение.

Подводят итоги своей деятельности, оценивают самостоятельно свою работу и выставляют оценки

Уметь оценивать свою деятельность (Р)

Рефлексия (2 минуты)

Предлагает учащимся дописать предложения:

• сегодня я узнал(а) ...

• было интересно (не интересно) ...

 • я понял(а), что могу ...

• я попробую ...

Объявляет:

-Приятно видеть, ребята, что вы все сегодня хорошо поработали, и весь наш класс наполнен улыбками.

Проводит анализ рефлексии.

Организует рефлексию

Анализируют и фиксируют уровень усвоенного

Уметь анализировать свою деятельность (Р)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Универсальная технологическая карта урока при работе с текстами на уроках английского языка

Универсальная технологическая карта  урока  при работе с текстами на уроках английского языка...

Технологическая карта урока «Механическая работа. Единицы работы»

Устанавливание причинно-следственных связей изучения физической величины, использование знаний о механической работе в повседневной жизни....

МНЕМОТЕХНИКА - Применение методики Карты памяти для работы с лексикой, текстами и монологическими высказываниями

Интеллектуальные карты для работы с лексикой, текстами и монологическими высказываниями...

Технологическая карта по русскому языку "Назывной план текста", 6 класс

Технологическая карта по русскому языку "Назывной план текста", 6 класс( по Е.А.Быстровой)...

Презентация к уроку "Работа со сплошным текстом"

Развитие читательской грамотности на примере работы со сплошным текстом...

Урок по русскому языку "Работа со сплошным текстом"

Формирование умений читательской грамотности при помощи информационного текста «Ворона»...

Технологическая карта урока информатики 7 класс "Форматирование текста"

В данной разработке даётся описание примерных этапов урока по теме "Работа с информацией"....